Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.

Поиск

- Паровоз набирает скорость. Произнесите на одном вы­дохе: ча -но -чу -чи-не.

7. Выделение звука [ч] из состава слова.

- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите карти­ну. Каких персонажей сказок мы повстречали в стране ска­зок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картину. Назовите слова со звуком [ч]. Определите место звука [ч] в слове. (Чиполлино, чеснок, черепаха, Чу­до-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич.)

Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука [ч] в слове.

8. Физминутка. Игра «Поезд».

Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу,стучу,стучу.

К новой сказке я лечу.

Поезд идет «по мосту» (кирпичикам), проходит через «тоннель» (ворота для подлезания), движется по извили­стой «дороге» (по изогнутому канату).

9. Звуковой анализ.

Загадка:

Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком [ч]. Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.

10. Формирование грамматического строя речи (с. 17).
а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

- Везет нас поезд дальше на страницу 17. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать «опросы. Посмотрите, у нее даже
спинка изогнулась, как вопросительный знак.

- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа? Почемучка спрашива­ет, почему плачут дед и баба? Ответьте ей, перекинув мос­тик «потому что» от одной картинки к другой.

Аналогично составляется предложение по следующей паре кар­тинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложнопод­чиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв сло­ва из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем, переки­нув мостик «потому что», дать объяснение.

-Почемучка продолжает задавать вам вопросы: «Почему растаяла Снегурочка? Почему сломался теремок? Почему Лиса съела колобка?»

б) «Исправь предложения».

- Юпик тоже составил предложения со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложения правильно.

У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца. Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.

9. Итог занятия.

- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С ка­ким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук [ч].

 

ЗАНЯТИЕ № 117

Тема: буквы Ч, ч.

Цель: закрепить звук [ч]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописани­ем «ча», «чу»; упражнять в употреблении разноспрягае­мого глагола хотеть; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: цепочки, кассы букв, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Составьте слово из слогов.

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

сы, ча ча, ту ка, чаш вяк, чер

ча, да ча, све ка, боч нок, чес

ка, чай ник, чай ки, оч до, чу

2. Повторение характеристики звука [ч].

- Что такое чудо? Много чудес живет в сказках. Послу­шайте, о каком чуде рассказал А.С. Пушкин в «Сказке о по­пе и его работнике Балде».

Балда, получив задание от попа, пошел,

Сел у берега моря.

Там он стал веревку крутить.

Да конец её в море мочить.

Вот из моря вышел старый бес:

«Зачем, Балда, к нам ты полез».

Балда сказал:

«Буду веревкой море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить».

Тут старого черта взяла унылость:

«Балдушка, погоди ты морщить море,

Дай нам задание что ли?»

Балда согласился:

«Условие сам назначу.

Задам тебе, черт, задачу».

1 задача: Какой первый звук в слове черт? Расскажите о нем.

3. Знакомство с буквами Ч, ч (с. 18).

- Черт о звуке рассказал -Балда букву показал. Сложил ее из своей веревки.

- Посмотрите на буквы Ч, ч в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ч? Какие это эле­менты?

- Прочитайте буквы. Сложите букву Ч из цепочки. По­смотрите, как построена она с помощью рук. Постройте её так же. И черт решил букву Ч показать: прямо встал и хвост поднял. Посмотрите на рисунок в верхнем левом углу стра­ницы.

- В какой домик поселилась буква Ч? Почему? На что по­хожа буква Ч? Рассмотрите картинки.

4. Звуко-буквенный анализ.

Стал Балда загадки задавать: «Сумей-ка слово наоборот сказать!» Молодой черт наморщил лоб: «Помогите, ребята, ответ Балде дать!».

Утро -... (вечер) Грязный -... (чистый)

Молчит -... (кричит)

Дети в кассе составляют слова вечер, чистый, кричит. В слове кричит логопед обращает внимание на проверку безударной глас­ной И.

Балда продолжает неученого черта пытать:

«Попробуй из слов предложение сказать».

Черти, калачи, пекли, печи, в.

Дети составляют предложение в кассе.

5. Физминутка.

Решил Балда черта тренировать

И стал спортивные задания давать.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся!

Руки в стороны, вперед,

В кулачок и на бочок.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри не упади!

А теперь постой на правой,

Будто ты солдатик бравый.

6. Чтение.

а) Чтение слогов.

Балда от черта не отстает.

Еще задание даёт:

«Посмотри-ка на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала. Какие?»

- Назовите слова с этими слогами.

-- На часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий согласный звук.

- Прочитайте, что написано в красной рамочке. Запомни­те: «ча» — пишется с гласной А, «чу» - пишется с гласной У.

б) Чтение слов.

- Ещё трудней задача. Прочитать слова. Заметить, чем они похожи. Какие это слова? (Родственные.)

в) - А сейчас отгадайте, о чём говорят люди в парке отдыха? Они хотят покататься на колесе обозрения, которое в на­роде называют «чертово колесо» (с. 17). Что говорит мальчик о своем желании?

Дети читают начало предложения, дополняют его, изменяя гла­гол «хотеть».

Итог занятия.

- С какой буквой сегодня познакомились? Что узнали о ней?

«Ну, ладно», - сказал Балда

Уйду я с берега мopя,

Оставлю вас, чертей, в покое.

Решил я вас простить,

А вы за это должны ребят благодарить!

ЗАНЯТИЕ118

Тема: буквы Ч, ч (закрепление).

Цель: закрепить звук [ч] и буквы Ч, ч; формировать навык письма букв Ч, ч, слогов, слов и предложений с буквами Ч, ч; совершенствовать звуко-буквенный анализ и чте­ние; закрепить правописание «ча», «чу»; упражнять в подборе родственных слов; развивать мышление.

Оборудование: карточки с пропущенными буквами, часы-план занятия, карандаши, ручки, тетради, аудиозапись, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Буква потерялась».

Логопед демонстрирует карточки.

- Вставьте в «окошко» гласную букву, чтобы получилось слово. Какая буква в этих словах обозначает только мягкий согласный звук?

2. Закрепление правописания слогов ча и чу (с. 18).

Загадка:

И на руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы)

- Зачем человеку часы? Какие бывают часы? Изо всех сил стараются часы служить людям. День и ночь без устали работают они - время показывают.

- А эти часы необычные. Они показывают, что нам надо сделать на занятии.

Логопед демонстрирует часы, на которых представлен план за­нятия.

- Что за гость гонит ночь прочь? (Утро.) Утром вышло на небо солнышко. Раскрасило мир голубым цветом.

Логопед ставит стрелку часов на голубой сектор часового круга.

Тик-так, тик-так

Часы проверить вас хотят.

С какой гласной пишется слог ча?

С какой гласной пишется слог чу?

- Утро вечера мудренее. И вот голубое утро предлагает проверить, как вы напишете слоги ча и чу в словах?

- Прочитайте слова и впишите недостающие гласные буквы (с. 18).

3. Письмо

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так.

Дети, сидя за столами, руки на поясе, выполняют наклоны в пра­вую и в левую стороны. Логопед передвигает стрелку часов на жел­тый сектор часового круга.

Все короче наша тень,

Значит наступает день.

- Это время, когда все люди работают. Посмотрите на ча­сы. Какая работа нас ждет днем?

а) Письмо букв Ч, ч.

б) Письмо ряда слогов по памяти: чи, че, ча, чу.

в) Письмо слов.

Посреди трудового дня

Обедать пришла пора.

- Первое блюдо - суп харчо. Напишите название супа. Второе блюдо - чебуреки. Напишите слово чебуреки. А что будем пить? (Чай.) Напишите предложение «Мы пили го­рячий чай».

4. Физминутка.

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно.

Дети кладут голову на стол, закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

5. Решение кроссворда.

 

Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Дети выполняют наклоны. Логопед передвигает стрелку часов на серый сектор часового круга.

 

- Посмотрите на часы.

Село солнце, в небе звезды водят хоровод,

Предстоит нам в этот вечер разгадать... (кроссворд).

- Кроссворд решается словами-родственниками слова час



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.151 (0.009 с.)