Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами



Основные задачи: расширить сведения о звонких и глухих согласных, полученные в период обучения грамоте; развивать умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные; развивать творческие речевые способности учащихся.

План урока

I. Актуализация знаний учащихся, их расширение, упрочение (упр. 1, «Узелки на память»).
— Почему буквы написаны парами? (Каждая пара букв обозначает парные звонкий и глухой согласные звуки.)
— Что вы узнали нового о согласных звуках и буквах?
II. Сравнение звучания и значения слов. Упражняясь в звуковом анализе слов (упр. 2), учащиеся приходят к выводу о смыслоразличительной роли звука: замена даже одного согласного звука в слове меняет смысл, приводит к появлению другого слова.
Осмысление пословиц (упр. 3). Повторение правила списывания. (Читаю все предложение, как написано; диктую и пишу каждое слово; проверяю все предложение.)
При ответе на вопрос о соотнесении согласных звуков и букв следует обращать внимание учащихся на алфавитное название буквы и правильное произнесение обозначаемого звука (твердого или мягкого), например: в слове зима буква «зэ» обозначает звук [з’].
III. Новые сведения о непарных согласных звуках не рассчитаны на запоминание, а просто сообщаются детям.
IV. Выполнение задания (упр. 5) рекомендуется начать в классе, а затем продолжить дома. Эта работа направлена на развитие творческого воображения. Проводится чтение отрывка из сказки К. Чуковского. Выписывается одно (или два — как позволит время урока) предложение про цыпленка.
При проведении частичного звукобуквенного анализа следует обратить внимание, что одна буква, например, «эль» может обозначать: звук [л] в слове жил и звук [л’] в слове цыпленок.
Задание по иллюстрированию сказки дается на дом (можно при желании сделать не один, а несколько рисунков), но работу по составлению продолжения сказки желательно начать в классе. Для сохранения творческой манеры автора можно подсказать следующее предложение: Червяки были (какие?)... и настроить тем самым детей на соответствующее по характеру рассказывание с последующим иллюстрированием (жестами, рисунками).
V. Домашнее задание будет так и называться «Расскажи и покажи». (Что приключилось с цыпленком? Как это могло выглядеть?)

УРОК 43

Правописание парных звонких и глухих согласных

Основные задачи: ознакомить учащихся со способом проверки парных согласных на конце слова; формировать умение в правописании слов с парными согласными на конце; способствовать развитию поэтического слуха учащихся через наблюдение над ролью согласных звуков в художественном тексте.

План урока

I. Проверка домашнего задания «Расскажи и покажи». С опорой на рисунки, сделанные дома, учащиеся излагают свой вариант творческого продолжения сказки про цыпленка. Учитель читает до конца произведение К. Чуковского и предлагает учащимся сравнить их творческие дополнения с замыслом писателя.
II. Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова (упр. 7). Задания можно выполнить и устно: «В слове глаз слышится звук [с], а пишется буква з — глаза; в слове нос слышится звук [с] и пишется буква с — носы». Сравнение правописания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками на конце заканчивается сообщением о способах проверки парных согласных звуков на конце слова.
III. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце (упр. 8, 11). Эти задания предполагают постепенное нарастание сложности выполняемой работы и повышение степени самостоятельности учащихся в правописании согласных.
В упражнении 10 достаточно объяснить выбор буквы посредством изменения формы единственного числа на форму множественного.
Упражнение 9 имеет повышенный уровень сложности и потому является резервным. При выполнении упражнения учитель предлагает детям сравнить слова луг и лук, пруд и прут по значению, звучанию и написанию, например: пруд — водоем и прут — тонкая ветка без листьев.
Объяснение учителя:
— В устной речи значение этих слов можно различить, используя дополнительно другие слова (глубокий пруд, березовый прут), а на письме необходимо еще подумать, какую букву надо написать. Для этого надо изменить слово так, чтобы оно оканчивалось гласным звуком: в глубоком пруд у, но березовым прут ом.
IV. В упражнении 12 орфографическая работа связана с заданиями по развитию речи. Отвечая на вопросы по обоснованию правописания слов уж, еж, дети осваивают и образец рассуждения: «В слове уж слышится звук [ш], а пишется буква ж, так как проверочное слово ужи».
Ответы на вопросы к тексту составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (К Ужу пришел Еж. Не стало житья ужам от Ежа.)
V. Рубрика «Словесное творчество» (упр. 13) направлена на развитие поэтического слуха и предполагает наблюдение над ролью согласных звуков в поэтических текстах.
Выразительное чтение стихотворения помогает учащимся сделать вывод: в стихотворных строках А. Блока передаются раскаты грома с помощью звонких согласных звуков [г], [г’], [р], [р’].
VI. Домашнее задание: упр. 11.

УРОКИ 44—45

От слова к предложению

Основные задачи: формировать умение различать слово и предложение; закрепить представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль (сообщение); наблюдать над связью слов в предложении; развивать умение строить предложения, выражающие определенную мысль.

План урока

I. Проверка домашнего задания осуществляется в форме диктанта. Учитель предлагает детям написать несколько слов, включая слова-отгадки из домашнего задания, например: нос, мороз, звук, снег, зуб, лед, мед, суп.
II. Сопоставление отдельных слов и предложений осуществляется через сравнение их функций (упр. 1).
— Чем отличается слово от предложения? Словами мы называем отдельные предметы, их признаки, действия, а в предложении выражаем какую-то определенную мысль. Для построения предложения используются слова, связанные по смыслу.
Дидактический материал (упр. 2, 3) через образные ассоциации, игру слов позволяет пояснить значение выражения связь слов по смыслу, помогает детям запомнить его.
III. Формулировка предложения в «Узелках на память» отличается от формулировки, привычной для учителя: вместо фразы «Выражает законченную мысль» используется фраза «Выражает определенную мысль». Данное изменение вызвано соображениями научной корректности: законченная мысль выражается в тексте.
Учитель может записать исходные предложения на доске.
IV. Упражнение в составлении предложений на основе связи слов по смыслу. Связь слов в пословицах (упр. 4) может быть осуществлена по-разному, и соответственно смысл будет различным. (Поменьше говори, побольше слушай. Поменьше слушай, побольше говори. ) Поэтому выбирается то суждение, с которым согласны дети. Пословицы записываются на доске, и при этом обращается внимание на знаки препинания.
Для проверки правильности списывания с доски применяется взаимопроверка.
Составлению длинных предложений способствует распространение их с помощью вопросов (упр. 5).

 

Медведь спит


— О ком говорится в этом предложении? (О медведе.)
— Что о нем говорится? (Он спит.)
— Можно ли сказать, что Медведь спит — это предложение? (Да, так как слова связаны по смыслу, выражена мысль о том, что медведь спит.)
Учитель предлагает детям дополнить предложение, включив в него уточняющие слова, связанные по смыслу.

— Сравните короткое и длинное предложения. Выражена ли в том и другом предложениях определенная мысль? (Да, но в этих предложениях мысль выражена по-разному: в одном очень просто, коротко, в другом более развернуто, распространенно.)
При составлении предложений на основе связи слов по смыслу (упр. 6) могут быть варианты: Рыба плавает в реке. Рыба играет в реке.
V. Словесное творчество (упр. 7).
После того как дети составят предложения, в которых звукоподражательные слова связаны по смыслу с предыдущими, можно задать им вопрос:
— Какие предложения читать интереснее: те, что составили мы, или те, что придуманы писателем?
VI. Домашнее задание: упр. 6.

УРОК 46



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.005 с.)