Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация согласных звуков в языках мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проход во рту, по которому идет струя воздуха, может быть: 1. свободным, когда нет никакого препятствия; это звуки свободного прохода, то есть гласные; 2. суженным, когда органы речи во рту, сближаясь, образуют щель – это звуки суженного прохода, к которым относятся фрикативные согласные (или иначе – спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные): (ф), (в), (с), (з), (ш), (ж), (й), (х), а также гортанные придыхательные (h); сомкнутым, когда на пути струи воздуха возникает полная преграда – смычка, которая либо преодолевается, либо струя воздуха ищет обход. Это смычные согласные. Они подразделяются на: взрывные – (п). (б), (т), (д), (к), (г), гортанно-взрывные (q); аффрикаты (смычно-фрикативные) – (пф), (ц), (дз), (ч), (дж); носовые (или назальные) – (м), (н), французское (gn) и немецко-английское (ng); боковые (или латеральные) – разного типа (л); дрожащие (или вибранты) – разного типа (р). Это классификация согласных по способу образования, отвечающая на вопрос - как? Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным. Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным. Согласные классифицируются и по месту образования. Это будет ответом на вопрос где? Место образования – это та точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути воздушной струи и где возникает шум. Образуя преграду, органы взаимодействуют. При этом один из них играет активную роль (активный орган), другой - пассивную (пассивный орган). Это определяется по роли органа речи в данной паре. Различают классификации согласных по активным и пассивным органам. По активным органам согласные делятся на губные, передне – средне – заднеязычные; по пассивным органам – на губные, зубные, передне – средне – задненебные (см. таблицу 1). Это основные признаки согласных. Кроме них есть и дополнительные – палатализация и веляризация. Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук). Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные. Придыхательные согласные (или аспираты) похожи на обычные взрывные и аффрикаты, но отличаются от них тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры. При этом происходит взрыв, который сопровождается фрикацией воздуха о связки (ср. не (п), а (пh). Смычно-гортанные согласные (или абруптивы) отличаются от обычных взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками. Ротовая смычка взрывается не струей воздуха из легких, а силой мускулатуры рта, и почти одновременно с этим следует гортанный взрыв силой воздушной струи (ср. не (п), а (п?).Система согласных называется консонантизмом. Фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция — графическая запись звучания слова, один из видов научной транскрипции. Фонетическая транскрипция пишется в квадратных скобках в отличие от фонологической, записываемой косыми скобками. · При письме одна буква может передавать два звука (ё ж) или, наоборот, две буквы — один звук (гру зч ик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак (возможно, с указателем мягкости): [ jо ш], ['гру шj: ьк]. · В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы я, ё, ю и е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой ь (мягким знаком). В транскрипции мягкость согласного всегда обозначается одинаково — знаком ʲ после мягкого согласного: мать [матj]. Мягкость непарных мягких согласных [чj] и [шj:] также всегда обозначается в транскрипции. Исключением является только обозначение в транскрипционной записи палатального (и поэтому по определению мягкого) согласного [j] — при нём не принято ставить знак ʲ. Если в письменной графике знак ударения ставится лишь в специальных изданиях (в словарях, учебниках для иностранцев, детской литературе), то в транскрипции ударение отмечается обязательно (знаком ˈ перед ударным слогом), когда в слове больше одного слога. Указываются также дополнительные (побочные) ударения — знаком нижнего апострофа ˌ: водопровод [ˌвъдъпраˈвот]. · В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передаёт тот звук, который произносится в слове (боковой, ёж). Для транскрипционного знака существует только одно правило — как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учётом его отличия от всех других звуков: [бъкаˈвој], [још]. · На письме не существует специального обозначения и для безударных гласных звуков. В словах «карандаш», «багаж», «вблизи», например, пишутся одинаковые буквы для обозначения гласных как ударных, так и безударных, хотя звуки произносятся по-разному: в безударных слогах слабее и короче, а также в некоторых случаях и совсем по-другому, чем в ударном. Однако это отличие можно передать разными аллофонами — так, существует несколько вариантов фонемы «а» в русской фонологии: ʌ, æ, ɑ и а. В транскрипции необходимо подчеркнуть эту разницу или разными обозначениями и знаком ударения ([къранˈдаш]), или только знаком ударения и отсутствием такового, так как безударные [а] и [и] в двусложных словах не претерпели качественных изменений: [баˈгаш], [вблjиˈзjи]. ·Звуки, претерпевшие количественную редукцию, могут обозначаться теми же знаками, что и ударные звуки, но без знака ударения, однако для обозначения редуцированных гласных, потерявших вследствие этого своё особое качество, используются не только знаки, принятые для обозначения остальных гласных, но и некоторые специальные знаки: [ъ] (ер) и [ь] (ерь). Они лишь зрительно совпадают с буквами, которые в графике вообще не обозначают звуков, но имеют другие функции. ·На письме долгота тех согласных звуков, которые в русском языке бывают только долгими, обозначается специальным образом: один из двух шумных согласных, которые всегда являются мягкими и долгими, обозначается буквой щ (звук [шj:]), второй звук, [жj:], не имеет специальной буквы для своего обозначения. Долгие звуки, образующиеся в русском языке при стечении двух одинаковых согласных, обозначаются двумя одинаковыми буквами (касса); однако явление, при котором стечение двух разных согласных даёт один долгий звук (счёт), никак не отражается на письме. В транскрипции длительность согласных звуков иногда обозначается двоеточием справа от звука ([жj:], [шj:], [ˈкас: а]). В учебниках можно встретить иное обозначение долготы звука: горизонтальную черту над соответствующим транскрипционным знаком или два одинаковых знака ([ˈкас̅а], [ˈкасса]). В академической практике предпочтительна горизонтальная черта. · Понятие «слово» в письменной графике и в транскрипции — это не одно и то же. В письменной графике оно — самостоятельная или служебная часть речи (предлог в — тоже слово и пишется отдельно), в транскрипции — это фонетическое слово, то есть некоторое состоящее из последовательности слогов единое целое с одним организующим центром — ударным слогом. Таким образом, предлоги, частицы, союзы, произносящиеся слитно с другими словами, в транскрипции пишутся также слитно и с обозначением всех изменений, которые произошли со звуками, их составляющими: в школу [ˈфшколу], с ним [ˈсjнjим], спросила б [спраˈсjилъп], за рекой [зърjиˈкој], под гору [ˈподгъру]. 26. Лексикология как наука, ее предмет. · слово и его значение · система взаимоотношений слов · история формирования современной лексики · функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи · Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом. Предмет лексикологии: · 1) Слово с точки зрения теории слова. Например как значение слова соотносится с понятием. Какова роль слова в тексте и в языке. · 2) Структура словарного состава языка. То есть: как лексические единицы соотносятся (в каких они отношениях). · 3) Функционирование лексических единиц. Сочетаемость слов, частотность употребления и т. д. · 4) Пути пополнения словарного состава языка. Как создаются новые слова и как формируются новые значения у слов. · 5) Соотношения лексики и внеязыковой действительности. Например, как лексика может соотноситься с культурой. 16. Суперсигментные единицы речи (слог, ударение, интонация) · словесное (выделение одного из слогов в слове), · фразовое или синтагматическое - выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме) · логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание. · эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Основные функции ударения: · кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком); · сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.); · делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Словоформирующая функция: фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью. Интонация- –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема) 3) Интонация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д. 4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Функции интонации можно разделить на: 1) основные Слог. Виды слогов Слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. В зависимости от качества звуков, входящих в слог, и их последовательности выделяют следующие типы слогов: Прикрытые – слоги, начинающиеся с согласного звука; ба-тон Неприкрытые – слоги, начинающиеся с гласного звука; а-орта Закрытые – слоги, заканчивающиеся согласным звуком; там, лай Открытые – слоги, заканчивающиеся гласным звуком. ва-та
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.86 (0.009 с.) |