Не пропускаем буквы в словах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не пропускаем буквы в словах



Одна из главных проблем правописания — необоснованный пропуск букв. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» — «Да» — «Глазки видят?» — «Да» — «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». И ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет те буквы, которые пропущены. И всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких «глупых» ошибок! Возникает вопрос, почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае — причины разные, но, в общем, ответ один — у ребенка не сформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова — это единство фонематической (как звучит?), семантической (что обозначает?), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в семью каких однокоренных слов входит?) и графической (как пишется?) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком (Ж.М. Глозман, 2002).

Таким образом, пропуск букв возникает по следующим причинам:

§ первый раз слышу это слово;

§ слово слышал, но не знаю, что оно обозначает;

§ знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.

В данной главе мы предлагаем игры и задания в качестве методов формирования образа слова и, следовательно, помогающие решить проблему пропуска букв.

Магазин

«Продаём» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве:

а — ароматный

р — рубиновый

б— большой

у — укатить домой!

з — звонкий

м — маленькая

ы — ы-ы! (кричат люди, когда видят мышь)

ш — шуршит

ь— мягкая шубка

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

Кузовок

Задача: собрать кузов ок. Складывать можно все слова, которые заканчиваются на -ок: гриб ок, глаз ок, зуб ок, подар ок, плат ок, крюч ок, клуб ок, зам ок, вен ок, утенок, флаж ок, круж ок... Можно собирать корз ин у, короб к у, ящ ик... Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузов ок!»; «Вот перед нами корз ин а, туда отправляется...» (карт ин а, балер ин а...); «Вот короб к а, смотрим, что там?»; «Вот ящ ик, скорей клади туда...» Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. (Построено на основе упражнения, предложенного Л.И. Пироговой, 2004.)

Арабское письмо

Письмо слов с правой стороны строчки, при этом слова пишутся наоборот, то есть при нормальном чтении (слева направо) они должны читаться в их естественном виде. При этом попутно объясняем, чем отличается славянское и арабское письмо. Например, предложение: В океане живет необычная рыбарыба-ёж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

жё-абырабыр яанчыбоен тёвиж енаеко В.

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

Письмо по-древнерусски

Слова записываем только согласными, обозначая гласные точками наверху (попутно можно рассказать, почему на Древней Руси писали только согласными): Отважный Миша бежит от мыши — ◊ твжнй м◊шб◊ж◊тт м◊ш): Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: оаы иа еи о ыи и делаем выводы, какое предложение читается легче (роль согласных в русском письме). При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Неудачный робот

Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. Преподаватель должен исходить из проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только 2 последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только 2 средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по - - - - - - - - -, - - - - де - - - - -, - - - - - - - - - ик. Таким образом, советуем работать при недописывании слова или при пропуске букв и слогов.

Волшебный диктант

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем X, слова с гласной «е» — □, а все остальные — /. Так, предложение: Мы смотрим на птичьи стаи в небе.- выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и — у, и — ц, ц — ч, ш — щ, ё — ю и т.п.). Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Словесный мяч или футбол

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т.д. Нами упражнение усложнено: составляем слова, например, на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально тем, что в него можно играть от 2 человек и до целой группы, «перекидывая мяч». Такая игра быстро и в увлекательной форме позволяет выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1 склонения, подбирать глаголы только 1 спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова.

Словесные цепочки

Составляем цепочки по последним слогам слов: ар бузбуз инана родрод никник ель... Выигрывает тот, кто называет слово последним. Можно поиграть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка длиннее.

Считаем буквы

Мысленно представить слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, назвать определенную букву по счету во всех словах. Например, преподаватель говорит:

дым

луг

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит преподаватель. Вторая буква — ы, у, третья — м, г и т.д. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать» слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

«Виселица» или «балда»

Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово АПЕЛЬСИН будет выглядеть так: А -- -- -- -- -- -- Н.

Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова БАЛДА. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово БАЛДА.

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: пропуске букв, недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о «глупых ошибках».

 

УЧИМСЯ НЕ ПУТАТЬ БУКВЫ

Ребенок может путать буквы по разным причинам: из-за несформированности зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, у-б и пр.), из-за несформированности фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т), из-за отсутствия устойчивого образа буквы ребенок путает низкочастотные буквы (ц, ч, х, щ, ю, ё), из-за несформированности кинестетического анализа ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам (а-я, у-ю, ё-ю, о-у).

Работа в таком случае будет чисто коррекционной и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, и в третьем и четвертом случаях — на создание твердого образа буквы и соотнесение его слухового образа с письменным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.008 с.)