Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Слова, противоположные по значению
Основные задачи: углубить представления детей о словах, противоположных по значению; обогащать речь детей словами — нравственными характеристиками.
План урока
I. Проверка домашнего задания. II. Творческая переменка (упр. 5) как продолжение проверки домашнего задания. Творческая переменка позволяет решать целый ряд задач. Исправляя неточности, которые допустил Незнайка, заполняя в библиотеке читательскую заявку на книги, учащиеся прежде всего обнаруживают свою читательскую культуру: знают ли они сами правильные названия этих книг. Наряду с этим первоклассники развивают умение подбирать слова, близкие по значению, и соотносить их по смысловым, эмоциональным, стилистическим оттенкам. Не менее важно, что учащиеся на примере мастеров искусства слова учатся творческому обращению со словом. — Почему Г. X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок»? Он мог дать название сказке «Некрасивый утенок». (В слове гадкий выражается злое, презрительное отношение. Именно так относились к бедной птице все окружающие.) — Почему С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово аленький, а не красненький? (Алый значит «ярко-красный, горящий огнем, освещающий все вокруг». Слово аленький больше подходит для волшебного цветка.) III. Запись уточненных названий произведений с каллиграфическим заданием. (Правильное написание букв А, а.) IV. Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, т. е. со словарем слов с противоположным значением, анализ антонимических пар, запись пословиц. (См.: Словарь М. Р. Львова.) Лексический анализ слов белый, черный следует связать с понятиями «добро» и «зло». — Издавна народ наделял черный цвет и само слово черный значением плохой, связывал с понятием зла. Слышали ли вы такие выражения: задумал черное дело, возникли черные мысли, настал черный день? Как вы их понимаете? Наоборот, белый цвет означал чистоту, красоту, доброту. Какие девушки в сказках обычно сравнивались с белыми лебедушками? (Красивые, добрые, хорошие.) Подбор антонимов (упр. 4). Завершение предложения: Я хочу быть (каким?)...
УРОКИ 14—15
Группы слов
Основные задачи: учить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.
План урока
I. Введение в тему (можно использовать дополнительный материал). Различение слова и предмета. — Слово и предмет — это не одно и то же. Как их различать? (Предметы окружают нас повсюду: в школе, дома, на улице, а словами люди называют эти предметы.) — Назовите словами предметы, которые окружают нас в классе. Отгадывание загадок.
Кто родился с усами, Но с закрытыми глазами? (Котенок. )
| Что всегда ходит, А с места не сходит? (Часы. )
| — Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой к первой загадке? (Кто?) — Какой вопрос поставлен к предмету, который является отгадкой ко второй загадке? (Что?) Вывод: слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? II. Классификация слов по группам. Работа с учебником. Чтение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Постановка учебной задачи. Подбор ключей как решение задачи. Учащиеся читают подсказку, подбирают ключ к каждому слову, например к слову заяц можно поставить вопрос кто? — Это название предмета, запишите слово в первый столбик. Постепенно все слова записываются в три столбика. III. Упражнения на классификацию (упр. 1). Начальное знакомство с грамматическим значением предметности предполагает использование только конкретных по значению существительных, поэтому следует ограничиться нахождением в тексте слов мячи, ракетки, букеты. — Какие же предметы бросает в воздух жонглер? Запишите их названия. Задания упражнения 2 можно сначала выполнить устно (найти названия признаков предметов), а затем уже перейти к письму по памяти. Грамматическое задание в упражнении 3 сочетается с лексическим: сначала дети устно находят слова-названия действий предметов, а потом записывают их парами, противопоставляя по значению: ссорились — мирились, спорили — подружились. — С кем из ребят приятно общаться: с тем, кто ссорится и обижает детей, или с тем, кто умеет дружить и с кем интересно играть? IV. Словесное творчество русских поэтов (упр. 4). Работа со словом в художественном тексте. После чтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова учащиеся находят слова-названия признаков предметов, записывают их. (Что?) снежинка. Снежинка (какая?) пушистая, белая, чистая, смелая. (Что?) подснежник. Подснежник (какой?) голубенький, чистый. — Сравните слова-названия признаков предметов. Одинаковый ли смысл вкладывается в словосочетания чистая снежинка и чистый подснежник? — Обратите внимание, что словами смелый, смелая обычно характеризуется человек, а в стихотворении говорится о снежинке так же, как о человеке. Почему? (Поэт словно оживляет снежинку, говорит о ней как о живом существе.) — Почему снежинка смелая? (Не боится, что растает.) Совместная работа учащихся и учителя. — А можно ли описать цветок, используя слова всех трех групп? (Что?) роза. Роза (какая?) красная, душистая, нежная, гордая. Роза (что делает?) цветет, пахнет, благоухает, красуется, распускается. V. Проведение игры «Кто быстрее?» (упр. 5). Эту игру можно организовать как соревнование между детьми (по рядам). На доске обозначены цифрой группы слов и вопросы к ним.
I
| II
| III
| Кто? что?
| Какой? какие? какое?
| Что делает?
| Дети, сидящие в первом ряду, называют предметы, сидящие во втором ряду подбирают слова-названия признаков предметов, сидящие в третьем ряду — слова-названия действий предметов. VI. Домашнее задание: упр. 5.
УРОК 16
«Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Основные задачи: развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов); раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы.
План урока
I. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. — Догадайтесь, почему одна группа слов требует постановки вопроса кто?, а другая — что? (Вывод дети могут прочитать в учебнике: вопрос кто? ставится к словам-названиям людей и животных, а вопрос что? — к словам-названиям других предметов.) II. Работа в парах (упр. 1). Дети записывают слова, отвечающие на вопрос кто?, в один столбик, а слова, отвечающие на вопрос что?, в другой столбик. — Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно записать слова? (Жи — ши пиши с и.) III. Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса» (упр. 4). Предварительно учитель читает с детьми текст, затем проводит беседу: — Знакома ли вам эта сказка? Какие слова, выражения подсказывают, что это сказка? (Жили-были, Петя-петушок. ) — Кто является действующими лицами в сказке? (Кот, петух, лиса.) — На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос кто?) — Знаете ли вы продолжение сказки? Учащимся предлагается первое предложение сказки для контрольного списывания. IV. Словесная разминка: игра «Составь пару» (упр. 3). Учитель читает слово (горка), а дети, соревнуясь в скорости, подбирают подходящее по смыслу название признака. V. Каллиграфическая минутка: «Белая береза». VI. Домашнее задание: упр. 4, рассказать конец сказки «Кот, петух и лиса».
УРОК 17
Из старинных учебников
Основные задачи: познакомить детей с учебниками, по которым учились их прабабушки и прадедушки; развивать мышление школьников посредством логических упражнений на группировку (классификацию) слов на основе определения значения слова (тематическая классификация), на основе первоначальных представлений о словах как грамматических разрядах, определяемых с помощью вопросов кто?что? какой? какая? что делает?; обогащать, уточнять словарный запас детей.
План урока
I. Проверка домашнего задания. II. Знакомство со старинными учебниками. Если нет возможности продемонстрировать старинные учебники на уроке, то следует работать с предлагаемыми в данном учебнике страницами. Выполнение заданий (упр. 1, 2). Задание на классификацию сначала выполняется устно: каждая группа слов поочередно дополняется словами для справок. Обращается внимание на ударение в слове щавéль. Для записи предпочтительнее группа слов «Птицы», так как она включает словарные слова. Выполненное задание можно усложнить с помощью таких вопросов: — Каким одним словом можно было бы объединить все написанные вами слова? (Словом предметы.) — На какие вопросы отвечают слова? (Кто? что?) Устное выполнение задания (упр. 3). Каллиграфическую запись загадки учитель предлагает сделать дома. В классе записываются предложения-отгадки (упр. 4). III. Творческая переменка: восстановление текста загадки. — Определите, к каким группам слов относятся слова, которые нужно вставить. (Слова, которые отвечают на вопросы какая?какой?, — это слова-названия признаков предметов, слова, которые отвечают на вопрос что делать?, — это слова-названия действий предметов.) — Вставьте в текст загадки подходящие по смыслу слова. Прочитайте загадку выразительно. Отгадайте ее. (Подснежник. ) Работа в паре (упр. 6) по составлению загадок может быть вынесена на коллективное обсуждение в классе. Упражнение 7 выполняется при наличии времени (является резервным).
УРОКИ 18—19
Звуки и буквы
Основные задачи: формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.
План урока
I. Уточнение понятия «звуки речи». Учащиеся наблюдают, как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Ответы на вопросы (упр. 1, 2). Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны. Чтение сведений о звуках. Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Жук издает звук: ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.) Обобщение учителя. II. Уточнение представлений о букве как значке звука. При чтении сведений о буквах (учебник, с. 45) акценты ставятся на следующих словах: на письме (т. е. то, что пишем и читаем), значок (с их помощью обозначаем звуки). Выполнение заданий (упр. 3): разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью). Работа с загадками (упр. 4) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Раскрывается соответствующий смысл слова чистописание как умения писать без помарок. Уточняется современный смысл «минутки чистописания» как упражнения в правильном, разборчивом письме. В этой связи в каллиграфическом списывании ставится задача по предупреждению смешивания на письме строчных букв ч и г и заглавных Ч и У. III. Упражнения в культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи. IV. Творческая переменка. Выполнение заданий (упр. 8—10). Проведение беседы: — Что вы знаете о вороне? Можно ли ее назвать певчей птицей? Чтение текста. Обмен впечатлениями. Словарная работа: ворона, сорока. Составление и запись предложений: Ворона каркает. Воробей чирикает. Сорока трещит. V. Домашнее задание: каллиграфическое списывание пословицы Говори, да не заговаривайся и объяснение ее смысла.
УРОК 20
Алфавит
Основные задачи: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита.
План урока
I. Введение в тему. Начинается с сообщения Ивана Самоварова об алфавите. Желательно провести проверку знания алфавита в игровой форме: «цепочкой», «назови следующую букву после М» и др. II. Каллиграфическое списывание предложения Кирилл и Мефодий создали азбуку для славян. III. Исторические сведения. Следует пояснить, что славянами называют людей разных национальностей, родственных по языку и культуре (русские, белорусы, украинцы, поляки, болгары, сербы, словаки, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы)1. Языки наших народов очень близки. В честь Кирилла и Мефодия 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Необходимо уточнить значение слова азбука: оно означает то же, что и слово алфавит, т. е. все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Уместно обращение к содержанию учебника «АБВГДейка». — Названия каких букв составляют слово азбука? (Аз, буки.) IV. Практическая работа. Учащиеся выполняют задания (упр. 1—3): записывают имена собственные в алфавитном порядке, вспоминают правила записи имен собственных. V. Работа с пословицами (упр. 4). Письмо по памяти может быть заменено контрольным списыванием. VI. Домашнее задание: каллиграфическое списывание пословицы Я — последняя буква в алфавите и объяснение ее смысла.
УРОК 21
|