Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитель, мадемуазель Куку, УдряСодержание книги Поиск на нашем сайте
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (входя справа и чуть не спотыкаясь о забытую около двери лейку.) А что здесь делает полная лейка? УЧИТЕЛЬ (идя за ней следом, в замешательстве): Э-э... я хотел... хотел... вымыться... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (сурово): Вы моетесь по ночам? УЧИТЕЛЬ: Да... В конце концов... иногда... УДРЯ (сорок пять-пятьдесят лет, типичный представитель провинциальной "богемы", но без карикатурной преувеличенности, входя): Жаль, что ты не был в кинематографе. Это было... просто прекрасно. Прекрасно. (Собираясь рассказать.) Представь себе... Он... УЧИТЕЛЬ: Прошу тебя, расскажешь мне завтра... Сейчас... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (доходит до середины комнаты, останавливается и нюхает воздух): А чем это у вас тут пахнет? (Старательно раздувая ноздри, принюхивается.) Как будто... духи. УЧИТЕЛЬ: Ничего не чувствую. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Как это не чувствуете? Запах такой, что голова кругом! УЧИТЕЛЬ: Может, цветы... Сад... Окно открыто... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (перевешивается через подоконник и несколько раз втягивает носом воздух): Нет... В саду ничем не пахнет. Это здесь. (Заинтриговано делает несколько шагов по комнате.) УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... не сердитесь на меня... Сейчас так поздно... Я бы хотел знать... чем обязан... поймите, в такой час... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Не будем спешить. Давайте по порядку. (Садится на стул.) Вам слово, господин Удря.
УДРЯ тоже садится. УЧИТЕЛЬ остается стоять между ними, в совершенном отчаянии бросая взгляды то на одну, то на другого, а иногда - с явным беспокойством - на дверь слева.
УДРЯ (довольно смущенно): Видишь ли... Я был в кино. УЧИТЕЛЬ (нервно): Удря, я прошу тебя... короче. Быстрее. УДРЯ: Э! И там встретил мадемуазель Куку. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (вспыхнув): Да! Меня! Потому что я одна, бедняжка, должна заменять полицию и на вокзале, и в городском саду, и в кинематографе! Я поймала в зале семь учениц! (Перечисляя по пальцам.) Илиеску из пятого, Улму из шестого, Татович из четвертого "Б"... УЧИТЕЛЬ (прерывая счет): Мадемуазель Куку... позвольте... я полагаю... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Конечно. Вас никогда не интересует порядок и дисциплина. УЧИТЕЛЬ: Да нет... Но не в такой час. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Очень жаль. Школа никогда не спит, господин учитель. УЧИТЕЛЬ: Даже ночью? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Никогда! Школа всегда начеку. Школа знает все. Видит все! УЧИТЕЛЬ (беспокойно): Что вы хотите сказать? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Сейчас узнаете. (УДРЕ, повелительно.) Выкладывайте, сударь. УДРЯ: Э-э-э, как я уже сказал, в кинематографе я встретил мадемуазель Куку. УЧИТЕЛЬ: Ради Бога, Удря, побыстрее. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ну почему же быстрее? Вы должны понять, господин учитель, что если уж я, - я! - пятнаю свое имя, свою репутацию... и вхожу ночью в дом неженатого мужчины... УДРЯ (между прочим): И только поэтому прихватила с собой меня. Чтобы люди не говорили. Чтобы, не дай Бог, не скомпрометировать себя! МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (продолжая):... Должно было произойти событие чрезвычайной важности. УЧИТЕЛЬ: Чрезвычайной важности? Ничего не понимаю. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Делаете вид, что не понимаете! (Обращаясь к УДРЕ.) Говорите, сударь. УЧИТЕЛЬ: Говори, Удря. УДРЯ: Скажу, если меня не будут перебивать. (Восстанавливая нить.) И, как я уже говорил... в кинематографе... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (коротко отрезает): Предоставьте это мне. (Иезуитски обращаясь к УЧИТЕЛЮ.) Господин Мирою! Только не пытайтесь отрицать - это бесполезно. (После секундной паузы отчеканивает.) Это, действительно, правда? УЧИТЕЛЬ (с растущим беспокойством): Что - правда? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Правда то, что сказал Испас, начальник вокзала? УЧИТЕЛЬ: А что он сказал? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Это правда, что вы... (подчеркивая) вы... заплатили двадцать две тысячи лей за книгу, которую Паску привез вам из Бухареста? УЧИТЕЛЬ (который был совершено измучен всей этой таинственностью и все время втихомолку поглядывал на левую дверь, облегченно сияет): Да! МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (победоносно обращаясь к УДРЕ): Э! Теперь видите? УДРЯ: Но я ничего не знал. Он мне ничего не сказал. УЧИТЕЛЬ: Ничего не сказал, но разве не одолжил у тебя три тысячи лей? УДРЯ: Ну да. (Объясняя МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ.) Из кассы взаимопомощи. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (в ужасе): Из кассы взаимопомощи! УЧИТЕЛЬ: Завтра жалованье. Я сразу верну. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ну и что, что вернете? Думаете, этого будет достаточно? Думаете, это все? УЧИТЕЛЬ: Не вижу, чему здесь быть еще. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Не видите? (С чувством.) Господин Мирою, когда кто-нибудь - учитель! - отдает двадцать две тысячи лей за одну книгу, значит, дело нечисто. УЧИТЕЛЬ: Почему? Со своими деньгами я делаю все, что хочу... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: С вашими деньгами? Какими? Какими деньгами? Слава Богу, мне про вас все известно. Да вы с прошлого месяца задолжали в харчевне восемьсот лей! УЧИТЕЛЬ: Откуда вы знаете? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Когда я заходила к мадам Луизе, она все мне рассказала. И в парикмахерской вы последний раз были два месяца назад! УЧИТЕЛЬ (машинально приглаживая волосы): Только на прошлой неделе... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И одежду вы меняете только в кра-а-айних случаях. Шесть лет в одном и том же костюме ходите. УЧИТЕЛЬ (оглядывая свой костюм): Но он вполне еще приличный.. чистый... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И знаете, что я еще слышала? (Ядовито.) Что вы сами чините себе носки! УЧИТЕЛЬ (с болью, отчаянно): Это низко! МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: И рубашки! УЧИТЕЛЬ (чаще поглядывая на левую дверь): Не верьте этому! Удря, скажи! УДРЯ: Это неправда, мадемуазель Куку. Брюки он, может, иногда и гладит... Но рубашки... тем более - носки... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (не обращая внимания на протесты): Оставьте, я знаю, что говорю. И разве это не безумие - платить при этом двадцать две тысячи лей за какую-то книжонку? УЧИТЕЛЬ: Может, это и так, но это мое безумие, и я никому не желаю в нем отчитываться. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Ошибаетесь, господин учитель. Школа обязана знать, быть в курсе. Школа. И город. И я. УЧИТЕЛЬ: Ну, хорошо, знайте. Но неужели для этого необходимо врываться сюда прямо среди ночи... УДРЯ: И я то же самое говорил. Постойте, мадемуазель Куку. Потерпите до завтрашнего утра. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (УДРЕ): И вы думаете, я смогла бы спокойно спать до завтрашнего утра? (МИРОЮ.) Нет, господин учитель. Эта тайна должна быть раскрыта немедленно! И прямо здесь. (Другим тоном.) Где книга? УЧИТЕЛЬ: Какая книга? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Та книга! Та, которую вам привез Паску. Где она? УЧИТЕЛЬ: Здесь. (Неопределенный, ни на что не указывающий жест.) МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Покажите. УЧИТЕЛЬ: Зачем? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Как это зачем? Чтобы я на нее посмотрела. УЧИТЕЛЬ: Нельзя. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Нельзя?! Вы хотите сказать, что... отказываетесь показать ее МНЕ? УЧИТЕЛЬ (больше робко, чем вызывающе): Да. Отказываюсь. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Вы слышали, господин Удря? УДРЯ: Слышал. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Мирою. Должно быть, вы просто не отдаете себе отчета в том, что происходит... Я вынесу этот случай на рассмотрение педагогического совета... но сначала, как коллега... УДРЯ: Чисто по-товарищески... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ:... хотела бы поговорить с вами. УЧИТЕЛЬ: Не вижу необходимости. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Я задам вам один единственный вопрос. Что это за книга? Какая она? Откуда взялась? Что в ней написано? Основные мысли? Зачем вы ее купили? УЧИТЕЛЬ молча пожимает плечами.
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Молчите? Ничего не скажете?
УЧИТЕЛЬ разводит руками, словно хочет сказать: "Ну что ты поделаешь!"
МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Господин Удря! В этом доме творятся темные дела.
Разглагольствуя, подходит к левой двери. Испуганный УЧИТЕЛЬ преграждает ей путь.
УЧИТЕЛЬ: Мадемуазель Куку... Мадемуазель Куку... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Здесь что-то таится! УЧИТЕЛЬ (прежним тоном): Таится? Как таится? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Весь город уже давно во все глаза следит за вами, не понимая, что это вы делаете, чем занимаетесь, и день и ночь сидя взаперти у себя дома. И вот теперь все, наконец, всплывет наружу. УЧИТЕЛЬ: Всплывет, мадемуазель, непременно всплывет... но только завтра утром... не сейчас. Уже ночь, поздно... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Другими словами, я должна убраться вон? УЧИТЕЛЬ: Нет, мадемуазель Куку, нет... Но разве вы не хотите спать? МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Я никогда не хочу спать. УЧИТЕЛЬ: Но сейчас слишком поздно... МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Никогда не бывает слишком поздно. Я задам вам еще один вопрос... УЧИТЕЛЬ (перебивая): Не задавайте, я все равно не отвечу. МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Хорошо. Как вам будет угодно. Только потом не пожалейте! Идемте, господин Удря. Пошли.
Грозно выходит через правую дверь. УДРЯ плетется было за ней.
УЧИТЕЛЬ (быстро и таинственно): Удря! Останься. Мне надо кое-что тебе сказать. УДРЯ: Не могу. Я должен проводить змею до дома. УЧИТЕЛЬ: Потом вернешься. Ты мне нужен. УДРЯ: Хорошо. Вернусь. ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (снаружи): Господин Удря! УДРЯ: Иду! Иду! (Извиняющимся тоном.) Конечно, вернусь. Только не запирай ворота, чтобы я не стучал. УЧИТЕЛЬ: Да, да. ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы там делаете? Идете? УДРЯ: Я уже. (Быстро выходит.)
СЦЕНА 3 УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА
УЧИТЕЛЬ несколько мгновений остается один. Внимательно прислушивается, чтобы убедиться, что те двое действительно ушли. Он смущен и растерян. Дверь слева немного приоткрывается и осторожно входит НЕЗНАКОМКА. Оглядывает комнату, потом подходит к УЧИТЕЛЮ и пристально на него смотрит.
НЕЗНАКОМКА (остановившись напротив УЧИТЕЛЯ, берет его за подбородок и слегка поворачивает его голову - сначала в профиль, потом обратно): Вы в самом деле два месяца не стриглись? УЧИТЕЛЬ: Вы слышали? НЕЗНАКОМКА: Все. (После отчаянного жеста УЧИТЕЛЯ.) Не могла же я заткнуть уши. (Через секунду.) А это правда, что... УЧИТЕЛЬ (прерывая): Неправда. Все неправда. НЕЗНАКОМКА: Послушайте... Дайте мне эту книгу... Я хочу на нее посмотреть. (УЧИТЕЛЬ молчит.) Нельзя? Вы не хотите? (УЧИТЕЛЬ молчит.) Даже мне? Но вы ведь не знаете меня, я - вас. Я тут всего на одну ночь, на один час. Я никого не увижу, никому не расскажу... Дайте ее мне... Пожалуйста...
УЧИТЕЛЬ целое мгновение смотрит на нее молча. Потом неторопливо идет к полке с книгами, берет таинственный том, возвращается к НЕЗНАКОМКЕ, которая, оставаясь на месте, все время следила за ним взглядом, и простым жестом протягивает ей книгу.
НЕЗНАКОМКА (берет книгу, идет к столу, присаживается на стул и, пододвинув лампу, на несколько секунд склоняется над книгой, внимательная и поглощенная. Потом поднимает голову): Ничего не понимаю. УЧИТЕЛЬ: Я же говорил вам. Это старая книга. По математике, по астрономии... НЕЗНАКОМКА: Очень старая? УЧИТЕЛЬ: Ей что-то около ста пятидесяти лет. НЕЗНАКОМКА (изумленно): Тц! Тц! Ста пятидесяти? УЧИТЕЛЬ: Немного больше. (Тоже подходит к столу, открывает обложку и показывает пальцем.) Упсала. Готтебург. Тысяча семьсот шестьдесят третий год. НЕЗНАКОМКА: И потому она такая дорогая? УЧИТЕЛЬ (пылко): Совсем не дорогая. Дешевая. Это счастье, что я, наконец, разыскал ее. НЕЗНАКОМКА: Счастье? УЧИТЕЛЬ: Я мечтал о ней целую вечность, искал, надеялся... Куда я только не писал! Кого только не запрашивал! Книготорговцев, букинистов... Я целую вечность копил деньги, откладывал, давал уроки, экономил... НЕЗНАКОМКА (продолжая перечислять): Сами чинили себе носки. УЧИТЕЛЬ: Да. Иногда. (С подъемом.) Но теперь она моя, моя. Она моя. Теперь я смогу, наконец, сверить, смогу узнать. НЕЗНАКОМКА: Что узнать?
УЧИТЕЛЬ секунду нерешительно молчит.
НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите мне сказать? УЧИТЕЛЬ: Да нет. Вам я скажу. Но вы никому не расскажете? НЕЗНАКОМКА: Никому. УЧИТЕЛЬ: Никогда? НЕЗНАКОМКА: Никогда? УЧИТЕЛЬ: Вы мне обещаете? НЕЗНАКОМКА: Клянусь. УЧИТЕЛЬ (бросает взгляд на дверь, на окно, смотрит налево, потом направо и, наконец, наклонившись к НЕЗНАКОМКЕ, говорит почти со страхом): Я открыл звезду. НЕЗНАКОМКА (мгновение смотрит ему прямо в глаза): Где? УЧИТЕЛЬ (просто): На небе. НЕЗНАКОМКА (по-детски): Не верю. УЧИТЕЛЬ: Не верите? (Хватает со стола чистый лист бумаги.) Вот она, смотрите. (Острием карандаша ставит на листке точку.) Здесь. НЕЗНАКОМКА: Вы же сказали, что она на небе. УЧИТЕЛЬ: Так это и есть небо. НЕЗНАКОМКА: А я думала, что... УЧИТЕЛЬ (чертя карандашом по бумаге): Смотрите. Вот здесь сфера. Эта линия - световая ось. Эта окружность - экватор. (На мгновение поднимает голову и смотрит на НЕЗНАКОМКУ.) Разумеется, небесный экватор. НЕЗНАКОМКА (слегка, очень слегка испуганная): Разумеется... УЧИТЕЛЬ: Здесь - система координат горизонта - азимут и направление зенита. Звезда, которую я открыл, здесь. Видите? НЕЗНАКОМКА: Вижу... Но вы бы лучше показали мне ее на небе. (Жест в сторону открытого окна.) УЧИТЕЛЬ: Не могу, потому что там она не видна. НЕЗНАКОМКА: Разве вы не сказали, что открыли ее? УЧИТЕЛЬ: Открыл. Но я открыл ее здесь... на бумаге. НЕЗНАКОМКА: На бумаге? Как на бумаге? УЧИТЕЛЬ: Очень просто. Я ее вычислил. НЕЗНАКОМКА: Не понимаю. УЧИТЕЛЬ: Чего не понимаете? НЕЗНАКОМКА: Ничего. Но больше всего, какая связь между звездой и... книгой. УЧИТЕЛЬ: Это каталог звездного неба, атлас. Каталог Ван Мерша. НЕЗНАКОМКА: Ван Мерша? УЧИТЕЛЬ: Моей звезды нет ни в одном звездном каталоге. Ни у Гипарша, ни у Птолемея, ни у Кеплера... НЕЗНАКОМКА (указав на портрет на стене): Даже у него? УЧИТЕЛЬ: Даже у него. Одно время я думал, что у Гершеля - но нет. У Гершеля там двойная звезда. Совсем другое. Только у него, единственного, она может быть, только у Ван Мерша. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что у него богатое воображение. Думаю, в его теории черных звезд немало справедливого... НЕЗНАКОМКА: Черных звезд! УЧИТЕЛЬ: Школьные и университетские астрономы презирают его... Его называют и всегда называли астрологом, дилетантом... Конечно. Стоит лишь взглянуть на вещи чуть шире, как человека сразу начинают считать астрологом, шарлатаном или... сумасшедшим. НЕЗНАКОМКА (с неясным беспокойством): Сумасшедшим? УЧИТЕЛЬ: Да. Не удивлюсь, если в один прекрасный день объявят сумасшедшим и меня. НЕЗНАКОМКА (с растущим беспокойством): И вас? УЧИТЕЛЬ: Старшеклассники давно уже так и говорят: сумасшедший. НЕЗНАКОМКА (начиная бояться по-настоящему): У меня глаза слипаются... Я хочу спать. УЧИТЕЛЬ: Нет. Не сейчас. Сейчас я должен вам рассказать. Мне просто необходимо все рассказать. Смотрите. (Хватает ее за руку.) Вот, идите сюда. (Подводит ее к окну.) Видите Большую Медведицу? НЕЗНАКОМКА: Ничего я не вижу. Я хочу спать. Успокойтесь. Покажете мне ее завтра утром. УЧИТЕЛЬ: Как - завтра утром? Завтра утром ее не будет видно. НЕЗНАКОМКА: Ну и что здесь такого? Покажете на бумаге. УЧИТЕЛЬ: Нет, нет! Станьте здесь, возле меня. Смотрите, (показывает пальцем)... вон семь звезд... видите? НЕЗНАКОМКА (нерешительно): Нет. УЧИТЕЛЬ (горячо, нервно, почти крича): Как же нет? Вон - четыре и три. Последние три - Ковш Большой Медведицы. НЕЗНАКОМКА: Что большой медведицы? УЧИТЕЛЬ: Вы смотрите слишком низко - так их не видно. Там, куда вы смотрите, голова Скорпиона. НЕЗНАКОМКА: Какого скорпиона? УЧИТЕЛЬ: Ну, Скорпиона. Змея. НЕЗНАКОМКА: Какого змея?
Очень испугана. Легонько отступает от УЧИТЕЛЯ и делает шаг в сторону правой двери. Словно собираясь убежать.
УЧИТЕЛЬ (резко поворачивается): Куда вы? НЕЗНАКОМКА: Я... я... пойду во двор... Хочу немного прогуляться. УЧИТЕЛЬ: Прогуляться? НЕЗНАКОМКА: Я... я... хочу пить. Наберу воды из колодца. Вы же сами сказали, что там есть колодец... (УЧИТЕЛЬ делает к ней шаг, и она пугается еще больше.) Не... не подходите, я буду кричать!
СЦЕНА 4 УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА, УДРЯ
Дверь справа открывается, и появляется УДРЯ. НЕЗНАКОМКА быстро оборачивается на скрип.
НЕЗНАКОМКА (взволнованно): Сударь! Как хорошо вы сделали, что пришли! Вы со мной не знакомы, но я вас знаю. Вы господин Удря. Входите. Входите, прошу вас. УДРЯ (окаменев): Сударыня!.. УЧИТЕЛЬ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, мягко): Я вас напугал! Мне очень жаль. (УДРЕ, другим тоном.) Входи, Удря. УДРЯ (очень смущенно): Что же ты мне не сказал, дружище? Не предупредил, что ты не один? УЧИТЕЛЬ: Не успел. УДРЯ (к НЕЗНАКОМКЕ, совершенно сбитый с толку): Сударыня... прошу вас, поверьте... если бы я только знал... (Налетает на лейку, стоящую возле двери.) Что это здесь? УЧИТЕЛЬ: Лейка. Дай-ка я уберу ее отсюда, чтобы кто-нибудь не опрокинул. (Берет лейку и выходит со сцены через левую дверь, но тут же возвращается из-за УДРИ, который все еще мнется на пороге.) Входи, друг, ты что, не слышишь? У нас к тебе дело. НЕЗНАКОМКА: Да, да, дело. УДРЯ: Ко мне?
УЧИТЕЛЬ уходит с лейкой в комнату слева. НЕЗНАКОМКА, пользуясь тем, что на мгновение осталась с УДРЕЙ наедине, бросается к нему.
НЕЗНАКОМКА (быстро): Господин Удря! УДРЯ: К вашим услугам. НЕЗНАКОМКА: Вы когда-нибудь видели большую медведицу? УДРЯ (после секундного замешательства, вызванного неожиданным вопросом): Да, видел. НЕЗНАКОМКА: Она на небе? УДРЯ: Помилуйте, где ж еще быть? Конечно, на небе. НЕЗНАКОМКА: И... скорпион там? Ну, змей? УДРЯ: Там. А почему вы спрашиваете меня? Спросите его, он лучше знает. Он же мне их и показал. Он ведь у нас астроном. НЕЗНАКОМКА: Астроном?... А знаете, что он сказал? Что открыл звезду. УДРЯ (просто): Он ее и открыл. А почему бы ему ее не открыть? Написал же я симфонию. НЕЗНАКОМКА: Вы написали симфонию? УЧИТЕЛЬ (входя слева во время последней реплики): Конечно. Я же говорил вам, что он композитор. УДРЯ: Симфония в четырех частях. Allegro, Andante, Scherzo... УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, Удря, пойдем. УДРЯ: Куда? УЧИТЕЛЬ: К тебе домой. Сегодня я переночую у тебя. УДРЯ: Почему? УЧИТЕЛЬ: Позволь, я объясню все по дороге. УДРЯ: А госпожа? УЧИТЕЛЬ: А госпожа останется здесь. УДРЯ: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что больше ей спать негде. УДРЯ: А госпожа кто? УЧИТЕЛЬ: А вот этого не знаю даже я. УДРЯ: Постой, дружище, ты совсем меня запутал. Змея была права. Здесь происходят какие-то совершенно не понятные вещи. УЧИТЕЛЬ: Оставь. Идем. Я все тебе объясню. Спокойной ночи. НЕЗНАКОМКА: Вы уходите. Но почему? УЧИТЕЛЬ: Уже поздно. УДРЯ: Он прав. Поздно. НЕЗНАКОМКА: Но я не хочу оставаться одна. Почему вы так торопитесь? УЧИТЕЛЬ: Потому что вы хотели спать. Вам нужно хорошенько выспаться. НЕЗНАКОМКА: Я больше не хочу спать. Господин Удря, расскажите мне о вашей симфонии. Она красивая? УДРЯ: Пусть лучше он скажет. (Кивает в сторону УЧИТЕЛЯ). НЕЗНАКОМКА: Он ее знает? УДРЯ: Я ему исполнял. НЕЗНАКОМКА: Как? УДРЯ: Спел. УЧИТЕЛЬ: Если вы хотите, чтобы он спел ее и вам, то, боюсь, этой ночью нам не спать вообще. Симфония длинная. УДРЯ: Я вам расскажу. В ней четыре части. Allegro, Andante, Scherzo... УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, идем. УДРЯ: Постой, друг. Ты что - не видишь, что госпожа интересуется музыкой? НЕЗНАКОМКА: И вы никогда не исполняли свою симфонию по-настоящему? УДРЯ: Пока нет. НЕЗНАКОМКА: Почему? УДРЯ: Потому что мне суют палки в колеса. НЕЗНАКОМКА: Кто? УДРЯ: Да все. Местные власти, директор гимназии... и мадемуазель Куку. УЧИТЕЛЬ: Удря! Уже поздно. УДРЯ: Да ладно, дружище. (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Смотрите сами, сударыня. Я бы хотел, чтобы мою симфонию сыграл оркестр гимназии. НЕЗНАКОМКА: У вас есть оркестр? УДРЯ: Нет, но его можно организовать. Ведь что мне, в конце концов, нужно? Восемь скрипок, две виолончели, одна виола и один контрабас. Это найдется. Духовые и ударные можно взять в батальоне, там есть духовой оркестр... УЧИТЕЛЬ: Тебе все равно никто ничего не даст. УДРЯ: Вот именно. Но я и не хочу, чтобы мне все это давали. Ну, положим, дадут. Все равно я ничего не смогу сделать. НЕЗНАКОМКА: Почему? УДРЯ: Потому что у меня нету английского рожка. НЕЗНАКОМКА: А что разве без этого... английского рожка... нельзя? УДРЯ: Боже сохрани! Это же самое главное! Я вам сейчас покажу - почему. УЧИТЕЛЬ: Прекрати, Удря, поздно... УДРЯ: Да оставь же меня в покое, Господи! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) До Scherzo еще куда ни шло, но само Scherzo без английского рожка мертво! Вот смотрите. Сначала духовые ... (Дирижерский жест духовым направо - словно воображаемому оркестру.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Потом скрипки. (Обеими руками, но уже более быстрыми движениями, дирижирует скрипками, которые находятся совсем рядом.) Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! И теперь вступает английский рожок. (Взмах в глубину сцены.) Ти-ти-ти-ти! (Коротко.) Тим-тим! НЕЗНАКОМКА: Очень красиво. УДРЯ: Разве нет? (Повторяет отрывок вновь, но на этот раз уже без объяснений.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ти-ти-ти-ти! Тим-тим! НЕЗНАКОМКА (восхищенно): А эта последняя часть! УДРЯ: Ну разве не так?! УЧИТЕЛЬ (искренне): Это правда. Очень красиво. УДРЯ: И к чему? Все равно у меня нету английского рожка. НЕЗНАКОМКА: А разве нельзя взять что-нибудь вместо него? Какой-нибудь другой инструмент? УДРЯ: Ни за что на свете! Уж лучше совсем не играть! Тысячу лет буду ждать, но исполнять без английского рожка не стану! НЕЗНАКОМКА: Вы не можете найти его в магазинах? УДРЯ: Да нет, английские рожки продаются в Бухаресте, но они страшно дорогие. Чуть ли не тридцать тысяч лей. НЕЗНАКОМКА: Тридцать тысяч... УДРЯ: Я откладываю кое-что из своего жалованья, и собрал уже почти пять с половиной тысяч, но до тридцати еще далеко. Но у меня есть еще и подписной лист. Я вам сейчас покажу. УЧИТЕЛЬ (смущенно): Удря! УДРЯ: Нет уж позволь, брат. Я ведь только показать. (Достает из внутреннего кармана пиджака листок, разворачивает его и начинает читать.) "Подписной лист на приобретение одного английского рожка по случаю первого исполнения симфонии ми-бемоль мажор маэстро Раду Удри." НЕЗНАКОМКА: И много подписей? УДРЯ: Пока только одна. (Кивает на УЧИТЕЛЯ.) Его. НЕЗНАКОМКА: Ваша? УЧИТЕЛЬ (стесняясь): Да. НЕЗНАКОМКА (взяв из рук УДРИ подписной лист и разглядывая его): Господин Удря, я бы тоже подписала... но... УДРЯ (быстро забирая лист назад): Бог с вами, барышня! Разве можно? Как вы подумали! Я вам просто так показывал. УЧИТЕЛЬ (смущенный, обращаясь к УДРЕ): Вот видишь? Видишь? УДРЯ: И куда я только не обращался! Кого только не просил! И примэрию, и гимназию, и купеческий совет. Надо мной уже весь город смеется. Люди считают меня сумасшедшим. НЕЗНАКОМКА: И вас тоже? УЧИТЕЛЬ: Да. И его. УДРЯ: Что значит - и меня? УЧИТЕЛЬ: Я потом тебе объясню. Идем. Завтра с утра занятия. Хочешь опоздать? И иметь дело с мадемуазель Куку? УДРЯ: Нет! Только не это! УЧИТЕЛЬ: Так в чем же дело? Идем. Уже поздно. УДРЯ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, несколько извиняясь): Он прав. Очень поздно. Спокойной ночи, сударыня. НЕЗНАКОМКА: Вы меня оставляете? УДРЯ: Э! Приходится. НЕЗНАКОМКА: Ну, хорошо. УЧИТЕЛЬ (взяв со стола книгу): Спокойной ночи, сударыня. НЕЗНАКОМКА: Спокойной ночи... Книгу вы берете с собой? УЧИТЕЛЬ: Да. Хочу полистать немного перед сном. Доброй ночи.
УДРЯ выходит, УЧИТЕЛЬ собирается следовать за ним.
НЕЗНАКОМКА (легонько вскрикивает): А! УЧИТЕЛЬ (обернувшись с порога): Что случилось? НЕЗНАКОМКА: Мышонок. УДРЯ (тоже возвращаясь): Какой мышонок? НЕЗНАКОМКА: Я слышала. Он скребется. УЧИТЕЛЬ (некоторое время смотрит на нее молча, потом поворачивается к УДРЕ): Удря, иди пока сам. Я тебя догоню. Только не запирай калитку, ладно? УДРЯ: Хорошо, хорошо... (Больше себе самому.) Ничего не понимаю... Спокойной ночи. (Уходит.)
СЦЕНА 5 НЕЗНАКОМКА, УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ (подходя к ней): Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?
НЕЗНАКОМКА согласно кивает.
УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно? НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду. УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались. НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью. УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается. НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует. УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда? НЕЗНАКОМКА: Н-не помню... УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо? НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь... УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!.. НЕЗНАКОМКА (поясняет извиняющимся тоном): Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли. УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали? НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени. УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь? НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята. УЧИТЕЛЬ: Заняты чем? НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной. УЧИТЕЛЬ: А вечером? НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше. УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели? НЕЗНАКОМКА (с почти детским удивлением): Сотни тысяч лет! Покажите мне ее. УЧИТЕЛЬ (вновь подходит к окну): Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы. НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?
Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется среди бесчисленных огоньков Большая Медведица, видная в оконный проем.
УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх. НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! (После долгой паузы.) И какие огромные! Огромные белые. УЧИТЕЛЬ: Они не белые. НЕЗНАКОМКА: Да? УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая. НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю. НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете? УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все. НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Какую? Где? НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко от шестой звезды. УЧИТЕЛЬ: Слева? НЕЗНАКОМКА: Да, слева. УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор. НЕЗНАКОМКА: Алькор? УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл. НЕЗНАКОМКА: А как она называется? УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего. Оно должно хорошо звучать вместе с Алькором. "Вега" было бы красиво. Алькор и Вега. Нужно какое-нибудь имя из двух слогов... НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там? УЧИТЕЛЬ: Должна быть там. НЕЗНАКОМКА: Тогда почему же ее не видно? УЧИТЕЛЬ: Потому что она слишком далеко. НЕЗНАКОМКА: Тогда почему бы вам не посмотреть в телескоп? Или в подзорную трубу? УЧИТЕЛЬ: Тут не поможет ни один телескоп. Но я вижу дальше. Намного дальше. НЕЗНАКОМКА (удивленно): Видите? УЧИТЕЛЬ: Когда закрываю глаза. Я знаю, где она находится. Знаю ее орбиту. Слежу за ее путем. НЕЗНАКОМКА: Каким путем? УЧИТЕЛЬ: Который она совершает тысячи километров в полной темноте, невидимая, неизвестная, неизведанная... НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда? УЧИТЕЛЬ: Никогда. НЕЗНАКОМКА: Жалко. УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути. НЕЗНАКОМКА: И тогда? УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа. НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей? УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора... НЕЗНАКОМКА: И это невозможно? УЧИТЕЛЬ: Нет! НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.
Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.
НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): Что это? УЧИТЕЛЬ: Не знаю... Какой-то поезд. Ночной поезд. НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу. УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно! НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее. УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.
Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.
НЕЗНАКОМКА: Слышите? Уходит... Ушел... Если бы я осталась там, на рельсах... УЧИТЕЛЬ: И вы были в состоянии... Были в состоянии... (Не решается выговорить нужное слово.) НЕЗНАКОМКА: Убить себя? Наверное, да. УЧИТЕЛЬ: Но почему? НЕЗНАКОМКА: Не знаю. УЧИТЕЛЬ: Вы несчастны в жизни? Очень несчастны? НЕЗНАКОМКА: Несчастна?.. Не думаю... Вернее, никогда не думала об этом. УЧИТЕЛЬ: Что же тогда? НЕЗНАКОМКА: Мне скучно. Все время одни и те же люди, одни и те же жесты, одни и те же слова... Иногда мне хочется кричать от скуки и от отчаяния. Потом это проходит. А иногда меня охватывает сумасшедшее желание хлопнуть дверью и уйти, убежать. Но это тоже проходит. УЧИТЕЛЬ: И все-таки этим вечером вы убежали. НЕЗНАКОМКА: Я убегала уже несколько раз... Но всегда возвращалась. УЧИТЕЛЬ: Вернетесь и на этот раз. НЕЗНАКОМКА: Да... наверно... Но все же на этот раз я открыла для себя кое-что новое. (Поворачивается к окну.) Большую Медведицу. УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Большая Медведица всегда новая. НЕЗНАКОМКА: Даже для вас, хоть вы и так хорошо ее знаете? УЧИТЕЛЬ: Даже для меня... Бывают вечера, когда она холодная, далекая, равнодушная... И тогда словно чувствуешь, как унизительна и безнадежна наша жизнь на этой крошечной, жалкой планете, мимо которой большие звезды пролетают, даже не замечая ее. НЕЗНАКОМКА: Даже не замечая? УЧИТЕЛЬ: Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке, где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно, как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут... НЕЗНАКОМКА (тихо, с ужасом): И никогда не найдут? УЧИТЕЛЬ: Никогда. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что никто не может перелететь с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути. НЕЗНАКОМКА: Какая жалость! Как все это грустно. УЧИТЕЛЬ: Немного грустно. Но зато красиво. По крайней мере, знаешь, что ты не один под этими бесконечными небесами, что где-то, в другом мире, в другом созвездии... на Большой Медведице, или на Полярной звезде, или на Веге... НЕЗНАКОМКА: Или на вашей безымянной звезде. УЧИТЕЛЬ: Да... Или на моей безымянной звезде... Это смешное приключение, которое зовется нашей жизнью, повторяется вновь - под таким же небом, но с другой судьбой. Может быть, там все, что здесь тяжело и тесно, там легче, все, что здесь темно и неясно, там прозрачно и залито светом. Все, что мы здесь не можем довести и до половины - все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты - все то, что мы хотели бы осмелиться сделать, но не осмелились, хотели бы любить, но не полюбили, все-все там осуществимо, просто и легко. НЕЗНАКОМКА: Вы думаете... думаете, что там тоже есть люди?.. Такие же, как мы? УЧИТЕЛЬ: Люди - не знаю. Как мы - не думаю. Но, может быть, существа более легкие... более светлые... более воздушные... (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня, войдя туда - в этот грязный вокзал - когда я увидел вас, светлую, сияющую, хрупкую... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира. НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира. УЧИТЕЛЬ: Нет... нет... НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете? УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути. НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.
Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Долгий-долгий поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.
УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут? НЕЗНАКОМКА: Мона. УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды ….(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.
ЗАНАВЕС
ТРЕТИЙ АКТ
Утро следующего дня, декорации те же. Нельзя сказать, будто что-нибудь изменилось, однако при свете кажется, что это совсем другой дом. Обстановка по-прежнему скромная, но теперь сквозь распахнутое окно виден садик перед домом - обычный провинциальный садик, который вчера вечером был не различим, а сейчас словно заливает светом всю комнату.
СЦЕНА 1 Учитель, Мона
Сцена пуста. Левая, ведущая в ванную, дверь открыта. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Не нужно стараться петь хорошо и тем более не нужно петь какой-нибудь романс целиком. Одной-двух строчек из любой песенки, иногда прерываемой детским смехом, будет достаточно (можно даже напевать их, слегка фальшивя). Слева быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.
УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона! МОНА (снаружи): Да-а-а! УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой! МОНА: Почему? Тебе не нравится? УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят... Тебя услышат через дорогу, у Кирою. МОНА: Знаю. Кирою из налогового управления. (Смеется.) УЧИТЕЛЬ: Мона! МОНА: И Атанасиу. Дом с забором. И Ласку - три окна на улицу. (Смеется заливисто, по-детски.) УЧИТЕЛЬ: Мона, не смейся. Не смейся, тебя услышат… МОНА: Ну и пусть. УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми… Иди в дом. МОНА: Сейчас… Сейчас… (Опять напевает.) УЧИТЕЛЬ (в отчаянии отходит от окна. Продолжая механически вытирать лицо полотенцем, бормочет себе под нос): Я пропал. Что тут говорить. Пропал. Меня выгонят. Лишат права преподавать. (И, словно ужаленный этой мыслью, он опять перешивается через подоконник и кричит.) Мона! МОНА (входит справа. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат. УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была? МОНА: Во дворе, собирала цветы. УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?.. МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город… Весь уезд. УЧИТЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.019 с.) |