Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок и продолжительность упражнений (занятие 6)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические рекомендации и упражнения для лекторов
1-я неделя: 1—2-е упражнения, 2 раза в день по 5 мин, включая отдых.
2-я неделя: 1—3 упражнения, 2 раза в день по 5 мин.
3-я неделя: 2—4 упражнения, 2 раза в день по 5— 10 мин.
4-я неделя: 4—5 упражнения, 2 раза в день по 10 мин; задержка дыхания до 10 сек.
5-я неделя: 4—5 упражнения, 2 раза в день по 10 мин; задержка дыхания до 20 сек.
6-я неделя: 4—6 упражнения, 2 раза в день по 15 мин; задержка дыхания до 30 сек.
7-я неделя: 4—7 упражнения, 2 раза по 10—15 мин.
8-я неделя, 9-я неделя, 10-я неделя: 4—8 упражнения, продолжительность та же.
11-я неделя, 12-я неделя: 7—8 упражнения, в соединении с речью на счете.
Дикция: отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] — [Д], [Д'] (занятие 6) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Согласные звуки [Т] и [Д] — парные, глухой и звонкий, взрывные. В речи часто наблюдается их искажение. Это можно объяснить неотчетливым, межзубным произношением из-за опущенного кончика языка или при шепелявости. Особенно надо обратить внимание на смягченные звуки [Т'] и [Д'], так называемое «дзяканье», когда вместо ТЕТЯ произносят ТСЕТЯ, вместо ДЯДЯ — ДЗЯДЯ, вместо ВЕТЕР — ВЕЦЕР.
При произнесении [Т] и [Д] кончик языка крепко прижимается к передним верхним зубам, боковые края языка касаются верхних зубов, выдыхаемая струя воздуха прорывается сквозь образующийся затвор. При произнесении звуков [Т] и [Д'] спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении глухих согласных [Т], [Т'] голосовые связки не работают. При произнесении звонких [Д], [Д'] связки сомкнуты и вибрируют. Чтобы четко различить разницу между глухим и звонким согласным, произнесите несколько раз поочередно т-д, т-д, т-д, т-д...
Проделайте следующие упражнения, каждое на одном выдохе, следите при этом за движением диафрагмы, положив на живот ладонь. Поставьте мысленные задачи для этих упражнений, придумайте диалоги, считалочки. Упражнение № 1. Ти, тэ, та, то, ту, ты, те, тя, тё, тю.
Упражнение № 2. Ди, дэ, да, до, ду, ды, де, дя, дё, дю.
Упражнение № 3. Ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты, те-те, тя-тя, тё-тё, тю-тю.
Упражнение № 4. Ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, те-те-те-, тя-тя-тя...
Упражнение № 5. Ти-ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ-тэ, та-та-та-та, то-то-то-то, ту-ту-ту-ту, ты-ты-ты-ты...
Упражнение № 6. Тид, тэд, тад, тод, туд, тыд, тед, тяд...
Упражнение № 7. Дит, дэт, дат, дот, дут, дыт, дет, дят...
Упражнение № 8. Ди-дит, дэ-дэт, да-дат, до-дот, ду-дут, ды-дыт, де-дет, дя-дят, дё-дёт, дю-дют...
Упражнение № 9. Ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, де-де-дет, дя-дя-дят, дё-дё-дёт, дю-дю-дют.
В упражнениях с длинной строкой делайте паузу для добора воздуха.
Упражнение № 10. Дитти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты, детте, дяття, дётте, дюттю.
Упражнение № 11. Тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды, тедде, тядди, тёддё, тюддю.
Повторите четко, ясно и осмысленно, без нажима на голос, меняя темп, следующие предложения:
1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
2. Рододендроны из дендрария.
3. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.
4. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!
5. От топота копыт пыль по полю летит.
6. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
7. Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.
8. В тесноте, да не в обиде.
9. Делу время — потехе час.
10. В тихом омуте черти водятся.
Орфоэпия. Произнесите следующие слова: сельдь — [сельт'], пядь — [пят'], забудь — [забут'], грядка — [гряткъ], колодка — [калоткъ], соседка — [сасеткъ]. Произнесите словосочетания: компот теплый — (компоттеплый), лед тронулся — (леттронулся), плот деревянный — (плоддеревянный), вот дом — (воддом), под пальмой — (потпальмой), под тентом — (поттентом).
Введение (занятие 7) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные упражнения; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных.
Дыхание. Общеизвестно, что нарушение циркуляции крови в мозгу приводит к понижению умственной работоспособности. Прежде чем дать описание профилактических упражнений, напомним, что когда мы вдыхаем, присасывающий эффект расширяющейся грудной клетки облегчает отток крови из мозга, что сопровождается сужением просветов многочисленных мозговых сосудов, и мозговой кровоток уменьшается. При выдохе, напротив, отток венозной крови затруднен, что вызывает повышение давления, которое сопровождается расширением сосудов и увеличением мозгового кровотока.
В настоящее время учеными раскрыты некоторые стороны интереснейшего физиологического феномена, а именно, установлено, что в регуляции кровообращения в мозге и сердце очень важную роль играет углекислота. Понижение содержания СO2 в артериальной крови, поступающей в мозг, вызванное, например, гипервентиляцией (частым и глубоким дыханием, приводящим к вымыванию углекислоты), влечет за собой, как правило, сужение мозговых сосудов и уменьшение мозгового кровотока. Снижение содержания СO2 в крови может вызвать обморочное состояние. Наблюдаемое у некоторых людей головокружение после нескольких глубоких вдохов и выдохов объясняется избыточным вымыванием углекислоты.
Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы саногенетических (защитных) механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающиеся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.
Речевое, диафрагмально-реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15, 1:20), как раз и тренирует эти саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.
Упражнение № 1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки подняты над головой. Сделать спокойный вдох и выдох, затем, задержав дыхание, наклоняйтесь, доставая руками пол. Сделайте несколько (5—7) наклонов, пока не возникнет ощущение нехватки воздуха, после чего примите исходное положение, сделайте вдох и выдох, снова задержите дыхание, затем еще раз повторите наклоны туловища. После выполнения — спокойная ходьба, не задерживая дыхания. Повторите упражнения 2 раза.
Упражнение № 2. То же, что и в 1-м упражнении, только вместо наклона туловища делается приседание. Повторите 2 раза.
Упражнение № 3. «Прямой маятник» — качание туловища вперед-назад. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро наклоните туловище вперед примерно на 30°, спина прямая, резкое «торможение» и быстрый наклон назад, резкое «торможение», и снова наклон вперед, и так 15—20 раз. Дыхание произвольное, движения выполняются непрерывно.
Упражнение № 4. «Боковой маятник» — качание туловища из стороны в сторону. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Быстро наклонить туловище влево, резко остановиться, наклонить туловище вправо — резкое торможение, и так 15—20 раз. Движения выполняйте непрерывно, дыхание не задерживайте.
Подключите эти четыре упражнения к комплексу дыхательной гимнастики. И с этого дня всю жизнь выполняйте утром и вечером в течение 20 минут полный комплекс дыхательной гимнастики. Количество повторений каждого упражнения индивидуально.
Дикция: отработка произношения согласных звуков [К], [К'] — [Г], [Г'] (занятие 7) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Звуки [К] и [Г] обычно произносятся верно. Однако встречаются лица, в основном украинской или белорусской национальности, с так называемым «гаканьем», произносящие вместе [Г] звук [Гx]. В таких случаях, вместо «галка», получается «гxалка», вместе «гусь» — «гxусь», вместе «город» — «гxород» и т.д. Для исправления такого произношения надо усвоить правильную артикуляцию этих звуков.
При произнесении парных взрывных согласных [К] и [Г] задняя часть языка крепко прижимается к задней части твердого нёба, закрывая горло, кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Сам же звук получается при выдыхании воздуха, отрывающего спинку языка от нёба при произнесении звука [К], а при [Г] — подключается голос. При произнесении мягких согласных [К'] и [Г'] спинка языка выше поднимается к твердому нёбу, кончик языка лежит ближе к нижним зубам.
При произнесении звука [X] — глухого согласного, спинка языка приподнимается к мягкому нёбу, но не касается его, звук произносится слабо, без нажима.
Упражнение № 1. Ки, кэ, ка, ко, ку, кы, ке, кя, кё, кю.
Упражнение № 2. Ги, гэ, га, го, гу, гы, ге, гя, гё, гю.
Упражнение № 3. Ги-ги, гэ-гэ, га-га, го-го, гу-гу, гы-гы...
Упражнение № 4. Ги-ги-ги, гэ-гэ-гэ, га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу, гы-гы-гы, ге-ге-ге, гя-гя-гя...
Упражнение № 5. Ги-ги-ги-ги, гэ-гэ-гэ-гэ, га-гага-га, го-го-го-го, гу-гу-гу-гу, гы-гы-гы-гы...
Упражнение № 6. Гик, гэк, гак, гок, гук, гык, гек, гяк, гёк, гюк.
Упражнение № 7. Ги-гик, гэ-гэк, га-гак, го-гок, гу-гук, гы-гык, ге-гек...
Упражнение № 8. Ги-ги-гик, гэ-гэ-гэк, га-га-гак, го-го-гок, гу-гу-гук, гы-гы-гык...
Упражнение № 9. Хик, хэк, хак, хок, хук, хык, хек, хяк... гих, гэх, гах, гох, гух, гых, гех, гях...
Повторите медленно и четко следующие фразы на тренировку звуков [К], [Г], [X]. Не забывайте ставить себе действенную задачу.
1. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
2. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
3. У ёлки иголки колки.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
5. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
6. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
7. Догулялись кулики, нет ни хлеба, ни муки.
8. Купи кипу пик.
9. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
10. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
11. Вставай, Архип, петух охрип.
12. Люди пахать, а он руками махать.
Орфоэпия. Произнесите слова: единорог — [ъдинарок], мягкий — [мяхкъj], легкий — [лёхкъj], легче — [лехче].
Произнесите словосочетания: иду к Гале — (иду гГале), подъезжаю к городу — (подъежжаю ггороду), як горбатый — (яггорбатый).
Введение (занятие 8) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, лица, рук, губ, языка; 4) упражнения для тренировки диафрагмально-реберного дыхания; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных.
Голос. Овладев навыками правильного речевого дыхания, продолжая тренировочные упражнения по дикции, мы можем приступить к воспитанию своего голоса. Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами — усилителями звука, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, рожденный колебаниями голосовых связок, в сильный объемный и красивый голос.
Человек пользуется двумя резонаторными системами: 1) верхней — это черепная коробка, полости носа и рта; 2) нижней, включающей грудную полость.
Необходимым условием тренировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление, полная раскрепощенность. Поэтому начнем с обеспечения свободы фонационных путей.
Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (диафрагмально-реберный тип дыхания); вдох — полный, но короткий через нос, выдох — замедленный, продолжительный. После этого приступайте к голосовым упражнениям.
Упражнение № 1(г). «Стон». Чтобы обеспечить свободу фонационных путей, сядьте на стул, сохраняя «осанку» — не откидывайтесь на спинку стула, держите привычно спину прямо, руки, плечи, шея — свободные и легкие. Произносите звук [М] в тональности, свойственной разговорной речи, но с закрытым ртом. Получится что-то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Голова слегка склоняется вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. «Успокаивайте» себя. Вы вскоре почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить даже физически, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.
Упражнение № 2(г). Укрепив звук [М] в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: у-о-а-э-ы-и. Непрерывно на одной ноте звучит «М-мммм», изредка через ровные промежутки времени прерываемое короткими гласными: «Ммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И».
Упражнения для голоса в следующих занятиях будут даны с последующей нумерацией: № 3(г), № 4(г) и т.д.
Дикция: отработка произношения согласных звуков [Ф], [Ф'] — [В], [В'] (занятие 8) Методические рекомендации и упражнения для лекторов Согласные [Ф] и [В] парные, щелевые, губно-зубные звуки. Они редко подвергаются искажению. Следите, чтобы при произнесении звуков [Ф], [В] воздух не шел в щеки, надувая их.
При произнесении звуков [Ф] и [В] нижняя губа должна касаться передних верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит звуки [Ф] и [В]. При произнесении согласных [Ф') и [В'] стенка языка поднимается к твердому нёбу. Голосовые связки на звонких [В], [В'] сомкнуты и вибрируют, на глухих [Ф], [Ф'] не работают.
Для четкого различия между звонким и глухим согласным произнесите поочередно несколько раз звуки: ф-в, ф-в, ф-в, ф-в...
Произнесите на одном выдохе следующие упражнения, не забывая мысленно наполнять их содержанием.
Упражнение № 1. Фи, фэ, фа, фо, фу, фы, фе, фя, фё, фю.
Упражнение № 2. Ви, вэ, ва, во, ву, вы, ве, вя, вё, вю.
Упражнение № 3. Ви-ви, вэ-вэ, ва-ва, во-во, ву-ву, вы-вы...
Упражнение № 4. Ви-ви-ви, вэ-вэ-вэ, ва-ва-ва, во-во-во, ву-ву-ву, вы-вы-вы, ве-ве-ве- вя-вя-вя...
Упражнение № 5. Ви-ви-ви-ви, вэ-вэ-вэ-вэ, ва-ва-ва-ва, во-во-во-во, ву-ву-ву-ву, вы-вы-вы-вы...
Упражнение № 6. Виф, вэф, ваф, воф, вуф, выф, веф, вяф, вёф, вюф.
Упражнение № 7. Ви-виф, вэ-вэф, ва-ваф, во-воф, ву-вуф, вы-выф...
Упражнение № 8. Ви-ви-виф, вэ-вэ-вэф, ва-ва-ваф, во-во-воф, ву-ву-вуф, вы-вы-выф...
Упражнение № 9. Ви-ви-ви-виф, вэ-вэ-вэ-вэф, ва-ва-ва-ваф, во-во-во-воф, ву-ву-ву-вуф, вы-вы-вы-выф...
Упражнение № 10. Виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы...
Упражнение № 11. Фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы...
Если 10 и 11 упражнения присоединить к упражнениям 2, 3, 4, 5, получите целый ряд новых тренировочных упражнений.
Произнесите слова: факел, факты, кефаль, философ, фара, винт, вилка, лавина, униформа, фикция, мифический, верфь.
Произнесите следующие слова: Ване — в ванне (вванне), ведро — в ведро (введро), фартуки — в фартуке (ффартуке); форме — в форме (фформе); форточке — в форточке (ффорточке).
Произнесите на выдохе каждую фразу, не забывайте обыгрывать их.
1. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
2. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
4. Век живи, век учись.
5. Ест Федька водку с редькой, ест редька с водкой Федьку.
6. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилами.
Орфоэпия. Произнесите по правилам орфоэпического произношения следующие слова и словосочетания: кровь — [кроф'], кров — [кроф], улов — [улоф], срыв — [срыф], морковь — [маркоф'], любовь — [любоф'], втаскивать — [фтаскъвът'], втягивать — [фтягъвът'], вся в шелках — (фся фшелках), выстрелить в фазана — (выстрелить ффазана), в февральские дни — (ффевральские дни).
Введение (занятие 9) Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) упражнения на речевое дыхание; 5) таблица гласных; 6) отработка согласных; 7) голосовые упражнения.
Голос. Не забывайте о необходимом условии тренировки голоса — полном расслаблении, что обеспечивает свободу фонационных (звуковых) путей. Повторите упражнение «стон» из предыдущего занятия, теперь можно перейти к следующему упражнению.
Упражнение № 3(г). Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм...
Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.
Упражнение № 4(г). «Доканючу». В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же — речевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!
Сделайте так несколько раз и следите, чтобы ничто не изменилось в речевом аппарате, чтобы не было чрезмерной активности при произнесении, чтобы сохранялась та же свобода и легкость, как при полунапевном «стоне».
Упражнение № 5(г). «Мимозы». Один товарищ сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих.
МИМОЗЫМиламамекупила? МИМОЗЫМиламамекупила. МимозыМИЛАмамекупила? МимозыМИЛАмамекупила. МимозыМилаМАМЕкупила? МимозыМилаМАМЕкупила. МимозыМиламамеКУПИЛА? МимозыМиламамеКУПИЛА.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.29 (0.014 с.) |