Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование

Поиск

ББК 74.3 Б 12

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование

И формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

5-93927-146-4

 

В комплект включены: «Учебно-методическое посо­бие», «Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности», «Картинный мате­риал для проведения игр».

В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оп­тико-пространственная ориентация, ритмическая и динами­ческая организация движений и действий, серийно-последо­вательная обработка информации.

Адресован студентам-логопедам, овладевающим базо­выми знаниями и умениями, необходимыми при обследова­нии и коррекции слоговой структуры слова у дошкольни­ков с общим недоразвитием речи. Также с успехом может использоваться логопедами и воспитателями специальных дошкольных учреждений, родителями и гувернерами в усло­виях домашнего обучения.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-146-4

© Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, 2005 © Оформление. 000 Издательство «Книголюб», 2005

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приори­тетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта де­тей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная ра­бота.

В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматри­ваемой проблеме. Однако теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.

На основе анализа данных литературы в области лин­гвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии мы определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способ­ность к серийно-последовательной обработке информации.

Нашими исследованиями было установлено, что эти не­речевые процессы являются базовыми предпосылками ус­воения слоговой структуры слова.

В данном учебно-методическом пособии представлены практические и методические материалы по развитию вос­приятия и отработке произношения слов различного слого­вого состава, составной частью которых являются упражне­ния, направленные на формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с системными речевыми нарушениями.

Пособие состоит из трех разделов.

Первый раздел посвящен рассмотрению вопросов, со­ставляющих научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова у детей. В нем приведены данные из различных областей научного знания, рассматри­вающие суть таких феноменов, как слог, слово, оптико-про­странственная ориентация, сложные параметры серийных движений и действий и др.

Во втором разделе дается изложение методики обследо­вания процессов восприятия и проговаривания слов различ­ного слогового состава, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий у детей.

В третьем разделе предлагаются основные направления коррекционной работы, даются комплексы игр, игровых приемов и упражнений, направленные на формирование ба­зовых предпосылок становления и развития слоговой струк­туры слова.

Кроме учебно-методического пособия в комплект входят АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНЕСЕ­НИЯ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ СЛОЖНОСТИ и КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Комплекс А

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной сло­говой сложности.

Предлагаются с целью определения уровня слож­ности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также уста­новления характера и особенностей искажений слов.

Ведущий прием - называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

 

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

 

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

 

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

 

Задание 5... Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

 

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

 

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, вос­питательница.

 

Комплекс Б

Задания на отраженное (при необходимости - за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

 

Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

 

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

 

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

 

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

 

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

 

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков - выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

 

Комплекс В

Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

 

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.

 

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.

 

Комплекс Г

Задания на выявление особенностей состояния сло­гового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

 

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (кон­верт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (вело­сипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

 

Задание.2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал:

а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

 

Комплекс Д

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.

Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

 

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

 

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

 

Анализ результатов первой серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

- уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

- количество и характер искажений;

- состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

- темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

- наличие/отсутствие определенного типа искажений;

- стратегия анализа структуры лексической единицы;

- контроль правильности при произнесении слова.

 

 

Комплекс А

Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и ко­личества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсут­ствия чувствительности к просодическим и ритми­ческим характеристикам языковой единицы.

 

Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и много­сложной слоговой структуры для прослушивания и симво­лы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясня­ется назначение символов (большая полоска — для длинно­го слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.

 

Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым деле­нием, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).

 

Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушива­ния и символы - изображение цветка с бабочкой для слого­вой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначе­ния символов следует инструкция: «Послушай песенку. По­кажи (подними) нужный цветок».

Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).

Комплекс Б

Задания на определение наличия/отсутствия рит­мических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.

 

Задание 1 Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;

б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»

Речевой материал:

а) квазислова — нОга, слОны;

б) квазислова - рУка, гОлова.

 

Задание 2.Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;

б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.

Речевой и картинный материал:

- нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;

- квазислова - представлены вариантами собственных ис­кажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).

Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, мед­ведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.

 

 

Комплекс В

Задания на опознание слова.

Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих транс­формации.

 

Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незакончен­ные слова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкция: «Закончи мое слово».

Речевой и картинный материал:

а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);

б) соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), га­зе...(та), мага.-.(зин).

 

Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структу­рой, которые медленно проговариваются экспериментатором.

Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спрята­лось в моем слове».

Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.

 

Задание. 3.. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».

Речевой и картинный материал:

слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;

слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, че­репаха;

слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;

слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;

слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;

слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.

 

Анализ результатов второй серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

- количество и характер ошибок;

- соотнесенность количества и характера ошибок вос­приятия с выраженностью искажений воспроизведе­ния слов различной слоговой структуры;

- контроль правильности воспринимаемой структуры.

Комплекс А

Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.

Задание 1. Чередование движений губ:

а) «Улыбка»-«Трубочка»;

б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».

 

Задание 2. Чередование движений языка:

а) вверх-вниз - «Качели»;

б) вправо-влево - «Часики».

 

Комплекс Б

Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.

 

Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).

 

Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).

Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).

Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.

Инструкции: «Делай как я»;

«Продолжай сам»;

«Продолжай под мой счет».

 

Комплекс В

Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.

 

Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:

а) два хлопка (удара);

б) три хлопка (удара).

Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):

а) в умеренном темпе;

б) в быстром темпе;

в) в медленном темпе.

Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».

 

Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:

1) серии из двух движений -

а) руки в стороны, руки на пояс;

б) руки на пояс, руки на плечи;

в) руки в стороны, руки вверх;

2) серии из трех движений -

а) руки на пояс, на плечи, вверх;

б) руки вверх, в стороны, вниз;

в) нога назад, вперед, на место.

Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с эксперимен­татором, затем продолжать самостоятельно.

Инструкции: «Делай как я»;

«Продолжай сам».

 

Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);

б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);

в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);

г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).

Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.

Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».

Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демон­стрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».

 

 

Комплекс Г

Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний руками.

 

Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).

 

Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).

 

Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.

 

Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.

 

Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.

 

Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:

а) типа хх—х (— - пауза);

б) х—хх;

в) х—х—х.

Ребенку предлагаются для прослушивания и последую­щего воспроизведения ритмические структуры, которые вы­полняются при помощи хлопков. Рекомендуется предостав­лять возможность визуального контроля за действиями экс­периментатора.

Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».

Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет дейст­вия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два». I Задания на исследование особенностей воспроизве­дения ритмически организованных серий движе­ний ногой.

 

Комплекс Д

Ребенку предлагаются задания, аналогичные пере­численным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.

 

 

Анализ полученных материалов по третьей серии зада­ний предполагает учет следующих критериев:

- количество удержанных двигательных серий;

- количество правильно воспроизведенных ритмиче­ских моделей;

- количество попыток, их результативность;

- характер допущенных ошибок, их стойкость;

- точность воспроизведения предложенной последова­тельности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);

- темп, плавность, амплитуда, целенаправленность дви­жений;

- степень самостоятельности при выполнении заданий.

 

 

Комплекс А

Задания на выявление особенностей сомато-про-странственной ориентации и возможностей про­странственной организации движений.

 

Задание 1 Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.

Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».

 

Задание 2. Копирование положений одной руки:

вверх, в сторону, вперед, назад.

 

Задание 3. Копирование положений одной ноги:

сгибание в колене, отведение в сторону,

вытягивание вперед, отведение назад.

 

Задание. 4. Копирование несимметричных движений двух рук:

правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;

правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;

правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

 

Задание 5. Копирование движений руки и ноги:

левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;

правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;

левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.

Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

 

 

Комплекс Б

Задания на выяснение особенностей пространст­венных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

 

Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:

а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;

б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находя­щиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.

Инструкции:

а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;

б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».

 

Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:

а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;

б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.

Инструкции:

а) «Положи мячик перед собой»;

«Посади куклу позади себя»;

«Поставь пирамидку близко к себе»;

«Положи мячик далеко от себя»;

«Поставь кубик дальше мячика»;

«Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;

б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;

«Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед кук­лой».

 

 

Комплекс В

Задания на исследование особенностей пространст­венных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

 

Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).

Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фи­гур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.

Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:

а) в заданных пространственных позициях;

б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.

Процедура обследования следующая:

а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги.
Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»;

«Поставь крестик наверху листа»;

«Нарисуй треугольник внизу листа»;

б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в цен­тре которого - схематичное изображение домика, в пра­вой половине листа - схематичное изображение дерева.
Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»;

«Поставь крестик внизу под домиком»;

«Нарисуй квадратик между домиком и деревом».

 

Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).

 

 

Выполнение задания осуществляется в два этапа.

На первом этапе экспериментатор предлагает план-обра­зец расположения элементов фигуры на плоскости.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

Далее следуют комментарии действий: «Сначала в сере­дину листа кладем туловище (овал), затем рот (треуголь­ник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плав­ник и нижний плавник (треугольники)».

На втором этапе ребенку предоставляются геометриче­ские фигуры, необходимые для создания аппликации. Обра­зец остается перед ребенком.

Инструкция: «Сделай сам».

Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).

Выполнение задания осуществляется в два этапа.

На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

Далее следуют комментарии действий: «Про­водим линию сверху вниз. Это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это вет­ки».

На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чис­тый лист бумаги. Образец остается перед ребенком.

Инструкция: «Нарисуй сам».

 

 

Анализ результатов четвертой серии заданий рекомен­дуется осуществлять с учетом следующих критериев:

- количество правильно выполненных заданий;

- автоматизированность, точность, скорость, самостоя­тельность выполнения действия;

- возможность удержания программы последователь­ных пространственно организованных действий, точ­ность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);

- характер стратегии и тактики всей оптико-пространст­венной деятельности в целом;

- возможность оценивать собственные действия.

 

 

Ориентации

Игры и игровые упражнения

Задачи: создать условия для освоения детьми асиммет­рии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и диффе­ренцировать пространственные понятия «впереди», «поза­ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оп­тико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

 

Вот какие мы

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг дру­га и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спин­ка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

 

Наводим порядок

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответ­ствующие действия.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапоч­ки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых поло­жений); «Правильно наденьте чешки». И др.

Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответ­ствующие действия. j

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «За­вяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

Ладошки и следы

Вариант 1

Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения выре­занных по контуру ладоней или ступней. На бу­мажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ла­доней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответ­ствующие действия.

Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к ри­сунку».

Вариант 2

Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вы­резанной по контуру ладошки или ступни. На бу­мажной дорожке — несколько левых и правых от­печатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответ­ствующие действия.

Инструкция: «Найдите свою пару».

Вариант 3

Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изо­бражения вырезанных по контуру ладоней и ступ­ней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответ­ствующие действия.

Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».

Вариант 4

Ход игры. Наполу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ре­бенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круго­вая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «сле­дов». В конце каждой дорожки - муляжи фрук­тов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответ­ствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрук­ты (овощи, ягоды)».

 

Обезьянки

Вариант 1. Копирование движений руки.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выпол­няет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование движений ноги.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выпол­няет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 3. Копирование движений обеих рук.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выпол­няет движения:

а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;

б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 4. Копирование движений рук и ног.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполня­ет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна ру­ка опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; од­на рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в ко­лене. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Не­знайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

 

Кто где находится

Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кук­ла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант 2. Освоение пространственных отношений меж­ду предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кук­ла и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - по­зади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».

Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Ло­гопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Миш­ка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)

 

 

Игры и игровые упражнения

Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; активизи­ровать в речи слова, обозначаю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.019 с.)