Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальник, учитель, незнакомкаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Несколько секунд - полная тишина. Только издалека доносится шум уходящего поезда. Потом слева появляется белое платье и медленно проплывает мимо окна. Уставшая, печальная, отчаявшаяся НЕЗНАКОМКА останавливается на пороге.
НЕЗНАКОМКА (ошеломленно смотрит на двоих мужчин, потом ее взгляд останавливается на НАЧАЛЬНИКЕ. Без злобы.) Негодяй! НАЧАЛЬНИК (пожимая плечами): Ну, сударыня. НЕЗНАКОМКА (больше себе самой): Ушел… НАЧАЛЬНИК: Ничего не поделаешь. Порядок. Долг. НЕЗНАКОМКА (совершенно обессиленная, входит в кабинет, делает несколько шагов и падает на стул): Ушел… НАЧАЛЬНИК (приступая к расследованию): Ваше имя, сударыня?
НЕЗНАКОМКА поднимает на него непонимающий, отсутствующий взгляд.
НАЧАЛЬНИК: Необходимо составить протокол. Ваше имя, место жительства, возраст, род занятий!
НЕЗНАКОМКА не отвечает, словно ничего не видит и не слышит.
НАЧАЛЬНИК (после паузы): Не будете отвечать - вам же хуже. Составить протокол - моя прямая обязанность. И если вы будете молчать, инструкция предписывает мне отправить вас в полицию. (Многозначительно.) У нас, между прочим, и полиция есть, хоть вы и думаете, что попали в чистое поле. УЧИТЕЛЬ (подходя к НЕЗНАКОМКЕ, взволнованно): Почему вы не отвечаете, сударыня? Как вас зовут? НЕЗНАКОМКА: Оставьте меня. Оставьте меня все в покое. УЧИТЕЛЬ: Но как ваше имя? Откуда вы? НЕЗНАКОМКА: Прошу, оставьте меня. Я очень устала. УЧИТЕЛЬ: Может, у вас все-таки есть какие-нибудь документы? Хоть удостоверение? НЕЗНАКОМКА (бесконечно усталым жестом протягивает ему сумочку): Не знаю… Ищите. Если найдете - сами все увидите. УЧИТЕЛЬ (берет сумочку, делает шаг к рампе в сопровождении НАЧАЛЬНИКА, открывает сумочку и начинает искать, вынимая один за другим все предметы и передавая их НАЧАЛЬНИКУ - подержать): Флакон духов… НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Пахнут - одуреть! УЧИТЕЛЬ: Носовой платок… Губная помада… Портсигар с двумя папиросами… НАЧАЛЬНИК (нюхая папиросы): Заграничные… УЧИТЕЛЬ (освободив сумочку): Больше ничего. НАЧАЛЬНИК: И никаких документов? УЧИТЕЛЬ: Никаких. НАЧАЛЬНИК: Ни единой бумажки? УЧИТЕЛЬ: Ни одной. НАЧАЛЬНИК (после минутного размышления): Позвоню-ка я комиссару Динкэ. Тут дело не чисто… УЧИТЕЛЬ (поворачиваясь к НЕЗНАКОМКЕ, которая по-прежнему в прострации сидит на стуле): Сударыня, прошу вас… Это в ваших же интересах, я вас очень прошу, одно усилие… ответьте… Вспомните… Кто вы? Откуда? И куда едете? НЕЗНАКОМКА (подняв на него отсутствующий взгляд и пожимая плечами): Еду… (Неожиданно приняв решение и вскакивая на ноги.) Еду, чтобы умереть. Броситься под поезд. (Быстро выходит и исчезает в темноте.) УЧИТЕЛЬ (встревожено): Сударыня! НАЧАЛЬНИК: Совершенно ненормальная! УЧИТЕЛЬ: Может произойти несчастье. Ее нужно спасти. НАЧАЛЬНИК: Да не беспокойтесь. В это время ни одного поезда. УЧИТЕЛЬ (выходит на перрон): Сударыня! Сударыня! (Возвращается.) Где она? Там слишком темно. Я ничего не вижу. НАЧАЛЬНИК: Да не убивайтесь вы, господин учитель. Говорю же, что ни одного поезда не будет. (Кричит с порога.) Иким! Иким! Иким! Глянь, нет там женщины на путях? ГОЛОС ИКИМА (в отдалении): Освободите путь! Освободите путь! НАЧАЛЬНИК (нюхая воздух): Ну и аромат, Господи, весь вокзал пропах! Еще не хватает, чтобы сейчас принесло мою благоверную… (Через секунду другим тоном.) Сразу видно - дама большого света. Вы ее разглядели? УЧИТЕЛЬ (с подъемом): Красивая! НАЧАЛЬНИК: А платье вы ее видели? Плечи голые, шея голая, спина голая. Да она почти раздета. УЧИТЕЛЬ: Очень красивая… (Обеспокоено.) Только бы она с собой чего-нибудь не сделала… НАЧАЛЬНИК: Да она покамест и не сможет - поезда-то нету. Тии! Вот так передряга! И надо же, чтобы это стряслось именно со мной! Ну не могла она, Господи, сойти в Кымпине или в Брязе! УЧИТЕЛЬ: Но вы сами в этом виноваты. Надо было оставить ее в покое. НАЧАЛЬНИК: Не могу, господин учитель. Нарушение закона. (Раздраженно.) И потом - с какой стати ее отпускать? Потому что она пропахла духами, потому что ехала из Синаи, потому что разгуливает голышом, играет в рулетку, и перекрыла пути на моем вокзале? УЧИТЕЛЬ: А если она с собой что-нибудь сделает? НАЧАЛЬНИК: Тогда караул. Анкеты, рапорта. Может и в газеты попасть. И это после двадцати трех лет службы. ГОЛОС ИКИМА (приближаясь): Освободите пути! НАЧАЛЬНИК (быстро выходя на порог): Ты ее нашел, Иким? ГОЛОС ИКИМА: Здесь она, господин начальник. НАЧАЛЬНИК: И что делает? ГОЛОС ИКИМА: Сидит на рельсах и курит папиросу. УЧИТЕЛЬ (быстро выходя, озабоченно): Сударыня!.. (Исчезает в темноте.) НАЧАЛЬНИК (с порога): Барышня!… Сударыня!… Идите сюда, на свет. Чего даром сидеть на рельсах. Все равно до одиннадцати тридцати пяти не будет ни одного поезда. НЕЗНАКОМКА (возвращается в сопровождении УЧИТЕЛЯ): Что вам от меня нужно? Что вы меня зовете? Почему не оставляете в покое? УЧИТЕЛЬ: Сударыня… мы хотим вам добра. НЕЗНАКОМКА: Я заметила. УЧИТЕЛЬ: На улице прохладно, сыро, легко простудиться… тем более вы одеты так… так легко… НЕЗНАКОМКА (зябко поводит плечами): Я замерзла. УЧИТЕЛЬ: Видите?! НАЧАЛЬНИК: Разве тут не хорошо? Есть стул, лампа. Сейчас сядем, поговорим, вот время и пролетит. НЕЗНАКОМКА (с усталым жестом, безразлично): В конце концов… (Садится на стул.) НАЧАЛЬНИК: Вот так… (Через мгновение.) Ну и как же вас все-таки зовут? НЕЗНАКОМКА (быстро): Опять начинаете? УЧИТЕЛЬ: Сударыня, поймите… Мы просто хотим понять… потому и расспрашиваем, потому и упрашиваем, чтобы вам же и помочь. НЕЗНАКОМКА: Не нуждаюсь. УЧИТЕЛЬ: Вы переволновались. Я понимаю. И не хотите нам отвечать. Это тоже понятно. Все: больше никаких вопросов мы задавать не будем. НАЧАЛЬНИК: Э, а как же протокол, который я составляю? УЧИТЕЛЬ (коротко): Дайте сюда протокол. (НЕЗНАКОМКЕ.) Больше никаких вопросов мы задавать не будем. Но позвольте мне попытаться угадать… Вероятнее всего, вы ехали из Синаи. НЕЗНАКОМКА: Возможно. УЧИТЕЛЬ: И, скорее всего, в Бухарест. НЕЗНАКОМКА: Скорее всего. УЧИТЕЛЬ: Хорошо, но тогда или в Бухаресте, или в Синае должен быть хоть кто-то… родственник, друг… которому можно было бы сообщить о том, в какую ситуацию вы попали. НЕЗНАКОМКА (которой идея кажется неплохой): Думаете? УЧИТЕЛЬ: Уверен. Дайте нам адрес, имя, хоть какою-нибудь зацепку. НЕЗНАКОМКА? И вы думаете, что-нибудь получится? УЧИТЕЛЬ: А что может не получиться? Дадим телеграмму. Или даже… (показывает на телефон на стене) позвоним по телефону. НЕЗНАКОМКА: По телефону? УЧИТЕЛЬ: Ну, конечно. НЕЗНАКОМКА: Хорошо… тогда… Тогда позвоните в Синаю. В отель "Палас"… или… если его там нет… то в казино. НАЧАЛЬНИК (подходя к телефону): И кого спросить? НЕЗНАКОМКА: Э… (Внезапно передумывает.) Нет. Не могу. Не хочу. Я лучше умру. Лучше брошусь под поезд. НАЧАЛЬНИК: Но я же сказал вам, что до одиннадцати тридцати пяти ни одного поезда не будет. НЕЗНАКОМКА: До одиннадцати тридцати пяти? Отлично. Я подожду. И умру в одиннадцать тридцать пять. УЧИТЕЛЬ: Но почему вы хотите умереть? НАЧАЛЬНИК: И почему именно здесь? И не грешно вам? Я человек семейный, с положением. Хотите втянуть меня в передрягу? Анкеты, рапорта. УЧИТЕЛЬ (воодушевленно, с чувством): Сударыня!.. НАЧАЛЬНИК: Слушайте, я всего лишь бедный служащий, но готов из своего кармана оплатить вам билет до Кымпины, а там уж делайте, что хотите. Вокзал большой, поездов много. УЧИТЕЛЬ: Сударыня, очнитесь, опомнитесь. Выкиньте эти глупые мысли, вы так молоды, так прекрасны. НЕЗНАКОМКА: Серьезно? Вы заметили? УЧИТЕЛЬ: Вы должны жить. НЕЗНАКОМКА (оглядываясь): Где? Здесь? УЧИТЕЛЬ: Уезжайте. Вам необходимо уехать. НЕЗНАКОМКА: Если нужно, так зачем же меня высадили с поезда? НАЧАЛЬНИК: Потому что у вас не было билета. УЧИТЕЛЬ: Мы дадим вам новый билет. НАЧАЛЬНИК: Кто это - мы? УЧИТЕЛЬ: Я. НАЧАЛЬНИК: А деньги у вас есть? УЧИТЕЛЬ (смешавшись): Сейчас нет. Но завтра утром я получу жалованье. НЕЗНАКОМКА: Завтра утром? Я не могу ждать до завтрашнего утра. Здесь, в чистом поле… НАЧАЛЬНИК: В каком поле, сударыня? В каком поле? Позвольте! У нас тут город. НЕЗНАКОМКА: Какой город? НАЧАЛЬНИК: Должен вам заметить. Городская управа. Суд, больница… УЧИТЕЛЬ: Гимназия… НАЧАЛЬНИК: Восемь тысяч жителей. УЧИТЕЛЬ (с едва уловимой горечью): Восемь тысяч двести сорок пять. По последней переписи. НАЧАЛЬНИК: Это без меня, меня не посчитали. Я в тот день был в Бухаресте, по делам. НЕЗНАКОМКА: Восемь тысяч двести сорок пять жителей. (НАЧАЛЬНИКУ.) С вами - восемь тысяч двести сорок шесть. (Задумчиво.) Если я останусь здесь на ночь, будет восемь тысяч двести сорок семь. (Через мгновение.) Гостиница есть? НАЧАЛЬНИК: Как не быть? Отель "Монополия", в центре. НЕЗНАКОМКА: Но у меня нет денег. УЧИТЕЛЬ: Ничего страшного. Я бы завтра заплатил; но у вас нет никаких документов. НАЧАЛЬНИК: Именно. А без них никак нельзя. (УЧИТЕЛЮ.) А, может, отправим ее в больницу? Скажем, что было крушение поезда. НЕЗНАКОМКА: В больницу? В больницу я не поеду. НАЧАЛЬНИК: Тогда в полицию. Все равно без документов ее возьмут только в полиции. УЧИТЕЛЬ: Не слушайте его, сударыня. Он сам не знает, что говорит. НАЧАЛЬНИК: Да я-то знаю, но куда она еще хочет попасть - без документов?! (НЕЗНАКОМКЕ.) Может, вы теперь пожелаете сообщить нам, как вас зовут? НЕЗНАКОМКА: Вы меня замучили. Долго еще до одиннадцати тридцати пяти? Хоть бы все закончилось поскорее. УЧИТЕЛЬ (с новым беспокойством): Сударыня… НЕЗНАКОМКА (раздосадованно): Вы меня замучили, замучили. Мне холодно, я хочу спать, я голодная. НАЧАЛЬНИК: Кой чего поесть я бы вам дал. НЕЗНАКОМКА (с отвращением): Где? Что? НАЧАЛЬНИК: Ну, ничего особенного нет. Но есть немного утки с капустой, осталось с обеда. Чудная утка! Ее вчера раздавил дизель. НЕЗНАКОМКА: Я не ем уток, раздавленных дизелем. НАЧАЛЬНИК: А чего такого? Чудная утка. Только как бы нам сделать, чтобы вас не застала моя благоверная. Знали бы вы мою жену - она меня просто живьем сожрет. НЕЗНАКОМКА (потрясенно)? Что за ночь! Какой кошмар! Неужели это никогда не кончится? Неужели никогда не наступит день? УЧИТЕЛЬ: Да нет, сударыня. Вам просто нужно отдохнуть, подождать. НЕЗНАКОМКА: Я не могу, я больше не могу. Как я хотела бы умереть! Или хотя бы заснуть… Почему вы не оставили меня там, на рельсах?.. Там было так хорошо… (Устраивается на стуле.) Я буду спать здесь. Погасите свет. НАЧАЛЬНИК: Господи! Здесь нельзя! Сюда придет моя благоверная. НЕЗНАКОМКА (вскакивает на ноги. Вне себя от отчаяния): Тогда где, где, где? Здесь нельзя, на рельсах нельзя, что вы еще от меня хотите? УЧИТЕЛЬ: Сударыня… Не знаю, могу ли я, нужно ли это… видите ли… у меня скромный домик… всего одна комната… но если вы хотите… если бы вы захотели…. я отведу вас к себе домой… и оставлю там одну… Всего на одну ночь… Только до утра… А сам пойду ночевать к коллеге. (НАЧАЛЬНИКУ, поясняя.) К Удре, учителю музыки. НАЧАЛЬНИК: Отличная мысль. УЧИТЕЛЬ: Завтра утром все покажется вам не таким сложным. У вас появятся деньги, вы уедете, но прежде хоть немного отдохнете. НАЧАЛЬНИК: Вы придете в себя. УЧИТЕЛЬ: И завтра утром… НАЧАЛЬНИК: Составим протокол… УЧИТЕЛЬ (коротко): Оставьте ваш протокол. (НЕЗНАКОМКЕ.) Прошу вас, доверьтесь мне. Примите мое приглашение. Примете? НЕЗНАКОМКА (после секундного молчания): Это далеко? УЧИТЕЛЬ: В десяти минутах, в четверти часа ходьбы отсюда. НЕЗНАКОМКА: Ладно. Пойдемте. Я спать хочу. УЧИТЕЛЬ (указывая ей путь к дверям): Сюда… сюда…
НЕЗНАКОМКА выходит вслед за УЧИТЕЛЕМ. Через окно видно, как они проходят налево.
НАЧАЛЬНИК (оставшись один на сцене, замечает на столе книгу УЧИТЕЛЯ): Господин учитель! (Выходит на порог.) Господин Мирою! УЧИТЕЛЬ (возвращаясь): Что? Что вы хотели? НАЧАЛЬНИК: Вы забыли книжку. УЧИТЕЛЬ (со страхом): Книгу! (Берет книгу в руки, открывает.) Я еще смогу немного поработать ночью. Почитать. НАЧАЛЬНИК: Дурная страсть, господин учитель. Дурная страсть!.. УЧИТЕЛЬ поспешно выходит. Сквозь окно видно, как он уходит.
ЗАНАВЕС
ВТОРОЙ АКТ
В тот же вечер дома у УЧИТЕЛЯ. Обстановка провинциального холостяка. Все очень чистенькое, но бедное и разрозненное. Стол, стулья, диван. Полка с книгами. Кроме этого, книги лежат всюду - на столе, на стульях, на полу. На первом плане справа - входная дверь. Слева, на втором плане, еще одна дверь. Она ведет в другое помещение (кладовку, кухоньку или чулан). На задней стене - двустворчатое окно, выходящее на маленький садик перед улицей. После поднятия занавеса сцена пуста. Через окно видно ночное южное небо, усыпанное звездами. На горизонте синеют очертания гор.
СЦЕНА 1 УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА
Тишина. Где-то на окраине лает собака. Издалека ей отзывается другая. Справа слышно, как кто-то пытается вставить ключ в замочную скважину. Дверь открывается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Сюда, сюда... НЕЗНАКОМКА (следуя за ним): Мы дошли? УЧИТЕЛЬ: Да. Вот мы и дома. (Очень бережно кладет книгу на стол.) НЕЗНАКОМКА: Как темно! УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. (Шарит на ощупь.) Вот только найду спички... НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества? УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция... НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени! УЧИТЕЛЬ (находит коробок со спичками, но ни одну не может зажечь): Никак не хотят зажигаться. Слишком сыро. НЕЗНАКОМКА: Что за темнота! Что за улицы! Я пересчитала все углы и заборы! УЧИТЕЛЬ (наконец ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.
Зажигает лампу. Керосиновая лампа с круглым белым фарфоровым абажуром дает крошечный, дрожащий огонек.
НЕЗНАКОМКА (буквально падая на стул): Я больше не могу. Я просто разбита. Я изранила себе все ноги. Сколько камней! Какие булыжники! (Оставшись в чулках, массирует себе ступни.) УЧИТЕЛЬ (поднимая с пола одну туфельку): В центре, конечно, улицы мощеные, но здесь, у нас... НЕЗНАКОМКА: И никогда не замостят? УЧИТЕЛЬ: Ну почему же... Может... на будущий год... НЕЗНАКОМКА: Боже, вот не везет, так не везет! Я, видно, рановато сюда приехала. УЧИТЕЛЬ (разыскивая вторую туфельку): А другую я не вижу. Понятия не имею, куда она могла запропаститься... НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче? УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице. НЕЗНАКОМКА: Ну и что? УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь. НЕЗНАКОМКА: Тогда погасите. Или погасите, или сделайте огонь больше. Иначе я этого не вынесу! УЧИТЕЛЬ: Как вам будет угодно. Только знайте, что это нехорошо. Свет падает прямо на улицу. НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста. УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда. НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда? УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда. НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли? lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (Подкручивает фитиль, и свет становится ярче.) НЕЗНАКОМКА (встает и обводит взглядом комнату): И здесь вы живете? Это... ваш дом? УЧИТЕЛЬ: Да. НЕЗНАКОМКА: Ужасно! УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится? НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво. УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель. НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно. УЧИТЕЛЬ: Почему? НЕЗНАКОМКА: По всему. (Опять обводит глазами комнату, внимательно разглядывая каждый предмет, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.) УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет! НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему? УЧИТЕЛЬ (очень озабоченно): Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят. НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.) УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час... НЕЗНАКОМКА: А что, к вам никогда не заходят женщины? УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Как вы могли предположить... НЕЗНАКОМКА: Вы хотите сказать, что они вообще у вас не бывают? УЧИТЕЛЬ: Я серьезный человек. Учитель. Лицо ответственное. НЕЗНАКОМКА: И вы хотите сказать, что я единственная... первая женщина, которая вошла в ваш дом? УЧИТЕЛЬ: Сударыня, прошу вас, поверьте, что я никогда бы не осмелился... если бы не те необычные обстоятельства, при которых мы встретились... НЕЗНАКОМКА: Боже, какой вы еще мальчик! Или совсем старик. УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Прошу вас, умоляю, отойдите от окна. НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души. УЧИТЕЛЬ: Вас видно через дорогу, у Кирою. НЕЗНАКОМКА: Какого Кирою? УЧИТЕЛЬ: Кирою из налогового управления. Белый дом с деревянным забором - где дикий виноград. НЕЗНАКОМКА (выглянув на улицу): Да, но у них темно. УЧИТЕЛЬ: Вот именно! Они за шторами. НЕЗНАКОМКА: А вы откуда знаете? УЧИТЕЛЬ: Они всегда за шторами. НЕЗНАКОМКА: Но ведь сегодня среда. Разве они не ушли в кино? УЧИТЕЛЬ: Ушли, но осталась старуха, мадам Григореску - мать мадам Кирою, с детьми и прислугой. И не только они, еще и Атанасиу. НЕЗНАКОМКА: Какой Атанасиу? УЧИТЕЛЬ: Дом напротив со ставнями. И Ласку, судья, желтый дом с тремя окнами на улицу, и Малтопол, и Вишан. Вишан из табачной лавки. НЕЗНАКОМКА: Ну и общество! УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон. НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (Внимательно прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят. УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят. НЕЗНАКОМКА (прежним тоном): Ни звука. Ни шороха. (Через секунду.) Ой, нет! Что это за шум? УЧИТЕЛЬ: Какой шум? НЕЗНАКОМКА: Вы не слышите? Как будто пилят маленькой пилкой. (Кивает головой в сторону левой двери.) Кажется, там. УЧИТЕЛЬ: А! Ничего страшного. Это мышонок. НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): У вас мыши? УЧИТЕЛЬ: Только он один! Не бойтесь. Я его знаю. НЕЗНАКОМКА: Как это - знаете? УЧИТЕЛЬ: Ну, это махонький мышонок... серый... с круглыми глазками. Он иногда выходит ночью, когда я засиживаюсь допоздна... читаю... или работаю. Ему нравится гулять среди книг. НЕЗНАКОМКА: О! (С некоторым испугом.) Среди книг? УЧИТЕЛЬ: Не беспокойтесь. Сегодня вечером он не выйдет. Он чувствует, что здесь кто-то чужой. Меня-то он знает. Мы с ним друзья. НЕЗНАКОМКА: Друзья?.. Скажите, а другие друзья у вас есть? УЧИТЕЛЬ: Конечно. Удря. Мой коллега... Учитель музыки... очень интересный человек. Большой талант. Он композитор. У него я сегодня и переночую. Сейчас самое время уйти. Уже поздно. Вам нужно выспаться... НЕЗНАКОМКА: А я больше не хочу спать. Все прошло. УЧИТЕЛЬ: Все равно... слишком поздно... Я должен вас оставить. Постель там. (Указывает на диван робко, словно не осмеливаясь приблизиться.) Белье в шкафу... Если вы захотите умыться... НЕЗНАКОМКА: Захочу. (Оглядывает себя.) И в поезде, и на вокзале такая пылища! УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же. НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там? УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите. НЕЗНАКОМКА: Душ есть? УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке... НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно. УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось... НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. (Решив довольствоваться тем, что имеется.) А раковина есть? УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно. НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно. Постойте, я посмотрю. (Исчезает за левой дверью, но через несколько секунд возвращается.) Но вода не идет. УЧИТЕЛЬ (удивленно): Не идет? (Вспоминая.) Ну, конечно же! Водокачка уже остановилась. НЕЗНАКОМКА: Как остановилась? УЧИТЕЛЬ: Они всегда отключают воду в шесть часов вечера. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что водокачка ночью не работает. НЕЗНАКОМКА (почти с отчаянием): Они, конечно, правы... Для кого работать ночью? Но если кто-нибудь все-таки захочет умыться или попить? УЧИТЕЛЬ: У меня есть колодец. Я принесу вам воды из колодца. Со двора... НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо... УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. (Быстро входит в комнату слева, возвращается с садовой лейкой в руках и проходит через сцену.) Сейчас.. Секундочку... (Выходит справа.)
НЕЗНАКОМКА, оставшись одна, с любопытством оглядывается, внимательно рассматривает мебель, пробует рукой диванные пружины, подходит к книжной полке и задерживается на несколько секунд. Снаружи, со двора, слышен скрип колодезного колеса и грохот цепи. НЕЗНАКОМКА одну за другой берет с полки книги, на секунду открывает их и тут же ставит на место. Вновь выходит на середину сцены, продолжая изучать обстановку ищущим, слегка насмешливым взглядом, и тут замечает на столе (слева, передний план) завернутую книгу, которую УЧИТЕЛЬ, придя, осторожно положил сюда. НЕЗНАКОМКА разворачивает ее и, оглядев, без особого интереса - так же, как и другие книги - открывает. В этот момент дверь справа распахивается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Нет!
Ставит на пол полную лейку и бросается к НЕЗНАКОМКЕ. Осторожно отбирает у нее книгу.
НЕЗНАКОМКА: А что это за книга? УЧИТЕЛЬ (уклончиво): Да одна из моих... (Идет к полке и прячет книгу там.) НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите ее мне показать? УЧИТЕЛЬ: Она вам не понравится. Это старая книга. (Кладет ее подальше, на самый верх полки.) НЕЗНАКОМКА: Но почему вы не хотите, чтобы я тоже на нее взглянула? УЧИТЕЛЬ (поворачивается к ней): Но я же сказал, что это будет вам не интересно. Поверьте мне. Это очень старая книга. НЕЗНАКОМКА: В ней, кажется, были картинки. УЧИТЕЛЬ: Никаких картинок. (Неопределенно.) Так, диаграммы... карты... Правда, ничего интересного. НЕЗНАКОМКА (раздосадовано): Хорошо! (С легким сожалением.) А вашему другу мышонку вы бы ее посмотреть позволили? УЧИТЕЛЬ: Ну, его-то я давно знаю. НЕЗНАКОМКА: Странный вы человек! И книг у вас столько! Что вы с ними делаете? УЧИТЕЛЬ: Читаю. НЕЗНАКОМКА: Все? УЧИТЕЛЬ: Стараюсь. НЕЗНАКОМКА (оглянувшись): Никогда в жизни не видела так много книг. УЧИТЕЛЬ: Их не так уж много... Я хотел бы, но... НЕЗНАКОМКА (которая увидела на стене над столом - чуть выше книжной полки - два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник? УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер. НЕЗНАКОМКА: А тот? УЧИТЕЛЬ: Коперник. НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете? УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад. НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали зовут того? УЧИТЕЛЬ: Коперник. НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала. УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен. НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам? УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда... НЕЗНАКОМКА (глядя на него долгим взглядом): Что за странный вы человек... Да, очень странный...
Свист. Издалека слышен легкий шум. Возможно, это проснулся городовой. УЧИТЕЛЬ вздрагивает и, предостерегающе подняв палец, мгновение прислушивается.
УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (Через секунду.) Я слышу шаги... Голоса...
И в самом деле, словно слышится шум голосов, шаги...
НЕЗНАКОМКА: Но я ничего не слышу. УЧИТЕЛЬ (выкручивает фитиль так, что свет почти гаснет, и шепчет): Тс-с-с-с! Они уже на нашей улице. Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА отходит и прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ, так же прислонившись спиной к стене, стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо. Через некоторое время шаги, отдаваясь эхом, становятся слышнее.) Приближаются... Идут сюда. (Шаги останавливаются.) ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (с улицы): Говорю вам, что видела свет. И окно открыто. УЧИТЕЛЬ (шепотом): Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно. ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему. ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою! НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою? УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да. НЕЗНАКОМКА: А дальше как? УЧИТЕЛЬ: Марин. НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо. ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я! НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это? УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки... ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома? ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома. НЕЗНАКОМКА: А она кто? УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику. НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет? УЧИТЕЛЬ: Не знаю. НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница? УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас… НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста? УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты. НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?
Снаружи раздается сильный стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (в отчаянии): Она перебудит всю округу! Нужно пойти открыть... НЕЗНАКОМКА: Так откройте.
Стук продолжается. УЧИТЕЛЬ делает шаг, появляется в окне и, перевесившись через подоконник, кричит.
УЧИТЕЛЬ: Секундочку! Я уже иду! Бегу! (Шепотом обращается к НЕЗНАКОМКЕ.) Что нам делать? НЕЗНАКОМКА: Ничего. Пусть войдут. УЧИТЕЛЬ: Чтобы они увидели здесь вас? НЕЗНАКОМКА: Почему бы и нет? УЧИТЕЛЬ: Ни за что в жизни! Об этом не может быть и речи. (Вновь высовывается из окна, потому что стук возобновляется.) Иду! Сейчас! Сейчас! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться. НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте! УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на левую дверь.) На минуточку. НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.) УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову! (НЕЗНАКОМКА наклоняется и проскальзывает под окном.) НЕЗНАКОМКА (подходя к двери): Только не держите меня там долго. УЧИТЕЛЬ (совсем потеряв голову): Пять минут... Три минуты... Только узнаю, что им нужно... Как только отделаюсь от них... НЕЗНАКОМКА: Не держите меня там долго - я хочу спать. УЧИТЕЛЬ: Но вы же сказали, что больше не хотите... НЕЗНАКОМКА: Э! Опять захотела.
Выходит. Стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!
Хватает лампу, подкручивает фитиль так, что свет опять становится ярким. Быстро оглядывается и спешит к правой двери.
НЕЗНАКОМКА (приоткрыв левую дверь): Эй, слышите! Не держите меня здесь долго! Тут ужасно темно. УЧИТЕЛЬ (умоляюще): Прошу вас! Прошу вас!
НЕЗНАКОМКА убирает голову. УЧИТЕЛЬ исчезает справа, и несколько мгновений сцена остается пустой.
СЦЕНА 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.013 с.) |