Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходствуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде всего, надо уточнить у ребенка пространственные представления, такие как право-лево, низ-верх, впереди-позади, больше-меньше, выше-ниже, шире-уже. Для этого предлагаем игру «Потерянный объект». Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т.д. Далее предложите написать буквы, которые путает ребенок, сопровождая их иллюстрациями: написать букву Б б и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе «БаБушку» выше, чем «ДеДушку», он никогда не забудет, что у буквы б — хвостик вверх, а у буквы д — хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большую половину листа, а в уголке — тонкую иголку, и проговорите, что ш — шире, чем и. Напишите «волшебный» диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные — черточками. Например, слово шуба будет выглядеть так: ш - - -. Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Например, букву а можно сложить из арбузных семечек, букву ц — скрепить между собой канцелярские скрепки и из цепочки сложить букву ц. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек и т.д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш, и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения — эффект обеспечен! Упражнения при смешении букв по фонетико-фонематическому сходству Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные. Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали — произнесли — отличили — записали) и являются только базой для вашего творчества. Например, звонкие буквы можно прохлопывать, а глухие протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие — низким и опускать руку. Вообще, чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат. Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрывает» губки, т-д — «толкающиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок «катается с горки» и т.д. После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак плюс, соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук, на второй — знак минус, который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и согласных звуков. Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, в правый — с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких - глухих. Упражнения при смешении низкочастотных букв и букв по акустико-артикуляционным свойствам При смешении низкочастотных букв важна практика. Самое первое, с чего нужно начать работу по усвоению низкочастотных букв, — это формирование их звукового образа. Поэтому используйте все упражнения, которые предложены ниже. При отработке определенной буквы читайте слова, ребенок должен за вами повторить те слова, которые начинаются на отрабатываемую букву. После того, как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет букву, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:
Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть буквы ц или ч, но читайте слова с пропуском буквы, а на ее месте можно стукнуть карандашом по столу. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например, мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник, мелъни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник. Пишите «волшебные» диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она — озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова цыпленок, цыган, акация, мыльница, чаща, и в пятницу получила отличную оценку. Скороговорки и забавные выражения для проговаривания «непослушных» звуков и формирования кинестетического анализа Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Речка течет, печка печет, молчун молчит, ворчун ворчит, читатель читает, мечтатель мечтает, чайка кричит, овчарка рычит. В речке плещутся щучата, это щучкины ребята На тапках — заплатки. Вредная ведьма варит варево. Что шеф скажет о наших шалостях? Швейцарский сыр. Рукава великану великоваты. Попугая не пугают, Попугая не купают, Попугая покупают! У Потапа — потоп: протек потолок! Гуляли по дороге гепарды и бульдоги. По дороге бродил добрый бодрый крокодил. В термометре — ртуть. Охотнику неохота идти на охоту. Грузный грузин грузит грузди. В зоопарке обезьяны, дикобразы и фазаны. Ковальо играет в полуфинале (автор — Ярослав Гром). Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, в большей части придуманных нами и частично позаимствованных из книги И.Г. Сухина: У Танечки — угощение для Анечки. У сыночка Санечки — маленькие саночки. Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке. Миша что-то шепчет Маше. Отважный Миша бежит от мыши. Шапка и шубка — вот и весь Мишутка. Саша на суше сушит суши (Автор — Мичурин Валера). У Сани нос в сметане. Усатый Саня сел на сани. Наша Даша лучше вашей. Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины. Полинка и Маринка любят рвать малинку. У Влада— брат, Влад брату рад. У Никиты — моток ниток. У Матвея— билет на балет. У Тимки и Димки новые ботинки. На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка. У Егора в огороде — репа, редька, помидоры. Кто прокатит Катю на катере. Дина на льдине, а Динка на льдинке. Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне. Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель. У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино. У фонтана — Ваня в кафтане. Боря любит Любу, а Люба любит Борю. У Тани — тайна, это Танина тайна. Лора работала лаборанткой в лаборатории. У Игната — ягнята. Гена моргал, а Егор подмигивал. Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия. Люсины бусы. Испугали Люсю бабусины гуси. Настя и Костя отправились в гости. Полина и Лиля лепили из пластилина. Следует оговорить, что дети с вышеуказанными проявлениями изначально нуждаются в помощи логопеда и нейропсихолога для развития несформированных функций не только в речевой сфере. Упражнения, предлагаемые нами, рассчитаны на детей старшего и среднего возраста и предназначены либо в помощь занимающемуся с ребенком специалисту, либо для исправления остаточных явлений. ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА Прежде всего следует сказать, что запоминание словарных слов — это работа и ребенка, и взрослого. Итак, продолжаем учиться вместе! Самое главное, что нужно помнить, — это первое правило педагогики и всех методик: системность и еще раз системность. В применении к словарным словам нужно знать алгоритм запоминания независимо от того, какое слово — легкое или трудное, короткое или длинное независимо от того, какого возраста и роста ваше чадо, этот алгоритм действует всегда!
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.007 с.) |