Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

Поиск

 


Тучи давят на поля,

Будет воду пить земля.

ЛЯ

Гладь реки. На берегу

Ветер вербу гнет в дугу.

ГУ

Слева крыша шалаша,

Сложен он из камыша.

ША

Словно красный сок граната,

Над рекой лучи заката.

ТА

Кто под вербой на картине —

Поищи посередине.

ЛЯГУШАТА.


Формирование звуковой стороны речи определяется про­цессами овладения произношением звуков и усвоением рит­мической, слоговой структуры слов. При этом может преиму­щественно страдать либо строение моторного программиро­вания серии слогов, либо строение программирования серии звуков, составляющих слог со стечением согласных. Именно поэтому в систему коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова включаются такие разделы, как развитие динамики артикуляторных движений и работа со слоговым материалом.

Развитие динамики артикуляторных движений необходимо для формирования умения плавно переключаться с одного артикуляторного движения на другое, сохраняя при этом все качества двигательного акта.

В процессе работы со слоговым материалом (повторение слоговых рядов) ребенок учится без ошибок переключаться с одного слога на другой.

Развитие артикуляторной моторики в соответствии с «Про­граммой» осуществляется на всех ступенях обучения. Однако формирование звукослоговой структуры слова требует, прежде всего, развития у детей динамики артикуляторных движений. В связи с этим работа по этому разделу проводится с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (вторая и третья ступень обучения).

Работа со слоговым материалом включается в систему кор-рекционного воздействия на всех ступенях обучения, однако



Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

логопеду следует учитывать, что звуки в предлагаемых слогах должны быть доступны для произнесения ребенком. Поэтому необходимо соотнести речевой материал с программными тре­бованиями: в младшем дошкольном возрасте рекомендуется предлагать слоги с наиболее простыми по артикуляции звука­ми ([П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [X], [Ф], [В]); в сред­нем дошкольном возрасте, наряду с губными, губно-зубными, заднеязычными звуками и простыми по артикуляции перед­неязычными, в состав слога могут входить также свистящие, шипящие звуки, а в старшем дошкольном возрасте — сонор­ные [Р], [Л]. При этом следует помнить, что произношение звуков должно быть ненарушенным.

Предлагаемые ниже упражнения используются в логопе­дической работе дифференцированно в зависимости от воз­растной категории дошкольников. Например, упражнения с чтением слогов и придумыванием слогов к определенной схеме доступны дошкольникам только на третьей ступени обучения, тогда как упражнения на повторение слогов ис­пользуются в логопедической работе уже на первой ступени обучения.

Упражнения для развития динамики артикуляторных движений

1.Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сом­
кнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в
улыбке и трубочкой.

2. Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты.
Зубы разомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать
движения смыкания и размыкания зубов.

3. Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить рез­
цы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком от
правого угла рта к левому под счет логопеда.

4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его
узким. Чередовать широкий и узкий язык.


Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком

языка под счет.

6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик
языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта
назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать
движения кончиком языка вперед и назад под счет.

7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик
языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вер­
нуть в исходное положение. Чередовать движения кончика

языка под счет.

8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щел­
кать языком.

9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком
языка до носа, затем до подбородка. Чередовать движения под

счет.

10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, на­
чиная с уголка верхней губы.

11.Рот открыть, высунуть широкий язык, выполнить сли­
зывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.

12. Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним рез­
цам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть
широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык
вглубь ротовой полости. Чередовать движения.

Работа со слоговым материалом

Целесообразность использования в логопедической работе слогового материала обусловлена тем, что звуки в слогах опо­знаются лучше, чем в словах. По мнению В. И. Бельтюкова, это связано со степенью употребляемости слов в речи, их со­отнесенностью с предметами и явлениями окружающего мира, что оказывает значительное влияние на узнавание составляю-


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

щих их фонем. Кроме этого, слоги как менее привычные еди­ницы речи произносятся тщательнее, чем укрепившиеся стерео­типы слов.

Так как в слогах типа согласный — гласный гласные звуки не теряются и узнаются лучше (особенно гласный [А]), то на начальных этапах работы при восприятии и воспроизведении слогового материала используются слоги типа согласный — гласный, а в дальнейшем — закрытые слоги без стечения и со стечением согласных.

На характер восприятия и воспроизведения слогов большое влияние оказывают способ и место образования согласных звуков, поэтому работу с детьми рекомендуется начинать со слогов с заднеязычными, губными звуками: ГА, КА, ПА, БА, а затем переходить к переднеязычным смычным, щелевым и аффрикатам. Можно использовать:

— серии из двух слогов с фонетически близкими звуками,
например: ГАКА, КАТА;

— серии из трех слогов, например: КАГАКА, ГАКАГА;

— серии слогов со сменой ударения, например: КАКАКА,
КАКАКА, КАКАКА.

В коррекционной работе по данному направлению должны учитываться закономерности усвоения детьми ударения, на­блюдаемые при нормальном речевом развитии.

Как указывают А. Александров, В. Богородицкий, А. Гоер и Г. Гоер (Дерягина), при нормальном речевом развитии сна­чала акцентируется внимание на первом слоге. Дети легко вы­деляют ударный слог. Однако в тех случаях, когда ударный слог включает трудную или еще недоступную для произнесе­ния ребенком фонему, в слове выделяется первый слог. При воспроизведении слогов с фонетически близкими звуками, в которых ударение меняется, дети испытывают определенные трудности. Они легче воспринимают и воспроизводят серии из двух-трех слогов с ударением на первом слоге. Этот факт можно объяснить тем, что ударение на втором слоге появ­ляется гораздо позднее и встречается гораздо реже. Сочетания трех и более слогов тоже обыкновенно имеют ударение на первом слоге.


Развитие моторной основы формирования звукослоговой структуры слова

Упражнения со слоговым материалом

Составь и прочитай слоги

Ребенку предлагается ряд букв, из которых он должен со­ставить слоги и прочитать их.

Работа со слоговым рядом

1. Наращивание слогового ряда. Логопед обращается к ре­бенку: «Скажи на один слог больше, чем я: ТА-ТО-...».

2 Уменьшение слогового ряда. Логопед предлагает ребенку: «Скажи на один слог меньше, чем я: ТА-ТО-ТУ-ТЫ».

Сколько слогов?

Ребенок бросает кубик и называет слоги с одинаковым со­гласным звуком в соответствии с цифрой на верхней грани кубика.

Придумай слог

Ребенку предлагается придумать слоги, ориентируясь на схемы.

Игры с мячом

1.Один ребенок называет прямой слог и бросает мяч свое­
му партнеру. Тот ловит мяч и возвращает его, называя обратный
слог: СА - АС, СО - ОС, СУ - УС; КА - АК, КО - ОК,
КУ - УК и т. д.

2. Игра проводится так же, но первый ребенок бросает мяч
второму, произнося слог с твердым согласным, второй ребенок


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

возвращает мяч первому, произнося слог с мягким согласным: КА - КЯ, ТА - ТЯ, МЫ - МИ, АК - АКЬ, УМ - УМЬ, АС — АСЬ и т. д.

3. Бросая друг другу мяч, дети произносят слоги со стечени­ем согласных: ТРО - ОТР, СТА - АСТ, СКО — ОСК и т. д.

Повтори за мной

Вслед за логопедом дети повторяют: А. Слоговые ряды с согласным звуком и одинаковым глас­ным в начале ряда:

А - ТА, А - ТО, А - ТУ, А - ТЫ И - ТА, И - ТО, И - ТУ, И - ТЫ У - ТА, У - ТО, У - ТУ, У - ТЫ О - ТА, О - ТО, О - ТУ, О - ТЫ

Б. Одинаковые слоговые ряды с ударением в начале, в се­редине, в конце ряда:

ТА     ПА    
ТА- ТА,   ПА -ПА  
ТА- ТА,   ПА -ПА  
ТА- ТА- ТА, ПА -ПА- ПА
ТА- ТА- ТА, ПА -ПА- ПА
ТА- ТА- ТА, ПА -ПА- ПА
ВА     НА    
ВА- ВА,   НА -НА  
ВА- ВА,   НА- -НА  
ВА- ВА- ВА, НА -НА- НА
ВА- ВА- ВА, НА -НА- НА
ВА- ВА- ВА, НА -НА- НА
БА     МА    
БА- БА,   МА -МА  
БА- БА,   МА -МА  
БА- БА- БА, МА -МА- МА
БА- БА- БА, МА -МА- МА
БА- БА- БА, МА -МА- МА

ГА

ГА - ГА, ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА, ГА - ГА - ГА,

КА

КА-КА, КА-КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА, КА - КА - КА,

ФА

ФА - ФА, ФА - ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА, ФА — ФА — ФА,


В. Серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА - КА, ФА - КА, БА - ГА

ТА - КА- ПА, ФА - ХА - КА, БА - ДА -ГА

ПА - КА - ТА, КА - ФА - ХА, ГА - БА - ДА

МА - ПА, КА - НА, КА - НА - ПА

МА - НА - ВА, ВА - МА - НА

(аналогично с другими гласными)

Г. Серии из двух, трех слогов с согласными звуками, раз­личающимися по звонкости/глухости (со сменой места уда­рения):

ПА - БА, ПО - БО, ПУ - БУ, ПЫ - БЫ

ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА, ПА - БА - ПА

ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО, ПО - БО - ПО

ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ, ПУ - БУ - ПУ

ПЫ - БЫ -ПЬ1, ПЫ - БЬ1 - ПЫ, ПЬ1 - БЫ - ПЫ

ТА - ДА, ТО - ДО, ТУ - ДУ, ТЫ - ДЫ

ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА, ДА - ТА - ДА

ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА, ТА - ДА - ТА

КА - ГА, КО - ГО, КУ - ГУ,-КЫ - ГЫ

КА - ГА - КА, КА - ГА - КА, КА - ГА - КА

ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА, ГА - КА - ГА

ФА - ВА, ФО - ВО, ФУ - ВУ, ФЫ - ВЫ;

ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА, ФА - ВА - ФА

ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА, ВА - ФА - ВА

га - ЗА ГО - 30. СУ - ЗУ. СЫ - ЗЫ

ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ, ЗУ - СУ - СУ ША - ЖА, ШО - ЖО, ШУ - ЖУ, ШИ - ЖИ

Д. Серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости:

ПЫ - ПИ МЫ - МИ ВЫ - ВИ ТЫ - ТИ БЫ - БИ

ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ

МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ

ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ- ВЮ ВЫ - ВИ

ТА - ТЯ ТО - ТЕ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ

БА - БЯ БО - БЁ БУ - БЮ БЫ - БИ




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.01 с.)