ТОП 10:

Вставь пропущенные буквы. Запиши рассказ в тетрадь, раскрывая скобки и выделяя все знакомые орфограммы.



Ср ди высоких гор (пр )текал ручей. Он (вы)долбил глу­
бокое ущел_____ е, (вы)ложил русло (от)борными камушками, а

(из)мя__ кой з____ мли (с)ложил б р га. (П )б р гам (вы)росла

з пёная тра_ ка, цв_______ ты, кусты. Все они (с,з) бегались к руч ю,

как к лучшему другу: он (о)свежал их (в)жаркие дни, (п )ночам

(у)баюкивал плеском, а утром будил в сёлым журч нием. Сам

ручей никогда (не)засыпал, а всё шумел, пенился и (перепры­
гивал (через)камни. Он сп шил скорее попасть (в)долину.

Вспомни, когда в словах появляется Ь или Ъ разделитель­ные знаки.


Если согласный звук .


. с гласным,


то на конце приставок перед гласными , , , .

пишется ;

в остальных частях слова перед гласными , , , ,

пишется

Например: _______

Заполни таблицу.


Ь-р находится


Ъ-р находится


 


1)---------------- между

и гласной ( ,_ , ,.

2) не в приставке.


1)_________ между

и гласной (_ ,_ , );

2) в приставке.


24


42. Запиши приставки, в которых может «поселиться» Ъ. К каж­дой из приставок подбери пример.

43. Запиши приставки, в которых не может «поселиться» Ъ. К каждой из приставок подбери пример.

44. Запиши слова в три столбика. Зачеркни слова, которые не попали ни в один столбик.

С езд, катан_ е, по________ ел, об единение, под ём, с умеем,

гур____ 6а, под___ езд, по________ ехал, л ётся, раз украсить, бубен чик,

в юга, б____ ётся, об______ явление, с бегали, мал чик, раз яснить,

пал_чик, пред усмотреть, из_ учит, в ётся, об ехать, с ём­
ка, вз___ ерошенный, за____ явился, раз ярённый, р яно, пал то.

Ь-м Ь-р Ъ

I Iiiik гашен. oicau'iHiiaioutiuTii на 3 и С:

Вспомним ещё раз, какие «мины» подстерегают нас в при­ставках:

—безударные гласные;

—парные по глухости-звонкости в слабой позиции.
Почти все приставки, которые могут содержать безударные

гласные, ты уже запомнил.

Знаешь, что есть приставка С-, но нет приставки з-.

Например: &


 
 

г

Сейчас мы познакомимся с приставками, оканчивающи­мися на 3 и С. Приставок этих очень много, но тебе даже не придётся учить их наизусть, потому что все они подчиняются одному правилу.

j Приставки, оканчивающиеся на 3, пишутся перед гласными

I и звонкими согласными.

; Приставки, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими

f согласными.


Например:


pXKhUOXUA/Ж,


Вспомним и дополним цепочку рассуждений. Что ты должен

сделать до того, как написать слово?

1.Поставить_____

2.Разобрать____________________

3.Посмотреть, в каких частях слова остались безударными
гласные__________

4.Если в слове есть кусочек, похожий на

или_______ , выяснить, что же это.

5.Приставки з- не бывает.

6.Если приставка ...

... содержит безударную гласную, вспомнить правописание знакомых при­ставок с безударными гласными;

... оканчивается на 3 или С, опреде­лить, какая буква пишется после неё;

оканчивается на согласную,
вспомнить правило о
и применить его;

... тебе ещё не знакома, спроси у учи­тельницы.

7. ...


 

Чтобы всё это легче эыло запомнить, дополним знакомую
табличку.    
  Приставки, правописание Приставки, правописание которых
  КОТОРЫХ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ
  Приставки Приставки Приставки, окан- Приставки, окан-
  на А на О чивающиеся на 3 чивающиеся на С
  ЗА ВО РАЗ РАС
  НА СО РОЗ РОС
  НАД ДО ЧРЕЗ ЧРЕС
  млпп П0 ЧЕРЕЗ ЧЕРЕС
  НАДО под РАЗО рц^ц БЕЗ ИЗ БЕС ИС
    ПРО НИЗ НИС
    О ВОЗ вое
    ОБ ВЗ ВС
    ОБО (~\~Г Пишутся Пишутся
    U 1 ото перед гласными и перед глухими
    звонкими согласными
  Разные У ПЕРЕ согласными  
  приставки ВЫ ПРЕД    
    С ПРЕДО    
           

А как мы будем оформлять новую орфограмму? Мы должны объяснить свои действия. Следовательно, покажем при­ставку и подчеркнём следующую за ней букву.

Например:

45. Допиши слава к приставкам. Запиши в тетрадь словосоче­
тания с получившимися словами. Укажи приставки.

Рас______ , чрез_____ , ис_____ ,

раз______ нис_______ , бес_____

вз_____ , из_____ , вс____ , без____

46. Вставь пропущенные буквы 3 или С. Объясни свои дей­
ствия. Укажи имена существительные.

Ра__ таял снег среди полей,

_ бегает под гору ручей,

И пробивается трава,

В лесу фиалки ра пустились,

И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева.

[С. Дрожжин)


47. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия.

Многие люди умеют ев__________ стеть, но вряд ли кому-то прих -

дило в гол ву и_____ пользовать свис как ере ство для ра го­
вора. А ж_ тели острова Гомера из группы Канарских стровов

умеют ра говаривать при помощ j свиста.

В д__ пёк1 ! вр________ мена, когда человечество не ра полага­
ло таким ра пр_________ странённым сейчас ере ством связи как те­
лефон, на островГ^] была изобретена чре вычайно удобная

бе____ проволоч ная свя ь, п могающая п р давать инфор­
мацию на б_ пьщ_ ; ра____ стояния — язык свиста. Островитяне

г в рят по-испански. Если кто-то из них во намерится

ра сказать что-либо человеку, ра положенному километрах

в пяти, он применит испанский язык, п р поженный на свис :

прижмёт конч_________________ к языка к зубам и будет очень громко ев стеть,

одновременно пр________ и нося слова, как обыч но.

48. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия. Выпи­
ши в тетрадь слова с приставками, оканчивающимися за 3 и С.
Сделай синтаксический разбор двух первых предложений. Укажи
знакомые части речи в пятом предложении.

Шхуна о_________ тановилась. Якорь упал в воду. Вод лаз в ска­
фандр!_ . ск________ пьзнул за перила, ра матывая сигнальный трос й

в здушный шлан

И зелена-сйй___ I вода ра ступилась, в плеснула, и море

погл_____ тило вод паза. Его свинцовые подошвы ступили на дно

на глубине п________________ тидесяти метров. Всё было призрач но, как в

волшебн____ i сказкСИ- С люб пытством о матриваясь, чело­
век ра_ гуливал по бе____ крайнему коралловому лесу.

Вдруг он замер, ра_______ терянный: впереди во вышались со­
оружения. Не бе___ порядочное плетение кораллов, а строго

ра ставленные башни и____ дания. Человеку ч дилось, что он

идёт по ней___________________ следованной древн1 стране. Вот он ок зался

перед двер______________ ю. Если бы люди обитали в этом п дводном дом1 I,

они ра____________ слышали бы шутливый в прос, глухо ра давшийся из

скафандра: «Ра_______ решите войти?» В долаз ш гнул внутрь

ж пища, в___________________ метнулась стайка рыбок. Перед ним ра бегались

коридоры, в_________ днелилсь дверные про ёмы.

Время, ра__________________ считанное на пребывание под водой, и текало.

Человек подал сигнал к под_____ ему. Он п днимался к п верх-

носС и горо_______________ ра кинувшийся на дне моря, ра таял, слов­
но был игрой воображения.


Приставки ИРЕ- и 11РИ-

Нам нужно вставить пропущенные буквы в слова следую­щего предложения:

гиь^кгьааюс ииеопьо.

Безударные гласные стоят в приставках. Оказывается, пра­вописание этих приставок просто запомнить нельзя, т.к. оно зависит от значения!

Чтобы узнать, какую писать приставку — ПРЕ- или ПРИ-, — определи её значение и выбери нужную.

Сначала смело заглядывай в табличку, а потом, когда ты хорошо запомнишь значение каждой из приставок, надобность в таблице отпадёт.

 

ПРИ-   ПРЕ-
1) присоединение, приближение; прмшилш, njbueaxmu, 2) пространственная близость; fl^buJfieoiCHAMi' 3) постепенное доведение действия до конца; 4) неполное действие; nfutmviyoborruy 5) доведение действия до определённого предела; 6) совершение действия в своих интересах I) в значении «очень»; пр^сшмиой- 2) в значении «пере» (перегородить)

Возвращаемся к нашему примеру и рассуждаем:

приставка в первом слове обозначает приближение, пи­шем ПРИ— приетзиш, приблизились;

приставка во втором слове имеет значение «очень», пишем ПРЕ— прлгуш/жж, т.е. очень красивое.

29







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.01 с.)