Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопед демонстрирует букву ъ и составляет на доске слово съел.

Поиск

3. Закрепление буквы ъ (с. 29).

- Найдите букву в правом верхнем углу страницы. Как называется эта буква? Почему она так называется? Сколько элементов у буквы Ъ? Какие это элементы? Посмотрите, как построена буква Ъ из пальцев рук. Постройте ее так же.

- Прочитайте слова вверху страницы. Сравните слова. Как изменилось значение слова?

4. Чтение слогов.

- Однажды, гуляя по лесу, увидел Медведь измятую тра­ву, сломанные ветки, разоренный муравейник. «Непоря­док!» - подумал Медведь и решил:

Надо с этим нам кончать –

Лес от мусора спасать.

А чтобы никого не бояться,

Надо спортом заниматься.

- На поляну к зайцам приползла змея.

Опершись на длинный хвост,

Змея встала во весь рост.

«Не бойтесь, я не угрожаю,

А твердый знак изображаю.

Медведь мне дал задание

Подготовить вас к соревнованию».

- Собралась заячья команда на футбольном поле. Змея им говорит:

Мяч в ворота вы забьете,

Когда часть слова на нем прочтете.

Дети тренируются в раздельном чтении сочетаний букв с Ъ. Ло­гопед дополняет их до целых слов:

съё (съёмка) зъе (взъерошенный)

бье (объедки) бъя (объявил)

въе (въехал) дъе (подъезд)

5. Физминутка.

Имитация движений с речевым сопровождением.

Заяц с лисой

Занимались борьбой.

Белки-малышки

В цель метали шишки

Барсуки и бобры

Бегали наперегонки.

Медведь всех удивлял:

Штангу поднимал.

6. Чтение слов (с. 30).

- Решил медведь устроить гонки. Повесил он на дереве яркое объявление. Прочитайте его:

7. Составление предложений по опорным словам и объе­динение их в рассказ.

- Вышли на старт заяц и волк. Прочитайте слова. С помо­щью этих слов расскажите, как проходили гонки волка и зайца.

8. Итог занятия.

- Стали звери сильными и ловкими. Навели в лесу поря­док, никто больше не смел нарушать его. В домиках букв то­же порядок. Все буквы заняли свои места. В каком домике поселилась буква разделительный твердый знак? Почему? Что показывает разделительный твердый знак?

ПРАЗДНИК «Прощай, моя первая книга!»

Оформление зала: зал украшен шарами. В левом углу у центральной стены макет раскрытой книги «Учим ребен­ка говорить и читать», обложка которой обращена к зри­телям. На центральной стене зала макет солнца, макет дерева с яблоками, под деревом мягкие игрушки. В пра­вом центральном углу на мольберте «Домики букв», стол с предметами посуды.

Роли: Юпика, Федоры, Феи, Капитана Врунгеля, Крошечки-Хаврошечки, Бабы Яги, Буратино исполняют педаго­ги.

Дети под музыку «Маленькая страна» (муз. И. Николаева) вхо­дят в зал и усаживаются у стены зала. У детей в руках буквы для составления слов «говорить», «читать».

Логопед: Дорогие дети! Сегодня мы собрались на праздник «Прощай, моя первая книга!» Чему вас научила эта кни­га?

Она для вас открыла тайны речи.

Учила вас красиво говорить,

И правильно читать.

И вас сегодня ждут опять

Герои этой книги,

С которыми вам было

Вместе весело шагать.

Логопед: Да, эта книга научила вас говорить и читать. Что­бы встретиться с героями книги, составьте из своих букв название слова говорить, читать.

Логопед показывает место расположения буквы Г. Остальные дети перестраиваются, составляя слова.

Логопед: Дорогие гости, прочитаем дружно составленные слова. Дети, скажем хором: «Раз, два, три, четыре, пять.

В нашу книгу заглянем опять».

Звучит космическая музыка. Из-за макета обложки книги появля­ется Юпик.

Юпик: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я? Я прилетел с самой большой планеты. Как она называется? Побывал я в вашей книге и многому научился. Теперь я знаю все звуки и буквы. Знаю, в каких домиках они жи­вут. Гласные «живут» в домиках с красной крышей. А вы, ребята, знаете, где какие буквы живут?

Подходит к «Домикам букв», указывает на группу домиков и спрашивает, какие звуки обозначают эти буквы. (Парные соглас­ные звуки, самые звучные согласные, непарные согласные, буквы, ко­торые не обозначают звуков и т.д.)

Логопед: Наши дети любят игру с буквами «Да - нет». Сей­час мы в нее поиграем. Юпик, задумай любую букву.

Дети закрывают глаза. Юпик показывает в «Домиках букв» за­думанную букву (например, Г). Дети, чтобы отгадать эту букву, задают Юпику вопросы. Юпик отвечает словами «Да» или «Нет».

Дети: Эта буква обозначает гласный звук?

Юпик: Нет.

Дети: Она обозначает звонкий согласный звук?

Юпик: Да.

Дети: Парный?

Юпик: Да.

Дети: Эта буква есть в слове зубы?

Юпик: Нет.

Дети: Эта буква есть в слове гусь?

Юпик: Да!

Дети: Эта буква Г.

Юпик: Здорово! Молодцы! Отгадали букву.

Юпик садится с детьми. Звучит русская народная мелодия «Пой­ду ль, выйду ль я да...» Из-за макета книги выходит Федора, в руках держит корзинку.

Логопед:

- Мы видим из темного бора

Идет, ковыляет Федора.

Тихо, тихо Федора идет

И посуду свою зовет.

Федора: Тарелка'! Кружка! Кастрюля!

Логопед: Здравствуй, Федора! Что за беда у тебя приключи­лась?

Федора:

Сбежала от меня посуда.

А без нее мне ох как худо!

Может вы, ребята видели мою посуду?

Дети: Да! Видели! Вон она!

Дети указывают на стол с посудой. Федора подходит к столу.

Федора: Да. Это моя посуда. Да какая чистая! Тут и тарел­ка, и кружка, и кастрюля!

Логопед: Правильно ли Федора называет посуду? Почему? Покажите Федоре, как правильно назвать посуду, выде­лите ударный гласный звук.

Дети по одному подходят к столу, называют один из предметов посуды, выделяют ударный гласный звук и «возвращают» посуду Федоре.

Федора: Ой, спасибо, дети. Пойду я домой с посудою своею.

Звучит мелодия русской народной песни «Пойду ль, выйду ль я да...». Федора уходит.

Логопед: Вы хорошо научились выделять ударные глас­ные звуки. А хотите встретиться с Феей согласных звуков?

Под звуки сказочной волшебной музыки выходит Фея. На ней пла­тье с рукавами зеленого и синего цвета.

Фея: Вот и встретились мы снова, мои маленькие друзья. Рада приветствовать вас я. Невелика моя страна, но в ней всегда царит порядок. Твердые и мягкие согласные нико­гда между собой не ссорятся. Они послали вам на память игрушки. Возьмите по игрушке.

Дети берут игрушки.

Фея: Взмахну я синим рукавом - пусть появятся игрушки, в названии которых все согласные звуки - твердые. Взмахну зеленым рукавом - пусть появятся игрушки хо­тя бы с одним мягким согласным в названии.

Фея стоит в центре зала. Дети с игрушками выстраиваются слева и справа от нее. Каждый ребенок объясняет выбор своего ме­ста.

Фея: Я очень счастлива. Вы научились хорошо слышать звуки!

Звуки в нашей речи дружат,

Человеку верно служат.

Об этом помните всегда.

До свидания, друзья.

Звучит музыка, Фея уходит.

Логопед: Кто-то еще к нам идет?

Звучит русская народная песня «Не шей ты мне, матушка, крас­ный сарафан...» Входит Крошечка-Хаврошечка.

Крошечка-Хаврошечка: Здравствуйте, ребята. Я Крошеч­ка-Хаврошечка. Со злой мачехой живу, слова доброго от нее не слышу. Приказала мне она: «В сад ступай, спелых яблок насобирай».

Крошечка-Хаврошечка пытается снять яблоки с дерева.

Логопед: Принялась Крошечка-Хаврошечка яблоки соби­рать, но ни одного не может с дерева снять. Крошечка-Хаврошечка, яблоки у нас не простые. На них картинки. Только тогда яблоко сорвешь, когда все звуки по порядку в слове назовешь.

Крошечка-Хаврошечка:

Ой, ребята, помогите.

Яблоки мне соберите.

Дети называют картинку, а затем — по порядку звуки этого слова и кладут яблоко в корзинку. Крошечка-Хаврошечка благода­рит детей и уходит. Звучит аудиозапись «Где ты, белый пароход?» Вбегает Капитан Врунгель.

Капитан Врунгель: Полундра! На море шторм. Моя яхта «БЕДА» терпит кораблекрушение. Чтобы стих шторм иустановился штиль, нужен спасательный круг. У вас есть спасательный круг со словом штиль?

Логопед: Да, есть у нас два круга: один со словом шторм, а другой со словом штиль.

Логопед подает капитану два круга со схемами слов: штиль и шторм.

Капитан: А на котором из них слово штиль? Помогите мне разобраться, ребята.

Дети показывают капитану Врунгелю спасательный круг со сло­вом штиль и называют звуки в схеме по порядку. Капитан «бросает в море» спасательный круг.

Капитан: Шторм утих. Моя яхта спасена. Спасибо, ребята.

Капитан пожимает детям руку и уходит. Звучит аудиозапись песни о Бабе Яге. Выбегает на метле Баба Яга.

Логопед: Здравствуй, бабушка! Откуда ты к нам явилась?

Баба-Яга: Неужто забыли? Из вашей книги. Вспомните, как помогали сестре братца Яшу выручать. Ишь, какие умные. Читать научились. Буквы все знаете. Придумали еще: согласные - гласные. Да что в них толку? Можно и без гласных обойтись.

Логопед: Ну, попробуй узнать без гласных, что лежит в ран­це у ученика?

Логопед вынимает плакат.

Баба Яга:

Да ладно вам

Глумиться надо мной –

Старой и больной.

Ничаво не разберу.

Ну-ка, может вы, ребята, поймете, что тут написано?

Логопед: Ребята, какие гласные надо поставить? Какие сло­ва получатся? Какие учебные принадлежности находят­ся в ранце у школьника? (Ручка, книга, пенал, тет­радь.)

Баба Яга: Убегаю, убегаю. Нечего мне тут неграмотной де­лать. Полечу обратно в книгу. Надо грамоте учиться.

Звучит аудиозапись песни из кинофильма «Приключения Буратино». Вбегает Буратино с папкой.

Логопед: Кто это?

Дети: Бу -ра - ти -но!

Буратино: Здравствуйте, ребята! Научила Мальвина меня читать. Стал я умненький, благоразумненький. Теперь я прочту все книги, какие есть на свете. А вы, ребята, нау­чились читать?

Дети: Научились!

Буратино: Давайте прочитаем слова и составим из них по­словицу.

Буратино достаёт из папки разноцветные карточки со словами (используется 6 цветов).

Буратино: У меня есть подсказка.

Достаёт карточку с цветовым рядом прямоугольников, в соот­ветствии с которыми надо расположить слова. Буратино с детьми составляют из слов пословицу:

Логопед: Молодцы, ребята! Справились со всеми задания­ми. Наша книга была нам хорошим помощником. Зани­маясь по ней, вы научились красиво говорить и читать.

Звучит аудиозапись песни «Маленькая страна» (муз. И. Никола­ева). Выходят герои книги, берут детей за руки и встают полукругом. Дети друг за другом читают стихотворение, каждый по 2 строчки (с. 31).

1-й ребёнок:

Мы с Юпиком учились

Красиво говорить.

2-й ребёнок:

Место разным звукам

На схеме находить.

3-й ребёнок:

Узнали: в предложении

Слова должны дружить.

4-й ребёнок:

И что предлог со словом

Нельзя соединить.

5-й ребёнок:

Буквы изучая

Учились мы читать.

6-й ребёнок:

Учились по картинкам

Рассказы составлять.

7-й ребёнок:

Вот подрастем немного

И в школу мы пойдем.

8-й ребёнок:

Много интересного

В книгах мы прочтем.

9-й ребёнок: Сумеем мы кроссворды

10-й ребёнок: И ребус отгадать.

Логопед: А Юпик всем нам хочет

Юпик: Удачи пожелать!

 

Список использованной литературы

1. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. — М.: Знание, 1987.

2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. —М.: Учебная литература, 1997.

3. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я / В.В. Волина. — М.: АСТ-Пресс, 1996.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина.

— М.: Просвещение, 1991.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками ре­чи / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985.

6. Климанова Л.Ф. АБВГДейка / Л.Ф. Климанова, С.Г. Ма­кеева. — М.: Просвещение, 1995.

 

7. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные лого­педические занятия в подготовительной группе для де­тей с фонетико-фонематичёским недоразвитием / В.В, Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

8. Речь. Речь. Речь / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Пе­дагогика, 1983.

9. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. — СПб.: Кристалл, 1997,

10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика / Л.П. Савина. — М.: Родничок, 1999.

11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивер­стов. — М.: Владос, 1994.

12. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.

13. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недо­развитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989.

15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996.

16. Эльконин Д.Б. Букварь / Д.Б. Эльконин. — М.: Просве­щение, 1995.


СОДЕРЖАНИЕ

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи...-..• 3

Перспективное планирование содержания коррекционного обучения (I период)...5

Конспекты фронтальных логопедических занятий……………………………………11

ЗАНЯТИЕ № 103

Тема: звуки [ф], [фь]................................... 11

ЗАНЯТИЕ № 104

Тема: буквы Ф,ф........................................... 13

ЗАНЯТИЕ № 105

Тема: буквы Ф, ф (закрепление)................... 14

ЗАНЯТИЕ № 106

Тема: звуки [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф..... 16

ЗАНЯТИЕ № 107

Тема: буква Ю в начале слова...................... 19

ЗАНЯТИЕ №108

Тема: буква Ю после согласных.................... 20

ЗАНЯТИЕ № 109

Тема: звук [ц]................................................. 22

ЗАНЯТИЕ № 110

Тема: буквы Ц,ц............................................. 24

ЗАНЯТИЕ № 111

Тема: буквы Ц, ц (закрепление)................... 26

ЗАНЯТИЕ № 112

Тема: звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц....... •.......... 28

ЗАНЯТИЕ № 113

Тема: звук [й]..... (............... ■................ 30

ЗАНЯТИЕ № 114

Тема: буквы Й,й....................................... 32

ЗАНЯТИЕ № 115

Тема: звуки [ ль]-[й]................................. 34

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звук [ч]........................................... 35

ЗАНЯТИЕ № 117

Тема: буквы Ч, ч...................................... 37

ЗАНЯТИЕ №118

Тема: буквы Ч, ч (закрепление)......... 40

ЗАНЯТИЕ № 119

Тема: звуки [ч]-[ть]................................. 41

ЗАНЯТИЕ № 120

Тема: звуки [ч]-[сь]; буквы Ч-С............... 44

ЗАНЯТИЕ № 121

Тема: звук [щ]........................................... 46

ЗАНЯТИЕ № 122

Тема: буквы Щ, щ..................................... 49

ЗАНЯТИЕ №123

Тема: буквы Щ, щ (закрепление).............. 52

ЗАНЯТИЕ №124

Тема: звуки [щ]-[ч]; буквы Щ-Ч.............. 53

ЗАДАНИЕ № 125

Тема: звуки [щ][сь]; буквы Щ-С............. 55

ЗАНЯТИЕ № 126

Тема: буква Ь на конце слова.................. 57

ЗАНЯТИЕ № 127

Тема: буква Ь в середине слова.................... 60

ЗАНЯТИЕ № 128

Тема: разделительный мягкий знак (Ь)..... 62

ЗАНЯТИЕ № 129

Тема: разделительный твердый знак (Ъ).... 64

ПРАЗДНИК «Прощай, моя первая книга!» 66

Список использованной литературы.......... 70

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.013 с.)