Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы запоминания и проверки словарных словСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене. § Запоминание слова по сетке. Написать слово печатными крупными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. Нагляднее в столбик: В О К З А Л В О К З А Л ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ § Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово. Лучше всего давать определения не такие, которые представлены в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (лестница). При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова. § Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребенок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например: еоие (велосипед), аоаоия (лаборатория), оио (горизонт), еуаы (мемуары); прфсср (профессор), трртр (территория), ссцц (ассоциация). § Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составьте словосочетания, чтобы слова в словосочетании начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда «обрабатывается» несколько словарных слов на разные буквы. Например:
Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребенок вспомнил словарные слова, опираясь на слова из правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан. § Часто домашним заданием ребенка бывает выучить словарные слова целым списком (нам известны случаи, когда пятиклассники на уроке русского языка пишут словарные диктанты, состоящие из 50 слов), и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите их расставить по комнате. Например, в углу комнаты — концерт, на диване — гости в костюмах, посреди — озеро, на полке — стакан, под столом — берлога и т.д. Через некоторое время (1-1,5 ч.) пройдите по комнате вместе с ребенком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически. Далее нами предложены игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры могут стать хорошим времяпрепровождением или даже традицией вашей семьи. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывать механизм переключения у ребенка. Словарное лото Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками. Парочки Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка — 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Карточки раскладываем на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же две карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек. Еще раз хочется напомнить, что для того, чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребенка в непомерно тяжелый труд, ему необходима помощь родителя или учителя - но помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!
ТРЕНИРУЕМ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ Вы не замечали новых тенденций в усвоении правил русского языка современными детьми? Вы можете сказать, что дети не знают правил русского языка? Нет, скорее всего, дело обстоит так: зная правила русского языка, ученики не умеют применять их на письме. И бывает безумно обидно, когда ваш ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила. Данная глава построена следующим образом: в рамках каждой игры дается правило, на закрепление которого направлена игра, а ниже — текстовый материал, который позволит ребенку закрепить усвоенное или вам проверить знания ребенка по правилу. Игры, предложенные нами, помогут автоматически соединять знания «правил из рамочки» с правописанием, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне. Следует обговорить, что рамки одной книги не позволят нам вместить весь объем правил с 1 по 9 класс, поэтому нами предложены только образцы, а ваша фантазия подскажет вам, как применить данные игры для изучения любого правила. Полет на Луну Игра предложена Е.Н. Емельяновой (под ред. Глозман, 2006). Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может решать различные задачи: закрепление образа написанного слова, повторение правил орфографии, употребление слов в различных грамматических формах, т.е. тренировка навыков словоизменения, закрепление навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма. Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями. Количество играющих: не ограничено. Возраст играющих: от 5 до 15 лет (в зависимости от заданий). Правила игры. Игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т.д.) Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка. Правило. Правописание безударных гласных в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: зима — зимний, бежать — бег. Отгадай загадки, приведи проверочные слова к отгадкам (выполняется устно): 1. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево) 2. На носу зверь носит рог и зовется... (Носорог) 3. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая? (Вода) 4. Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища. (Лиса) 5. Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, растает она и умрет. (Сосулька) 6. Ходит по двору будильник, разгребает лапой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор. (Петух) 7. Принялась она за дело, завизжала и запела, ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб. (Пила) 8. Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой) Ребенок, выполнивший задание, получает право на следующий ход. Вставь буквы, вслух подбирая проверочные слова: Над бабушкиной избушкой висит хлеба кр...юшка. Ст...ят в поле с.стрички — желтый гл...зок, белые реснички. С.дит — з...ленеет, л...mum — пож...лтеет, уп...дет — поч...рнеет. Слово б...ло, да дело ч...рно. Скажешь с н...готок, а перескажут с л...коток. Любишь к...таться — люби и саночки в...зить. В...лков б...яться— в лес нех...дитъ. Вставь пропущенные буквы и перепиши: В...сенней тр...пою Апрель заш...гал. Везде голубые Осколки з...ркал. С улыбкой подружки Гл...дят в з...ркала — Опять им в...снушки В...сна прин...сла. Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Как ты думаешь, на какую тему доставлены эти предложения? Ос.нь поз...лотила л...са и п...ля. Пож...лтели д...ревья нал...сных опушках. Д...твора отправилась в путешествие по л...сным тр...пинкам. Пот...ну л х...лодный в...терок. Вставь буквы на месте пропусков. Перепиши. Придумай заголовок к этому тексту. Д...ревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, пр...мые, кр...вые. А в г...pax можно увидеть дер...во в...лосатое. Увидишь и гл...зам не поверишь! Ствол снизу зв...риной шерстью оброс. Ст...ишь и гладишь м...хнатое дер...во, как собаку. Вставь буквы на месте пропусков. В...роне где-то бог послал Кусочек сыру. На ель в...рона взобралась, Позавтракать совсем уж было собралась, Да призадумалась, А сыр во рту д...ржала. На ту беду л...са бл...зехонъко б...жала. Л...сица видит сыр, Л...сщу сыр пл...нил. Плутовка к д...реву на цыпочках подходит, В.. ртит хв...стом, с В...роны глаз не сводит. Грамматическое лото Игра придумана учителем русского языка Беляковой Е.К. в 1986 г. (под ред. Глозман, 2006). Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме. Мы приведем пример игры на основе правила «Правописание приставок пре-, при-». Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание Ь после шипящих, правописание приставок «пре-при», слитное/дефисное написание наречий и т.д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы, (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, имеются от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке, и картинка, не обязательно связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала). Пример игровой карточки грамматического лото
Пр_лететь Пр_рвать Пр_милый Пр_фронтовой Пр_клеить Количество играющих: от 2-х до 5. Возраст играющих: от 8 до 15 лет. Правила игры: ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления, соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка, раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карточке имеются по одному слову на каждую, составляющую правило) и просит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. Например: закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение слова «очень», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение присоединения, закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение неполного действия, закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение близкое к приставке «пере», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение близости. У играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила). В нашем примере это будет слово с приставкой «при» в значении близости. Другие играющие контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков). Играющие могут закончить игру или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать с карточки все слова в два столбика: с приставкой «при» и с лриставкой «пре». Придумать с ними предложения или составить целый рассказ, используя все слова. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий просматривает тут же написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть, ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует, в конечном счете, преодолению импульсивности на письме — одного из существенных механизмов дисграфии, а также переходу от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю. Правило. Выбор приставок пре-, при зависит от значения. Приставка пре- придает словам следующие значения: § высокой степени и качества (можно заменить словами «очень», «весьма»): пребольшой, премудрый; § значение «через», «по-иному»: преобразовать, превратить. Приставка при придает словам следующие значения: § пространственной близости: прибрежный, пришкольный; § присоединения, прибавления, приближения: приделать, пригибать; § совершения действия в неполной мере или на ограниченный срок: присесть, приостановить; § доведение действия до конца: приглушить, придумать; § совершение действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать. Пре или при? Объясни, почему выбрана именно такая приставка? Пришкольный, приписать, пришить, премудрый, преувеличивать, прикатиться, непрерывный, приморский, приклеить, приехать, превозмочь, преподаватель, приготовить, прескверный, прилепить, непреодолимый, приободриться, приползти, предобрый, приправа, приставить, преломление. Вставь буквы. Спиши слова, разделив на два столбика: с приставкой пре и при (13 и 13). Пр..мчаться, пр...вязать, пр...скучный, пр...рвать, пр...дорожный, пр...возмочь, пр... открыть, пр...станционный, пр...скакать, пр...смешной, пригласить, пр...одоление, пр...тупиться, пр...бавитъ, пр...кусить, пр...градить, пр...образитъ, беспр...страстный, пр...сытиться, пр...тихнуть, преследовать, пр...ступник, пр...порошить, пр...восходный, непр...взойденный, пр...увеличение. А теперь посмотри на слова и запомни: в этих словах пре и при — не приставки, а сочетания букв, их написание нужно запомнить!
Приставка или нет? Выпиши слова только с приставками пре и при-. Прискорбный, приверженец, причудиться, преградить, пристанище, премия, прилежание, пригорок, призовой, приколоть, неприметный, препарат, превосходный, премудрость, премировать, престиж:, признание, природа, приторный, принцип, притормозить, Объясни различие в написании приставок, составь словосочетания. Предание — придание, претворить — притворить, пребывать — прибывать, преклонить — приклонить, преступить — приступить, преходящий — приходящий. Сказки—небылицы Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила-была ПРИдумка. Она любила ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала себе платье. ПРИмерила — неприятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. «ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» — ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь специально для ПРЕкрасной ПРЕ. «ПРЕмного благодарна», — ответила ПРЕ». А вот еще одна сказка, придуманная Ивановым Сергеем (12 лет) после изучения темы «Слитное и раздельное написание пол-, полу-». «В ПОЛвторого я проснулся от чьего-то ПОЛУшепота на ПОЛУострове. Неожиданно я согнулся в ПОЛУовал и не смог выговорить и ПОЛслова. Все потому, что вчера мы с друзьями играли и в игре пробежали ПОЛ-острова, проплыли ПОЛморя, потом устали и уже на ПОЛдороги поймали ПОЛУэкипаж. Мы проехали ПОЛ всей горной дороги, нас высадили и мы прошли ПОЛ-луга до дома самостоятельно. Вот так весело живется всем мальчишкам на нашем ПОЛУострове!» Словесный бой Игра тренирует навыки применения теоретических знаний (склонения существительных, спряжения глаголов, система родов существительных и т.д.), повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, т.е. эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости. Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6 на 6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результата. Количество играющих: от 2 до 4. Возраст играющих: от 12 лет. Правила игры: Вначале игроки выбирают тему. Например, животные. Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонтали или по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое. Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, т.е. ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, на свободную часть выписываются получившиеся слова. Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 — 6 очков, из 4 — 5 очков, из 3 — 3 очка, из 2 — 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. Пример заполненного игрового поля в игре "Словесный бой"
«Пасьянс» или игра в карты При изучении теоретических тем можно использовать принцип игры в карты. Такая игра закрепляет теоретические знания, обогащает словарный запас, развивает память и внимание ребенка. Материал: несколько пар карт с синонимами (антонимами). Количество играющих: от 2 человек. Правила игры: каждому участнику раздаются 4 карты, все остальные выкладываются в «базар». Играющие по очереди показывают друг другу карты, если совпадает парочка, то она остается у того, кто показывал карту. После того, как были показаны карты, из «базара» набирается по три карты. Выигрывает тот, то наберет больше парочек. Материал для карт при изучении синонимов: большой — огромный трудный — сложный синий — небесный серый — мышиный игрушка — кукла врач — доктор волшебник — колдун свитер — кофта супруга — жена дождь — ливень сырой — мокрый солдат — воин рыдать — плакать балерина — танцовщица. Материал для карт при изучении антонимов: большой — маленький небо — земля море — суша утро — вечер легкий — трудный черный — белый темный— светлый ребенок — взрослый холодильник — печка лето — зима радостно — грустно сказка — реальность пушистый — гладкошерстный Материал для карт при изучении однокоренных слов комплект состоит из 4 карточек: Печать — печатный — печатать — печатник Печь — печурка — печеный — выпечка лев — львиный — львица — львенок левый — влево — левша — слева белый — белеть — белок — белизна белка — бельчонок — беличий — бельчата стол — столовая — столик — столешница сто — сотый — сотня — сотник горе — горевать — пригорюнился — горюшко гора — пригорок — горочка — гористый водить — водила — водитель — проводник вода— подводник – водяной — водянистый
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.017 с.) |