Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейропсихологическое обследование детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если ребенок плохо справляется с указанными выше заданиями, следует уточнить структуру нарушений познавательной деятельности. Это чрезвычайно важно потому, что в зависимости от степени нарушений и их качественного своеобразия подбирают методы индивидуальной психолого-педагогической коррекции и решают вопрос о прогнозе развития ребенка. Необходимо использовать методы нейро-психологической диагностики в случае резкой неравномерности показателей успешности функционирования познавательной сферы. Если ребенок с нормально развитым интеллектом не может овладеть навыками чтения, письма, счета (дислексия, дисграфия, дискалькулия); если ребенок при нормальном зрении и интеллекте не в состоянии произвести зрительный синтез (симультанная агнозия), что проявляется в невозможности охватить изображение целиком, понять связи и отношения между деталями рисунка, уловить его смысл и значение; если ребенок 4—7 лет, хорошо понимая обращенную к нему речь, не может говорить (при внешне нормальном строении речевого аппарата) и объясняется жестами либо нечленораздельными звуками (моторная алалия) — все это свидетельствует о парциальных нарушениях высших психических функций. Различные виды нарушений психического развития в значительном большинстве случаев связаны с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Трудности в обучении детей часто обусловлены не только парциальными нарушениями специфических психических функций (восприятие, праксис, речь, память), которые обеспечивают овладение элементарными школьными навыками, но и общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности, отражающими дискоординацию корко-под-корковых функциональных отношений. Это могут бъпърас-стройства общей нейродинамики (что проявляется в повышенной истощаемости, нарушении темпа и подвижности психических процессов, нарушении работоспособности по астеническому типу) либо нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности (отсутствие или нестойкость познавательных мотивов, неустойчивость произвольного внимания и контроля, трудности планирования заданной психической операции). Здесь мы приводим сокращенный вариант нейропсихо-логической методики И.Ф. Марковской (Практикум по па- топсихологии, 1987, с. 136—156), предназначенной для исследования нарушений психического развития у детей, начиная с 7 лет. Возможность сокращения методики обусловлена тем, что школьный психолог обычно не сталкивается с необходимостью диагностики грубой патологии психического развития детей, поскольку до 7 лет эти дети уже и так находятся под наблюдением психиатров, дефектологов, логопедов. В связи с этим мы не приводим предназначенные для таких детей задания и параметры их оценки. Разработанная И.Ф. Марковской пятибалльная шкала оценок сочетает характеристики нейродинамических и регуляторных расстройств, а также восприимчивость ребенка к помощи психолога, содержание и эффективность вспомогательных мероприятий: 5 баллов — задание выполняется правильно. Значит, ней-родинамические нарушения отсутствуют. 4 бачла — задание выполняется правильно, но замедленно; при затруднениях ребенок сам находит способы их преодоления (например, обводит изображение пальцем, сопровождает действие проговариванием и т. п.). Это свидетельствует о нейродинамических нарушениях легкой степени. 3 балла — задание выполняется вначале правильно, но при истощаемости возникают неспецифические ошибки, легкая дезавтоматизация двигательного стереотипа либо другого навыка, что означает нестойкость контроля при реализации все же сохранной программы заданной операции. Оптимальная мера помощи психолога состоит в организации внимания ребенка и эмоциональном подкреплении. Это свидетельствует о средней степени нейродинамических нарушений. 2 балла — наличие регуляторных расстройств: утрата программы действий, упрощение или искажение ее содержательной стороны, соскальзывание на программу предыдущего задания, специфические ошибки (персеверация, стойкие эхопракции). Обязательна существенная помощь психолога в виде поэтапного формирования действий (расчленение программы на составляющие ее элементы, отработка программы в речевом плане, включение речевых команд в процесс практической реализации усвоенной про- граммы), что приводит к нестойкой коррекции ошибок и ребенок часто отказывается выполнять задание, видя свой постоянный неуспех. Это свидетельствует о грубых нейро-динамических нарушениях. 1 балл — выполнение задания недоступно, помощь психолога неэффективна. Это свидетельствует о крайней степени грубых нарушений нейродинамики, первичных нарушениях структуры заданной операции (при отсутствии связи с явлениями истощаемости общей нейродинамики). Выполнение определенных заданий на 1 и 2 балла говорит о наличии специфических парциальных нарушений соответствующих зон высших корковых функций. Эти же баллы позволяют предполагать и выраженные нарушения процессов программирования, однако окончательный вывод об этом возможен лишь в конце полного системного анализа результатов нейропсихологического исследования. Обычно последнее проводится (в зависимости от работоспособности ребенка) в 1-3 сеанса продолжительностью около 1 часа. Мы предлагаем применять задания из методики И.Ф. Марковской в нашей модификации в ходе патопсихологического обследования. Дело в том, что многие задания в обоих типах исследований совпадают, однако интерпретация результатов в рамках нейропсихологической диагностики более информативна. Приводя оценку результатов по каждому заданию, мы даем характеристику действий ребенка, соответствующую 4, 3 и 2 баллам '. Исследование зрительного гнозиса. Если ребенок не понимает смысла сюжетных картинок, не может выполнить задания методики «установление последовательности событий, изображенных на рисунках», но при этом показывает хорошие результаты в заданиях на обобщение, абстрагирование, аналогии, то правомерно предположить не умственное недоразвитие, а нарушение зрительного гнозиса. Для проверки этого предположения ребенку предлагают задания на исследование зрительного восприятия (см. 2.3), до- 1 Как отмечалось выше, рассмотрение грубой патологии (соответствующей оценке в 1 балл) не входит в наши задачи; ситуация, когда все ответы правильные (оценка 5 баллов), также не рассматривается, поскольку необходимость нейропсихологической диагностики обусловлена наличием нарушений. \t бавив еще 5 картинок, где изображения «зашумлены» крапом (Атлас... 1980, с. 7). Оценка результатов: 4 балла — правильно узнает предметы, но при рассмотрении «зашумленных» и наложенных друг на друга изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предположения словами; 3 балла — самостоятельно узнает только контурные изображения, использует вспомогательные приемы только после подсказки психолога, но и тогда иногда ошибается; 2 балла — несмотря на помощь психолога, все время допускает ошибки в ходе выполнения заданий (доступно только узнавание контурных изображений). Исследование движений и действий. Для выяснения вопроса о наличии нарушений сенсомоторного развития ребенка применяются следующие методики. 1. Перебор пальцев— поочередные прикосновения боль Оценка результатов 4 балла — выполнение правильно, но в несколько замедленном темпе; 3 балла — дезавтомати-зация процессов на истощении; 2 балла — явления персер-ваторности на истощении. 2. Реципрокная координация движений (проба Озерецко-
Проба Озерецкого — имеется в виду методика Н.И. Озерецкого. .мишИН Оценка результатов: 4 балла — движения координированные, плавные, но замедленные; 3 балла — дезавтоматиза-ция и нарушение координации на истощении; 2 балла — стойкое нарушение координации, изолированность или ал-лированность движений. Проба Озерецкого «ладонь—ребро-кулак» 1 представляет усложненный вариант предыдущего задания. Испытуемому предлагают попеременно ударять по столу ладонью, ребром ладони и кулаком в нарастающем темпе. Виды помощи и оценка результатов проводятся аналогично предыдущему заданию. 3. Графические пробы. Ребенку предлагают, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «Цепочки» ПАПЛПЛЛА «Башня—крыша» Сначала ребенку предлагают работать по наглядному образцу, а при затруднениях помогают включением речевой инструкции, например: «Рисуй и подсказывай себе: башня—крыша, башня—крыша и т. д.». Оценка результатов: 4 балла — замедление, отрыв карандаша от бумаги; 3 балла — при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, преувеличение или преуменьшение рисунка; 2 балла — утрата топологической схемы в конце графического ряда. 4. Конструктивный праксис исследуется уже в ходе патопсихологического обследования с помощью складывания разрезных картинок (в баллах не оценивается) и «Кубиков Кооса». При затруднениях в складывании кубиков применяются два вида помощи: 1) незначительная организующая 1 В методике И.Ф.Марковской это задание не приводится, однако мы рекомендуем применять его как весьма информативное при обследовании детей старше 10 лет. 3. Зак. 367 /-с («Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик», или «Ты правильно выбрал кубики, теперь сложи из них бабочку»); 2) массивная планирующая помощь: расчленение узора на 2 симметричные части, наложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата. Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное, путем проб и ошибок; 3 балла — при правильном выборе кубиков затруднения в их расположении, однако для исправления ошибок достаточно оказания незначительной организующей помощи; 2 балла — принцип действия усваивается после массивной планирующей помощи. Дополнительно применяются такие задания: а) рисование без опоры на образец «домика», «елочки», б) складывание из палочек пространственно организо Оценка результатов: 4 балла — копирование простое правильно, с «перевертыванием» — длительный поиск; 3 балла — копирование простое правильно, с «перевертыванием» — часто встречается «зеркальное» изображение; 2 балла — во всех заданиях с «перевертыванием» отмечаются зеркальность либо другие грубые нарушения. 5. Слухомоторная координация. Ребенку предлагают про [//... //...,...//...//, //. //]. Интервал между группами 1- 1,5 секунды. При затруднениях оказывают помощь в виде эмоционального стимулирования (дают игровой вариант: «Ты — барабанщик. Ну-ка, постучи, как я») и дополнительную помощь в виде речевых команд («Ударяй и приговаривай: раз, два— тук, тук, тук и т.д.»). Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — дезавтоматизация на истощении при сохранении ритмической схемы, однако помощь значительно улучшает результат; 2 балла — появление персевераций на истощении, помощь малоэффективна. Анализ выполнения приведенных выше графических проб и ритмических последовательностей позволяет судить о наличии нарушений регуляции произвольных действий (планирование и контроль). Показатели нарушения произвольной регуляции: инертное и бесконтрольное повторение одного и двух звеньев графического ряда: невозможность переключения с предыдущего ритмического образца, беспорядочный стук. В качестве специального задания на выявление нарушений произвольной регуляции действий ребенку предлагают следующую инструкцию: «Если я покажу тебе палец, то ты мне — кулак, а если я покажу кулак, то ты мне — палец». Вначале психолог предъявляет сигналы поочередно, затем он меняет порядок предъявления. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть стереотип и подчинить свои действия инструкции. Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — после первых 4—5 серий при истощении появляются эхопраксии либо в первых сериях движений преобладают эхопраксии, а затем серия правильных ответов, ошибки ребенок самостоятельно замечает и исправляет; 2 балла — стойкие эхопраксии, ребенок не всегда замечает ошибки. Исследование речевых функций начинается еще при патопсихологическом обследовании. Если при составлении рассказа по сюжетной картинке ребенок испытывает затруднения, оценка результатов проводится так: 4 балла — ограниченность словарного запаса, редкие аграмматизмы; 3 балла — бедность словарного запаса, в речи чаще встречаются аграмматизмы, нестойкие литеральные парафразии, амнезия слов; 2 балла — крайняя бедность словарного запаса, стойкие аграмматизмы, литеральные парафразии, амнезия слов с вербальными заменами. Оценивая пассивную речь, предъявляют задания на понимание логико-грамматических конструкций: флективных («Покажи ключом карандаш», «Покажи ключ карандашом»); сравнительных («Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их 3* 67 поставить по росту, кто за кем будет?»); предложных («Нарисуй крест под кружком», «Нарисуй круг под крестом», «Послушай и скажи, что я сделал сначала, а что потом — я позавтракал после того, как прочел газету»); сложных выражений с чередованием активных и пассивных конструкций («Колю ударил Петя. Кто драчун?», «Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?», «Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Ваней нарисован Петя» и т. д.). Оценка результатов: 4 балла — незначительные затруднения в сложных заданиях, преодолеваемые при самостоятельном повторении инструкции; 3 балла — выраженные трудности, даже после проговаривания инструкции; 2 балла — ошибки во всех сложных заданиях; в более легких — нестойкие затруднения, преодолеваемые при повторении инструкции психологом. Экспрессивная речь (кинестетические и кинетические основы речевого акта) исследуется с помощью следующих заданий. 1. Оральный праксис. праксис губ (вытянуть губы трубоч 2. Повторная речь: повторение отдельных звуков (а, о, и, Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в замедленном темпе; 3 балла — затруднения при прого-варивании сложной слоговой структуры (без ее искажения), при переключении с одной оральной позы на другую легкое напряжение мышц языка, губ, лица и шеи; 2 балла — искажение слов со сложной слоговой структурой, при переключении с одной оральной позы на другую, выраженное напряжение мышц, гиперкинезы, синкинезии. Фонематический слух проверяется дополнительно при затруднениях в выполнении приведённых выше аналогич- ных заданий. Ребенку предлагают повторить за психологом серии из трех звуков или простых слогов: а—о—у, у—а—и, б—р—к, б—п—б, д—т—д, би—ба—бо, ба—би—бо и т. д. Оценка результатов: 4 балла — единичные ошибки при серийном предъявлении акустически и артикулярно близких фонем; 3 балла — много ошибок в тех же заданиях; 2 балла — затруднения при различении пар оппозиционных и коррелирующих фонем. На основании полученных результатов можно составить индивидуальный «профиль» нейропсихологических характеристик ребенка: интенсивность (тяжесть) и экстенсивность (распространенность) нарушений психических функций; определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий, а значит, и усвоению школьных навыков. Например, если ребенок по всем заданиям получает оценки 4-3, то ведущим фактором является нарушение нейродинамики (т. е. истощаемость, сниженная работоспособность, нарушение темпа и подвижности нервных процессов); если большинство заданий ребенок выполняет на 4—5, а только по некоторым (даже одному) имеет 2, то это говорит о наличии парциальных нарушений корковых функций; если по всем заданиям ребенок получает не более 3 баллов, то это свидетельствует о серьезных нарушениях высших форм регуляции (программирование целостных действий и контроль над их выполнением). Контрольные вопросы 1. Как применяется метод беседы в работе с детьми? 2. Как проводить патопсихологическое обследование, если ребенок 3. Какие вы знаете методики для изучения внимания и работоспособ 4. Какие методики применяются при исследовании памяти? 5. В чем различие между нарушениями процесса мышления и сниже 6. С какой целью применяется нейропсихологическое обследование? 7. Почему при исследовании психики детей им можно оказывать по Рекомендуемая литература Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А.Полищука, А.Е.Видренко. Киев, 1980. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч.тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987. Диагностика психического развития / Б. Банаштан и др. Прага, 1978. Короленко Ц.П., Фролов Г.В. Воображение в норме и патологии. Новосибирск, 1975. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.Р. Николаевой, В.В. Лебединского. М., 1987. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1991. Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. Киев, 1991. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988. Экспериментально-психологическое исследование детей в период пред-школьной диспансеризации / Под ред. С.Я. Рубинштейн. М., 1982. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Изучая личностное развитие ребенка, которому свойственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уже сама по себе представляет сложное образование и нет такого метода, который может полностью раскрыть истинную сущность человека. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основании которых психолог (в меру своей квалификации) составляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от общественно одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными (как биологическими, так и социальными) факторами. В-третьих, учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми (именно поэтому чаще говорят о формировании личности), необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития. В связи с вышесказанным, выбор методов исследования отклонений в личностном развитии ребенка представляется более сложным, чи'м аналогичная задача в работе со взрослым пациентом. Несмотря на множество методов, методик, тестов, направленных на исследование личности, еще не разработана их общепринятая четкая классификация. Наиболее удачной представляется классификация, которую предложили В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук (1986, с. 84): 1) Наблюдение и близкие к нему методы (изучение био 2) Специальные экспериментальные методы (моделиро 3) Личностные опросники (методы, базирующиеся на 4) Проективные методы. Опираясь на эту классификацию, будем строить наше дальнейшее изложение, учитывая, однако, специфику возрастных особенностей детей. Поскольку, как отмечалось выше, развитие личности ребенка тесно связано (а иногда и слито) с формирующим воздействием ближайшего социального окружения (прежде всего родителей), учет этого фактора в процессе исследования необходим. Поэтому целесообразно изучение не только личностных проявлений ребенка, а и интегральная оценка его переживания своей жизненной ситуации, его мироощущения в целом. Исходя из этого, мы рассматриваем методы исследования личности, условно разделив их на две группы: 1) методы интегральной оценки личности ребенка в кон 2) методы исследования структурных компонентов лич Это условное разграничение не является классификацией, оно предназначено для решения сугубо практической задачи — помощь психологу в выборе методов исследования личностного развития детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.013 с.) |