Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование грамматического строя речи. Упражнение «Один- много».

Поиск

- Весной у лесных зверей появляются детеныши - лес­ные малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями. Рассмотрите картинки животных. Кого видите на картинке?

Логопед обращает внимание на окончание -ей в образованных словах.

- Про кого из этих животных говорят «колючий»? (Неук­люжий? Большой? Длинная? Смелый?)

Логопед обращает внимание на окончание прилагательных: -ий, -ой, -ый. За выполненную работу дети получают подснежник.

Звуковой анализ.

И красавица весна

Нам загадку принесла.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка

Кто же это? (Зайка.)

- Составьте схему слова зайка.
Дети составляют и читают схему.

- Уберите из схемы звуки [а], [з], [к]. Какой звук остал­ся? Что вы узнали о нем?

Дети получают подснежник.

Итог занятия.

- Весна проводит игру «Словознайка» - кто последним назовет слово со звуком [й], тот получает «солнышко».

Весна прощается с детьми:

Я иду лес наряжать,

Лето в гости поджидать.

ЗАНЯТИЕ №114

Тема: буквы Й, й.

Цель: закрепить звук [й]; познакомиться с его графичес­ким обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма; упражнять в пе­редаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие. Оборудование: буквы Й, й, кассы букв, игрушка (картинка) Незнайка, наборное полотно, тетради, ручки, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Назовите слово со звуком [й].

2. Повторение. Характеристика звука [й].

- Звук [й] есть в имени сказочного маленького человеч­ка. Он жил в цветочном городе, носил яркую голубую шля­пу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галсту­ком. Он ничего не знал, поэтому его назвали... (Незнайка).

Логопед демонстрирует картинку или игрушку Незнайки.

- Расскажите ему, что вы узнали о звуке [й].

3. Знакомство с буквами И, и.

- Какой буквой обозначается звук [й]?

- Я знаю - говорит Незнайка, - и достает из кармана бу­кву И. Какой звук обозначает эта буква?

- А это какая буква?- спрашивает Незнайка, - и достает из кармана букву Й. (Эта буква обозначает отрывистый, короткий звук [й] и называется она «и краткое».)

Логопед демонстрирует чтение буквы Й, затем читают букву дети.

4. Закрепление буквы Й (с. 14).

- Посмотрите, кто изображен в левом верхнем углу стра­ницы? Почему он здесь находится? Посмотрите на буквы в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Й? Какие это элементы? Прочитайте буквы.

- Букву -«и краткий» можно увидеть, когда птичка про­летает над калиткой.

Летает над калиткой

Птица,

Но на калитку

Не садится.

(Е. Тарлапан)

- В каком домике поселится буква Й? Почему?

5. Звуко-буквенный анализ.

Дети находят в кассе букв место букве Й.

- Незнайка плохо знает буквы и не умеет из букв состав­лять слова. Покажите Незнайке, как надо составлять слова. Закончите пословицу и стихотворения. Составьте эти слова в кассе.

Холода не бойся,

В воде холодной... (мойся)

Работай, силы не жалей,

Будь трудолюбив, как... (муравей)

Где двое - там третий... (лишний)

Все сразу понимает Знайка,

А разевает рот... (Незнайка)

6. Физминутка. Игра «Слушай внимательно и выполняй».

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «При­седай! Шагай! Топай! Хлопай!» И т.д.

7. Письмо.

а) Письмо буквы Й.

- Незнайка говорит, что у него в кармане есть стихотво­рение о букве Й.

Букву Й зовут «и кратким».

Выглядит, как И в тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

б) Решение кроссворда «Лесенка й».
Кроссворд помещен в тетрадях детей.

- Незнайка никогда не решал кроссворды. Объясните, что такое кроссворд? Впишите в последние клеточки букву Й. Получается кроссворд «Лесенка Й». Отгадайте первое слово. Сколько в нем букв? Какое это слово?

8. Чтение (с. 14).

а) Чтение слов.

Вот в небесах бумажный змей.

Слова на нем прочесть сумей!

Дети дополняют слоги до целого слова.

А теперь, дружок, прочитай-ка

Слова, похожие на слово «Незнайка»

Дети читают слова со слогом «ка».

Следующие слова прочти

И к ним рифму подбери.

Дети читают слова и подбирают рифму.

б) Чтение загадки.

Прочти, смекай –

Загадку отгадай.

Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.

в) «Отгадай слово».

Дети самостоятельно решают кроссворд «Трамвай».

- Какой последний звук в слове трамвай?

Итог занятия.

- Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

- Что вы узнали о букве Й?

 

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звуки [ль]-[й].

Цель: учить дифференцировать звуки [ль]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении и на письме; учить устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать навык чтения, звуко-буквенный анализ; развивать мышление. Оборудование: предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей картинки: лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попу­гай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей.

- Назовите предмет, изображенный на картинке. Если слово отвечает на вопрос: «Кто это?» — поставьте картинку на доску слева. Если слово отвечает на вопрос: «Что это?» — поставьте картинку справа.

Дети расставляют картинки и садятся на места.

2. Дифференциация звуков [ль]-[й] на слух и в произношении.

- На планете, откуда прилетел Юпик, есть птицы, летаю­щие между звездами. Эти птицы умеют говорить. Их называ­ют говоруны. На нашей планете тоже есть говорящие птицы.

В клетке живет,

Песен не поет,

Нас удивляет,

Слова повторяет.

Кто же это угадай,

Это птица... (попугай).

- Рассмотрите попугаев на с. 15. Что вы знаете о них? Это птицы с ярко окрашенным оперением, жизнерадостные. Они привыкают к домашней обстановке. Попугаи смышленые и способные птицы, их можно научить разговаривать и петь.

- Этих попугаев подарили Юпику. Юпик назвал их Лёшка и Йошка. Слева - попугай Лёшка, а справа - попу­гай Йошка. Их имена отличаются только первыми звуками. Какие это звуки? Произнесите несколько раз звук [ль]. Где находится кончик языка при произнесении звука [лъ]?

Произнесите звук [й]. Понаблюдайте за кончиком язы­ка. Где он находится?

- Чтобы правильно называть имена попугаев, нужно сле­дить за положением кончика языка. Произнесите звуки [ль] и [й] по стрелкам, указывающим на положение кон­чика языка.

- Произнесите несколько раз: Лешка - Йошка.

- Юпик решил научить попугаев говорить. Рано утром он показывал попугаям картинки и отчетливо называл их по несколько раз, затем угощал попугаев лакомствами. Через две недели каждый из попугаев выучил по три слова со сво­им звуком. Посмотрите на эти картинки. Какие слова вы­учил Лёшка? А какие слова выучил Йошка?

3. Звуко-буквенный анализ.

- Попугаи очень полюбили Юпйка. Ведь он заботился о них, играл с ними, учил говорить. Спустя еще две недели попугаи научились говорить предложение: «Это мой люби­мый Юпик». Сколько слов в этом предложении? Назовите каждое слово. Составьте предложение в кассе букв.

4. Физминутка. Подвижная игра «Попугаи в клетках».

Логопед кладет на пол два обруча разного цвета - клетки для попугаев. Дети каждого ряда встают в свой обруч. По сигналу логопеда «попугаи» вылетают из клетки, разлета­ются в разные стороны. По второму сигналу дети возвраща­ются на свои места. В какой клетке быстрее соберутся попу­гаи? Расположение клеток меняется.

5. Чтение.

а) Чтение слов.

- Юпик играл с попугаями, говорил им похожие слова, а они повторяли. Прочитайте эти слова. При чтении букв Я, Ю, Е, Ё кончик языка ставьте на нижние зубы, как и при Й. А при чтении слов с буквой Л — за верхние зубы.

Дети читают столбики слов.

б) Работа с деформированными предложениями.

- Юпик написал предложение. Разрезал его на слова, чтобы учить эти слова с попугаями. Слова попугаи выучили, а предложение обратно собрать Юпик не может. Прочи­тайте слова, составьте из них предложение.

Решение кроссворда «Лейка».

- Рассмотрите картинки цветов внизу страницы. Как они называются? Впишите слова в схемы. Отгадайте слово, опу­стив по стрелкам в его схему буквы из слов репей и василек.

Итог занятия.

- Назовите первый звук в слове лейка. Назовите третий звук в этом слове. Чем отличается произношение этих зву­ков? Как звали попугаев? Передайте по цепочке в быстром
темпе имена попугаев Лёшка - Йошка.

 

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звук [ч].

Цель: уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложнопод­чиненных предложений с союзом «потому что»; разви­вать мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичи­ки, ворота для подлезания, канат, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.

колобок звездочет сосулька

барабан дудочка фанфары

балалайка лилипут шишка

попугай мультфильм вертолет

Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор». «Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком [ч] (с. 16).

Загадка: В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар. из-под колес: ч-ч-ч.

4. Анализ артикуляции звука.

- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.

Дети анализируют произношение звука [ч] по схеме. Губы ок­руглены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.

- Какой звук [ч]? (Согласный, только мягкий, глухой.) Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не пока­зал синюю фишку?

5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным».

- Увидев зеленый фонарик Юпика, паровоз остановился.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу,стучу,стучу.

В страну сказок я лечу.

- Юпик объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ч]:

вагончик стучат станция

шпалы мчится страна

прочный колеса чудесная

рельсы качается сказочная

6. Упражнение в произношении звука [ч].

- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу - чу, чу, чу.

Ча, ча, ча - ча, ча.

Чи - чи - чи, чи - чи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.013 с.)