Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назови правильно листья (шишки)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Логопед показывает детям листья (шишки) разных деревьев и просит их правильно назвать. Речевой материал: Лист дуба — дубовый „ Лист клена — кленовый Лист березы — березовый Шишка сосны — сосновая Лист липы — липовый Шишка ели — еловая Лист рябины — рябиновый Шишка кедра — кедровая Лист осины — осиновый Шишка ольхи — ольховая Пары слов повторяются с целью закрепления их звукослоговой структуры. Дети определяют, как изменилось количество слогов в слове (осуществляется слоговой анализ слов): дуб — дубовый, береза — березовый, липа — липовый, рябина — рябиновый, осина — осиновый, клен — кленовый, сосна — сосновый, ель — еловый и т. д. Готовим обед (Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования прилагательных от глаголов) Логопед предлагает детям вспомнить разные способы приготовления блюд и сказать, какое блюдо получится. Речевой патериал: Картофель: жарить — жареный, варить — вареный, парить — пареный, морозить — мороженый, сушить — сушеный, тушить — тушеный, печь — печеный, солить — соленый. Огурец: мариновать — маринованный, консервировать — консервированный, солить — соленый, мочить — моченый. Рыба: жарить — жареная, солить — соленая, варить — вареная, печь — печеная, коптить — копченая, тушить — тушеная, вялить — вяленая. Ответь на вопрос «Как?» (Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования наречий) Логопед предлагает детям продолжить начатые им предложения, отвечая на вопрос «Как?». Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще... Осенью холодно, а зимой (как?) еще... В пальто тепло, а в шубе (как?) еще... Весной солнце светит ярко, а летом (как?) еще... Весной птицы поют звонко, а летом (как?) еще... Поезд идет быстро, а самолет летит (как?) еще... Черепаха ползет медленно, а улитка (как?) еще... Затем детям еще раз предлагается воспроизвести каждую пару слов и проанализировать ее: светло — светлее, темно — темнее, холодно — холоднее, тепло — теплее, быстро — быстрее, медленно — медленнее, ярко — ярче, звонко — звонче. Что сделал? (Закрепление звукослоговои структуры слова в процессе образования глаголов с помощью приставок) Логопед предлагает детям образец образования глагола с помощью приставки по- (на-, за-) или иной приставки (с опорой на предметные картинки), а затем, опираясь на предметные картинки, просит образовать глаголы с этой приставкой. 1. Образец: бежал — побежал. Речевой материал: белил, бывал, брился, мыл, стирал, играл, шел, сидел, читал и т. д. 2. Образец: рисовал — нарисовал. Речевой материал: писал, чертил, играл, печатал и т. д. 3. Образец: колдовал — заколдовал. Речевой материал: бросал, кидал, морозил и т. д. Подбери слова-«родственники (Закрепление звукослоговои структуры однокоренных слов) Проводится беседа по тексту стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова»: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовый — Был он только словом. Это слово, слово-корень, Формирование навыка правильного звукослогового оформления Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. Дети находят слова-«родственники» и еще раз воспроизводят весь ряд слов с целью закрепления их звукослоговои структуры. Затем дети отвечают на вопросы логопеда: 1.Как назвать зиму ласково? — Зимушка. 2. Как называется день зимой? — Зимний. 3. Как называются птицы, которые остаются на зиму? — 4 Как сказать по-другому «остаются на зиму»? — Зимуют. Аналогичная работа может проводиться и с другими родственными словами. Речевой материал: Снег — снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник... Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий... 1]риб — грибок, грибник, грибной... Вода — водный, водяной, водолаз, наводнение... Сахар — сахарный, сахарница... Гора — горка, горный, гористый, пригорок... Лист — листик, листочек, листва, лиственница, лиственный... Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый... Весна — весенний, веснянка, веснушка... Как назвать того, кто...? (Закрепление звукослоговои структуры слов в процессе образования существительных от существительных с иным значением) Логопед просит детей назвать: а) того, кто играет в шахматы — шахматист', Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников в волейбол — волейболист; в баскетбол — баскетболист', в хоккей — хоккеист; в теннис — теннисист; в футбол — футболист; на баяне — баянист; на гармони — гармонист; на пианино — пианист; на гитаре — гитарист; б) того, кто управляет такси — таксист; поднимает штангу — штангист; ездит на велосипеде — велосипедист; в) того, кто работает в буфете — буфетчик; кладет паркет — паркетчик', г) того, кто кладет печи — печник; работает на пасеке — пасечник; показывает фокусы — фокусник:, д) того, кто кладет камень — каменщик; бьет в барабан — барабанщик; работает на кране — крановщик; ремонтирует часы — часовщик. В процессе работы логопед подводит детей к образованию существительных с помощью других суффиксов, например: играет на скрипке — скрипач, разносит почту — почтальон и т. д. Пары слов повторяются. Какой он? (Закрепление звукослоговой структуры слов при образовании причастий от глаголов) Логопед просит детей ответить на вопросы: Если звонок звенит, то он какой? Формирование навыка правильного звукослогового оформления Если паровоз гудит, то он какой? Чтобы все дети поняли задание, логопед использует образец его выполнения: звенеть — звенящий', гудеть — гудящий. Речевой материал: журчать —..., свистеть —..., шипеть —..., летать —..., блестеть —..., кипеть —..., бурлить —..., гудеть —..., сидеть —..., дымить —..., трещать —...., щебетать —..., таять —... и т. д. Пары слов повторяются. Какие это часы? (Закрепление звукослоговой структуры сложных слов) Логопед предлагает детям сказать, как называются часы, если они: на стене — настенные; на руке — наручные; на столе — настольные. Как назвать одним словом? (Закрепление звукослоговой структуры сложных слов) Логопед просит детей назвать явление (предмет, человека) одним словом. Речевой материал: Листья падают — листопад Снег падает — снегопад Вода падает — водопад Звезды падают — звездопад Машина, которая лес возит, — лесовоз Машина, которая воду возит, — водовоз Машина, которая молоко возит, — молоковоз Машина, которая бензин возит, — бензовоз Машина, которая хлеб режет, — хлеборезка Машина, которая овощи режет, -^ овощерезка Машина, которая сыр режет, — сырорезка Человек, который зверей ловит, — зверолов Человек, который рыбу ловит, — рыболов Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников Аналогичная работа проводится со словами: садовод, лесовод, самолет, самокат, самоход, вездеход, луноход, кофемолка, кофеварка, глиномешалка, бетономешалка, пылесос, сенокос, соковыжималка, мясорубка, полотер и др. Кто это делает? (Закрепление звукослоговой структуры слов при образовании существительных от глаголов —хс учетом разных суффиксов) Логопед называет глагол и просит детей сказать, кто это делает Речевой материал: а) воспитывать — воспитатель, писать — писатель, учить — б) летать — летчик, переплетать — переплетчик, перево в) продавать — продавец, петь — певец, плавать — пловец; г) выдумывать — выдумщик, дрессировать — дрессировщик, д) прыгать — прыгун, бегать — бегун. Следующее упражнение из-за его сложности выполняется совместно детьми и логопедом: освещать — освещение, посещать — посещение, вращать —..., прощать —..., смущать —..., похищать —..., угощать —..., восхищать —... Как твое отчество? (Закрепление звукослоговой структуры слов-отчеств) Логопед предлагает детям вспомнить различные отчества людей и ответить, если отец Иван, то какое отчество у его сына. Игра организуется по цепочке: один ребенок называет имя, другой должен сказать отчество: Речевой материал: Иван — Иванович Тимофей — Тимофеевич Роман — Романович Сергей — Сергеевич Антон — Антонович Петр — Петрович Формирование навыка правильного звукослогового оформления АВТОМАТИЗАЦИЯ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ ВО ФРАЗОВОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ Нарушения звукослоговой структуры слова носят стойкий и длительный характер. Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, может вновь искажаться при введении слова во фразу. Этим объясняется необходимость включения в систему логопедического воздействия работы над фразовой речью. Данное направление предусматривает использование разнообразных речевых упражнений на материале ритмизированной речи (считалочки, загадки, пословицы, потешки, стихотворения). Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, создают предпосылки для правильного членения речевого потока на фразы (предложения), облегчают усвоение словесного и синтагматического ударения. Работу необходимо начинать с разучивания двух строк, постепенно переходя к четырем. Лишь затем можно предлагать более объемные по содержанию стихотворные тексты. При автоматизации усвоенных навыков во фразовой речи на первой ступени обучения в соответствии с «Программой» осуществляется обучение ребенка произнесению слогов в чи-стоговорках с одновременным отхлопыванием и договарива-нием слов (ка-ка-ка — белая мука). Начиная со второй ступени, при автоматизации навыков фразовой речи ребенка можно использовать простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Заучивание чистоговорок 1. С повторяющейся серией слогов и с одинаковым согласным звуком. Данный тип чистоговорок широко используется на этапе автоматизации поставленных звуков. Речевой материал: Ш Ша-ша-ша-ша — у меня лапша. Шо-шо-шо-шо — летом хорошо. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников Шу-шу-шу-шу — я флажком машу. Ши-ши-ши-ши — это малыши. Аш-аш-аш-аш — дайте карандаш. Уш-уш-уш-уш — теплый душ. Ашка-ашка-ашка — на ветке букашка Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ышка-ышка-ышка — маленькая мышка. За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — мы ведем козу. Зы-зы-зы — новые тазы. X Ха-ха-ха — лови петуха. Ху-ху-ху — варим уху. Ах-ах-ах — высоко в горах. Ох-ох-ох — зеленый горох. Б Ба-ба-ба — низкая изба. Бы-бы-бы — высокие дубы. Бу-бу-бу — сова на дубу. Т Та-та-та — белая фата. То-то-то — зимнее пальто. Ты-ты-ты — красные цветы. Ат-ат-ат — висит канат. Д Да-да-да — чистая вода. Ды-ды-ды — дайте мне воды. Ду-ду-ду — в лес пойду. Н На-на-на — в поле копна. Но-но-но — в доме окно. Ан-ан-ан — в лесу капкан. Он-он-он — звонит телефон. Формирование навыка правильного звукослогового оформления Ж Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жи-жи-жи — у меня ножи. Жу-жу-жу — на лужок хожу. Жок-жок-жок — у меня флажок. Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — мы видели лису. Сы-сы-сы — у сома усы. Со-со-со — у Сони колесо. Ас-ас-ас — выпили мы квас. Аска-аска-аска — у меня маска. К Ка-ка-ка — белая мука. Ко-ко-ко — парное молоко. Ку-ку-ку — берем муку. Ко-ко-ко — пьем молоко. Мок-мок-мок — железный замок. Га-га-га — крутые берега. Гу-гу-гу — переждем пургу. Го-го-го — конь кричит: «И-го-го!». Ги-ги-ги — испекли пироги. П Па-па-па — мелкая крупа. Пу-пу-пу — выберем крупу. Пы-пы-пы — варим кашу из крупы. Оп-оп-оп — растет укроп. М Ма-ма-ма — кирпичные дома. Ом-ом-ом — вот мой дом. Ым-ым-ым — из трубы идет дым. Мой-мой-мой — зовет мама домой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.007 с.) |