Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Определение количества слогов в словах.

Поиск

Логопед называет вперемешку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответственно схему двух- или трехсложного слова.

куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, данные в п. V.)

VII. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать?

Занятие 3

Тема. Та же.

Цель. Дать понятие ученикам о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов.

 

Ход занятия,

I. Организационный момент. Сядут ученики, которые назовут слово, состоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные:

«Го- какой вы слышите гласный в этом слоге? (о), ры- (ы). Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назовите еще раз гласные в слове горы (о, ы)».

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обращает внимание учеников на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов;

б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Ученики выделяют голосом гласную и определяют количество слогов. Затем логопед спрашивает учеников, как они догадались, что в слове одинслог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждого слога,определяют количество гласных.

Логопед. Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове».

III. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?

Тренировочные упражнения

Выделите гласные из слов. Определите количество Слогов в слове. (Каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.)

а) из односложных слов: сом, сам, мыл, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, рожки, крыло;

в) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Занятие 4

Тема. Та же.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет слово, состоящее из трех слогов.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску три картинки, изображающие шар, вазу, лимоны.

Задание 1. Скажите, что изображено на картинках. Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Задание 2. Изобразите, слова графически. Надпишите над каждым слогом соответствующую гласную.

ноты, мак, рыбаки

Ы   а И
     
О   Ы
   

__а___

 

 

Логопед может использовать слова, данные выше в «Тренировочных упражнениях».

Задание 3. Назовите картинку, дайте графическое изображение слова, надпишите гласную над соответствующим слогом.

Приблизительный перечень картинок: кот, муха, кубики, дуб, рыба, бумага, рак, рука, рубашка и т. д.

Проверка выполненной работы.

Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня делали на занятии?

Занятие 5

Тема. Та же.

Цель. Учить детей определять порядок слогов в слове. Оборудование. Предметные картинки, слоги из разрезной азбуки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет слово, состоящее из двух слогов, и правильно выделит гласные звуки.

II. Закрепление материала предыдущих занятий.

 

1) Графический диктант с выделением гласных.

Логопед произносит слова так, как они пишутся, и напоминает, что слова следует разделять запятой.

Ученики в тетрадях дают графическое изображение этих слов и пишут гласные над соответствующим слогом.

Приблизительный перечень слов: шар, гусь, ракета, нож, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, лето, погода.

2) Проверка выполненной работы.

Логопед называет слова в порядке предъявляемых картинок, ученики называют количество слогов и гласные в слове.

III. Порядок слогов в слове.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие сумку и машину. Название этих картинок произносит деформированно: ка-сум, ши-ма-на. Затем спрашивает: получились слова? (Не получились,) Переставляет слоги и произносит слова правильно. Теперь получились слова? (Получились.) Почему в первом случае слова не получились? (Слоги произносились не по порядку.) Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать и произносить их по порядку.

Задание 1. Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов. (На доску выставляются слоги МЫ, ВЫ, ТЫ.)

Вот с какими он словами Прибежал однажды к маме:

Если руки мыли ВЫ,

Если руки моем МЫ,

Если руки моешь ТЫ, Значит, руки....

Задание 2. Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку.

Логопед произносит слова, переставив слоги, учащиеся правильно называют слово.

а) па-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко

б) ка-ру, ти-но, су-не, ру-бе, ма-зи, жу-хо

Задание 3. Составьте правильно слова из слогов разрезной азбуки.

ма-ра, ни-са, ка-бел, ро-вед, ка-шап, бик-ку, мар-ко, ки-мар IV. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились?

Ударение

Логопед для практического усвоения темы «Ударение» предлагает ученикам выполнить различные упражнения. При выполнении этих упражнений дети сначала отхлопывают ритмический рисунок слова, соотносят его с самим словом. Научившись выделять ударный слог в слове, ученики легко находят ударную гласную.

Задание 1. Прослушайте и отхлопайте ритмические рисунки.

а) х-х-х, х-х-х, х-х-х

б) Х-х, Х-х, Х-х и т. д.

.в) х-Х, х-Х, х-Х и т. д.

г) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х и т. д.

д) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х и т. д.

е) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х

ё) х-х-Х-х, х-х-Х-х, х-х-Х-х

Задание 2. Прослушайте и повторите слова, отхлопайте ритмический рисунок слов. (Логопед называет слово, выделяя голосом ударный слог, учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слова, громким хлопком показывают ударный слог, например:

рыба — Х-х.

а) рыба, липа, горе, соки, заяц, тихо, руки, земли, ходит, водит, I А светит, греет, красный, синий, горький, лепит, нежный, птица б) рука, дубы, лицо, лиса, валы, цветы, снега, окно; пятно, село, шаги, плечо, бегут, несут, ковры, столы, стакан в) ракета, лимоны, бумага, сугробы, веселый, цыпленок, выходит, столица, корзина, туманы, рубашка, ребенок г) бабушка, дедушка, курица, зеркало, белочка, мельница, солнышко д) петушок, гребешок, крокодил, проводник, пулемет, сапоги, попугай, самолет, стрекоза, телефон, провода, расскажи, положи е) календарик, попугайчик, сарафаны, крокодилы, переплеты, загородка

 

Задание 3. Прослушайте и повторите слова, выделите голосом ударный слог, затем ударную гласную. Начертите схему слова, обозначьте ударение.

Образец: руки ру, у

/  
   

 

(Можно использовать лексический материал предыдущего задания.)

 

Тренировочные упражнения

1. Составьте слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь. (У детей
индивидуальные карточки, на которых даны деформированные слова: а) с картинка
ми, б) без картинок. Ученики самостоятельно выполняют задания, после чего работа
проверяется.)

а) по опорным картинкам:.

ка-мас, та-пас, ты-кус, ры-ша, ки-ру, па-ли, ги-но, ло-мы, та-кар, ка-круж, ка-шап, лаш-ша, на-вес, шок-ме, ба-тру, ка-бул, ка-мис, ма-до, ши-у, па-шля, ка-чаш, ло-ши, Жи-лы, ба-жа

б) без картинок:

ба-ры, ки-нос, на-ши-ма, тец-си, чи-клю, ка-руч, ка-ба-буш, за-ро, лец-па, тя-те, ки-оч, ка-де-душ, ка-кор, ны-мо-ли, ла-кук, ка-лож, лы-сто

Закончите слово, добавив слог.

 

а) по картинкам:

ра...(ма), мо...(ре), ро...(га), фла...(ги), гру...(ша), гри...(бы)

б) без картинок:

ду...(бы), две... (ты), крыль...(цо), кры...(ша), шар...(фы), тап...(ки)

3. Составьте слово, добавив начальный слог.

(но)...сок, (за)...бор, (ры)...ба, (ме)...шок, (лен)...та, (ста)...кан, (мис)...ка, (гри)...бы, (кры)...ша, (бел)...ка

4. Из слов задания 3 выбрать слова, соответствующие схемам:

Е   А
   

 

Е   А
   
Ы   А
   
И   Ы
   
О   О
   
А   А
   

 

5. К данным слогам добавьте еще один слог так, чтобы получилось слово

 

ра га ги гу жи
ба бы си ща док

 

 
 
 
 

 

но

 

 

сы ря тон Му кет
ха сор хи ка лы

 

 
 
 
 

 

бу

 

то са жи карь

 

 
 
    ба
 
  ба ры

 

ле

 

 

  ба ры

 

са   ра

 

    ба
 
    ды
 

 

 

шап пал пол пуш

 

ма ка Са Да
  сум бул
    ка
 

 

    ка
 
  ша
 

 

7. Измените слово так, чтобы получилось два слога. Составьте схему на вновь
образованные слова, выделите гласные.

сом, мак, рак, ночь, сад, сыр, сок, крот, куст, мост, нож

8. Измените слово так, чтобы получился один слог. Вновь образованные слова
запишите, подчеркните гласную.

Образец: сокисок.

соки, носы, кусты, столы, дома, коты

9. Измените слово так, чтобы получилось в слове два, затем три слога. Составьте
схему на вновь образованные слова, выделите гласные.

Образец: домдомадомики» сольсолисоленый. дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист (При затруднении помогает логопед.)

 

 

10. Вставьте пропущенный слог. Составьте схему слов, подчеркните гласные Запишите слова по слогам. (Требовать проговаривания слогов при записи.)

а) …- ШИ-НА Б) РА-…-ТА В) МЫ-ША-… Г) …ЖИ-НА

…- ЖАМА Е-…- ТА КО-ЖУ-… ГА-ЗЕ-…

… -РО-ЖОК КУ-…-КИ ТОР-МО-… АЗ-…-КА

… -БУШ-КА ВОЛ-…-ТА ЛИ-НЕЙ-… МА-…-ЗИН

… - РАД-КА МО-…-ЗЫ КА-РАН-… ЗВЕЗ-…-КА

 

11. Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные.

а) коза, лужа, сани, зима, лиса, роза, Маша, луна, рама, роща, Нова, трава, школа, плита, книга, марка, мосты, буквы, шапка, кофта, карта, диван, малыш, домик, завод, банан, лимон, садик, голос, пирог, мамок, картон, листок, матрац, пиджак, кружок

 

0) работа молоко пузыри охота рисую
машина заводы сапоги осока думаю
музыка вагоны топоры озеро вымою
береза ворона моторы уроки болею
паруса сорока сухари утята копаю
в) картошка рубашка ярмарка ириска крапива
картинка ниточка искорка яичко яблоки
корзинка девочка игрушка Аленка столики
листочки крыжовник стаканчик Алешка медведи
морковка кружечка красочный огурчик кроватка
г) самолеты гусеница жаворонок зелененький [
чемоданы пулеметы жеребенок хорошенький
телефоны черемуха вороненок колокольчик
царапина черепаха нарисовал игрушечка  
товарищи теплоходы наговорил катушечка  
земляника молочники колхозники медвежата  
накормила бархатные смородина напортила  
махровые накрошила дежурные уронила  

 

12. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, затем из двух и трех
слогов. Подчеркните гласные буквы.

пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета

Графические диктанты с выделением гласных. Логопед использует слова предыдущих заданий. Напоминает ученикам о послоговом проговаривании слов.

Выпишите из текста слова, состоящие из одного слога, в один столбик, слова, состоящие из двух слогов,— в другой, из трех — в третий. Подчеркните гласные буквы.

У дома сад. В саду клумба. На клумбе разные цветы: тюльпаны, розы, маки.

Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несет леща бабушке.

У Пети папа — плотник. У Веры папа — повар. У Полины папа — капитан. У Наташи — врач. У Риты — сталевар.

Ут-ро.

Утром мой чисто руки, лицо и шею. Вот чайник. Пей чай. Иди погулять.

15. Спишите текст, не деля слова на слоги. Подчеркните гласные буквы.

Ка-те да-ли мы-ло. О-на мы-ла ру-ки, ли-цо, ше-ю. Ру-ки, ли-цо, ше-я бы-ли бе-лы.

У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гу-си бы-ли се-ры.

Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му.

Ма-ма и де-ти у-шли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мур-ка сы-та, а ры-бы нет.

Ле-то,

На-сту-пи-ло ле-то. По-ля-на по-кры-та цве-та-ми. Де-воч-ки рва-ли цве-ты. У Ри-ты боль-шой бу-кет ко-ло-коль-чи-ков. У Ма-ши бу-кет ро-ма-шек. Со-ня пле-ла ве-ноч-ки. Всем бы-ло ве-се-ло.

Зи-ма.

При-шла хо-лод-на-я зи-ма. Кру-гом мно-го сне-га. На-ме-ло боль-ши-е суг-ро-бы. Де-ти на го-ре. О-ни ка-та-ют-ся на лы-жах, а Ми-ша и Ко-ля на пру-ду. У них конь-ки. Ве-се-ло ка-тать-ся на конь-ках.

 

 

О-сень.

А вот и о-сень. Листь-я па-да-ют. Тра-ва по-жел-те-ла. Цве-ты за-вя-ли. Ду-ет ве-тер. И-дет дож-дик.

Вес-на.

На-сту-пи-ла вес-на. Та-ет снег. По-ка-за-лись пер-вы-е про-та-лин-ки. За-жур-ча-ли ру-чей-ки. Ре-бя-тиш-ки пус-ка-ют ко-раб-ли-ки.

16. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные. Поставьте ударение в словах.

Было лето. Неси рыбу. Была зима.

Таня рада. Пили липу. Сани новы.

Дети пели. Лови рыбу. Чижи пели.

Мыли руки. Неси воду. Мыли ноги.

Мама дома. Были дома. Веди козу.

Проверь свою работу! Количество слогов должно соответствовать количеству гласных в слове.

17. Спишите предложения, разделите слова на слоги, проговаривайте каждый слог. Поставьте ударение в выделенных словах.

Мама дала мыло. Коле дали кашу. Маша мыла лицо. Сено было сухо. Таня мыла руки. Куры пили воду. Няня мыла Вику. Утро было ясно. Дети были дома. Лиса рыла нору.

Сима, неси пилу. Коля, пили липу. Папа, неси лыжи. Лена, вези сено. Мама, вари мясо.

 

Спишите предложения, разделите слова на слоги, проговаривайте слоги Подчеркните гласные первого ряда.

Мила лепит. Лида несет. Коля пасет. Мыши пищат. Вася — малыш. Маша уснула. Папа устал. Малыш шалит. Гусак шипит. Мыши пищат. Ручкой пишут. Ножом режут. Пером пишут. Рукой машут.Пилой пилят.

 

19. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные вто
рого ряда.

Кошка спала. Тесто месят. Столы стоят.

Мышка ушла. Ножик точат. Дожди идут.

Марта стучит. Марки клеят. Ветры дуют.

Рыбка плывет. Лапка болит. Солнце светит.

20. Спишите текст, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные. (При списывании требовать послоговое проговаривание слов.)

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала. Шура мыла рамы. На полу сыро. Шура вымыла пол. Стало сухо. У Сони Мурка. Соня дала молоко. Мурка лакала молоко. Лида мала. У Лиды мыло. Она сама мыла руки. Это наш сад. В саду роза. У розы хорош запах. Роза хороша. Вова и Шура ловили рыбу. У Вовы лещ. У Шуры щука. Вари, мама, уху. Папа и мама были дома. Папа читал газету. Мама читала книгу. Маша учила уроки. Рома мал. Мама дала сыну мыло. Рома сам мыл лицо и руки. В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох. Пришла зима. Кругом снег. Дети рады. У Лиды санки. У Тани лыжи. Лида возит Колю. Птичка села на ветку. Это синичка. Вот снегирь. Снегирь долбит шишку. Он любит семена.

Согласные звуки

 

Твердые и мягкие согласные

Конспект занятия

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Научить учащихся слышать твердое и мягкое звучание согласных.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

II. Твердые и мягкие согласные.

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей.

Жили-были два медведя. Один.медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленькийласковым, мягким голоском.)

 

Логопед. В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песецке маленького медведя т звучал мягко.

III. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
(Мягкий согласный в конце слова.)

Задание 1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются

эти слова при написании?

угол — уголь ел — ель мел — мель

брат — брать топ — топь хор — хорь

Задание 2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию,
угол — уголь брат — брать хор — хорь

Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит

мягко потому, что его смягчает мягкий знак, и затем спрашивает учеников:

Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный-звучит мягко.

сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь

IV. Итог занятия.

Логопед. Как могут звучать согласные? Что влияет на их смягчение?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.015 с.)