Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальник, учитель, незнакомка

Поиск

 

Несколько секунд - полная тишина. Только издалека доносится шум уходящего поезда. Потом слева появляется белое платье и медленно проплывает мимо окна. Уставшая, печальная, отчаявшаяся НЕЗНАКОМКА останавливается на пороге.

 

НЕЗНАКОМКА (ошеломленно смотрит на двоих мужчин, потом ее взгляд останавливается на НАЧАЛЬНИКЕ. Без злобы.) Негодяй!

НАЧАЛЬНИК (пожимая плечами): Ну, сударыня.

НЕЗНАКОМКА (больше себе самой): Ушел…

НАЧАЛЬНИК: Ничего не поделаешь. Порядок. Долг.

НЕЗНАКОМКА (совершенно обессиленная, входит в кабинет, делает несколько шагов и падает на стул): Ушел…

НАЧАЛЬНИК (приступая к расследованию): Ваше имя, сударыня?

 

НЕЗНАКОМКА поднимает на него непонимающий, отсутствующий взгляд.

 

НАЧАЛЬНИК: Необходимо составить протокол. Ваше имя, место жительства, возраст, род занятий!

 

НЕЗНАКОМКА не отвечает, словно ничего не видит и не слышит.

 

НАЧАЛЬНИК (после паузы): Не будете отвечать - вам же хуже. Составить протокол - моя прямая обязанность. И если вы будете молчать, инструкция предписывает мне отправить вас в полицию. (Многозначительно.) У нас, между прочим, и полиция есть, хоть вы и думаете, что попали в чистое поле.

УЧИТЕЛЬ (подходя к НЕЗНАКОМКЕ, взволнованно): Почему вы не отвечаете, сударыня? Как вас зовут?

НЕЗНАКОМКА: Оставьте меня. Оставьте меня все в покое.

УЧИТЕЛЬ: Но как ваше имя? Откуда вы?

НЕЗНАКОМКА: Прошу, оставьте меня. Я очень устала.

УЧИТЕЛЬ: Может, у вас все-таки есть какие-нибудь документы? Хоть удостоверение?

НЕЗНАКОМКА (бесконечно усталым жестом протягивает ему сумочку): Не знаю… Ищите. Если найдете - сами все увидите.

УЧИТЕЛЬ (берет сумочку, делает шаг к рампе в сопровождении НАЧАЛЬНИКА, открывает сумочку и начинает искать, вынимая один за другим все предметы и передавая их НАЧАЛЬНИКУ - подержать): Флакон духов…

НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Пахнут - одуреть!

УЧИТЕЛЬ: Носовой платок… Губная помада… Портсигар с двумя папиросами…

НАЧАЛЬНИК (нюхая папиросы): Заграничные…

УЧИТЕЛЬ (освободив сумочку): Больше ничего.

НАЧАЛЬНИК: И никаких документов?

УЧИТЕЛЬ: Никаких.

НАЧАЛЬНИК: Ни единой бумажки?

УЧИТЕЛЬ: Ни одной.

НАЧАЛЬНИК (после минутного размышления): Позвоню-ка я комиссару Динкэ. Тут дело не чисто…

УЧИТЕЛЬ (поворачиваясь к НЕЗНАКОМКЕ, которая по-прежнему в прострации сидит на стуле): Сударыня, прошу вас… Это в ваших же интересах, я вас очень прошу, одно усилие… ответьте… Вспомните… Кто вы? Откуда? И куда едете?

НЕЗНАКОМКА (подняв на него отсутствующий взгляд и пожимая плечами): Еду… (Неожиданно приняв решение и вскакивая на ноги.) Еду, чтобы умереть. Броситься под поезд. (Быстро выходит и исчезает в темноте.)

УЧИТЕЛЬ (встревожено): Сударыня!

НАЧАЛЬНИК: Совершенно ненормальная!

УЧИТЕЛЬ: Может произойти несчастье. Ее нужно спасти.

НАЧАЛЬНИК: Да не беспокойтесь. В это время ни одного поезда.

УЧИТЕЛЬ (выходит на перрон): Сударыня! Сударыня! (Возвращается.) Где она? Там слишком темно. Я ничего не вижу.

НАЧАЛЬНИК: Да не убивайтесь вы, господин учитель. Говорю же, что ни одного поезда не будет. (Кричит с порога.) Иким! Иким! Иким! Глянь, нет там женщины на путях?

ГОЛОС ИКИМА (в отдалении): Освободите путь! Освободите путь!

НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Ну и аромат, Господи, весь вокзал пропах! Еще не хватает, чтобы сейчас принесло мою благоверную… (Через секунду другим тоном.) Сразу видно - дама большого света. Вы ее разглядели?

УЧИТЕЛЬ (с подъемом): Красивая!

НАЧАЛЬНИК: А платье вы ее видели? Плечи голые, шея голая, спина голая. Да она почти раздета.

УЧИТЕЛЬ: Очень красивая… (Обеспокоено.) Только бы она с собой чего-нибудь не сделала…

НАЧАЛЬНИК: Да она покамест и не сможет - поезда-то нету. Тии! Вот так передряга! И надо же, чтобы это стряслось именно со мной! Ну не могла она, Господи, сойти в Кымпине или в Брязе!

УЧИТЕЛЬ: Но вы сами в этом виноваты. Надо было оставить ее в покое.

НАЧАЛЬНИК: Не могу, господин учитель. Нарушение закона. (Раздраженно.) И потом - с какой стати ее отпускать? Потому что она пропахла духами, потому что ехала из Синаи, потому что разгуливает голышом, играет в рулетку, и перекрыла пути на моем вокзале?

УЧИТЕЛЬ: А если она с собой что-нибудь сделает?

НАЧАЛЬНИК: Тогда караул. Анкеты, рапорта. Может и в газеты попасть. И это после двадцати трех лет службы.

ГОЛОС ИКИМА (приближаясь): Освободите пути!

НАЧАЛЬНИК (быстро выходя на порог): Ты ее нашел, Иким?

ГОЛОС ИКИМА: Здесь она, господин начальник.

НАЧАЛЬНИК: И что делает?

ГОЛОС ИКИМА: Сидит на рельсах и курит папиросу.

УЧИТЕЛЬ (быстро выходя, озабоченно): Сударыня!.. (Исчезает в темноте.)

НАЧАЛЬНИК (с порога): Барышня!… Сударыня!… Идите сюда, на свет. Чего даром сидеть на рельсах. Все равно до одиннадцати тридцати пяти не будет ни одного поезда.

НЕЗНАКОМКА (возвращается в сопровождении УЧИТЕЛЯ): Что вам от меня нужно? Что вы меня зовете? Почему не оставляете в покое?

УЧИТЕЛЬ: Сударыня… мы хотим вам добра.

НЕЗНАКОМКА: Я заметила.

УЧИТЕЛЬ: На улице прохладно, сыро, легко простудиться… тем более вы одеты так… так легко…

НЕЗНАКОМКА (зябко поводит плечами): Я замерзла.

УЧИТЕЛЬ: Видите?!

НАЧАЛЬНИК: Разве тут не хорошо? Есть стул, лампа. Сейчас сядем, поговорим, вот время и пролетит.

НЕЗНАКОМКА (с усталым жестом, безразлично): В конце концов… (Садится на стул.)

НАЧАЛЬНИК: Вот так… (Через мгновение.) Ну и как же вас все-таки зовут?

НЕЗНАКОМКА (быстро): Опять начинаете?

УЧИТЕЛЬ: Сударыня, поймите… Мы просто хотим понять… потому и расспрашиваем, потому и упрашиваем, чтобы вам же и помочь.

НЕЗНАКОМКА: Не нуждаюсь.

УЧИТЕЛЬ: Вы переволновались. Я понимаю. И не хотите нам отвечать. Это тоже понятно. Все: больше никаких вопросов мы задавать не будем.

НАЧАЛЬНИК: Э, а как же протокол, который я составляю?

УЧИТЕЛЬ (коротко): Дайте сюда протокол. (НЕЗНАКОМКЕ.) Больше никаких вопросов мы задавать не будем. Но позвольте мне попытаться угадать… Вероятнее всего, вы ехали из Синаи.

НЕЗНАКОМКА: Возможно.

УЧИТЕЛЬ: И, скорее всего, в Бухарест.

НЕЗНАКОМКА: Скорее всего.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, но тогда или в Бухаресте, или в Синае должен быть хоть кто-то… родственник, друг… которому можно было бы сообщить о том, в какую ситуацию вы попали.

НЕЗНАКОМКА (которой идея кажется неплохой): Думаете?

УЧИТЕЛЬ: Уверен. Дайте нам адрес, имя, хоть какою-нибудь зацепку.

НЕЗНАКОМКА? И вы думаете, что-нибудь получится?

УЧИТЕЛЬ: А что может не получиться? Дадим телеграмму. Или даже… (показывает на телефон на стене) позвоним по телефону.

НЕЗНАКОМКА: По телефону?

УЧИТЕЛЬ: Ну, конечно.

НЕЗНАКОМКА: Хорошо… тогда… Тогда позвоните в Синаю. В отель "Палас"… или… если его там нет… то в казино.

НАЧАЛЬНИК (подходя к телефону): И кого спросить?

НЕЗНАКОМКА: Э… (Внезапно передумывает.) Нет. Не могу. Не хочу. Я лучше умру. Лучше брошусь под поезд.

НАЧАЛЬНИК: Но я же сказал вам, что до одиннадцати тридцати пяти ни одного поезда не будет.

НЕЗНАКОМКА: До одиннадцати тридцати пяти? Отлично. Я подожду. И умру в одиннадцать тридцать пять.

УЧИТЕЛЬ: Но почему вы хотите умереть?

НАЧАЛЬНИК: И почему именно здесь? И не грешно вам? Я человек семейный, с положением. Хотите втянуть меня в передрягу? Анкеты, рапорта.

УЧИТЕЛЬ (воодушевленно, с чувством): Сударыня!..

НАЧАЛЬНИК: Слушайте, я всего лишь бедный служащий, но готов из своего кармана оплатить вам билет до Кымпины, а там уж делайте, что хотите. Вокзал большой, поездов много.

УЧИТЕЛЬ: Сударыня, очнитесь, опомнитесь. Выкиньте эти глупые мысли, вы так молоды, так прекрасны.

НЕЗНАКОМКА: Серьезно? Вы заметили?

УЧИТЕЛЬ: Вы должны жить.

НЕЗНАКОМКА (оглядываясь): Где? Здесь?

УЧИТЕЛЬ: Уезжайте. Вам необходимо уехать.

НЕЗНАКОМКА: Если нужно, так зачем же меня высадили с поезда?

НАЧАЛЬНИК: Потому что у вас не было билета.

УЧИТЕЛЬ: Мы дадим вам новый билет.

НАЧАЛЬНИК: Кто это - мы?

УЧИТЕЛЬ: Я.

НАЧАЛЬНИК: А деньги у вас есть?

УЧИТЕЛЬ (смешавшись): Сейчас нет. Но завтра утром я получу жалованье.

НЕЗНАКОМКА: Завтра утром? Я не могу ждать до завтрашнего утра. Здесь, в чистом поле…

НАЧАЛЬНИК: В каком поле, сударыня? В каком поле? Позвольте! У нас тут город.

НЕЗНАКОМКА: Какой город?

НАЧАЛЬНИК: Должен вам заметить. Городская управа. Суд, больница…

УЧИТЕЛЬ: Гимназия…

НАЧАЛЬНИК: Восемь тысяч жителей.

УЧИТЕЛЬ (с едва уловимой горечью): Восемь тысяч двести сорок пять. По последней переписи.

НАЧАЛЬНИК: Это без меня, меня не посчитали. Я в тот день был в Бухаресте, по делам.

НЕЗНАКОМКА: Восемь тысяч двести сорок пять жителей. (НАЧАЛЬНИКУ.) С вами - восемь тысяч двести сорок шесть. (Задумчиво.) Если я останусь здесь на ночь, будет восемь тысяч двести сорок семь. (Через мгновение.) Гостиница есть?

НАЧАЛЬНИК: Как не быть? Отель "Монополия", в центре.

НЕЗНАКОМКА: Но у меня нет денег.

УЧИТЕЛЬ: Ничего страшного. Я бы завтра заплатил; но у вас нет никаких документов.

НАЧАЛЬНИК: Именно. А без них никак нельзя. (УЧИТЕЛЮ.) А, может, отправим ее в больницу? Скажем, что было крушение поезда.

НЕЗНАКОМКА: В больницу? В больницу я не поеду.

НАЧАЛЬНИК: Тогда в полицию. Все равно без документов ее возьмут только в полиции.

УЧИТЕЛЬ: Не слушайте его, сударыня. Он сам не знает, что говорит.

НАЧАЛЬНИК: Да я-то знаю, но куда она еще хочет попасть - без документов?! (НЕЗНАКОМКЕ.) Может, вы теперь пожелаете сообщить нам, как вас зовут?

НЕЗНАКОМКА: Вы меня замучили. Долго еще до одиннадцати тридцати пяти? Хоть бы все закончилось поскорее.

УЧИТЕЛЬ (с новым беспокойством): Сударыня…

НЕЗНАКОМКА (раздосадованно): Вы меня замучили, замучили. Мне холодно, я хочу спать, я голодная.

НАЧАЛЬНИК: Кой чего поесть я бы вам дал.

НЕЗНАКОМКА (с отвращением): Где? Что?

НАЧАЛЬНИК: Ну, ничего особенного нет. Но есть немного утки с капустой, осталось с обеда. Чудная утка! Ее вчера раздавил дизель.

НЕЗНАКОМКА: Я не ем уток, раздавленных дизелем.

НАЧАЛЬНИК: А чего такого? Чудная утка. Только как бы нам сделать, чтобы вас не застала моя благоверная. Знали бы вы мою жену - она меня просто живьем сожрет.

НЕЗНАКОМКА (потрясенно)? Что за ночь! Какой кошмар! Неужели это никогда не кончится? Неужели никогда не наступит день?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, сударыня. Вам просто нужно отдохнуть, подождать.

НЕЗНАКОМКА: Я не могу, я больше не могу. Как я хотела бы умереть! Или хотя бы заснуть… Почему вы не оставили меня там, на рельсах?.. Там было так хорошо… (Устраивается на стуле.) Я буду спать здесь. Погасите свет.

НАЧАЛЬНИК: Господи! Здесь нельзя! Сюда придет моя благоверная.

НЕЗНАКОМКА (вскакивает на ноги. Вне себя от отчаяния): Тогда где, где, где? Здесь нельзя, на рельсах нельзя, что вы еще от меня хотите?

УЧИТЕЛЬ: Сударыня… Не знаю, могу ли я, нужно ли это… видите ли… у меня скромный домик… всего одна комната… но если вы хотите… если бы вы захотели…. я отведу вас к себе домой… и оставлю там одну… Всего на одну ночь… Только до утра… А сам пойду ночевать к коллеге. (НАЧАЛЬНИКУ, поясняя.) К Удре, учителю музыки.

НАЧАЛЬНИК: Отличная мысль.

УЧИТЕЛЬ: Завтра утром все покажется вам не таким сложным. У вас появятся деньги, вы уедете, но прежде хоть немного отдохнете.

НАЧАЛЬНИК: Вы придете в себя.

УЧИТЕЛЬ: И завтра утром…

НАЧАЛЬНИК: Составим протокол…

УЧИТЕЛЬ (коротко): Оставьте ваш протокол. (НЕЗНАКОМКЕ.) Прошу вас, доверьтесь мне. Примите мое приглашение. Примете?

НЕЗНАКОМКА (после секундного молчания): Это далеко?

УЧИТЕЛЬ: В десяти минутах, в четверти часа ходьбы отсюда.

НЕЗНАКОМКА: Ладно. Пойдемте. Я спать хочу.

УЧИТЕЛЬ (указывая ей путь к дверям): Сюда… сюда…

 

НЕЗНАКОМКА выходит вслед за УЧИТЕЛЕМ. Через окно видно, как они проходят налево.

 

НАЧАЛЬНИК (оставшись один на сцене, замечает на столе книгу УЧИТЕЛЯ): Господин учитель! (Выходит на порог.) Господин Мирою!

УЧИТЕЛЬ (возвращаясь): Что? Что вы хотели?

НАЧАЛЬНИК: Вы забыли книжку.

УЧИТЕЛЬ (со страхом): Книгу! (Берет книгу в руки, открывает.) Я еще смогу немного поработать ночью. Почитать.

НАЧАЛЬНИК: Дурная страсть, господин учитель. Дурная страсть!..

УЧИТЕЛЬ поспешно выходит. Сквозь окно видно, как он уходит.

 

ЗАНАВЕС

 

ВТОРОЙ АКТ

 

В тот же вечер дома у УЧИТЕЛЯ. Обстановка провинциального холостяка. Все очень чистенькое, но бедное и разрозненное. Стол, стулья, диван. Полка с книгами. Кроме этого, книги лежат всюду - на столе, на стульях, на полу. На первом плане справа - входная дверь. Слева, на втором плане, еще одна дверь. Она ведет в другое помещение (кладовку, кухоньку или чулан). На задней стене - двустворчатое окно, выходящее на маленький садик перед улицей. После поднятия занавеса сцена пуста. Через окно видно ночное южное небо, усыпанное звездами. На горизонте синеют очертания гор.

 

СЦЕНА 1

УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА

 

Тишина. Где-то на окраине лает собака. Издалека ей отзывается другая. Справа слышно, как кто-то пытается вставить ключ в замочную скважину. Дверь открывается.

 

УЧИТЕЛЬ (входя): Сюда, сюда...

НЕЗНАКОМКА (следуя за ним): Мы дошли?

УЧИТЕЛЬ: Да. Вот мы и дома. (Очень бережно кладет книгу на стол.)

НЕЗНАКОМКА: Как темно!

УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. (Шарит на ощупь.) Вот только найду спички...

НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества?

УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция...

НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени!

УЧИТЕЛЬ (находит коробок со спичками, но ни одну не может зажечь): Никак не хотят зажигаться. Слишком сыро.

НЕЗНАКОМКА: Что за темнота! Что за улицы! Я пересчитала все углы и заборы!

УЧИТЕЛЬ (наконец ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.

 

Зажигает лампу. Керосиновая лампа с круглым белым фарфоровым абажуром дает крошечный, дрожащий огонек.

 

НЕЗНАКОМКА (буквально падая на стул): Я больше не могу. Я просто разбита. Я изранила себе все ноги. Сколько камней! Какие булыжники! (Оставшись в чулках, массирует себе ступни.)

УЧИТЕЛЬ (поднимая с пола одну туфельку): В центре, конечно, улицы мощеные, но здесь, у нас...

НЕЗНАКОМКА: И никогда не замостят?

УЧИТЕЛЬ: Ну почему же... Может... на будущий год...

НЕЗНАКОМКА: Боже, вот не везет, так не везет! Я, видно, рановато сюда приехала.

УЧИТЕЛЬ (разыскивая вторую туфельку): А другую я не вижу. Понятия не имею, куда она могла запропаститься...

НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что?

УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь.

НЕЗНАКОМКА: Тогда погасите. Или погасите, или сделайте огонь больше. Иначе я этого не вынесу!

УЧИТЕЛЬ: Как вам будет угодно. Только знайте, что это нехорошо. Свет падает прямо на улицу.

НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста.

УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда?

УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда.

НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли?

lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (Подкручивает фитиль, и свет становится ярче.)

НЕЗНАКОМКА (встает и обводит взглядом комнату): И здесь вы живете? Это... ваш дом?

УЧИТЕЛЬ: Да.

НЕЗНАКОМКА: Ужасно!

УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится?

НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво.

УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель.

НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно.

УЧИТЕЛЬ: Почему?

НЕЗНАКОМКА: По всему. (Опять обводит глазами комнату, внимательно разглядывая каждый предмет, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.)

УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет!

НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему?

УЧИТЕЛЬ (очень озабоченно): Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят.

НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.)

УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час...

НЕЗНАКОМКА: А что, к вам никогда не заходят женщины?

УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Как вы могли предположить...

НЕЗНАКОМКА: Вы хотите сказать, что они вообще у вас не бывают?

УЧИТЕЛЬ: Я серьезный человек. Учитель. Лицо ответственное.

НЕЗНАКОМКА: И вы хотите сказать, что я единственная... первая женщина, которая вошла в ваш дом?

УЧИТЕЛЬ: Сударыня, прошу вас, поверьте, что я никогда бы не осмелился... если бы не те необычные обстоятельства, при которых мы встретились...

НЕЗНАКОМКА: Боже, какой вы еще мальчик! Или совсем старик.

УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Прошу вас, умоляю, отойдите от окна.

НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души.

УЧИТЕЛЬ: Вас видно через дорогу, у Кирою.

НЕЗНАКОМКА: Какого Кирою?

УЧИТЕЛЬ: Кирою из налогового управления. Белый дом с деревянным забором - где дикий виноград.

НЕЗНАКОМКА (выглянув на улицу): Да, но у них темно.

УЧИТЕЛЬ: Вот именно! Они за шторами.

НЕЗНАКОМКА: А вы откуда знаете?

УЧИТЕЛЬ: Они всегда за шторами.

НЕЗНАКОМКА: Но ведь сегодня среда. Разве они не ушли в кино?

УЧИТЕЛЬ: Ушли, но осталась старуха, мадам Григореску - мать мадам Кирою, с детьми и прислугой. И не только они, еще и Атанасиу.

НЕЗНАКОМКА: Какой Атанасиу?

УЧИТЕЛЬ: Дом напротив со ставнями. И Ласку, судья, желтый дом с тремя окнами на улицу, и Малтопол, и Вишан. Вишан из табачной лавки.

НЕЗНАКОМКА: Ну и общество!

УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон.

НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (Внимательно прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят.

УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят.

НЕЗНАКОМКА (прежним тоном): Ни звука. Ни шороха. (Через секунду.) Ой, нет! Что это за шум?

УЧИТЕЛЬ: Какой шум?

НЕЗНАКОМКА: Вы не слышите? Как будто пилят маленькой пилкой. (Кивает головой в сторону левой двери.) Кажется, там.

УЧИТЕЛЬ: А! Ничего страшного. Это мышонок.

НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): У вас мыши?

УЧИТЕЛЬ: Только он один! Не бойтесь. Я его знаю.

НЕЗНАКОМКА: Как это - знаете?

УЧИТЕЛЬ: Ну, это махонький мышонок... серый... с круглыми глазками. Он иногда выходит ночью, когда я засиживаюсь допоздна... читаю... или работаю. Ему нравится гулять среди книг.

НЕЗНАКОМКА: О! (С некоторым испугом.) Среди книг?

УЧИТЕЛЬ: Не беспокойтесь. Сегодня вечером он не выйдет. Он чувствует, что здесь кто-то чужой. Меня-то он знает. Мы с ним друзья.

НЕЗНАКОМКА: Друзья?.. Скажите, а другие друзья у вас есть?

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Удря. Мой коллега... Учитель музыки... очень интересный человек. Большой талант. Он композитор. У него я сегодня и переночую. Сейчас самое время уйти. Уже поздно. Вам нужно выспаться...

НЕЗНАКОМКА: А я больше не хочу спать. Все прошло.

УЧИТЕЛЬ: Все равно... слишком поздно... Я должен вас оставить. Постель там. (Указывает на диван робко, словно не осмеливаясь приблизиться.) Белье в шкафу... Если вы захотите умыться...

НЕЗНАКОМКА: Захочу. (Оглядывает себя.) И в поезде, и на вокзале такая пылища!

УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же.

НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там?

УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите.

НЕЗНАКОМКА: Душ есть?

УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке...

НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно.

УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось...

НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. (Решив довольствоваться тем, что имеется.) А раковина есть?

УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно.

НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно. Постойте, я посмотрю. (Исчезает за левой дверью, но через несколько секунд возвращается.) Но вода не идет.

УЧИТЕЛЬ (удивленно): Не идет? (Вспоминая.) Ну, конечно же! Водокачка уже остановилась.

НЕЗНАКОМКА: Как остановилась?

УЧИТЕЛЬ: Они всегда отключают воду в шесть часов вечера.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что водокачка ночью не работает.

НЕЗНАКОМКА (почти с отчаянием): Они, конечно, правы... Для кого работать ночью? Но если кто-нибудь все-таки захочет умыться или попить?

УЧИТЕЛЬ: У меня есть колодец. Я принесу вам воды из колодца. Со двора...

НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо...

УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. (Быстро входит в комнату слева, возвращается с садовой лейкой в руках и проходит через сцену.) Сейчас.. Секундочку... (Выходит справа.)

 

НЕЗНАКОМКА, оставшись одна, с любопытством оглядывается, внимательно рассматривает мебель, пробует рукой диванные пружины, подходит к книжной полке и задерживается на несколько секунд. Снаружи, со двора, слышен скрип колодезного колеса и грохот цепи. НЕЗНАКОМКА одну за другой берет с полки книги, на секунду открывает их и тут же ставит на место. Вновь выходит на середину сцены, продолжая изучать обстановку ищущим, слегка насмешливым взглядом, и тут замечает на столе (слева, передний план) завернутую книгу, которую УЧИТЕЛЬ, придя, осторожно положил сюда. НЕЗНАКОМКА разворачивает ее и, оглядев, без особого интереса - так же, как и другие книги - открывает. В этот момент дверь справа распахивается.

 

УЧИТЕЛЬ (входя): Нет!

 

Ставит на пол полную лейку и бросается к НЕЗНАКОМКЕ. Осторожно отбирает у нее книгу.

 

НЕЗНАКОМКА: А что это за книга?

УЧИТЕЛЬ (уклончиво): Да одна из моих... (Идет к полке и прячет книгу там.)

НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите ее мне показать?

УЧИТЕЛЬ: Она вам не понравится. Это старая книга. (Кладет ее подальше, на самый верх полки.)

НЕЗНАКОМКА: Но почему вы не хотите, чтобы я тоже на нее взглянула?

УЧИТЕЛЬ (поворачивается к ней): Но я же сказал, что это будет вам не интересно. Поверьте мне. Это очень старая книга.

НЕЗНАКОМКА: В ней, кажется, были картинки.

УЧИТЕЛЬ: Никаких картинок. (Неопределенно.) Так, диаграммы... карты... Правда, ничего интересного.

НЕЗНАКОМКА (раздосадовано): Хорошо! (С легким сожалением.) А вашему другу мышонку вы бы ее посмотреть позволили?

УЧИТЕЛЬ: Ну, его-то я давно знаю.

НЕЗНАКОМКА: Странный вы человек! И книг у вас столько! Что вы с ними делаете?

УЧИТЕЛЬ: Читаю.

НЕЗНАКОМКА: Все?

УЧИТЕЛЬ: Стараюсь.

НЕЗНАКОМКА (оглянувшись): Никогда в жизни не видела так много книг.

УЧИТЕЛЬ: Их не так уж много... Я хотел бы, но...

НЕЗНАКОМКА (которая увидела на стене над столом - чуть выше книжной полки - два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник?

УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер.

НЕЗНАКОМКА: А тот?

УЧИТЕЛЬ: Коперник.

НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете?

УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад.

НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали зовут того?

УЧИТЕЛЬ: Коперник.

НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала.

УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен.

НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам?

УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда...

НЕЗНАКОМКА (глядя на него долгим взглядом): Что за странный вы человек... Да, очень странный...

 

Свист. Издалека слышен легкий шум. Возможно, это проснулся городовой. УЧИТЕЛЬ вздрагивает и, предостерегающе подняв палец, мгновение прислушивается.

 

УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (Через секунду.) Я слышу шаги... Голоса...

 

И в самом деле, словно слышится шум голосов, шаги...

 

НЕЗНАКОМКА: Но я ничего не слышу.

УЧИТЕЛЬ (выкручивает фитиль так, что свет почти гаснет, и шепчет): Тс-с-с-с! Они уже на нашей улице. Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА отходит и прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ, так же прислонившись спиной к стене, стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо. Через некоторое время шаги, отдаваясь эхом, становятся слышнее.) Приближаются... Идут сюда. (Шаги останавливаются.)

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (с улицы): Говорю вам, что видела свет. И окно открыто.

УЧИТЕЛЬ (шепотом): Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно.

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему.

ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою!

НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою?

УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да.

НЕЗНАКОМКА: А дальше как?

УЧИТЕЛЬ: Марин.

НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо.

ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я!

НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это?

УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки...

ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома?

ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома.

НЕЗНАКОМКА: А она кто?

УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику.

НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю.

НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница?

УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас…

НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста?

УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты.

НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?

 

Снаружи раздается сильный стук в ворота.

 

УЧИТЕЛЬ (в отчаянии): Она перебудит всю округу! Нужно пойти открыть...

НЕЗНАКОМКА: Так откройте.

 

Стук продолжается. УЧИТЕЛЬ делает шаг, появляется в окне и, перевесившись через подоконник, кричит.

 

УЧИТЕЛЬ: Секундочку! Я уже иду! Бегу! (Шепотом обращается к НЕЗНАКОМКЕ.) Что нам делать?

НЕЗНАКОМКА: Ничего. Пусть войдут.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы они увидели здесь вас?

НЕЗНАКОМКА: Почему бы и нет?

УЧИТЕЛЬ: Ни за что в жизни! Об этом не может быть и речи. (Вновь высовывается из окна, потому что стук возобновляется.) Иду! Сейчас! Сейчас! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться.

НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте!

УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на левую дверь.) На минуточку.

НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.)

УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову! (НЕЗНАКОМКА наклоняется и проскальзывает под окном.)

НЕЗНАКОМКА (подходя к двери): Только не держите меня там долго.

УЧИТЕЛЬ (совсем потеряв голову): Пять минут... Три минуты... Только узнаю, что им нужно... Как только отделаюсь от них...

НЕЗНАКОМКА: Не держите меня там долго - я хочу спать.

УЧИТЕЛЬ: Но вы же сказали, что больше не хотите...

НЕЗНАКОМКА: Э! Опять захотела.

 

Выходит. Стук в ворота.

 

УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!

 

Хватает лампу, подкручивает фитиль так, что свет опять становится ярким. Быстро оглядывается и спешит к правой двери.

 

НЕЗНАКОМКА (приоткрыв левую дверь): Эй, слышите! Не держите меня здесь долго! Тут ужасно темно.

УЧИТЕЛЬ (умоляюще): Прошу вас! Прошу вас!

 

НЕЗНАКОМКА убирает голову. УЧИТЕЛЬ исчезает справа, и несколько мгновений сцена остается пустой.

 

СЦЕНА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.013 с.)