Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учимся описывать, пересказывать, рассуждатьСодержание книги Поиск на нашем сайте
В данной главе мы предлагаем методы и приемы, направленные на развитие устной речи. От чего же зависит хорошая речь ребенка? Ораторами рождаются или становятся? На все эти вопросы ответы однозначные: ребенка можно научить красиво говорить, описывать то, что необходимо описать, пересказывать так, чтобы было понятно, о чем шла речь в источнике (книге, фильме, мультфильме) и излагать собственные мысли так, чтобы у слушающего практически не возникало вопросов. Итак, разберемся, что же влияет на формирование речевых умений ребенка? Отечественным методистом М.Р. Львовым (1997) выделены следующие факторы: § хорошая речевая среда, речевая активность взрослого; § положительные эмоции, сопровождающие не только первые попытки говорения (гуление), но и говорение сознательное; § потребность в самовыражении; § стремление к полноценному общению со взрослыми; § потребность познавать окружающий мир; § речевая активность (постоянное говорение, тренировка в говорении); § тренировка физиологических механизмов; § обучение: с поступлением в тпколу заканчивается стихийное овладение речью, начинается сознательное постижение законов и правил речи. Если преподаватель сознательно может управлять и влиять на последние два фактора, то полностью в руках родителей — формирование и поддержка речевых умений. Пластилиновый клоун Это упражнение предназначено для тренировки физиологических (артикуляционных) механизмов. «Разогрев» речевого аппарата необходим перед занятиями речью, как необходим разогрев мышц спортсмену перед соревнованиями. Рассказываете ребенку, что вы слепили из пластилина клоуна, но он не умеет выражать свои эмоции. Его надо научить улыбаться: произносите звук «И» и как можно шире растягиваете губки. Учим удивляться: открываете рот как можно шире и произносите звук «А». Учим клоуна целоваться: вытягиваем губы трубочкой и произносим звук У. Скороговорки Скороговорки — это классическое упражнение для тренировки артикуляционного аппарата. Конечно, следует оговорить, что они должны быть интересны ребенку. В главе «Учимся не путать буквы» мы приводим скороговорки, которые обычно детям нравятся. В методической науке все упражнения по формированию и развитию речи принято делить на упражнения на уровне слова, на уровне словосочетания и предложения и на упражнения на уровне текста. Упражнения для развития речи на уровне слова предполагают: § обогащение словаря ребенка; § уточнение значений уже известных слов; § активизация словаря. Обогащение словарного запаса предполагает введение нового слова в употребление. Новое слово мы вводим в несколько этапов: Подводим новое понятие под более широкое, например, семинар — это занятие, осьминог — морское животное. Затем дополняем определение яркими, запоминающимися деталями: занятие, к которому готовятся заранее и обсуждают подготовленные ответы на вопросы, животное, у которого есть только голова и длинные щупальца, когда они уплывают от врагов, то выпускают в воду темную жидкость, и их становится не видно. Очень хорошо вместе с описаниями показать картинку. Абстрактные существительные и прилагательные лучше вводить через синонимы: сверкать — сиять, переливаться; щедрый — нежадный; отважный — смелый, храбрый. В данном случае хорошо помогает игра в карты: раздать по 5-7 карточек со словами, составляющими синонимические ряды. Один игрок выкладывает карту, другой должен подобрать к ней синоним из своих или из колоды, если не находит — оставляет себе. Задача: как можно быстрее избавиться от карт. Таким же образом можно ввести понятие антонимов и помочь ребенку выстроить логические связи между словами. Активизация словаря предполагает активное употребление тех слов, которые мы вводим в речевой оборот ребенка: составление словосочетаний, предложений, угадывание. Позволяет установить возможности связи слов (семантическую валентность слов): карие глаза, но не карий карандаш; друг закадычный, а враг заклятый; доставлять радость, но причинять боль. Упражнения для развития речи на уровне словосочетания и предложения принято разделять на: § упражнения по образцу; § конструктивные упражнения; § коммуникативно-творческие упражнения (И.И. Мельникова, 2002). Упражнения по образцу: 1. Предлагаем на первом этапе обучения игру «Эхо» (или Отраженная речь). Задание заключается в том, чтобы точно повторить услышанное, учитывая и интонацию. Сегодня на улице тепло? — Сегодня на улице тепло. У тебя уже начались каникулы? — У меня уже начались каникулы. Сегодня от яркого солнышка хорошее настроение? — Сегодня от яркого солнышка хорошее настроение. 2. Составление предложений по аналогии. Составить предложение с противоположным смыслом: Прогулка получилась скучной и неинтересной — Прогулка получилась веселой и интересной. Вот тут-то я и запел!— Вот тут-то я и потерял голос! Путешествие доставило ему столько огорчений, что он решил никогда больше никуда не уезжать — Путешествие доставило ему столько радости, что он решил, как можно больше ездить. 3. Составить пословицу по модели: Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь вкусно поесть — люби и посуду мыть. Любишь пятерки получать — люби и уроки учить. Волков бояться — в лес не ходить. Воды бояться — на море не ездить. Не слушаться — в гости не ходить. Не учиться — дворником быть. Составить загадку по образцу: Не огонь, а жжется. Не ежик, а колется (кактус). Не звонок, а звонит (телефон). Птица, а не летает (страус). Не милиционер, а свистит (тренер). Кто на себе свой дом носит? Кто в шляпке рождается? (гриб) Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Хвост пушистый, лапки в носочках (кошка). Ушки длинные, шубка белая (заяц). Пересказ текстов «слово в слово». Тексты должны быть в 5-6 предложений, «с изюминкой». Конструктивные упражнения представляют собой задание на построение или на перестройку предложений с данным языковым материалом. Собери предложение Собрать рассыпавшееся предложение. Лучше отдельные слова подготовить на карточках, а не в тетради, тогда у ребенка будет возможность переставлять, менять местами и выбирать лучший вариант. Мы сделали кормушку для птиц. Кормушку для птиц сделали мы. Сделали для птиц мы кормушку. Появляется возможность обсудить логическое ударение. Собери пословицу Собрать рассыпавшиеся пословицы. Создать собственные из частей известных пословиц. Под лежачий камень товарищей нет. Жизнь прожить — в лес не ходить. Одна голова хорошо, а две — в мешке не утаишь. Без труда и лоб расшибет. За двумя зайцами погонишься — горю не поможешь. Снявши голову — полезай в кузов. Упражнение развивает лексические и грамматические связи слов, умение найти оригинальное выражение, дает возможность отойти от языковых шаблонов. Творческие упражнения сливаются с упражнениями по созданию текста. Описываем предмет Описание любого предмета. Например, опиши карандаш с помощью 5 прилагательных, тетрадь — 5 существительных, линейку — 5 глаголов. Очень хорошим результатом будет, если ребенок будет описывать предмет по различным модальностям {карандаш — простой, острый, ребристый, длинный, легкий). Кто больше? Охарактеризовать явление природы, праздник, времяпрепровождение и т.д. Слова называем по очереди, кто называет последнее слово — тот выигрывает. Перед началом игры оговариваем, что слова типа красивый, хороший употреблять нельзя, так как они могут характеризовать много явлений. Сочиняем вместе Задача: дописать текст. Ведущий читает заранее подготовленный текст, в котором пропущены слова. Например, Зима — очень красивое время года. Мне очень нравится ее (какой?) снег, яркое и (еще какое?) солнышко и украшенные (чем?) деревья. Кроме того, зима — веселое время года, потому что можно ходить (куда?), кататься (на чем?). Люблю лепить (что?) и люблю ходить (куда?) любоваться (на что?) Кошки — самые удивительные домашние животные. Они бывают хитрые и..., ласковые и..., пушистые и..., одноцветные и.... У нас дома живет кошка (кто?). Мы ее так назвали, потому что она похожа на.... Ей уже (сколько?) лет, но она все еще.... У нашей кошки очень (какой?) характер. Она любит (что делать?). (К кому?) у кошки особое отношение, она (что делает?). Мне кажется, что нашей домашней любимице нравится жить у нас, потому что....
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.008 с.) |