Обозначение мягкости согласных звуков на письме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обозначение мягкости согласных звуков на письме



Основные задачи: развивать способность различать мягкие и твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака (ь); развивать чувство народно-поэтического языка.

Введение в новую тему.

Работа с моделями слов (упр. 1). Сравнение количества звуков и букв в словах.
Сравнение пар слов (упр. 2, устно), различающихся своим значением и звучанием. Обращается внимание учащихся на последний звук в каждом слове.
Отгадывание загадок (упр. 3). Лексическая работа на основе текста загадок:
— Какое слово, напоминающее раскаты грома, подсказывает отгадку в первой загадке? (Гаркнул.)
— Что означает выражение ветер гуляет?
Звуковой анализ слов, при записи которых требуется писать на конце мягкий знак (конь, гусь).
Работа со словарным словом ветер.
Для выполнения упражнения 4 можно дать начало фразы: В классе нужно... (названия действий писать через запятую).
Дополнение предложений своими словами (упр. 5).
Работа в паре (упр. 6). Задание: кто быстрее распределит слова по группам.

УРОК 33

Обозначение мягкости согласных звуков на письме (продолжение)

Основные задачи: учить различать твердые и мягкие согласные звуки в середине слова; формировать навык постановки мягкого знака на конце и в середине слова при письме; закрепить умение переносить слова с мягким знаком.

План урока

I. Анализ учебного материала на тему «Мягкий знак в середине слова».
Работа с моделями слов пальцы, пальто (упр. 1).
— Почему в словах пальцы и пальто звуков меньше, чем букв?
— Где может стоять мягкий знак для обозначения на письме мягкости согласных звуков? (На конце слова или в середине.)
Коллективная запись слов большой, указательный (упр. 2).
Сравнение пар слов по значению и звучанию (упр. 3). Развитие умения учащихся раскрывать значение слова через его определение: полка — это приделанная к стене или вделанная в шкаф горизонтальная доска для различных предметов (книжная полка), а полька — это танец.
Составление предложений по вопросам (упр. 4).
II. Каллиграфическое письмо.
Предупреждение ошибки при переносе: повторение правила о переносе слов с мягким знаком.
III. Игра-соревнование «Кто больше?» (упр. 6).
Дополнительные слова: уголь — угольки, конь — коньки. Объяснение истории происхождения слова коньки: в прежние времена их делали деревянными, впереди украшали резным изображением головы коня.
IV. Самостоятельная работа (упр. 5).

УРОК 34

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я

План урока

I. Выявление имеющихся представлений.
— Как обозначается мягкость согласного звука на письме? (С помощью мягкого знака.)
— Где может стоять мягкий знак для обозначения мягких согласных звуков? (На конце слова и в середине.)
— Есть ли еще какие-нибудь способы для обозначения мягкости согласных? (Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв е, ё, и, ю, я.)
II. Изучение новой темы.
Включение учащихся в диалог Ани и Вани.
— Аня и Ваня любят играть в «знатоков». Узнаем, какие вопросы они на этот раз приготовили друг другу.
— А вы знаете ответы на эти вопросы?
Звукобуквенный анализ слов рысь и рис. Вывод: мягкость согласного звука [с’] обозначена на письме мягким знаком, а мягкость звука [р’] — буквой и.
Работа со скороговоркой (упр. 2). Ее цель — показать, что нужно четко произносить твердые и мягкие звуки в словах, так как от этого зависит смысл слов.
III. Минутка чистописания (буквы ы и и) помогает противопоставить графический облик букв, добиваться разборчивости письма и вместе с тем связана с темой урока.
— Почему так важно разборчиво писать букву и? (Чтобы правильно передать звучание слова, от которого зависит смысл.)
Выполнение задания (упр. 3): сравнение обозначения мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв.
Упражнение 4 можно выполнить в два этапа:
1. Раскрыть подход к подбору парного слова (должна произойти замена только первого согласного звука с твердого на мягкий, а последующий гласный звук должен сохраниться).
Коллективно анализируется звуковой состав слова лук: оно начинается с твердого согласного звука [л] и гласного звука [у]. Если поменять [лу] на [л’у], получится слово люк.
2. Выбрать букву на письме (для обозначения звука [у] и мягкости предшествующего согласного используется буква ю).
Аналогично разбираются следующие слова.
IV. Словесное творчество.
Выразительное чтение стихотворения А. Введенского должно раскрыть роль повторяющихся слов в качестве звукоподражания: спят, спят — как постукивание колес, а спи-им, ды-ы-м — как гудок паровоза.
V. Каллиграфическая запись слова поэт является заключением предыдущей работы.
— Чем предлагается закончить урок: написанием букв или какого-то слова? Возможно, авторы учебника русского языка надеются, что в нашем классе растут не просто знатоки русского языка, а будущие поэты.

УРОК 35

Основные задачи: закрепить умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я; обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных на письме; обогащать лексический запас учащихся; развивать умение делить текст на предложения.

План урока

Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме.
Составление предложений (упр. 1) предполагает уточнение смысла слов моросит (накрапывает мелкими каплями), ливень (сильный дождь), хлынул (литься потоком). Нахождение мягких согласных звуков в словах ливень, дождь и подчеркивание их. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах дождь, ливень (с помощью букв и, е, мягкого знака). Например, в слове ливень мягкость звука [л’] обозначена с помощью буквы и, мягкость звука [в’] — буквой е, звука [н’] — мягким знаком.
При выполнении заданий (упр. 2) можно ограничиться выборочным списыванием выделенных слов (мял, мать, мять) и объяснением способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Задание на классификацию (упр. 4) по усмотрению учителя может быть усложнено: кроме нахождения лишней клички по принадлежности к определенным животным, допускается и другое основание для классификации: например, в первом ряду лишним словом может оказаться слово Мурка, так как в этом слове нет мягких звуков, в третьем ряду лишнее слово Вороной, так как это кличка лошади, а не собаки и еще это трехсложное слово.
Работа с текстом Л. Толстого (упр. 5, 6).
Упражнение 7 (повышенной сложности) выполняется при наличии времени.

УРОК 36

Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу

Основные задачи: закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи — ши с буквой и, ча — ща с буквой а, чу — щу с буквой у.

План урока

I. Введение в тему (упр. 1).
Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Характеристика согласных звуков [ж], [ш], [ч], [щ] как шипящих.
Повторение правил правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. (Красочно оформить правила о правописании буквосочетаний с шипящими согласными в тетради или на отдельном листе можно на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.)
II. Правописание слов с шипящими согласными.
Минутка чистописания. Запись пословицы Пиши, да не спеши, заглавных букв Г, П, Т.
Коллективное составление цепочек слов (упр. 2). Обращается внимание на тематику слов: названия птиц и зверей (чижи, ежи,...); названия цветов, кустарников, трав (ландыши,...).
Устное изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (упр. 3). Предупреждение речевой ошибки: следует говорить уши, а не ухи. Письменная работа предлагается на дом (по желанию, как тренировка в письме). Начало упражнения можно выполнить в классе: записываются слова в форме множественного числа.
Игровые тренировочные упражнения (упр. 4, 5).
Чтение и заучивание речевок проводится хором. После этого учитель предлагает закрыть учебник и написать по два заученных примера с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу. Осуществляется взаимопроверка выполненного задания.
Перед тем как записать название сказки «По щучьему веленью», можно предложить учащимся загадать про себя желание, а условием его исполнения поставить правильное списывание «волшебных» слов.
Упражнение 6 выполняется при наличии времени.

УРОК 37

Повторение правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу

Основные задачи: формировать орфографический навык в связи с развитием речи; обучать изложению текста по вопросам.

План урока

I. Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу в связи с их правописанием (упр. 1, 2, 4). Подчеркивание буквосочетаний, написание которых надо запомнить.
Работа с пословицами (упр. 3). Возможно повторение ранее изученных пословиц. Каллиграфическое списывание (в конце урока) пословицы Век живи — век учись носит мотивированный характер: следует сохранять старание, прилежание в учении не только до конца урока, но и всю жизнь.
II. Творческая переменка. Устно обсуждается написание всех предложений. Для записи учитель может предложить 2—3 предложения (упр. 5).
Следующую часть урока можно провести как самостоятельный урок по развитию речи (из резервных часов).
Обучение детей изложению текста по вопросам (упр. 6). Дети читают текст. Устно придумывают заглавие. («Вот так щука!») Затем учитель предлагает такую проблемную ситуацию:
— Можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта?
Задание, как правило, вызывает у детей затруднение. Тогда учитель предлагает воспользоваться подсказкой.
— Посмотрите, после текста есть вопросы. Не помогут ли они вам справиться с заданием?
Учащиеся закрывают текст, затем читают вопросы и составляют ответы. Учитель записывает ответы на доске, а учащиеся проговаривают каждое записываемое слово, обращая внимание на орфограммы. Затем учитель стирает записанное, оставив некоторые из наиболее сложных для написания слов. (В ведро, в чулан, схватить и др.) Учащиеся закрывают текст изложения (линейкой, закладкой) и, пользуясь вопросами, опорными словами на доске, самостоятельно пишут ответы на вопросы. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

УРОК 38

Закрепление правописания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу

Урок проводится в соответствии с заданиями учебника. Особое внимание следует уделить восприятию текста про Третьяковскую галерею. Можно использовать форму заочного путешествия. Желательно представить репродукции картин. Начать работу можно с записи предложения об Иване Ивановиче Шишкине. Последующие вопросы (Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?) предваряют чтение текста. Дети сначала находят в тексте ответы на вопросы, осмысливают их, затем принимают участие в обсуждении прочитанного материала. Для этого задается коммуникативно-речевая ситуация: «Представьте, что вы проводите экскурсию по Третьяковской галерее».

УРОКИ 39—40

Разделительный мягкий знак

Основные задачи: организовать наблюдение за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; упражнять в списывании слов с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову.

План урока

I. Повторение первоначальных сведений о разделительном мягком знаке, полученных в период обучения грамоте.
Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него (упр. 1, 2): Коля — колья, семя — семья.
Вывод: разница в произношении слов наблюдается во втором слоге: [л’а] — [л’й’а], [ма] — [м’й’а]. Она связана с употреблением мягкого знака, который называется разделительным. Разделительный мягкий знак показывает, что впереди него стоящая буква (предшествующая) и позади него стоящая буква (последующая) слияния не обозначают, т. е. мягкий знак разделяет буквы.
Чтение сведений в рубрике «Узелки на память».
II. Минутка чистописания: наклонное письмо букв е, ё, и, ю, я как букв, перед которыми возможно написание разделительного мягкого знака (ь). Запись слов-примеров с разделительным мягким знаком.
III. Тренировочные упражнения в правописании разделительного мягкого знака (ь).
Чтение слов и противопоставление их по произношению и смыслу: солю — солью, пылю — пылью (упр. 2).
Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака (упр. 4, 6).
Каллиграфическое списывание пословицы Ученье — путь к уменью (упр. 4). (Можно обратить внимание учащихся на употребление в пословице устаревшего варианта написания слов учение и умение. )
IV. Словесное творчество: освоение переносного значения выражения льется песенка (упр. 10).
V. Рифмованные слова (упр. 8) можно использовать для сочинения шуточного поздравления одноклассникам с днем рождения как «с днем варенья». Например: «Пусть веселый день рождения превратится в день варенья. Мы добавим к угощенью чай, конфеты и печенье». Это задание лучше выполнить на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, оформив поздравительную открытку.
VI. Домашнее задание: упр. 6 (следует дать образец выполнения упражнения в классе).
Упражнение 9 выполняется при наличии времени.

УРОК 41

Разделительный твердый знак

Основные задачи: повторить с детьми сведения о разделительном твердом знаке, которые они получили в период обучения грамоте; упражнять школьников в написании слов с разделительным твердым знаком; развивать коммуникативно-творческие способности учащихся: учить составлению текста небольшого объявления.
I. Практическое усвоение слов с разделительным твердым знаком. Повторение сведений о разделительном твердом знаке (упр. 1).
Минутка чистописания. Толкование переносного смысла пословицы Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Чтобы чего-либо добиться, надо потрудиться. Это относится и к изучению родного языка.)
II. Тренировочные упражнения (упр. 1, 2).
Списывание слов парами (с разделительным твердым знаком и без него) с сопоставлением произношения и смысла слов: сел — съел. Учитель подчеркивает, что разделительный твердый знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я. (Правило о правописании разделительного твердого знака учащиеся узнают позже.)
III. Развитие чувства языка через сопоставление значения приставок (термин не сообщается). Выполнение заданий (упр. 3). Предложение записывается в строчку.
IV. Знакомство с объявлением как разновидностью текста. Учитель объясняет, что объявления бывают устные и письменные. Текст в упражнении 4 представляет собой объявление, которое прозвучало в цирке после антракта. Нужно пояснить, что проявляется забота о цирковых животных. После представления их ждет заслуженный банкет, т. е. праздничный обед.
Текст упражнения 5 знакомит детей с письменным объявлением. Проводится рассматривание рисунка, чтение отрывка из сказки Э. Успенского, обсуждение текста объявления, который написал дядя Федор.
— Почему слова, которые читает мальчик, разделены на слоги? (Дядя Федор умеет читать только по слогам.)
— Зачем люди пишут объявления?
Коллективное обсуждение возможных текстов объявлений. Выбор одного из текстов, например о сборе книг для библиотеки детского дома. Определение требований к оформлению объявлений: все предложения в объявлении должны быть правильно составлены; написаны без ошибок, аккуратно и красиво.

Объявление. Собираем книги для детского дома. Ученики 1 «А» класса.

Проводится запись текста объявления на листочках бумаги с их последующим развешиванием по классам.

УРОК 42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.015 с.)