Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Имя собственное (продолжение)
Основные задачи: упражнять в правописании имен собственных; развивать творческую фантазию детей, учить наблюдать за превращением в художественном тексте имен нарицательных в собственные.
План урока
I. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков с подписью, заслушивание рассказов о домашних животных, подчеркивание достоинств каждой работы. II. Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского (упр. 1). III. Минутка чистописания: письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке. IV. Выполнение задания для любознательных (упр. 4): слово фамилия происходит от английского слова family, что значит «семья». V. Занимательные задания (упр. 5). Запись названия животного и его «фамилии», указывающей на «родительницу»: теленок Коровкин. Следует обратить внимание, что человек дает клички в основном домашним животным, с которыми он общается, а диким животным придумывает прозвища (чаще всего в сказках). VI. Запись с орфографическим проговариванием словарных слов корова, собака (упр. 6). Придумывание кличек животным можно провести с опорой на контекст, дополнив предложения: У собаки... хороший нюх. У коровы... острые рога. Предложения списываются с доски. Повторяются правила списывания. (1. Читаю все предложение и стараюсь запомнить его содержание дословно. 2. Обращаю внимание на трудные места, где можно допустить ошибку. 3. Списываю предложение, диктую себе каждое слово. 4. Проверяю написанное: перечитываю предложение и сравниваю с образцом.) VII. Домашнее задание: упр. 2, повторить словарные слова.
УРОКИ 9—10
Имя собственное (продолжение)
Основные задачи: развивать языковое чутье учащихся, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; закреплять умения в правописании имен собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком.
Первый урок
План урока
I. Проверка домашнего задания: оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. II. Минутка чистописания (упр. 1). Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.) III. Работа с фрагментом сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (упр. 2—4). Отрывок из сказки читается выразительно, а диалог героев сказки — по ролям. Проводится стилистический анализ: — Сравните имена героев сказки. Какие из них используются в сказке? Почему? (Именам придается ласкательный оттенок.) Алена — Аленушка Иван — Иванушка После списывания предложения из упражнения 4 проводится взаимопроверка в парах. IV. Элементы ономастической работы (ономастика — раздел языкознания, связанный с изучением имен собственных). Учитель может сообщить, что «говорят сами за себя», как правило, исконно русские имена, а имена, взятые (заимствованные) из языков других народов, требуют перевода. Демонстрируя некоторые словари-справочники (Н. Шанского, Л. Успенского), учитель зачитывает объяснения значения некоторых имен учащихся класса: Александр — защитник, Андрей — храбрец и т. д. V. Словарный диктант (на изученные слова из словаря).
Второй урок
План урока
I. После чтения заголовка текста (упр. 5) предугадывается его содержание: «Как вы думаете, о ком текст?» Текст читается выразительно, с подчеркиванием ритма и рифмы. После чтения дети рассказывают, каким они представили кота. Объясняют, что обычная кличка Васька меняется на уважительное Вася, когда речь идет о хитром и умеющем постоять за себя животном. Ласкательное обращение Васютка выражает любование котиком, его внешностью. II. Выполнение заданий (упр. 5) по составлению словосочетаний (все прилагательные лучше записать в полной форме: уши чуткие, усы длинные) направлено на анализ элементов описания, готовит учащихся к следующему творческому заданию. III. Творческая переменка (упр. 7). Начало описания котенка (своего или какого-то другого) дается в «минутке чистописания», а продолжение составляется детьми устно, самостоятельно. Заслушивание высказываний сопровождается обсуждением: возник ли у вас перед глазами образ котенка, или что-то осталось неясным?
УРОК 11
Слова с несколькими значениями
Основные задачи: дать первичное представление о многозначности слов; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей.
План урока
I. Диалог с Иваном Самоваровым призван заложить у детей представления о словарном богатстве русского языка, вызвать желание овладеть этим богатством. Поэтому можно продолжить тему так: — Чем же богат русский язык? (Словами, их огромным количеством.) А как можно расширить словарный запас? (Постоянно узнавать новые слова в школе и дома, с помощью словарей.) Учителю следует продемонстрировать толковые словари: В. И. Даля, С. И. Ожегова — и пояснить слово толковый. — Как вы понимаете слова толковый, толковать? Давайте обратимся к словарю В. И. Даля (читается словарная статья): толковать — объяснять, определять смысл чего-нибудь. — А что об этом говорит Иван Самоваров? (Зачитываются сведения из учебника.) — На страницах какого учебника вы познакомились со словами, имеющими несколько значений? (На страницах азбуки «АБВГДейка».) Можете ли вы привести примеры таких слов? II. Уточнение значений слова язык (упр. 1, 2). Сначала с опорой на рисунки учащиеся сами пытаются объяснить значения слова язык, затем учитель уточняет их объяснения, обращаясь к словарю С. И. Ожегова: «Язык пламени — пламя вытянутой формы, напоминающей форму языка; язык колокола — металлический стержень в колоколе, производящий звон ударами о стенку». Толкование пословиц о языке как словесной речи можно провести с привлечением словаря В. И. Даля: «Острый язык» как насмешливый; «доведет до Киева» — «всего доспросишься»; «Язык болтает, а голова отвечает» — за необдуманные слова можно поплатиться головой. Для активизации мыслительной деятельности учащихся желательно предложить им привести и другие примеры выражений со словом язык, объяснить их значения. Задание может быть дано на дом (в связи с записью слова язык в словарик, с. 30). Перед списыванием по памяти одной из пословиц нужно предложить учащимся воспроизвести порядок работы. (1. Сначала стараюсь запомнить содержание всей пословицы дословно. 2. Затем перечитываю каждое слово так, как оно пишется, и отмечаю трудные места. 3. Закрываю слово линейкой, ластиком и пишу, диктуя себе, как запомнил. 4. Открываю слово и сравниваю с тем, что написал. 5. Перехожу к следующему слову и т. д. 6. Перечитываю всю пословицу, которую записал, и сравниваю ее с пословицей в учебнике.) При объяснении значения слова горлышко (кувшина) следует обучать детей не только говорению, требуя от них полного ответа, но и слушанию друг друга, рекомендуя не повторять ответы одноклассников, а дополнять их и уточнять. Для освоения значения слова разбить (клумбу) в смысле «устроить» дети списывают в одну строку первое предложение из стихотворения О. Григорьева. Попутно можно провести следующий орфографический анализ: — Какие слова вы написали с большой буквы и почему? А уместилось ли у вас все предложение на одной строке? Какие слова пришлось вам разбить на части? Как вы это понимаете? (Разделить для переноса.) Как вы это сделали?
УРОК 12
Слова, близкие по значению
Основные задачи: углубить представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими по значению, активизировать их употребление; продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры.
План урока
I. Работа с моделями слов (упр. 1). — Близки ли эти слова по значению? Что общего в их значении? Почему же маленького ребенка мы называем по-разному? Какие новые оттенки в значении появляются в каждом слове? Кто помнит, почему Незнайку и его друзей из книги Н. Носова называли коротышками? А как назван маленький енот в книге Л. Муур? Можно ли сказать, что крошка Енот был не только храбрым, но и смелым, бесстрашным, отважным? (Беседа сопровождается повторным чтением указанных произведений в «АБВГДейке».) II. Перед списыванием слов (упр. 2) следует доказать, что слова близки по значению (называют родителей, хотя и по-разному). Пусть учащиеся задумаются, в чем разница между словами (одни слова современные, другие — старинные; в некоторых словах чувствуется отношение: мамочка — ласковое, матушка — уважительное, почтительное). Для составления предложений с этими словами нужно задать коммуникативно-речевые ситуации, например: «Представьте, мама пришла с работы очень расстроенная. Вы хотите поднять ей настроение. Как вы к ней обратитесь? Что можете сказать?» («Мамочка, не расстраивайся, все будет хорошо...») III. Минутка чистописания: сравнивание букв и — ц — у, нахождение общих элементов и различий. IV. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32). Нужно уточнить, из какой сказки А. Пушкина взяты строки. Можно поставить вопрос по предложенным синонимам: «Почему А. Пушкин выбрал из слов благодарности именно благодарствую?» (Это слово старинное, поэтому более подходит к сказке.) V. Домашнее задание: подобрать синонимы к слову желтый.
УРОК 13
|