ТОП 10:

А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины».



Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:

1)безударное положение [сасна];

2)место после шипящих или Ц [шёл, шомпол, циновка, цыплёнок).

Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я [иногда в суффиксах и окончани­ях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы].

Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми пози­циями, являются:

1) конец слова [лев, шкаф);

2] перед глухой согласной, чаще всего это бывает суффикс -К- [сказка, маска);

3) перед звонкой согласной [молоть ба, косьба). К счастью, суффикс -Б- встречается крайне редко.
А как определить «опасное место» для НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ? «Буквы-мины» для них

выделить вообще очень сложно - нет никакой системы. Обратим внимание на то, перед какими суффикса­ми они чаще всего появляются. Это суффиксы -Н-, -СК-. И это прекрасно, потому что этим суффиксам ученики будутуделнть бопьшое внимание и в средней школе. Так что привыкнем заранее побаиваться их! Для МЯГКОГО ЗНАКА «опасными местами» будут:

1)положение после шипящих [молодёжь, шалаш, туч, хорош, молчишь, беречь, прочь и т.д.);

2)положение перед -СЯ- [смеяться, смеётся).
Теперь подведём итоги.

д

1.Ставим в слове ударение.

2.Мысленно разбираем слово по составу.

3.Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова
подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.

4.Предлог или приставка? После приставки подумали о Ь.

5.Опасные места - после шипящих и Ц [гласные, Ь).

В. Опасные места - перед суффиксами -К-, -СК-, -Н- (для парных и непроизносимых согласных). 7. Опасное место - перед -СЯ- [-СЯ- правильно называть постфикс] (ДЛЯ Ь).

Разберём пример.

По узкой дороге мчится машина.

 

Размышляю, говорю

По узкой. Безударная гласная.

Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог.

Выделяю зелёным заглавную букву в начале предложения. Ударная гласная У. Парная по глухости -звонкости согласная перед суффиксом -К-. Проверяю: узенький. Услышал 3, помогла гласная Е. Указываю корень -УЗ-. Безударная гласная в окончании. Рисую пустую рамочку.

Это имя прилагательное. По дороге какой? -ОЙ, -ЕЙ. Вписываю в рамочку оконча­ние -ой.

дороге Безударная гласная в корне. Слово словарное. Орфограмма -ОРО-. Выде­ляю её зелёным.

Безударная гласная в окончании. Рисую пустую рамочку. Это имя существительное в единственном числе. Относится к 1 -му склонению. Стоит в Д.п. Вписываю в ра­мочку окончание-Е

мчится. Пишу мчит. Останавливаюсь перед суффиксом -СЯ-. Нужен ли Ь? Что делает? Ь не нужен, Пишу ~ся~. Указываю суффикс.

машина. Непроверяемая безударная гласная а в корне. Выделяю зелёной ручкой. Орфограмма ЖИ-ШИ. Выделяю её зелёной ручкой. Безударная гласная в окончании а. В конце предложения ставлю точку.



Сейчас вам всё это может показаться громоздким и долгим. На самом деле я привела пример ком ментария четвероклассника, который три с половиной года учился по этой системе. Если начать учить детей подобному анализу с первого класса, они с лёгкостью всё усвоят хотя бы потому, что писать по-другому им просто не придёт в голову!

Вот ещё чем полезна эта методика: привыкнув анализировать то, что они пишут, ваши ученики само­стоятельно смогут работать по ней в средней школе. Просто «минные поля» расширятся.

И ещё одна очень важная вещь. Если вы что-то детям не обьясняли, вы просто обязаны прокоммен­тировать это сами. Например, как нужно продиктовать слово задумывались: «Задумывались. Суффикс -ЫВА-» (с правописанием приставки ЗА- и окончания -И- перед -СЯ дети уже знакомы]. После моих открытых уроков учителя иногда спрашивали: «Зачем ты так диктуешь? Пусть развивают чутьё!» Но по-моему, таким образом чутьё не разовьёшь. Что они знают о правописании суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА-? Как смогут применить нашу систему? Сильные и средние ученики могут задать вопрос, а слабые сделают ошибку. Вот и всё.

Система контроля

Даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Мои ученики знали, что в конце каждого урока их ждёт маленькая, минут на 5-7, самостоятельная работа. На русский язык обычно выделяется 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы должны проводить контрольный словарный диктант. Один раз в две недели - контрольное или обучающее изложение [сочинение].

Вот примерное расписание самостоятельных и контрольных работ на неделю:

Понедельник - «Вставь букву!»;

Вторник - «Найди ошибку!»;

Среда - небольшой диктант [или контрольный, если подошло время);

Четверг - контрольный словарный диктант или изложение [сочинение);

Пятница - «Подбери слово!».

Проверяла я эти работы сразу же (обычно на перемене или в «окно»). И сразу же становилось ясно, как прошёл урок, как усваивается тема и т.п. Оценки за самостоятельные ставила в специально разграфлённую тетрадочку. Один раз е неделю можно было выставлять в журнал среднюю оценку за работы (кроме контрольных, естественно!).

Система работ над ошибками

Но от самостоятельных не было бы большой пользы для детей, если бы я не требовала ежедневного добросовестного выполнения работ

над ошибками [РНО). Самостоятельные работы я раздавала в этот же день, а на следующее утро (до уро­ков) дети мне сдавали в две стопочки тетради, а в третью - скреплённые листочки: вчерашнюю с/р и РНО. Я проверяла и в своей тетрадочке обводила кружочком оценку за эту работу. Конечно, это отнимало до­вольно много времени, но приносило прекрасные результаты.

Причём прорабатывали ошибки, допущенные не только в самостоятельных работах. Домашняя рабо­та начиналась так: писали число, «Домашняя работа», «Рабата над ошибками». И по пунктикам её делали [за две последние работы]. Если ошибок не было, так и писали: «Ошибок нет». Поэтому можете себе представить, как старались все дети не допустить ошибок. За работу «5» - ура, потому что РНО делать не нужно!

Я считаю, что лучше в какой-то день не задать на дом упражнение, а вот проработать свои ошибки нужно обязательно. Этому есть несколько причин.

Во-первых,некоторые дети просто невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оцен­кам. Но они гораздо серьёзнее подойдут к выполнению самостоятельной или контрольной работы, если будут знать, что «расплатой» за плохо выполненную работу будет не привычное возмущение учителя и родителей, а дополнительный труд. Рекомендации к выполнению РНО я дала в «Справочнике для началь-


^классов». Например, допустил 1 ошибку на проверяемую безударную гласную в корне слова - подбери белов с аналогичной орфограммой и правильно её оформи. А это значит, чта нужно выделить зелёной ручкой безударную гласную, указать корни в проверяемом и проверочном словах, поставить ударения -столько хлопот. А если 2 ошибки на орфограмму-это значит уже 10слов! Ужас!

Расскажу один случай из своей практики. Может быть, это было не очень здорово с точки зрения пресловутой «перегрузки», зато этого урока хватило ученику надолго, Мне пришлось, помимо моего класса, взять во вторую смену выпускной [тогда ещё 3-ий) класс внезапно уволившейся в начале сентября моло­денькой учительницы. Девочка, видимо, работала не очень тщательно. После первой же проверочной я поняпа, что пробелов очень много. Но в двух классах вести такую кропотливую работу... И так каждый день нужно проверять по 12Отетрадей! Я решила, что РНО в новом классе делать не будем. Дела 8 этом классе пошли из рук вон плохо: дети допускали ужасающее количество ошибок и совершенна не расстраивались из-за «двоек» - они к ним давно привыкли [родители, кстати, тоже)! Я поняла, что без моих испытанных РНО с места мы не сдвинемся, и в один прекрасный день обьявипа, что теперь над каждой ошибкой допустивший её будет кропотливо работать. Раздала всем памятки. Один из мальчиков, Алёша, отнёсся к этому с абсолютным равнодушием. РНО выполнял спустя рукава. В контрольном диктанте он умудрился допустить 20 ошибок только на правописание проверяемых безударных гласных. Остальных ошибоктоже было немало! Он ожидал, что я хорошенько отругаю его. Но какой от этого толк? После уроков [это была вторая смена) мы с ним позвонили его маме и предупредили её, что мальчик задержится, потому что нам нужно позаниматься; зашли в столовую, подкрепились. А потом наметили «фронт работ». 20 ошибок на проверяемую безударную гласную в корне слова, за каждую по 5 слов - получилось 100 слов. В поисках этих ста слов мы очень внимательно изучили книгу «Незнайка в Солнечном городе» и нашли их! Осталь­ные ошибки мы прорабатывать даже не стали - не было сил и была уже пора ужинать. Вы не поверите, но в следующем диктанте Алёша сделал всего четыре ошибки. И тогда, в начале ноября, я впервые увидела его маму, которая пришла узнать, что это случилось с её абсолютно безграмотным ребёнком. А он просто думал над каждым словом, прежде чем его написать. Видима, ему очень не хотелось снова искать 100 слов. Человек понял, что он отвечает за свои поступки.

Во-вторых,ребёнок, выполняя РНО, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная» работа!

В-третьих,расширяется словарный запас.

Ну, и так далее. Вы — учителя, и сможете сами продолжить этот список.

Система поощрений

Те дети, которые ни разу в течение всей четверти не забыли сдать мне РНО [т.е. все «непятёрки» в моей тетрадочке обведены кружочком), на две последние недели четверти освобождались от домашних заданий (за исключением, конечно, всё тех же РНО). Сразу определимся: я говорю о «непятёрках» за. ошибки, а не за грязь, плохой почерк и т.д,

Система оценки и самооценки

Сейчас много говорят о беэоценочной системе обучения детей. Мне кажется, что это в корне неверно. Любой человек, выполнив работу, ждёт её оценки окружающими. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он вашим коллегам. Ребёнок выпол­нил работу. Ему интересно мнение человека, самого уважаемого для него на этом этапе жизни, — его учительницы. Просто надо объяснить и детям, и родителям, что плохая оценка — это сигнал беды! Нужно помочь ребёнку, а не ругать его. Да и понятие «плохая оценка» весьма относительное: для кого-то «трой­ка»— праздник, для кого-то «четвёрка» — горе. Поэтому оценка за письменные работы, как мне кажется, — это примерный показатель количества ошибок. Любая «непятёрка» говорит о том, что какая-то ошибка всё-таки допущена. Поэтому очень важно это заметить, ошибку проработать — «задушить» пробпему в корне.

Да и что значит безоценочная система? Как только ни изощряются учителя, чтобы всё-таки выс­казать своё мнвние о работах учеников: рисуют квадратики и треугольнички, выдают или наклеивают картинки... А как ждут этих оценок малыши!

Поэтому от оценок отказываться, как мне кажется, нельзя. Просто любую оценку ребёнку нужно про­комментировать, объяснить. А если уж вы забыли объяснить ребёнку почему, например, поставили ему «4» за ответу доски, не обижайтесь и не возмущайтесь, когда он спросит об этом! Я помню, как я хвалила свою ученицу за «двойку». Она допустила 5 ошибок. По действующим нормам за административный диктант пришлось поставить «2». Но у медлительной девочки намечались явные успехи: во-первых, она всё успела написать, во-вторых, ошибок было значительно меньше, чем раньше. И девочка, и её родители понимали всё это и гордились успехами.

.8


Как искать ошибки в с/р «Найди ошибку!»(или всё же в каких-то своих работах)?

1.Читаем предложение.

2.Потом каждое слово в нём.

3.Ставим ударение, мысленно разбираем слово по составу и определяем:

 

-в какой части слова остались безударными гласные А или CD, E или И или Я;

-предлог или приставка; не нужен ли Ь, не лишний ли он здесь;

-парные согласные в корне слова;

-суффиксы -К- (парные согласные], -СК- [парные и непроизносимые согласные), -Н- [непроиз­
носимые согласные], -Л- [суффикс перед ним], -СЯ- (Ь перед ним: нужен или нет);

-шипящие и Ц (гласные и Ь после них).

4. Читаем ещё раз предложение и проверяем постановку знаков препинания:

-союзы А, НО, ДА [в значении НО], повторяющийся союз И;

-есть ли однородные члены предложения, не соединённые союзами;

-есть ли обращения.

А как же делать РНО?

В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложе­ние как можно больше «разноплановых» ошибок.

CJT /и- 2$, 3« 4, 5м,,0 6~ ^

Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,

Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.

Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.

Исправлена безударная гласная в суффиксе. Вспоминаю: суффикс -ЕЦ- пишется в существительных мужского рода. А это слово — жен­ского! Суффикс -ИЦ-! Подбираю слова с таким суффиксом.

Исправлена безударная гласная в окончании. Чтобы определить окон­чание имени существительного в единственном числе, определяю скло­нение и падеж. Улица. 1 -е склонение. Шёл (по кому? по чему?) по улице. Д.п. Окончание -Е. Подбираю слова с безударными падежными окон­чаниями, определяю окончания.

Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.

Красный.Записываю слово правильно и разбираю его по составу. Вижу в нём опасный суффикс -Н-. Подобирэю проверочное слово без этого ' суффикса. В этом слове нет непроизносимой согласной. Здесь соче­тание СН. Подберу другие слова с этой орфограммой. Разберу их по составу, подберу проверочные слова, «прогнав» суффикс -Н-.

Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.

За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.


Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная глас­ная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой {безударные гласные А, О, Е, И, Я].


- <шать-;


/ШЬ,


Собачка.Зачеркнут Ь. Это орфограмма: ЧК-ЧН, НЩ-ЩН пиши без Ь. Пишу слово правильно. Подчёркиваю сочетание ЧК. Подбираю сло­ва с этой орфограммой.


■ле-гьшпл* 8. Qxmj/


срлуиш, плшъшъ.


Если все ваши дети подобным образом будут работать над своими ошибками, они

-во-первых, очень хорошо усвоят все правила;

-во-вторых, будут очень стараться больше никогда не делать ошибок!

Некоторые из вас могут сказать: «А не слишком пи часто используется зелёная ручка? Как это отра­зится на почерке и на скорости письма?»

Никак не отразится. И дети обычно любят выделять в тексте орфограммы. Работы выглядит более нарядной. Одна девочка даже сказала мне: «Текст без выделенных орфограмм, всё равно что новогодняя ёлка без игрушек!»

И потом, задания можно варьировать: выдели безударные гласные в корне; покажи приставки; пока­жи безударные окончания и т.д.

ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 4 КЛАССА

Самая главная задачана 4-ый год обучения — довести знания, умения и навыки детей до такого совершенства, чтобы они не «выветрились» за лето, и чтобы в 5-ом классе при смене учителя, а следоветельно, манеры и методики преподавания, не растерялись и не растеряли всё, чему вы их учили. Обычно больше всего ошибок бывает на правописание окончаний. Поэтому вы должны строго контролиро­вать: рисуем пустая рамочка, а окончание вписываем после всех необходимых рас­суждений. Тогда и правописание окончаний глагола, которое изучается самым последним, не будет вызывать затруднений. Ребёнок остановится и подумает перед любым безударным окон­чанием! Я в классе даже смотрела на то, чтобы окончание на письме не было соединено с основой. Если ребёнок и схитрил — написал окончание сразу, а потом обвёл рамочкой, то я видела, что он хотя бы остано­вился и написал его отдельно. Значит, всё равно подумал и вспомнил, что это за часть слова.

Итак, ваши ученики переходятв 5-ый класс, умея видеть опасные места в словах и зная, как с ними «бороться».

Вот ИТОГ вашей работы.Дети умеют:

—писать заглавные буквыв начале предложения и в именах собственных;

—делать довольно подробый синтаксический разбор простого предложения*;

—писать буквосочетания жи-ши, ча-ща-чу-щу;чк-чн, нч-нщ-щн;

—разбирать слова по составу;

—определять корневые орфограммы,по возможности проверять их, правильно оформлять и грамотно
писать;

—отличать предлог и приставку;

писатьпрактически все приставки[кроме -НЕ- и НИ-);

—применять правила правописания Ь-р и Ъ знаков;

— отличать орфограммы, зависящие только от состава слова от тех, к которым добавляется ещё и знание
морфологии; и следовательно,

—правильно писать окончанияимён существительных, имён прилагательных, порядковых имён
числительных и глаголов;

—правильно писатьнекоторые суффиксы.

И, самое главное, ваши ученики смогут продолжать и самостоятельно работатьпо этой системе, постепенно расширяя «карту минных полей».

ебор «по членам предложения и частям речи».

казуемое». «прилагательное»-«определение», сказуемым и определением будет, например, >едпожения. Но путаницы уже не возникнет.

шим ученикам будут предлагг .ное. Они беэ труда будут подг

|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41


1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ

Фонетика. Буквосочетания

Заполни таблицу.

 

Буквы,     обозначающие гласные звуки Буквы обозначающие согласные звуки
~.. _ Парные Непарные
I ряда II ряда Звонкие      
Глухие    
Буквы, не обозначающие звуков I

Г. Закончи предложения.

Буквы, обозначающие твёрдость предшествующего соглас­ного звука: , ,

Буквы, обозначающие мягкость предшествующего соглас­ного звука: , , ,______ ,_ ,_

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

., например:

Буква И обозначает два звука____________

Например:___

Буквы_ ,_ ,_ ,_ , обозначают один звук и мягкость

предшествующего согласного звука

Например:_________________

Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.

Буквы ,_ , обозначают только твёрдые согласные звуки.

Буквы , звуков не обозначают.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.02 с.)