Упражнения по формированию слоговой структуры слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения по формированию слоговой структуры слова



улучшение /

Взрослый поясняет, что слова бывают длинные и короткие, а затем четко произносит названия зверей и сказочных персонажей, изображенных на кар­тинках. Каждое слово, содержащее определенное количество слогов, зритель­но соотносится с длинной или короткой полоской-символом.

1§Г Для наглядности послоговое произнесение слова сопровождается движе­нием пальца вдоль полоски, причем остановки в конце слогов должны соот­ветствовать положению точек на полосках.

При выполнении данного упражнения взрослому не следует требовать от ребенка повторения слов, достаточно их слухового и зрительного восприятия.


улучшение 2

После заучивания зрительных символов гласных звуков* взрослый называ­ет предметы, изображенные на картинках, длительно и утрированно произнося гласные звуки. Затем сказанное слово соотносится с его зрительной моделью, содержащей символическое изображение слогообразующих гласных звуков.


уярлшешеЗ

Взрослый четко произносит слова из одного, двух и трех слогов, уточняет их значение, а затем соотносит каждое сказанное слово с определенным набо­ром символов слогообразующих гласных звуков.

(СЗР Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.

УМ — УРОК — УРОКИ

КУСТ — КУСОК — КУСОЧКИ 1 I I------ 7л1 I------ 7л--------

ДУБ — ДУБОК — ДУБОЧКИ О О (J О (J Г~1

СУК — СУЧОК — СУЧОЧКИ -------------

СТУК — УХОД — УХОДИМ

улучшение V

Взрослый четко произносит названия предметов, изображенных на кар­тинках (двусложные слова), уточняет значение слов, а затем соотносит звуча­ние каждого из них с определенной парой символов слогообразующих гласных звуков.

kgP Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.


уя?лшеш£5

Взрослый четко произносит двусложные слова с одинаковыми слогообра­зующими гласными звуками, отличающимися положением ударения. Значе­ние слов уточняется. Затем звучание каждого названного взрослым слова соот­носится с изображением одной из двух пар символов. б!3 Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.

1ЩЩ3 Следующая группа слов предлагается ребенку без опоры на картинки, с использованием только слухового восприятия.

КАПЛИ, ПАВЛИН, ТАПКИ, ВАФЛИ, БАНКИ, КАСКИ, ЗНАЧКИ, САНКИ, ТКАНИ, ЗАМКИ.


улучшение б

Взрослый четко произносит трехсложные слова, уточняет их значение, а затем соотносит звучание каждого из них с определенным набором символов слогообразующих гласных звуков, отличающихся положением ударения.

Е^ Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.



 


улучшение 7

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди.

B^g3 Наличие гласного звука в начале звукокомплекса облегчает произнесение стечения согласных звуков.

В случае затруднений дополнительно к символам гласных звуков исполь­зуются зрительные символы согласных* (после их заучивания).

АПТА — АПТО — АПТУ — АПТЫ АКМА — АКМО — АКМУ — АКМЫ АКНА — АКНО — АКНУ — АКНЫ АКФА — АКФО — АКФУ — АКФЫ АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА

АФТА, АПКА, АПФА, АХТА и пр.

(То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)


улучшение 9

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и сменяемой глас­ной в конце каждого слога.

jfgg3 В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы (см. упражнения 7,8 и кн.: Ткаченко ТА. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обуче­нию грамоте. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

КТА — КТО — КТУ — КТЫ ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

ХТА — ХТО — ХТУ — ХТЫ ТКА — ТКО — ТКУ — ТКЫ

ТХА —ТХО —ТХУ —ТХЫ ТФА — ТФО — ТФУ —ТФЫ и т. п.


улучшение to

Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить слоговые со­четания со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

К§^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

улучшение //

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слого­вые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом.

3 В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)


улучшение г2

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.

1^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или тестовые символы*.

АХТПА — АХТПО — АХТПУ — АХТПЫ АКТПА — АКТПО — АКТПУ — АКТПЫ АПТКА — АПТКО — АПТКУ — АПТКЫ АФТКА — АФТКО — АФТКУ — АФТКЫ и т. я.

улучшение 13

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слого­вые сочетания с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом.

I1F В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)

уямжме/ше 14

Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить цепочку сло­говых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сме­няемым гласным звуком в конце каждого сочетания.

pif В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АФТКПА — АФТКПО — АФТКПУ — АФТКПЫ АПТКМА — АПТКМО — АПТКМУ — АПТКМЫ АФХТПА — АФХТПО — АФХТПУ — АФХТПЫ АКХТФА — АКХТФО — АКХТФУ — АКХТФЫ АКХМНА — АКХМНО — АКХМНУ — АКХМНЫ и т. п.


улучшение 15

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить одно­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

JK^3 В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ДНИ, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.


упражнение f6

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить дву­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

Е^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БЛЮДО, КЛЮКВА, ПЛЕТКА, ПАЛЬМА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.


улрлшеше 17

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить трех­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

ЕЛР В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНА­ТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.


украшение 18

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить соче­тания числительных с существительными (одно-, дву- и трехсложными слова­ми, имеющими стечения согласных звуков).

Е^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, па­намка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).

ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лес­ник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).

ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).

улучшение 19

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить соче­тания прилагательных с существительными (одно-, дву- и трехсложными сло­вами, имеющими стечения согласных звуков).

toil3 В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).

ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).

МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бин­тов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, плёток, под­ков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павли­нов, львов, ягод).


улучшение 20

Взрослый уточняет значение, четко произносит, а затем предлагает ребен­ку повторить четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков.

рШ3 Все слова содержат только легкопроизносимые звуки (это определяет их фонетическую доступность), а также близки по звуковому составу (это обстоятельство усложняет задание по сравнению с предыдущим).

НАПОМИНАЛИ — УПОМИНАЛИ,

УКУТЫВАЛИ — ЗАКУТЫВАЛИ,

ЗАПУГИВАЛИ — ОТПУГИВАЛИ,

ВЫПИЛИВАЛИ — ОТПИЛИВАЛИ,

ВЫКАПЫВАЛИ — ОТКАПЫВАЛИ,

ВЫДУМЫВАЛИ — ОБДУМЫВАЛИ,

ВЫДВИГАЛИ — ОТОДВИГАЛИ — ПОДОДВИГАЛИ,

ОБКЛЕИВАЛИ — ОТКЛЕИВАЛИ — ПОДКЛЕИВАЛИ,

ВЫНИМАЛИ — ОБНИМАЛИ — ОТНИМАЛИ — ПОДНИМАЛИ,

ВЫКИДЫВАЛИ — НАКИДЫВАЛИ — ОТКИДЫВАЛИ — ПОДКИДЫВАЛИ,

ВЫТЯГИВАЛИ — НАТЯГИВАЛИ — ОТТЯГИВАЛИ — ПОДТЯГИВАЛИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.025 с.)