Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 2 Часть 1. Трудные вопросы орфографии 1.1 Фонетика 4 1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5 1.3 Средства речевой выразительности 6 1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8 1.5 Правописание приставок 9 1.6 Н и НН в разных частях речи 10 Часть 2. Практические задания. Тесты. Фонетика 12 Правописание приставок 20 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23 Н и НН в разных частях речи 25 Сложное предложение 29 Часть 3. Сочинение – рассуждение. 33 Ответы 50
Предисловие Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену. Обобщив накопленный опыт и систематизировав имеющийся материал, у меня получился «Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку», соответствующих демонстрационной версии ГИА 2013г. (т.е. с последними изменениями). Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения в таблицах и схемах, а также тренировочные задания, включенные в спецификацию ГИА. Сборник состоит из 3 частей. В первой части содержится теоретический материал в виде схем и таблиц, где уделяется внимание таким сложным вопросам, как правописание гласных и согласных в корне, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, выразительные средства языка и т. д. Такое оформление теоретического материала, как мне показалось, легче для усвоения и запоминания учащимися. В систему подготовки и в урочную деятельность введена система зачетов по каждой теме. Используя этот материал, учащиеся сдают зачеты по каждой теме. Материалы сборника используем при работе не только с 9-ми, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка начиная с 5-го класса (Например, в 5 классе по теме «Фонетика»). Чтобы проверить уровень усвоения материала, во 2 часть сборника включены тесты, которые сгруппированы по отдельным темам, полностью соответствующих плану ГИА 2013 года. Таким образом, тесты включают в себя все задания частей А и В. По каждой теме предлагается несколько вариантов тестов, содержащий от 7 - 10 заданий. (Например, фонетика – 4 теста, виды связи в словосочетаниях – 4 и т. д. (Такая работа помогает мне подготовить слабых учащихся). Тесты распределены по уровню сложности, постепенно уровень сложности нарастает. Третья часть сборника посвящена подготовке задания С2. В прошлом году изменения коснулись третьей части экзаменационной работы. В 2013 году было представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативное задание С2.2 отсутствовало. Учащиеся писали сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Было предложено 36 вариантов цитат. Все высказывания я попробовала сгруппировать в 6 групп по темам: «Грамматика», «Синтаксис», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Выразительные средства языка», что позволит выпускникам проверить знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного. Ответы к тестам даны в конце сборника. Они помогут самостоятельно проверить правильность выполнения заданий и степень усвоения теоретического материала. Материалы сборника могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену, как самостоятельно, так и под руководством учителя, а также при изучении многих тем по русскому языку. Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение. В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ. Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.
Подчинительная связь слов в словосочетаниях
Правописание приставок
Н и НН в разных частях речи Тест 1 Потренируемся! Тест 2 Тест 3 1. Укажите глухие согласные: А) «ш» Б) «т» В) «с» Г) «б» Д) «л» 2. Выпишите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове сиять 3. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: А) театр Б) каемка В) шпион Г) сиять Д) оазис Е) струя 4. Укажите звонкие согласные: А) «м» Б) «к» В) «п» Г) «р» Д) «щ» 5. Укажите ошибочное суждение. А) В слове ВЫСОКУЮ количество букв совпадает с количеством звуков. Б) В слове НАЙДЕШЬ мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного. В) В слове ПОЗДНО согласный звук [Д ] непроизносимый. Г) В слове СТЕПЬЮ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [П], но и указывает на то, что буква Ю обозначает два звука. 6. Укажите ошибочное суждение. А) В слове Д О РОГА подчеркнутая буква обозначает безударный звук [А]. Б) В слове ЗУБ последний звук – глухой твердый согласный [П]. В) В слове ПОМОЩЬЮ звуков больше, чем букв. Г) В слове НЕНАВИСТНЫЙ есть непроизносимый согласный звук. 7. Укажите ошибочное суждение. А) В слове ЛЕСТНИЦА согласный звук [Т] является непроизносимым. Б) В слове ВЫЯСНЯЕТ - 8 букв, 10 звуков. В) В слове ШЕПТАТЬ в безударном положении произносится гласный звук [э]. Г) В слове ПОМОЧЬ (глагол) мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного. Тест 4 1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: А) какао Б) боец В) пианино Г) каучук Д) союз Е) армия 2. Укажите ошибочное суждение. А) В слове ВЕСЕННЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков. Б) В слове РАДОСТНО есть непроизносимый согласный звук [т]. В) В слове ЦИРКУЛЬ под ударением произносится гласный звук [ы]. Г) В слове ЦИРКУЛЬ гласный звук [и] обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [ц]. 3. Укажите ошибочное суждение. А) В слове ПЕЧЬЮ мягкость согласного [Ч] на письме обозначена буквой Ь Б) В слове ГОРЕСТНО согласный звук [т] непроизносимый В) В слове ОБСЫПАЕТСЯ 10 букв и 10 звуков Г) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) Укажите ошибочное суждение 1) В слове ЕСТЬ количество букв и звуков совпадает. 2) В слове УЗКОЙ согласный звук [с] на письме обозначен буквой З. 3) В слове ШЁЛ все согласные звуки твердые. 4) В слове СБЛИЗИТЬСЯ 9 звуков. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове УЧИТЕЛЬ все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости. 2) В слове НАОБОРОТ 4 слога. 3) В слове РЕЗКО происходит оглушение согласного перед [к]. 4) В слове ЯРОСТЬЮ звуков больше, чем букв. 6. Укажите непарный твердый согласный: А) «л» Б) «т» В) «ц» Г) «б» Д) «ж»
Тест 5 Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласования. 1) ВЕРШИНЫ ГОР 2) КОСТЮМ ОТЦА 3) КОЛОСЬЯ РЖИ 4) СТВОЛ РУЖЬЯ 5) СТАНОК ТКАЧА 6) ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА Напишите получившиеся словосочетания. Ответ: _______________
Тест 6 Тест 7 1) Укажите синонимы: А) блестеть Б) общительность В) выносливость Г) светить Д) сиять 2) Укажите антонимы: А Б В Г Д Е Ж З И К Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва! 3) Найдите словосочетание, не являющееся фразеологизмом: А) претворять в жизнь; Б) перезвон колокола; В) медвежья услуга; Г) ахиллесова пята; Д) кануть в лету. Тест 8 Тест 9 Потренируемся! Тест 10 Тест 11 Тест 12 Тест 13 Тест 14 Тест 15 В каком слове пишется НН? А) ранен...ый боец Б) кожан...ое кресло В) юн...ый возраст Г) воспитан...ый человек Тест 16 1) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано" А) взволнованно Б) решено В) длинный Г) сонно 2) В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"? А) отрешённо Б) ухоженное В) пустынно Г) длинно 3) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-"? А) соломенный Б) намеченный В) избавленный Г) постепенный 4) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"? А) похищена Б) глиняная В) юна Г) растрачено 5) В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии совершенного вида пишется две буквы Н"? А) священно Б) линованный В) каменный Г) покрашенный Тест 17 1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..
3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день. (2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной. (3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет. (5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то. (6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.
4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…
(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно. (52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться. (53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.
7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. 5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:
14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить. 15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору. 16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»
9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.
(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.
Примеры заданий использованы с источника http://www.school422.ru/system/files/ Тест 18 Задания С2 Сочинение-рассуждение Изменения произошли в третьей части экзаменационной работы. В 2013 году представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативного задания С2.2 нет. Учащиеся будут писать сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Предложено 36 вариантов высказываний. Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5 Тест 6 Тест 7 Тест 8 Тест 9 Тест 10 Тест 11 Тест 12 Тест 13 Тест 14 Тест 15 Тест 16 Тест 17 Тест 18 Тест 19 Тест 20 Тест 21 Тест 22 Тест 23 Тест 24 Тест 25 Тест 26 Тест 27 Тест 28 Тест 29 Тест 30 Тест 31 Тест 32 Тест 33 Тест 34 Тест 35 Тест 36 Все высказывания я попробовала сгруппировать на 6 групп: Группа «Грамматика» Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своем составе 2 части: морфологию – грамматическое учение о слове. Синтаксис – учение о законах построения словосочетаний и предложений Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Тест 1 Тест 2 Тест 9 Тест 13 Тест 17 Тест 27
Тест 30 Тест 31 Тест 33 Тест 34 Сочинение Великий русский филолог Л.В. Успенский утверждал: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Я попробую доказать на примере прочитанного текста. Грамматика позволяет словам, собранным в одном предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить мысль. Например, в предложении 54 стоят две запятые, которые выделяют вводное слово «значит», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. Еще одним примером может послужить предложение 7. Оно состоит из десяти отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит их связать между собой, они принимают единый смысл в предложении, повествующем об отношении Марьи Павловны к игре. Обобщая все вышеизложенные доводы, я делаю вывод, что Л.В. Успенский был прав. (Пример ученического сочинения)
Группа «Синтаксис» Тест 5 Тест 6 Тест 15 Тест 19 Тест 20 Тест 25 Тест 28 Тест 36
Сочинение Русский писатель Б.В. Шергин утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Подобная уверенность небезосновательна. Несомненно, речь устная – первичная, а письменная – вторичная, то есть отредактированная. В письменной речи используется книжная лексика, причастные и деепричастные обороты и др. В устной же речи чаще наблюдаются повторы, простые предложения и разговорные слова. Например, в предложении 1 я нашла причастный оборот, который говорит нам о том, что перед нами письменная речь, а не устная. В предложении 42 автор использует междометие «ФИ» для изображения того, как свистит мальчик. В жизни этот свист звучит по-другому, но, перенесенный на бумагу, он в тексте выглядит именно так. Таким образом, приведенные выше примеры показывают, что устная речь меняется под пером писателя.
Группа «Морфология» Группа – «Лексика» Лексика исследует особенности слова, словарный состав, происхождение и употребление отдельных слов, а также типы и значение устойчивых словосочетаний. Лексика –совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. Слово как лексическая единица –основной объект изучения лексикологии, т.е. изучаются значения слов, их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и т.д. Тест 1 Тест 3 Тест 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.013 с.) |