Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Слово, его роль в нашей речи
Конспекты уроков
УРОК 1
В мире общения
Основные задачи: познакомить детей с новым учебником «Русский язык»; обобщить первые представления детей о мире общения, уточнить смысл понятия «общение»; расширить представления учащихся о целях речевого общения; обратить внимание учащихся на словесные и несловесные средства общения.
План урока
I. Введение в учебный предмет «Русский язык» и знакомство с учебником. В начале урока учитель проводит с детьми небольшую беседу об учебном предмете «Русский язык» и учебнике: выясняет, как дети понимают название предмета, что они будут изучать на уроках русского языка. (Будут изучать свой родной русский язык, на котором они говорят, пишут, читают, т. е. общаются между собой.) Работа в парах. Дети рассматривают учебник, обмениваются мнениями об учебнике (его оформлении, интересных страницах, рисунках, оглавлении, оформлении каждого урока). После этого проводится коллективный обмен мнениями. Продолжение работы с учебником. Учитель зачитывает обращение авторов учебника к детям, привлекает внимание к имени знатока русского языка Ивана Самоварова, который будет помогать детям узнавать тайны родного языка. II. Изучение темы «В мире общения». Актуализация представлений, имеющихся у детей. — Прочитайте название первой учебной темы. Как вы ее понимаете? После выслушивания мнений учащихся учитель должен обобщить сказанное: — Человек живет не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили сделанными вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), которые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее. Людей окружает мир природы: растения, животные. С этим разнообразным миром людей, природы и вещей надо уметь общаться. Выражение «мир общения» следует понимать как жизнь сообща, вместе. А чтобы жить сообща, нужно уметь общаться между собой, понимать друг друга. — Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык слов, жестов, мимики.) — А как человек добивается понимания животных? Рассматривание рисунков (упр. 1—2). Составление диалогов учителя с детьми и мамы с дочкой. Делается следующее обобщение: «Общение с учителем и одноклассниками помогает успешно учиться. В классе обучение начинается с приветствия друг друга, которое создает хорошее настроение, способствует дружной совместной работе. Общение со своими близкими нередко происходит без слов: достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головы, нежного объятия». Запись имени и отчества учительницы (учителя) и родителей. Повторение правила о написании заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей. Расширение представлений учащихся о культуре общения. — В словах, которые вы используете в общении, в интонации, с которой вы произносите их, может быть передана и ваша нежность, и ваша грубость. Как вы думаете, что помогает общению, а что мешает? Составление устных рассказов по рисунку, чтение диалогов (упр. 3—4). Обобщение учителя: «Дети общаются не только со взрослыми и друг с другом, но и с любимыми животными, а также с игрушками, когда играют с ними. В этом общении они проявляют свою любовь, заботу». III. Минутка чистописания. Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо». IV. Домашнее задание (дается по усмотрению учителя): написать пословицу Петь хорошо вместе, а говорить — порознь, объяснить ее смысл; подумать, с кем ты любишь общаться, умеешь ли ты слушать своего собеседника (упр. 2).
УРОК 2
В мире общения
Основные задачи: способствовать осознанию учащимися цели речевого общения — достижения взаимопонимания; дать представление о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как родному, как языку своей Родины; раскрыть учащимся умение общаться как умение говорить и слушать, читать и писать; повышать культуру речевого общения.
План урока
I. Проверка домашнего задания (упр. 2). Выслушивая рассказы детей о том, с кем они любят общаться, учитель выясняет для себя, вошли ли в круг желанных собеседников наряду с родителями учащихся и их одноклассники. Важно побудить школьников дать объяснение, чем привлекательно для них общение с названными людьми (познавательной значимостью, эмоциональным контактом и т. д.): — Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет? Проводится чтение пословицы Петь хорошо вместе, а говорить — порознь, записанной детьми дома в своих тетрадях, и объяснение ее смысла. (Нельзя перебивать друг друга в диалоге, нужно уметь выслушать говорящего до конца.) — Что значит уметь слушать друг друга? (Слушать — это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять и взглядом и жестом показывать, что вы заинтересованный и внимательный слушатель.) — А умеете ли вы слушать друг друга на уроке? Как надо слушать? (Не отвлекаться, не мешать посторонними разговорами, дополнять или исправлять ответ говорящего.) — Давайте будем учиться друг друга слушать. II. Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 1). Опираясь на поставленные вопросы, учащиеся описывают ситуации, изображенные на рисунках. Учитель создает атмосферу внимательного слушания, побуждает детей делать дополнения, уточнения к рассказу. (Рис. 1. Русские дети встретились у книжного магазина. Они обсуждают книжные новинки. Один из друзей уже читает купленную книгу. Рис. 2. Русские туристы приехали в Японию. Они просят японцев подсказать дорогу, но те плохо понимают россиян.) — Как вы определили, что во втором случае дети общаются с трудом? (По жестам, позам, мимике детей.) Почему же между русскими и японскими детьми нет понимания? (Потому, что каждый народ говорит, читает и пишет на своем языке: русские — на русском языке, японцы — на японском; для общения дети используют русско-японский словарь.) III. Сведения о существовании разных языков (упр. 2) учителю следует дополнить пояснением слова родной. У каждого народа свой язык, который они усвоили с рождения, узнали от своих родителей, и потому он является для них родным. IV. Текст, задания (упр. 3) способствуют осознанию русскоязычными детьми русского языка как родного для них, для всего русского народа и в этой связи призваны заложить ценностное отношение к русскому языку. После того как учащиеся определят свой родной язык (а он может оказаться не только русским), учитель предлагает детям задуматься над словами поэта С. Михалкова. — От имени кого произносит поэт слово мы? (От имени всех русских людей.) — Когда мы «вольно дышим», т. е. чувствуем себя легко, свободно? Прочитайте строки стихотворения. — Какая же речь для нас, русских людей, родная? V. Чтение предложений (упр. 3) Мы живем в России. Русский язык — язык русского народа. Осмысление содержания предложений расширит представления учащихся, поможет им осознать, что Россия — это Родина, а русский язык — родной язык для русского народа и язык общения для всех людей, живущих в России. Могут быть заданы наводящие вопросы: — Какая страна является для нас родной? (Россия.) Значит, Россия — это наша Родина. Для какого народа русский язык — родной? (Для русского народа.) А каким же русский язык является для других народов, живущих в России? (Он является языком их Родины — страны, где они живут и где русский язык помогает всем людям общаться между собой.) Поэтому русский язык надо ценить, изучать. Задание по списыванию можно расширить, не ограничиваясь записью лишь последнего из них. Более того, целесообразно поставить мотивированную каллиграфическую задачу: — Постарайтесь написать предложения о русском языке особенно красиво. Для разминки напишите буквы М, м (проводится графический анализ букв, их прописывание). — Чтобы не допустить ошибок при списывании предложений, обратите внимание на «трудные места» (заглавные буквы, слог жи, удвоенные согласные и др.). VI. Работа со словарными словами Россия, русский (упр. 5). Запись слов в индивидуальные словарики с орфографическим проговариванием, подчеркиванием «трудных мест». Объяснение назначения индивидуальных словариков (для повторения и проверки правописания словарных слов). VII. Разграничение умений в устном и письменном общении, в развитии представлений о речевой культуре. Этому этапу урока можно придать форму учебной дискуссии (упр. 7). Сначала через содержание предложений уточняются понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу). Учитель предлагает учащимся не просто ответить на вопрос, что труднее, а высказать мнение и доказать свою точку зрения. Подсказывает выражения для начала дискуссии («Я считаю, что...»), ее продолжения («Я не согласен...»). Учитель не оспаривает мнений детей, а лишь направляет дискуссию и в конце ее делает обобщение: «Умение общаться свидетельствует о культуре человека». Объяснение пословиц (упр. 6) связывается с проведенной дискуссией, а запись второй пословицы — с необходимостью запомнить это правило общения. VIII. Домашнее задание: каллиграфическое списывание пословицы Из пословицы слова не выкинешь, объяснение ее смысла, повторение изученных пословиц.
УРОК 3
Основные задачи: развивать умения выразительного чтения, рассказывания; повышать внимание учащихся к смысловой стороне русской речи; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению.
План урока
I. Работа над отрывком из стихотворения А. Барто «В школу» (упр. 1) направлена на развитие умений выразительно читать (возможно чтение по ролям как диалог мамы и папы) и рассказывать на основе личных воспоминаний. Поэтому не стоит удовлетворяться односложными ответами детей, а следует побудить их к развернутому высказыванию: «Интересно, а ты не боялся опоздать в школу 1 сентября? Почему? Кто тебя разбудил?» II. Конструктивное упражнение по составлению предложения Петя учится в первом классе направлено на установление порядка слов в предложении. III. Задания и вопросы (упр. 2, 3) способствуют проведению разносторонней работы со словарными словами учитель, ученик. С помощью ответов на вопросы из упражнения 2 раскрываются значения слов. Запись этих слов предваряется каллиграфическим упражнением в написании букв У, у. Проводится сравнение произношения и написания слов, выясняется, где можно допустить ошибку. Составление предложений с этими словами может быть направлено на понимание детьми значения слов учит, учиться. — Составьте предложение о том, что делают учитель и ученики на уроке. (Учитель объясняет правило, ученики внимательно слушают и т. п.) Содержание предложения, рекомендуемого для каллиграфического списывания (Ученик спешит на урок), выступает своеобразным резюме. Для предупреждения механического списывания наряду с орфографическим проговариванием проводится орфографический анализ: — Знание каких правил поможет вам не допустить ошибок при списывании? (Правила о заглавной букве в начале предложений, о правописании ши, об отдельном написании на как маленького слова — предлога.) Логически завершает этот этап урока и вместе с тем придает ему воспитательную направленность сравнение по смыслу слов ученик и учащийся. Это, с одной стороны, обогащает речь детей словами-синонимами, с другой стороны, выявляет их смысловую разницу (ся — сокращенное слово себя, т. е. учащийся — учащий себя, или, иначе говоря, тот, кто сам старается учиться). IV. Подготовку к выполнению домашнего задания (упр. 4) можно объединить с проверкой предыдущего домашнего задания. Чтобы не нарушать содержательной целостности урока, проверку предыдущего домашнего задания лучше перенести на конец урока, сориентировав тем самым учащихся на требования к выполнению аналогичного домашнего задания. Вначале читается задание к очередному домашнему упражнению (упр. 4), подчеркивается, что похожее задание школьники уже выполняли. Дети объясняют смысл записанной дома пословицы Из пословицы слова не выкинешь. Учитель обобщает: «Вы знаете, что автором пословиц является русский народ. А кто лучше русского народа может знать его родной язык? Поэтому лучше, чем народ, не скажешь: каждое слово в пословице продумано, отобрано, и, если выкинешь хотя бы одно слово, мысль будет искажена». — Давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили помещенные на страницах учебника пословицы. Восстановите пословицу, дополнив ее недостающим словом:... слово и кошке любо. После того как учащиеся восстановят пословицу, учитель при резерве времени использует ее для комментированного письма. V. Рубрика «Словесное творчество». Обучение родному языку, представленное в художественном произведении Б. Заходера, не только способствует эмоциональному переключению учащихся с серьезного на шутливый лад (что само по себе тоже важно для психологической разгрузки детей), но и пробуждает их интерес к искусству слова, активизирует работу творческого воображения (упр. 3). В этом направлении можно дополнить вопросы учебника следующими: — Каким вам представляется «учитель»? А чем пишут «ученики»? (Прямо коготком или кончиком вырванного из хвостика перышка.) — В древности люди тоже использовали для письма птичьи перья. Потом их заменили металлическими перышками, которые до сих пор используют в некоторых ручках. Они так и называются перьевыми. — А что за «родной язык» изучается в этой школе? (Птичий, воробьиный.) О каких ошибках предупреждает учитель? (Связанных с разницей в произношении и написании.) Над предупреждением подобных ошибок мы тоже постоянно работаем с вами на уроках родного языка. Но сейчас мы должны обратить внимание на предупреждение другой ошибки, связанной с разницей в записи стихотворных строчек и в оформлении предложения. Какое предложение нам предлагается списать? (Второе.) Сколькими стихотворными строчками оно записано? (Четырьмя.) С какой буквы написана каждая строчка? (С большой.) А сколько заглавных букв должно быть по правилу оформления предложения? (Одна, в начале предложения.) Учитель предлагает составить графическую схему указанного предложения. С целью предупреждения ошибок учащиеся списывают предложение, опираясь на схему. VI. Домашнее задание: упр. 4.
УРОК 4
УРОК 5
Слово и его значение
Основные задачи: закрепить представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять, уточнять словарный запас учащихся.
План урока
I. Сведения о языке, которые предлагаются в учебнике, должны на элементарном уровне дать представление о языке как средстве отражения действительности и подчеркнуть знаковую сущность слова. Учителю следует объяснить учащимся каждую мысль, прибегая к выборочному чтению. — Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Прочитайте, как об этом говорится в тексте. («В языке бессмысленных слов нет...») — Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? С чем слово сравнивается в тексте? (Со «звуковым портретом».) Звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества. — Например, я говорю слово мак. Из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова? (Из звуков [м], [а], [к].) А какой смысл заключается в слове, что оно обозначает? (Цветок красного цвета.) — Что же может быть представлено на «звуковых портретах» или, иначе говоря, что обозначается словами? Найдите ответ в тексте. («Все в мире обозначено словами».) — Произнесите какое-либо слово и объясните, что оно обозначает. (Дети приводят свои примеры.) Учитель может использовать слово, значение которого не все учащиеся знают, например зубр. Объясняя значение слова (крупный дикий лесной бык), учитель тем самым подводит учащихся к выводу, заключенному в последнем предложении текста. II. Языковые игры (упр. 2, 3). Задача 1-й игры: конкретизировать сделанный вывод («Посмотрим, кто же из вас лучше знает родной язык».) и вместе с тем учить точному называнию предметов. Задача 2-й игры: учить не только называть словом предметы, но и подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств. III. Сравнение слов по звучанию и значению (упр. 1). Следует обратить внимание детей на необходимость четкого произношения звуков в слове: пропуск одного звука в слове может привести к появлению другого слова. IV. Закрепление представлений о значении слова и его форме (упр. 4, 5). Минутка чистописания: Р, р. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется. V. Сравнение слова с орешком (упр. 6) призвано через образные ассоциации закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице: у слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п. Запись пословицы в тетрадь. VI. Чтение текста (упр. 7). VII. Домашнее задание: подумать над содержанием стихотворных строк (упр. 7).
УРОК 6
Развитие речи
Основные задачи: обратить внимание детей на правильный выбор слов для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли; расширять, уточнять словарный запас учащихся.
План урока
I. В качестве образца точной и выразительной речи даются строки из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина. Предполагается их неоднократно прочитать (упр. 7) и провести беседу. — Какие слова помогли представить чудесный орешек? (Орешки не простые, золотые, внутри изумруд.) — А что такое изумруд? (Драгоценный камень, т. е. камень, имеющий большую, высокую цену.) — Чем чудесный орешек похож на слово, которым владеет человек? (У слова, как у орешка, есть сверху звуковая «скорлупка» и есть значение, которое помещено в «скорлупку». Хотя звуковая оболочка важна, но самое главное в слове — его значение, смысл.) После беседы учитель предлагает записать две стихотворные строки в одну строку (в виде предложения). Используются элементы письма по памяти: после орфографического проговаривания первой строки ее следует закрыть и попытаться написать по памяти, но в случае затруднений можно обратиться к тексту. Так же проходит работа со второй строкой. II. Продолжение темы «Слово и его значение». Чтение и обсуждение текста А. Митяева. Постановка проблемы урока: «Может быть, и нам остановиться на этом?» Решение поставленной проблемы через доказательства на конкретных примерах (упр. 1—3). — Кто из двух рассказчиков владеет словом, а у кого слова не идут с языка? (Слова не идут с языка у рассказчика из стихотворения Э. Мошковской. Невозможно понять, о ком и о чем идет речь. Слов у него явно не хватает. И наоборот, уже по первому предложению другого текста чувствуется, что рассказчик владеет словом. Представляется далекий край, где работает герой, с высокими синими от льда и снега горами и густым лесом у подножья гор. Наверное, это мужественный и сильный человек, который выполняет трудную работу. Каждое слово в рассказе точно подобрано.) III. Минутка чистописания. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара. — Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт). — Объясните причины написания заглавных букв. IV. Словесное творчество. Выразительное чтение строк из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. — О ком говорится в сказке? Кто это «он»? (Старик рыбак.) При проведении анализа изобразительных средств сказки на основе составленных детьми словосочетаний учитель может дать на доске образец написания первого словосочетания море синее, обратив внимание на окончание в слове синее. Далее осуществляется самостоятельная запись детьми словосочетаний буря черная, волны сердитые. Приводится описание «сердитых волн»: вздулись, ходят, воют. — Понравилось ли вам описание А. Пушкиным бури и волн? Чем? Почему А. Пушкина называют великим русским поэтом? (Потому что он великолепно владеет словом, русским языком.) — А для чего надо постигать словарное богатство языка? V. Домашнее задание: подобрать примеры выразительности языка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
УРОК 7
Имя собственное
На изучение темы отводится 4 урока. Учитель может увеличить или сократить число уроков по своему усмотрению. Основные задачи: учить различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов; на примерах мотивированных кличек развивать чувство слова; упражнять детей в правописании имен собственных.
План урока
I. Проверка домашнего задания: проводится стилистический анализ различных строчек из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. II. Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Ставится вопрос: «Как, почему выбирается та или иная кличка?» (С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчеркиваем внешние особенности, повадки или выражаем свое отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчеркиваем верность собаки своему хозяину). Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, например Тишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные — братья наши меньшие. Каждая кличка животного — это его имя собственное.) III. Письменная работа (упр. 1) предваряется примерами кличек, их толкованием: овчарка Гром, пудель Серыш и др. Запись комментируется: «Слово пудель — название породы собаки — пишу со строчной буквы, а кличку Серыш — с заглавной, так как это имя собственное». IV. Составление рассказов (упр. 2) о своих собаках (или каких-то других) начинается в классе, а завершается дома. Устные рассказы носят относительно свободный характер, а для записи предложения в качестве подписи к рисунку дается опора: «Это...(собака) по кличке ...(Дружок)». Рисунок собаки дети могут сделать дома, подготовив с его помощью устный рассказ, а также подписать рисунок, достроив опору до полного предложения. V. Работа с упражнением 3 проводится по аналогии с упражнением 1, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: «Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы». VI. Возможно проведение резервного урока развития речи (упр. 4—6). Урок лучше начать с работы над словарными словами девочка, ребята. К слову ребята следует подобрать слово, близкое по значению. (Дети.) Для запоминания правописания словарных слов, кроме списывания, можно использовать и письмо по памяти. Выполнение заданий (упр. 5) помогает включить словарные слова в контекст. Ответы на вопросы составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (Ребята играют в мяч. Дельфин плавает в море.) При объяснении разницы в написании слова дельфин в одном и в другом тексте (упр. 4) нужно подчеркнуть, что поэт выделяет своего приятеля-дельфина среди других, поэтому превращает название животного в имя собственное с добавлением отчества. VII. В заключение урока делается обобщение: «Какие слова относятся к именам собственным? Как они пишутся?» Дается установка на запоминание сведений о языке («Узелки на память»).
УРОК 8
УРОКИ 9—10
Первый урок
План урока
I. Проверка домашнего задания: оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. II. Минутка чистописания (упр. 1). Выделение общих элементов в буквах о, ю, б. Учащиеся записывают название любимой сказки, предварительно обсудив его правильное написание, обратив внимание на заключение названия в кавычки. (Все упомянутые названия могут быть вынесены на доску.) III. Работа с фрагментом сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (упр. 2—4). Отрывок из сказки читается выразительно, а диалог героев сказки — по ролям. Проводится стилистический анализ: — Сравните имена героев сказки. Какие из них используются в сказке? Почему? (Именам придается ласкательный оттенок.) Алена — Аленушка Иван — Иванушка После списывания предложения из упражнения 4 проводится взаимопроверка в парах. IV. Элементы ономастической работы (ономастика — раздел языкознания, связанный с изучением имен собственных). Учитель может сообщить, что «говорят сами за себя», как правило, исконно русские имена, а имена, взятые (заимствованные) из языков других народов, требуют перевода. Демонстрируя некоторые словари-справочники (Н. Шанского, Л. Успенского), учитель зачитывает объяснения значения некоторых имен учащихся класса: Александр — защитник, Андрей — храбрец и т. д. V. Словарный диктант (на изученные слова из словаря).
Второй урок
План урока
I. После чтения заголовка текста (упр. 5) предугадывается его содержание: «Как вы думаете, о ком текст?» Текст читается выразительно, с подчеркиванием ритма и рифмы. После чтения дети рассказывают, каким они представили кота. Объясняют, что обычная кличка Васька меняется на уважительное Вася, когда речь идет о хитром и умеющем постоять за себя животном. Ласкательное обращение Васютка выражает любование котиком, его внешностью. II. Выполнение заданий (упр. 5) по составлению словосочетаний (все прилагательные лучше записать в полной форме: уши чуткие, усы длинные) направлено на анализ элементов описания, готовит учащихся к следующему творческому заданию. III. Творческая переменка (упр. 7). Начало описания котенка (своего или какого-то другого) дается в «минутке чистописания», а продолжение составляется детьми устно, самостоятельно. Заслушивание высказываний сопровождается обсуждением: возник ли у вас перед глазами образ котенка, или что-то осталось неясным?
УРОК 11
УРОК 12
Слова, близкие по значению
Основные задачи: углубить представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими по значению, активизировать их употребление; продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры.
План урока
I. Работа с моделями слов (упр. 1). — Близки ли эти слова по значению? Что общего в их значении? Почему же маленького ребенка мы называем по-разному? Какие новые оттенки в значении появляются в каждом слове? Кто помнит, почему Незнайку и его друзей из книги Н. Носова называли коротышками? А как назван маленький енот в книге Л. Муур? Можно ли сказать, что крошка Енот был не только храбрым, но и смелым, бесстрашным, отважным? (Беседа сопровождается повторным чтением указанных произведений в «АБВГДейке».) II. Перед списыванием слов (упр. 2) следует доказать, что слова близки по значению (называют родителей, хотя и по-разному). Пусть учащиеся задумаются, в чем разница между словами (одни слова современные, другие — старинные; в некоторых словах чувствуется отношение: мамочка — ласковое, матушка — уважительное, почтительное). Для составления предложений с этими словами нужно задать коммуникативно-речевые ситуации, например: «Представьте, мама пришла с работы очень расстроенная. Вы хотите поднять ей настроение. Как вы к ней обратитесь? Что можете сказать?» («Мамочка, не расстраивайся, все будет хорошо...») III. Минутка чистописания: сравнивание букв и — ц — у, нахождение общих элементов и различий. IV. Знакомство со страничкой словаря синонимов М. Р. Львова (с. 32). Нужно уточнить, из какой сказки А. Пушкина взяты строки. Можно поставить вопрос по предложенным синонимам: «Почему А. Пушкин выбрал из слов благодарности именно благодарствую?» (Это слово старинное, поэтому более подходит к сказке.) V. Домашнее задание: подобрать синонимы к слову желтый.
УРОК 13
УРОКИ 14—15
Группы слов
Основные задачи: учить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.
План урока
I. Введение в тему (можно использовать дополнительный материал). Различение слова и предмета. — Слово и предмет — это не одно и то же. Как их различать? (Предметы окружают нас повсюду: в школе, дома, на улице, а словами люди называют эти предметы.) — Назовите словами предметы, которые окружают нас в классе. Отгадывание загадок.
Кто родился с усами, Но с закрытыми глазами? (Котенок. )
| Что всегда ходит, А с места не сходит? (Часы. )
| — Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой к первой загадке? (Кто?) — Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой ко второй загадке? (Что?) Вывод: слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? II. Классификация слов по группам. Работа с учебником. Чтение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Постановка учебной задачи. Подбор ключей как решение задачи. Учащиеся читают подсказку, подбирают ключ к каждому слову, например к слову заяц можно поставить вопрос кто? — Это название предмета, запишите слово в первый столбик. Постепенно все слова записываются в три столбика. III. Упражнения на классификацию (упр. 1). Начальное знакомство с грамматическим значением предметности предполагает использование только конкретных по значению существительных, поэтому следует ограничиться нахождением в тексте слов мячи, ракетки, букеты. — Какие же предметы бросает в воздух жонглер? Запишите их названия. Задания упражнения 2 можно сначала выполнить устно (найти названия признаков предметов), а затем уже перейти к письму по памяти. Грамматическое задание в упражнении 3 сочетается с лексическим: сначала дети устно находят слова-названия действий предметов, а потом записывают их парами, противопоставляя по значению: ссорились — мирились, спорили — подружились. — С кем из ребят приятно общаться: с тем, кто ссорится и обижает детей, или с тем, кто умеет дружить и с кем интересно играть? IV. Словесное творчество русских поэтов (упр. 4). Работа со словом в художественном тексте. После чтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова учащиеся находят слова-названия признаков предметов, записывают их. (Что?) снежинка. Снежинка (какая?) пушистая, белая, чистая, смелая. (Что?) подснежник. Подснежник (какой?) голубенький, чистый. — Сравните слова-названия признаков предметов. Одинаковый ли смысл вкладывается в словосочетания чистая снежинка и чистый подснежник? — Обратите внимание, что словами смелый, смелая обычно характеризуется человек, а в стихотворении говорится о снежинке так же, как о человеке. Почему? (Поэт словно оживляет снежинку, говорит о ней как о живом существе.) — Почему снежинка смелая? (Не боится, что растает.) Совместная работа учащихся и учителя. — А можно ли описать цветок, используя слова всех трех групп? (Что?) роза. Роза (какая?) красная, душистая, нежная, гордая. Роза (что делает?) цветет, пахнет, благоухает, красуется, распускается. V. Проведение игры «Кто быстрее?» (упр. 5). Эту игру можно организовать как соревнование между детьми (по рядам). На доске обозначены цифрой группы слов и вопросы к ним.
I
| II
| III
| Кто? что?
| Какой? какие? какое?
| Что делает?
| Дети, сидящие в первом ряду, называют предметы, сидящие во втором ряду подбирают слова-названия признаков предметов, сидящие в третьем ряду — слова-названия действий предметов. VI. Домашнее задание: упр. 5.
УРОК 16
«Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Основные задачи: развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов); раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы.
План урока
I. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. — Догадайтесь, почему одна группа слов требует постановки вопроса кто?, а другая — что? (Вывод дети могут прочитать в учебнике: вопрос кто? ставится к словам-названиям людей и животных, а вопрос что? — к словам-названиям других предметов.) II. Работа в парах (упр. 1). Дети записывают слова, отвечающие на вопрос кто?, в один столбик, а слова, отвечающие на вопрос что?, в другой столбик. — Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слова? (Жи — ши пиши с и.) III. Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса» (упр. 4). Предварительно учитель читает с детьми текст, затем проводит беседу: — Знакома ли вам эта сказка? Какие слова, выражения подсказывают, что это сказка? (Жили-были, Петя-петушок. ) — Кто является действующими лицами в сказке? (Кот, петух, лиса.) — На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос кто?) — Знаете ли вы продолжение сказки? Учащимся предлагается первое предложение сказки для контрольного списывания. IV. Словесная разминка: игра «Составь пару» (упр. 3). Учитель читает слово (горка), а дети, соревнуясь в скорости, подбирают подходящее по смыслу название признака. V. Каллиграфическая минутка: «Белая береза». VI. Домашнее задание: упр. 4, рассказать конец сказки «Кот, петух и лиса».
УРОК 17
Из старинных учебников
Основные задачи: познакомить детей с учебниками, по которым учились их прабабушки и прадедушки; развивать мышление школьников посредством логических упражнений на группировку (классификацию) слов на основе определения значения слова (тематическая классификация), на основе первоначальных представлений о словах как грамматических разрядах, определяемых с помощью вопросов кто?что? какой? какая? что делает?; обогащать, уточнять словарный запас детей.
План урока
I. Проверка домашнего задания. II. Знакомство со старинными учебниками. Если нет возможности продемонстри
|