Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моторной основы формирования звукослоговой структуры словаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тучи давят на поля, Будет воду пить земля. ЛЯ Гладь реки. На берегу Ветер вербу гнет в дугу. ГУ Слева крыша шалаша, Сложен он из камыша. ША Словно красный сок граната, Над рекой лучи заката. ТА Кто под вербой на картине — Поищи посередине. ЛЯГУШАТА. Формирование звуковой стороны речи определяется процессами овладения произношением звуков и усвоением ритмической, слоговой структуры слов. При этом может преимущественно страдать либо строение моторного программирования серии слогов, либо строение программирования серии звуков, составляющих слог со стечением согласных. Именно поэтому в систему коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова включаются такие разделы, как развитие динамики артикуляторных движений и работа со слоговым материалом. Развитие динамики артикуляторных движений необходимо для формирования умения плавно переключаться с одного артикуляторного движения на другое, сохраняя при этом все качества двигательного акта. В процессе работы со слоговым материалом (повторение слоговых рядов) ребенок учится без ошибок переключаться с одного слога на другой. Развитие артикуляторной моторики в соответствии с «Программой» осуществляется на всех ступенях обучения. Однако формирование звукослоговой структуры слова требует, прежде всего, развития у детей динамики артикуляторных движений. В связи с этим работа по этому разделу проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (вторая и третья ступень обучения). Работа со слоговым материалом включается в систему кор-рекционного воздействия на всех ступенях обучения, однако Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников логопеду следует учитывать, что звуки в предлагаемых слогах должны быть доступны для произнесения ребенком. Поэтому необходимо соотнести речевой материал с программными требованиями: в младшем дошкольном возрасте рекомендуется предлагать слоги с наиболее простыми по артикуляции звуками ([П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [X], [Ф], [В]); в среднем дошкольном возрасте, наряду с губными, губно-зубными, заднеязычными звуками и простыми по артикуляции переднеязычными, в состав слога могут входить также свистящие, шипящие звуки, а в старшем дошкольном возрасте — сонорные [Р], [Л]. При этом следует помнить, что произношение звуков должно быть ненарушенным. Предлагаемые ниже упражнения используются в логопедической работе дифференцированно в зависимости от возрастной категории дошкольников. Например, упражнения с чтением слогов и придумыванием слогов к определенной схеме доступны дошкольникам только на третьей ступени обучения, тогда как упражнения на повторение слогов используются в логопедической работе уже на первой ступени обучения. Упражнения для развития динамики артикуляторных движений 1.Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сом 2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты. 3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить рез 4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова 5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет. 6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик 7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка под счет. 8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щел 9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком счет. 10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, на 11.Рот открыть, высунуть широкий язык, выполнить сли 12. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним рез Работа со слоговым материалом Целесообразность использования в логопедической работе слогового материала обусловлена тем, что звуки в слогах опознаются лучше, чем в словах. По мнению В. И. Бельтюкова, это связано со степенью употребляемости слов в речи, их соотнесенностью с предметами и явлениями окружающего мира, что оказывает значительное влияние на узнавание составляю- Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников щих их фонем. Кроме этого, слоги как менее привычные единицы речи произносятся тщательнее, чем укрепившиеся стереотипы слов. Так как в слогах типа согласный — гласный гласные звуки не теряются и узнаются лучше (особенно гласный [А]), то на начальных этапах работы при восприятии и воспроизведении слогового материала используются слоги типа согласный — гласный, а в дальнейшем — закрытые слоги без стечения и со стечением согласных. На характер восприятия и воспроизведения слогов большое влияние оказывают способ и место образования согласных звуков, поэтому работу с детьми рекомендуется начинать со слогов с заднеязычными, губными звуками: ГА, КА, ПА, БА, а затем переходить к переднеязычным смычным, щелевым и аффрикатам. Можно использовать: — серии из двух слогов с фонетически близкими звуками, — серии из трех слогов, например: КАГАКА, ГАКАГА; — серии слогов со сменой ударения, например: КАКАКА, В коррекционной работе по данному направлению должны учитываться закономерности усвоения детьми ударения, наблюдаемые при нормальном речевом развитии. Как указывают А. Александров, В. Богородицкий, А. Гоер и Г. Гоер (Дерягина), при нормальном речевом развитии сначала акцентируется внимание на первом слоге. Дети легко выделяют ударный слог. Однако в тех случаях, когда ударный слог включает трудную или еще недоступную для произнесения ребенком фонему, в слове выделяется первый слог. При воспроизведении слогов с фонетически близкими звуками, в которых ударение меняется, дети испытывают определенные трудности. Они легче воспринимают и воспроизводят серии из двух-трех слогов с ударением на первом слоге. Этот факт можно объяснить тем, что ударение на втором слоге появляется гораздо позднее и встречается гораздо реже. Сочетания трех и более слогов тоже обыкновенно имеют ударение на первом слоге. Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова Упражнения со слоговым материалом Составь и прочитай слоги Ребенку предлагается ряд букв, из которых он должен составить слоги и прочитать их. Работа со слоговым рядом 1. Наращивание слогового ряда. Логопед обращается к ребенку: «Скажи на один слог больше, чем я: ТА-ТО-...». 2 Уменьшение слогового ряда. Логопед предлагает ребенку: «Скажи на один слог меньше, чем я: ТА-ТО-ТУ-ТЫ». Сколько слогов? Ребенок бросает кубик и называет слоги с одинаковым согласным звуком в соответствии с цифрой на верхней грани кубика. Придумай слог Ребенку предлагается придумать слоги, ориентируясь на схемы. Игры с мячом 1.Один ребенок называет прямой слог и бросает мяч свое 2. Игра проводится так же, но первый ребенок бросает мяч Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников возвращает мяч первому, произнося слог с мягким согласным: КА - КЯ, ТА - ТЯ, МЫ - МИ, АК - АКЬ, УМ - УМЬ, АС — АСЬ и т. д. 3. Бросая друг другу мяч, дети произносят слоги со стечением согласных: ТРО - ОТР, СТА - АСТ, СКО — ОСК и т. д. Повтори за мной Вслед за логопедом дети повторяют: А. Слоговые ряды с согласным звуком и одинаковым гласным в начале ряда: А - ТА, А - ТО, А - ТУ, А - ТЫ И - ТА, И - ТО, И - ТУ, И - ТЫ У - ТА, У - ТО, У - ТУ, У - ТЫ О - ТА, О - ТО, О - ТУ, О - ТЫ Б. Одинаковые слоговые ряды с ударением в начале, в середине, в конце ряда:
ГА ГА - ГА, ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, КА КА-КА, КА-КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА, ФА ФА - ФА, ФА - ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА, В. Серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками: ТА - КА, ФА - КА, БА - ГА ТА - КА- ПА, ФА - ХА - КА, БА - ДА -ГА ПА - КА - ТА, КА - ФА - ХА, ГА - БА - ДА МА - ПА, КА - НА, КА - НА - ПА МА - НА - ВА, ВА - МА - НА (аналогично с другими гласными) Г. Серии из двух, трех слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости (со сменой места ударения): ПА - БА, ПО - БО, ПУ - БУ, ПЫ - БЫ ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ ПЫ - БЫ -ПЬ1, ПЫ - БЬ1 - ПЫ, ПЬ1 - БЫ - ПЫ ТА - ДА, ТО - ДО, ТУ - ДУ, ТЫ - ДЫ ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА КА - ГА, КО - ГО, КУ - ГУ,-КЫ - ГЫ КА - ГА - КА, КА - ГА - КА, КА - ГА - КА ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА ФА - ВА, ФО - ВО, ФУ - ВУ, ФЫ - ВЫ; ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА га - ЗА ГО - 30. СУ - ЗУ. СЫ - ЗЫ ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ ША - ЖА, ШО - ЖО, ШУ - ЖУ, ШИ - ЖИ Д. Серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости:
ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ- ВЮ ВЫ - ВИ ТА - ТЯ ТО - ТЕ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ БА - БЯ БО - БЁ БУ - БЮ БЫ - БИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.01 с.) |