Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Гласные звуки. Обозначение их буквами
Похожие статьи вашей тематики
Основные задачи: закрепить умения школьников распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их и обозначать на письме буквами; развивать у детей фонематический слух; наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи.
План урока
I. Проверка домашнего задания: объяснение смысла пословицы. II. Изучение новой темы следует начать с повторения сведений, полученных в период обучения грамоте (упр. 1). Расширение сведений о звуках и буквах (упр. 2). Сравнение слов по значению, звучанию, написанию. Ход рассуждения может быть следующим (для сравнения слов по значению учитель может провести дополнительную работу на основе контекста): — Прочитайте предложение и объясните значение подчеркнутых слов: Петя был мАл и траву мЯл. — Одинаковыми или разными по смыслу являются подчеркнутые слова? (Разными по смыслу.) — Мы знаем, что смысл слова связан со звуками, из которых оно состоит. Сравните, какими же звуками различаются слова. (В слове мал такие звуки: [м], [а], [л], а в слове мял: [м’], [а], [л].) — А какими буквами различаются слова на письме? (Буквами а и я.) Какая буква обозначает гласный звук [а] после твердого звука [м]? (Буква а.) — Какая буква обозначает звук [а] после мягкого согласного звука [м’]? (Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.) Чтение вывода (учебник, с. 53). III. Закрепление представлений учащихся о звуках и буквах (упр. 4). Сначала дети доказывают, что в первом слоге слов лапки, пятки слышится звук [а], а потом объясняют, почему в слове лапки пишется буква а, а в слове пятки — я. IV. Выполнение заданий (упр. 5): гусь, гусын Я, гус Я та. — Почему вы написали букву я? (Она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука [н’].) — А какой буквой показана мягкость звука [с] в слове гусь? (Мягким знаком.) V. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, где они обозначают два звука2 (упр. 6, 7). В плане сопутствующего повторения вспоминается правило о написании имен собственных. Привлекается внимание к истории названия города Ярославля: сообщается, что город основал князь Ярослав Мудрый. Объяснение пословицы Ярославль-городок — Москвы уголок желательно сопроводить кратким рассказом о городе Ярославле: «Он находится недалеко от Москвы, расположен на берегу великой русской реки Волги. Красотой своего внешнего облика, и прежде всего величественными храмами, соборами, Ярославль походит на Москву». VI. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи (упр. 8). Стихотворные строки А. Плещеева следует прочитать выразительно, а слова в третьем предложении — с интонированием гласных звуков: «Ве[э]тер в по[о]ле во[о]ет». Делается вывод: особенности произношения гласных звуков (наличие голоса, протяжное произношение) помогают поэту в стихотворной форме передать завывание осеннего ветра. Учитель может предложить учащимся выполнить любое задание по стихотворным строкам А. Плещеева: подготовиться к письму по памяти или на основе этой работы написать зрительный диктант. Его особенность заключается в том, что текст диктует учитель, т. е. диктант записывается в основном на слух, но в случае затруднения ученик может обращаться к тексту и проверять написанное.
УРОКИ 22—23
Согласные звуки. Обозначение их буквами
Основные задачи: закрепить умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение четко произносить отдельные звуки в составе слова.
Первый урок
План урока
I. Работа над словарными словами класс, карандаш, пенал. Запись их в словарики. II. Минутка чистописания: написание букв К, к; словосочетание классная работа. — Что означает словосочетание классная работа? (Работа, которая выполняется в классе.) Работа над значением слов. — Сравните словосочетания светлый класс — дружный класс. Одинаковые ли значения слова класс в каждом из них? (Нет, неодинаковые: в первом словосочетании слово класс означает школьную комнату для занятий, а во втором — группу, коллектив учеников.) — Как мы называем такие слова? (Слова с несколькими значениями, многозначные слова.) — А что такое пенал? (Коробочка или маленькая сумочка для хранения ручек, карандашей.) Дополнение предложений (они записаны на доске): — Закончите предложение словом класс в значении «коллектив учеников»: Наш класс (какой?)... (Наш класс дружный. ) — Слово какой группы вы использовали? (Слово-название признака предмета.) — Закончите предложение словами-названиями предметов: В пенал кладут (что?)... (В пенал кладут ручки и карандаши. ) — Запишите предложение. Какие правила вспомнили при письме? III. Изучение новой темы. Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами (упр. 1). Например: звук [м] — согласный, так как воздух при его произнесении встречает преграду со стороны губ; обозначается буквой м. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям (упр. 3). Чтение сведений о языке («Узелки на память»). Упражнения в произношении согласных звуков (упр. 3, 4). Работа носит игровой характер. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] — гогочет, [х] — хохочет и т. п. (упр. 4). Выполнению задания из упражнения 4 (произношение скороговорок) следует придать соревновательный характер. Упражнение в соотношении согласных звуков и обозначающих их букв (упр. 9). Образец рассуждения: «Без рук, без топоренка...» — в слове без выпала буква «бэ», которая обозначает звук [б’]; «построена избенка» пропущена буква «пэ», которая обозначает звук [п]. IV. Домашнее задание: повторить словарные слова.
Второй урок направлен на закрепление представлений о согласных звуках, повышение речевой культуры учащихся, развитие чувства языка. I. Письмо словарных слов под диктовку: карандаш, пенал, класс; фамилия, ученик, ученица, учитель; собака, корова. — Назовите слова, начинающиеся с согласных звуков. Произнесите эти звуки. Слово карандаш начинается со звука [к], слово пенал начинается со звука [п’]. — В чем особенности произношения согласных звуков? Какие различия в произношении согласных и гласных звуков? II. Наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве (упр. 7). Возможно использование дополнительного материала:
Тише, мыши, — Кот на крыше.
| Зашумите — он услышит!
| — Какие звуки помогают услышать шуршание мышки? — Выпишите слова с буквосочетанием ши. III. Работа в группах (упр. 8, устно). Класс разбивается на группы, в каждой из которых коллективно продумывается выполнение задания упражнения. Вариантов должно быть как можно больше. Например: галка — палка, моль — соль, мошка — кошка; крот — рот, шарф — шар. Побеждает команда, за которой останется последнее слово. IV. Говори правильно. Отработка правильного употребления словосочетания много дел (упр. 9, 10). V. Обобщение. — Из чего состоит слово? (Из звуков.) — Какие звуки встречаются в словах? (Гласные и согласные звуки.) — Как отличить гласные звуки от согласных?
УРОК 24
Слоги
Основные задачи: закрепить представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нем гласных звуков; развивать творческое отношение к слову.
План урока
I. Введение в тему. Рассматривание рисунка, чтение предложений (упр. 1). — Как Ваня произносит имя девочки? (По слогам.) Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. — В какой речи мы можем разделить слова на слоги? (В устной речи.) — Как можно определить количество слогов в слове? (Количество слогов в слове можно определить по числу гласных звуков.) II. Закрепление представлений о слоге. Деление слов на слоги (упр. 2). Справка для учителя: «В случае расхождений в произношении и написании слов их деление на слоги осуществляется на основе орфографического чтения. Однако при доказательстве количества слогов в слове по количеству гласных звуков нельзя смешивать звук и букву. Например: в слове клен один слог, так как в этом слове только один гласный звук [о], который обозначается буквой ё, слово береза пишется так: «бе-рё-за», а произносится [б’и-р’о-за]; слово береза трехсложное, так как в нем три гласных звука [и], [о], [а], которые обозначаются буквами е, ё, а»3. Задание на развитие логического мышления: — Что объединяет все эти слова? (Это названия деревьев.) Работа со словарным словом береза: 1) запись слова в словарик с орфографическим проговариванием; 2) включение слова в «минутку чистописания» в связи с прописыванием букв е, ё и составлением родственных слов; 3) сравнение количества слогов в родственных словах, составление с ними предложений. Списывание на основе орфографического проговаривания слов (упр. 4). III. Словесное творчество (с. 66, упр. 6, 7). Желательно сделать вступление: «Писатели как творческие люди умеют интересно представить даже обычное деление слов на слоги. А как?» Чтение учащимися текста «Лягушка и слон». Для восприятия текста можно предложить дополнительные вопросы: — Над чем смеялась лягушка? — А зависят ли размеры животных от длины слов их названий? (Нет. Лягушка была глупой: она считала, что предмет и его название — это одно и то же.) IV. Домашнее задание: придумать продолжение сказки.
УРОК 25
Деление слов на слоги
Продолжается решение задач предыдущего урока.
План урока
I. Проверка домашнего задания. — Кто придумал продолжение сказки? II. Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов. Работа над словарным словом воробей: сначала анализируется звучащее слово, потом — записанное. — Произнесем слово так, как оно произносится, только по слогам ([ва-ра-б’эй]). — А теперь проговорим слово по слогам, но уже орфографически, т. е. так, как оно пишется (во-ро-бей). Работа с текстом С. Маршака (упр. 5). Для активизации слушания нужно закрыть книги и после чтения предложить детям ответить на вопросы: — Где воробей пообедал сперва? — У кого подкрепился? — У кого попил водицы? Затем текст читается детьми выразительно. Выполняется письменное задание. (Воробей обедал в зоопарке у зверей.) Деление слов, входящих в предложение, на слоги связывается с обучением орфографическому проговариванию. III. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках (упр. 1, 2). IV. Творческая переменка (упр. 4). V. Домашнее задание: составление рассказа о весне по опорным словам (упр. 4). Каллиграфическое списывание пословицы.
1 В 1 классе еще рано говорить о трех группах родственных по языку и культуре народов (восточнославянской, западнославянской и южнославянской). Важно подчеркнуть множество национальностей, объединенных славянской культурой. 2 По программе эти сведения изучаются детьми в практическом плане, и от детей не требуется четкого объяснения того, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. 3 Материал дается к сведению учителя.
УРОК 26
Перенос слов
Основные задачи: закреплять умение деления слов на слоги; развивать умение правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь учащихся, умение озаглавливать текст.
I. Проверка домашнего задания: заслушивание устных рассказов учащихся о весне по опорным словам, их обсуждение. II. Введение в новую тему. Чтение рассказа Н. Сладкова (упр. 1). Проведение беседы. — О чем рассказ Н. Сладкова? Только о весне или еще о чем-нибудь? — Какое значение придает автор прилету ласточек? — Как можно озаглавить текст? («Ласточка весну объявляет».) Актуализация знаний учащихся о переносе слов на письме. Коллективное чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса. Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров. Примечание: привычная для учителя формулировка «Слова переносятся по слогам» заменена на более лингвистически корректную формулировку, предупреждающую смешение устной и письменной речи: «Деление слов на слоги осуществляется на основе орфографического чтения». III. Тренировочные упражнения. Работа со словарными словами (упр. 2). Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама (упр. 2). Учащиеся должны освоить образец рассуждения: «Произношу слово у-чи-тель по слогам. Первый звук [у] на письме обозначается буквой у. На строке нельзя оставлять часть слова из одной буквы». Коллективное составление пословицы (упр. 6). Запись пословицы. IV. Определение односложных и двусложных слов. Отработка умения делить слова на слоги (с. 64, упр. 3).
УРОК 27
I. Повторение правила переноса слов по вопросному плану: 1. Как нужно делить слова на части для переноса? 2. Можно ли оставлять на строке часть слова из одной буквы? 3. Можно ли переносить на другую строку слова, состоящие из одного слога? 4. Как следует переносить слова с буквами й, ь, ъ? (Следует давать полные ответы на эти вопросы.) II. Проведение тренировочных упражнений (упр. 3—5) в парах. Обращается внимание учащихся, что слова слон, тигр состоят из одного слога, так как содержат лишь один гласный звук (первоклассники нередко допускают вставки в слова гласных звуков, например: [тигар]). Игровое упражнение 4 можно выполнить устно, придав ему дополнительное произносительное значение (произношение звука [р]). Учащиеся могут продолжить цепочку слов. (Карта, Карлсон, карманы. ) Задание повышенной сложности (упр. 7). Упражнение выполняется коллективно. III. Минутка чистописания на основе скороговорки (упр. 8). Задание к упражнению выполняется в классе устно. IV. Домашнее задание: упр. 9 (детям предлагается по желанию записать высказывание прилежного ученика: «Завтра погуляю, а сегодня поучусь»). (Содержанием этого высказывания создается мотивация для выполнения домашнего задания.)
УРОКИ 28—29
Ударение
Основные задачи: развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.
Первый урок
План урока
I. Введение в тему. Работа с моделями слов кр ý жки — кружк и́ (упр. 1). Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы. Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения. Учащиеся наблюдают, что в слове не все слоги произносятся с одинаковой силой: один произносится сильнее (ударный слог), другой слабее (безударный слог). Ударный гласный звук является более длительным, чем безударный. Уточнение представлений о правильной постановке знака ударения. II. Развитие умения находить в словах ударение. Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста (упр. 2, 3 — по выбору учителя). Слова учителя: «Над буквой ё можно не ставить знака ударения, так как она всегда обозначает ударный гласный звук». Можно прочитать шуточное стихотворение: — Расскажи-ка, буква «ё», Как твоё житьё-бытьё. Буква «ё» даёт отчёт: — Славно жизнь моя течёт: С ударением дружу, потому и не тужу. Для заучивания предлагаются слова шофёр, свёкла. Работа со словарными словами (упр. 4, 5). Взаимопомощь учащихся (в парах, группах). III. Работа над развитием речи учащихся. Учитель может использовать текст К. Д. Ушинского «Два петушка» для выразительного чтения и определения основной мысли. (Не хвались, не хвастай, всегда найдется кто-то посильнее тебя.) Можно выписать из текста слова, противоположные по значению: побежденный — победитель. Обозначение ударения в словах. Второй урок I. Работа со словами в упражнении 5 может быть построена следующим образом: 1. Учащиеся высказывают свое мнение по поводу постановки ударения в словах: портфель, хвоя, щавель, столяр. Учитель предлагает вниманию детей орфоэпический словарь. — Проверьте по словарю, как правильно произносить эти слова. Школьники записывают слова, обозначают в них ударный слог. 2. Работа со словарным словом портфель (упр. 6): запоминание его правильного произношения с помощью рифмовки, каллиграфическая запись слова портфель с орфографическим проговариванием и подбором слова, близкого по значению. II. Выполнение задания на развитие логического мышления (упр. 7). Дополнительные слова записываются в начальной форме: ручка, линейка... III. Контрольное списывание (упр. 8): учитываются и орфографическая, и каллиграфическая стороны письма. Перед записью текста учитель предлагает детям посчитать количество предложений в нем, вспомнить, как их правильно оформить на письме. Напоминаются правила списывания предложения: 1) Прочитать все предложение, постараться его запомнить. 2) Посчитать, сколько слов в предложении. 3) Обратить внимание, как пишутся слова. 4) Повторить (четко, орфографически) каждое слово. 5) Диктуя себе каждое слово, записать предложение. 6) Сверить написанное с образцом. Если есть ошибки, исправить их. IV. Домашнее задание: выучить произношение слов (упр. 5) и придумать рифмовки (кто сможет) со словами хвóя, щавéль, столя́р.
УРОК 30
Говори правильно
Основные задачи: привлечь внимание детей к нормам литературного языка, обеспечить усвоение орфоэпического произношения отдельных слов; развивать художественный вкус первоклассников.
План урока
I. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают придуманные рифмовки на заданные слова, например: На дворе звенит капель: Скоро вырастет щавель. II. Орфоэпическая работа на литературном материале. Выполнение заданий (упр. 1, 2). Учитель привлекает внимание учащихся к тому, что литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове, поэтому надо как можно больше стихотворений учить наизусть. Проводится заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака. Поэтические строки С. Есенина требуют дополнительного художественного осмысления на основе творческого воображения: — Что представляется вам при чтении этих строк? — Почему луч солнца назван золотым? О какой брошенной солнцем искре может идти речь? (О каплях росы, которые засверкали на солнце; о солнечных зайчиках и т. д.) — Дома сделайте рисунок, подпишите его поэтическими строками С. Есенина. Сравнение выражений Спáла с деревьев листва. Ах, как долго я спалá! Одинаковые ли по значению слова спáла и спалá? Работа с текстом Л. Толстого: чтение, озаглавливание его (о чем?), выделение основной мысли (о чем предупреждают птичку?). Варианты заголовков: Кошка и птичка. Берегись, птичка! Списывание текста. Выполнение заданий упражнения 4 при наличии времени.
УРОК 31
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами
Основные задачи: упражнять детей в нахождении ударного слога в словах; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова.
План урока
I. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков к есенинским строкам «Солнца луч золотой...». Устные описания изображенного на рисунках. II. Введение в тему. Звукобуквенный анализ слов слоны, кроты, дома, леса (упр. 1). Обозначение ударения в словах, подчеркивание букв, обозначающих безударные гласные. Сопоставление произношения и написания слов: говорим [сланы́], а пишем сл о ны́. Вывод: произношение безударных гласных звуков и написание, т. е. обозначение этих звуков буквами, не совпадает. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова, актуализация знаний учащихся. — А вы знали раньше о таком способе проверки? Использовали вы его когда-нибудь? III. Упражнения в нахождении безударных гласных звуков и их проверке. Изменение слова так, чтобы оно обозначало один предмет (упр. 1): сл о ны — сл о н, кр о ты — кр о т, д о ма — д о м, л е са — л е с. Сравнение слов лиса и леса по значению, звучанию и написанию (упр. 2). — Слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Задумаемся почему. (Потому что это разные слова, у них разные значения: слово лиса означает «животное», а слово леса — местá, где растут деревья.) — И у каждого из этих слов есть свое проверочное слово. Найдите проверочные слова в учебнике и прочитайте их. Коллективная работа с пословицами (упр. 3). Чтение и объяснение смысла пословиц. Учащиеся выписывают выделенные слова в строку (леса — лес, вода — водой — воду), обозначают ударение, находят проверочные слова. IV. Работа со словарными словами молоко, корова (упр. 4). «Минутка чистописания» используется для отработки навыка красивого и безошибочного письма. V. Словесное творчество. Проводится наблюдение над ритмическим рисунком стихотворных строк (упр. 5). Проставляя в словах знак ударения, дети обнаруживают, что ударные и безударные слоги определенным образом чередуются в стихотворной речи, благодаря чему она приобретает особую ритмичность. VI. Домашнее задание: можно предложить детям сочинить собственный стишок или восстановить стихотворные строки словами из стихотворения «Мяч» С. Маршака (голубой, желтый, красный; тобой, за, не угнаться).
УРОК 32
|