Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциация букв щ-ч при чтении и на письме.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) «Соотнеси слова и картинки». - Посмотрите на картинки в середине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы. б) «Слоги потерялись». - Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова. в) Чтение слов. - Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанныена мече. - Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца. 9. Итог занятия. - Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.
ЗАДАНИЕ №125 Тема: -звуки [щ]-[сь]; буквы Щ-С. Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление. Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3. Ход занятия 1. Организационный момент. - Измените слова по образцу: лечит - лечащий 2. Сравнение звуков [щ]-[съ] (с. 25). Тики-тики-тики-так! Сделаем сейчас вот так. Слово громко называем, Звук последний выделяем. Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [ щ]. - Расскажите о звуке [щ]. Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [ сь]. - Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки. - Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам: - Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь]. 3. Выделение звуков из состава слова. - Доскажите словечко: То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый... (Светлячок.) Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома. - В роще среди густой травы жил-был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [ щ], дети второго ряда - если услышат звук [ сь]. веселый настоящий друг летающий смелый товарищ защитник красивый изящный светлый серебристый - От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать. Стало скучно в роще мне. Полечу-ка я к реке. - Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]). 5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении. - Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?» Я - ящерица, как змейка, В траве мелькаю, Хвостом виляю. Хвост оборву – Другой наживу. - А почему ты глаза прикрыла? - спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы: Я щурюсь от сильного освещения. Мы... Ты... Вы... Он... Они... 6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы». Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек - «ящерицы». Первый ребенок - «голова», а последний - «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз. 7. Дифференциация букв щ-с при чтении и на письме. -Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук - черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги. - Кто ты такой? - Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил: «Я - малютка жучок, Полевой сверчок. Местный я талант, Скрипач - музыкант. – Послушай мои песни. - Пропойте песенки сверчка. Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти. б) «Математическая грамота». - Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто-то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере. - К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука. Аналогично решаются остальные примеры. - Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения. Итог занятия. Хоть я побывал везде – На лугу и на реке. Нет, считаю, ничего Лучше дома моего. - Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок. ЗАНЯТИЕ №126 Тема: буква Ь на конце слова. Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, картинки, «Домики букв», альбом 3. Ход занятия 1. Организационный момент. У логопеда картинки: коляска одежда василек гусеница снегири утята улитка помидор пеликан дыня ребята черепаха На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре. - Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску. Аналогичная работа проводится с другими картинками. 2. Подготовительная работа. а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И). б) Игра «Камень - вата». Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твердый согласный - команда «Камень». 3. Знакомство с буквой Ь (с. 26). - Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это щенок Трезор, На дверях висел замок. Взаперти сидел щенок. Все ушли и одного В доме заперли его. Мы оставили Трезора, Без присмотра, без надзора. - Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков написал: Отыскал на кухне угол, С головой забрался в уголь. - Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами. Дети работают с кассой букв. - Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак». Логопед демонстрирует букву ь. - Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук. - Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам. Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д. 4. «Математическая грамота». Логопед читает стихотворение Е. Измайловой. Мягкий знак - хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги. - Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.) - У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.) - Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.) 5. Звуко-буквенный анализ. - Однажды Трезор остался в доме один. Все ушли и одного В доме заперли его. - Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе слово «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]? Мы оставили Трезора Без присмотра, без надзора И поэтому щенок Перепортил все, что мог. Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок. - Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв. 6. Физминутпка а) Пальчиковая гимнастика. «Собака». У собаки острый носик, __ Правая ладонь на ребро. Боль- средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением) Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувший нос. Мы к Барбосу подходили. И лохматого будили: Лежебока, не зевай, Нас скорее догоняй! 7. Письмо - Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова. а) Письмо буквы Ь. б) Решение кроссворда (с. 26). - Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал проказничать. - Любил Трезор бумагу... (Мять.) - На кухне посуду... (Бить.) - А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть). 8. Чтение текста. - Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления. 9. Отгадывание ребуса кровать. - Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус. 10. Итог занятия. - С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре. Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного.
ЗАНЯТИЕ № 127 Тема: буква Ь в середине слова. Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мышление. Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3. Ход занятия 1. Организационный момент. - Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]: слушаю считаю думаю вычитаю смотрю рисую изучаю пою пишу сижу читаю дружу 2. Повторение. - Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного звука [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь? 3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь. - Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе.) Вот веселый, светлый дом, И ребят так много в нем! Учат там писать, считать, Помогают умным стать. - Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается. Дети открывают книгу на с. 27. На солнечной полянке Стоит красивый дом. С верными друзьями Живет Мальвина в нем. - Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальвина. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки буквами. Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы. — Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь? 4. Чтение и преобразование слов. Однажды в доме у Мальвины Был деревянный Буратино. Но он учиться не хотел – Желания он не имел. - Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно. Ну, звени скорей, звонок! Спешим к Мальвине на урок. - Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем похожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?» Логопед дает оценку работе детей. 5. Звуко-буквенный анализ. Зазвенел опять звонок. На другой спешим урок. - Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.62.180 (0.007 с.) |