Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание представителей различных групп детей со стертой формой дизартрииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с минимальной степенью нарушений, приведем данные обследования Оли Р., 5 лет 10 месяцев. Анамнестические данные: семья полная, социальная и речевая среды благоприятные, родители имеют высшее образование, ребенок воспитывался дома матерью. Девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, первых срочных родов. Вес при рождении 3560 г, рост 51 сантиметр. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Сосала вяло, наблюдались срыгивания, нарушения сна и бодрствования. Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 2 месяцев; сидит с 6 месяцев; ползает с 7 месяцев (характер ползания: на животе назад); ходит с опорой с 10 месяцев, самостоятельно с 1,1 года. Речевые функции: гуление с 3,5 месяцев кратковременное, лепет с 7,5 месяцев, первые слова с I года ле-петного характера, фразовая речь с 2 лет. Речевое развитие протекало с перерывами. Занятия с логопедом не проводились. Перенесенные заболевания: диатез, ОРЗ, ОРВИ, коклюш. Относится к группе часто болеющих детей. Наблюдалась у невропатолога с диагнозом: синдром повышенной нервной возбудимости. После 1 года снята с наблюдения. Данные неврологического обследования: легкая слабость конвергенции и аккомодации, легкая сглаженность правой носогубной складки, диффузное повышение тонуса (переменный тонус) в проксимальных и дистальных отделах конечностей, рефлексы орального автоматизма, отсутствие патологических стопных знаков, легкая интенция или мимопопадание при проведении координаторных проб. Диагноз: перенесенная в анамнезе перинатальная энцефалопатия, дистониче-ский синдром. Данные ЭЭГ: паттерн ЭЭГ в пределах возрастной нормы, имеются легкие признаки дисфункции подкор-ково-стволовых структур. Данные нейропсихологического обследования: ведущее полушарие левое, выявляется функциональное нарушение межполушарного взаимодействия от ствола головного мозга. Данные логопедического обследования: девочка контактная, активная, самостоятельная в выполнении заданий, интерес к работе и внимание устойчивые. У ребенка отмечаются выраженные нарушения статики и реципрокной координации движений, а также легкая диссоциация между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. Средняя оценка по результатам исследования — 2,4 балла. Фонематический слух: выявлены нарушения при выполнении заданий (повторение скороговорок, определение, добавление, замена и перестановка звуков в слове). Средняя оценка за раздел — 2,8 балла. Просодическая сторона речи: темповая и динамическая организация речи, модулированность голоса не нарушены, речь носит легкий назализованный оттенок, дыхание смешанное, длина выдоха 7—8 секунд. Оценка за раздел — 3 балла. Звукопроизношение: межзубный сигматизм свистящих звуков. Оценка за раздел — 3 балла. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас соответствует возрастному уровню, отмечаются нарушения номинативной функции, трудности употребления сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 3,8 балла. Связная речь: при составлении рассказов отмечаются нарушения, вызванные особенностями зрительного восприятия (вектор восприятия справа налево, сверху вниз). Образец рассказа по картине «Осторожно»: «Мама с двумя детьми вышла смотреть ледоход. Еще много людей собрались на берегу посмотреть. А мальчик лег на лед около берега. Дядя несет веревку, наверное, чтобы ему помочь. Другой дядя провалился в лед и не может из-за него выбраться. А-а-а! Дядя несет веревку для того, чтобы вытащить другого дядю, а не мальчика». Средняя оценка за раздел — 3 балла. Зрительный гнозис: тенденция к инверсии вектора восприятия. Правильно опознала все реальные, наложенные, 4 зашумленных, 4 недорисованных изображения. При опознавании «химер» называла только правые и верхние их части: «бусы, ухо, ручка...». Пространственные представления: инверсия вектора восприятия справа налево, при копировании фигуры Тейлора отмечаются координатные внутри рисунка, структурно-топологические и метрические ошибки (рис. 6). Средняя оценка за раздел — 2,5 балла. Слухоречевая память: наблюдается замена слов близкими по звучанию («дрова» — «трава»), объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Зрительная память: отмечены реверсы фигур; объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Средняя оценка за раздел — 3 балла. Общая оценка по пяти разделам (доминирующие симптомы) — 2,7 балла. При дифференцированном анализе у девочки выявляются преимущественные нарушения двигательной сферы, фонематического слуха, пространственных представлений. Общая оценка по трем разделам (вторичные нарушения) — 3,2 балла. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии. Девочка нуждается в логопедических занятиях с целью коррекции устной речи и пропедевтики нарушений письменной речи. Рекомендовано зачисление на групповые занятия. В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с выраженной степенью нарушений, приводятся данные обследования Дениса Г., 6 лет (1-й класс массовой школы по программе 1—4). Анамнестические данные: семья полная, социальная и речевая среды благоприятные, родители имеют высшее образование, ребенок воспитывался дома матерью до 3 лет, с 3 лет посещал массовый детский сад. Мальчик от второй беременности, протекавшей с токсикозом первой и второй половины беременности, с угрозой выкидыша на 14-й неделе, ОРЗ во второй половине беременности, первых срочных родов со стимуляцией, гипоксией плода, синей асфиксией. Вес при рождении 3800 г, рост 53 сантиметра. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Сосал плохо, наблюдались срыгивания, тремор рук, подбородка, нарушения сна и бодрствования. Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 2 месяцев; сидит с 6,5 месяцев; ползает с 7,5 месяцев (характер ползания: на животе вбок); ходит с опорой с 11 месяцев, самостоятельно с 1,2 года. Речевые функции: гуление не отмечено, лепет с 7,5 месяцев, первые слова с 1,2 года лепетного характера, фразовая речь с 2,5 лет (короткая фраза без предлога). Речевое развитие протекало скачкообразно. Занятия с логопедом с 5 лет по постановке и автоматизации звуков. Заключение логопеда: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Перенесенные заболевания: диатез, ОРЗ, ОРВИ, оспа, бронхит. Относится к группе часто болеющих детей. Наблюдался у невропатолога с диагнозом: ПЭП, гипертонический синдром. Проведено 2 курса массажа. По исполнении 1 года снят с учета. Данные неврологического обследования: легкое сходящееся (10 градусов) косоглазие за счет левого глаза, снижение конвергенции и аккомодации преимущественно левым глазом, сглаженность левой носогубной складки, тики лицевой мускулатуры, легкая девиация языка влево, умеренно повышенный по смешанному типу тонус, несоответствие мышечного тонуса в проксимальных и дистальных отделах конечностей, больше слева, умеренно выраженные рефлексы орального автоматизма, неуверенность при выполнении коорди-наторных проб (выполняет со второго-третьего раза) в сочетании с умеренной интенцией. Диагноз: перенесенная в анамнезе пренатальная энцефалопатия, гипертонический синдром,тикоидность.
Результаты ЭЭГ: умеренно выраженные признаки дисфункции подкорково-стволовых структур. Данные нейропсихологического обследования: ведущее полушарие левое, имеет место нарушение межполу-шарного взаимодействия от ствола головного мозга. Данные логопедического обследования: мальчик контактен, активен, самостоятелен в выполнении заданий, проявляется интерес к работе, внимание устойчивое. Выраженные нарушения статической координации движений. При выполнении пробы на реципрокную координацию отмечаются гипертонус в обеих руках, синкинезии языка и всего тела, приостановка дыхания, появление вычурных поз. При удержании статической позы языка обнаруживается гипертонус кончика языка, посинение, судорожные подергивания языка, приостановка дыхания. Выявляется отчетливая диссоциация между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. Носогубные складки сглажены, ребенок не может моргать одним глазом, надувать щеки. Средняя оценка за раздел — 1,7 балла. Фонематическое восприятие: нарушено воспроизведение сложных ритмов. Трудности вызвало выполнение заданий: повторение скороговорок, слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также имеющих сложную слоговую структуру. Звукослоговой анализ и синтез: отмечаются трудности определения первого согласного и последнего гласного, «перевороты» слов — нос — сон, сравнение слов по звуковому составу (определение количества звуков в слове и нахождение 2, 3, 4-го звука, добавление звука в начало и середину слова, замены звука в начале и середине слова, перестановки звуков в слове), наблюдаются затруднения в синтезировании двусложных слов. Оценка за раздел — 2, 3 балла. Просодическая сторона речи: наблюдается нарушение темповой и динамической организация речи, мо-дулированности голоса, речь носит назализованный и смазанный оттенок, дыхание ключичное, длина выдоха 3—4 секунды. Оценка — 2 балла. Звукопроизношение: боковой сигматизм свистящих звуков, замена шипящих звуков дефектными свистящими в спонтанной речи. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас соответствует возрастному уровню, отмечаются трудности называния и определения последовательности времен года, дней недели, нарушения номинативной функции, трудности употребления простых и сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 3 балла. Связная речь: отмечаются нарушения, вызванные инверсией вектора зрительного восприятия (справа налево). Пример рассказа по серии сюжетных картинок «Лягушки»: «Аист, нет, цапля, летает на озере. На ней лягушки висят, держатся за веревку. Здесь лягушки качаются на деревьях на качелях. А здесь они хотят поймать рыбку». Средняя оценка за раздел — 3 балла. Зрительный гнозис: инверсия вектора восприятия (справа налево). Правильно опознаны предметные реальные изображения, буквы; при назывании допущены словесные замены: «горка» — «норка», «кашка» — «чашка». Опознаны 4 зашумленных, 5 наложенных, 5 незавершенных изображений, 4 «химеры». Аналогичные результаты получены при опознавании букв. Пространственные представления: при копировании фигуры Тейлора (рис. 7) обилие координатных (реверс 90 градусов), структурно-топологических и метрических ошибок. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Слухоречевая память: отмечены асемантичные замены («кот» — «нот»), замена слов близкими по звучанию («дом» — «том», «игла» — «игра»), объем и прочность памяти сохранны, непосредственное воспроизведение дефицитарно по сравнению с отсроченным. Зрительная память: объем и прочность сохранны, отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения, перестановка фигур, реверс фигур на 90 градусов. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Общая оценка за пять разделов — 2 балла. Общая оценка за три раздела — 2,7 балла. При дифференцированном анализе у мальчика выявляются преимущественные нарушения двигательной сферы. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии, группа риска по нарушениям письменной речи. Ребенок нуждается в проведении логопедических занятий по коррекции устной и пропедевтике нарушений письменной речи. Рекомендованы индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и развитию просодической стороны речи, групповые занятия, консультация нейропсихолога. В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с сочетанными нарушениями, приводятся данные обследования Славы С, 7 лет 7 месяцев (ребенок дублирует программу первого класса массовой школы). Анамнестические данные: семья многодетная, социальная и речевая среды неблагоприятные, родители алкоголизированы, ребенок воспитывался дома прабабушкой до 3 лет, на прием приведен старшей сестрой. Мальчик от седьмой беременности, пятых срочных родов со стимуляцией, гипоксией и гипотрофией плода, синей асфиксией. Вес при рождении 2600 г, рост 50 сантиметров. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 3 месяцев; сидит с 7 месяцев; не ползал; ходит самостоятельно с 1,2 года. Речевые функции: фразовая речь с 2,8 лет (короткая фраза без предлога). Занятия с логопедом не проводились. Перенесенные заболевания: ОРЗ, О РВИ, оспа, краснуха. Относится ко II группе здоровья. Наблюдался у невропатолога с диагнозом: ПЭП, задержка психомоторного развития. По исполнении 2 лет снят с наблюдения. Данные неврологического обследования: выраженная слабость конвергенции и аккомодации преимущественно за счет правого глаза, грубая асимметрия носо-губных складок за счет сглаженности правой носогуб-ной складки, выраженная девиация губ и языка вправо, гипотонус преимущественно в дистальных отделах конечностей, больше справа, грубые двухсторонние рефлексы орального автоматизма, мимопопадание при выполнении координаторных проб. Диагноз: перенесенная в анамнезе пренатальная энцефалопатия, легкая задержка психомоторного развития, гипотонический синдром. Результаты ЭЭГ: выраженная дисфункция диэн-цефально-стволовых структур, легкие признаки дисфункции коры преимущественно левого полушария. Данные логопедического обследования: мальчик контактен, малоактивен и несамостоятелен в выполнении заданий, интерес и внимание неустойчивые. Грубо нарушена статика движений. Дефицитарен динамический праксис. При выполнении пробы на реципрокную координацию отмечаются гипертонус в обеих руках, синкинезии языка и всего тела, приостановка дыхания, появление вычурных поз. При удержании статической позы языка обнаруживается посинение, миоклонии и миокимии в языке, приостановка дыхания. Сглажены носогубные складки, затруднено выполнение мимических движений. Средняя оценка за раздел — 1,7 балла. Фонематический слух: трудности при выполнении практически всех проб. Правильно выполнены пробы: выделение часто встречаемого звука в тексте, выделение первого гласного и последнего согласного, синтез слов из 3 звуков. Средняя оценка за раздел — 1,3 балла. Просодическая сторона речи: выявляется нарушение темповой организации речи, модулированности голоса (голос хриплый, грубый), речь носит выраженный назализованный и смазанный оттенок, дыхание ключичное, длина выдоха 3—4 секунды. Оценка — 2 балла. Звукопроизношение: межзубный сигматизм, замена шипящих звуков дефектными свистящими, пригубный ламбдацизм, ротоцизм. Средняя оценка за раздел — 1 балл. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас в пределах обихода, обобщенные понятия не усвое- ны, 4-й лишний предмет не выделяет, путает признаки и последовательность времен года, суток, дней недели. Фраза развернутая, стереотипная, аграмматичная, отмечаются трудности употребления простых и сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 1,8 балла. Связная речь: требуются наводящие вопросы и развернутая помощь взрослого, в рассказе отсутствуют связующие звенья, отмечается выраженная бедность словаря, множественные аграмматизмы. Пример* рассказа по сюжетной серии «Ежик»: «Кто здесь нарисован?» — «Ежик». — «Что он делает?» — «Стоит, нет, ходит». — «Что у него в лапах?» — «Платок такий, там покушать ему баба дала». — «Что ты видишь на этой картинке?» — «Другой ежик лег спать, листами покрылся. Нельзя на земле лягать». — «Что на этой картинке нарисовано?» — «Еще ежик гриб будет рвать и за иголки ложить». Средняя оценка за раздел — 1 балл. Зрительный гнозис: инверсия (справа налево, снизу вверх) и фрагментарность вектора зрительного восприятия. Пространственные представления: при копировании фигуры Тейлора отмечается левостороннее игнорирование, обилие реверсий, структурно-топологических, метрических ошибок, персеверации. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Слухоречевая память: отмечена замена слов близкими по звучанию («игла» — «игра», «ночь» — «дочь»), наблюдаются асемантичные замены («лес» — «кис»), повышение смыслообразования («дочь легла спать»), * Здесь и далее рассказ приводится без изменений. перевороты слов («кот» — «ток»), объем слухоречевой памяти сужен, избирательность грубо нарушена. Зрительная память: нерезко снижен объем памяти, отмечаются нарушения избирательности, реверс фигур на 90 градусов (рис. 8). Средняя оценка за раздел — 2 балла. Средняя оценка по пяти разделам — 1,8 балла. Средняя оценка по трем разделам — 1,2 балла. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОНР III уровня. Рекомендованы индивидуальные и групповые занятия, консультация психоневролога с целью уточнения диагноза. Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников Психическое развитие детей со стертой формой дизартрии имеет свою специфику, поэтому при проведении коррекционных мероприятий необходимо учитывать как особенности развития высших психических функций у детей данной категории в целом, так и последовательность основных этапов формирования мозговой организации психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе. Коррекционная работа включает общие этапы работы для всех групп: развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков проводится с детьми, у которых выявлены нарушения звукопроизносительной стороны речи. Для детей с выраженными нарушениями высших психических функций и процессов предусмотрена работа по устранению аномических проявлений в речи. Так как у детей со стертой формой дизартрии нарушены функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи, в содержание коррекционной работы необходимо ввести занятия, направленные на профилактику нарушений чтения и письма. Последовательность работы жестко определена, поэтому необходимо соблюдать предложенные этапы и упражнения. Длительность каждого этапа может варьироваться, поскольку тяжесть нарушений у детей со стертой формой дизартрии различна. Занятия можно проводить как в группе (она набирается в соответствии со средними показателями по пробам), так и индивидуально. В отдельную группу входят дети, имеющие соче-танные нарушения: стертая форма дизартрии и общее недоразвитие речи II— III уровня. В этой группе работа по коррекции стертой формы дизартрии дополняется традиционными видами работы по коррекции ОН Р. Работа со всеми дошкольниками начинается с подготовительного этапа. На этом этапе совмещаются занятия по развитию двигательной сферы (общая, тонкая, артикуляционная моторика), постановке и автоматизации навыков правильного дыхания, развитию просодической стороны речи. Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях. Двигательная сфера Общедвигательная сфера Воздействие на ребенка на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций и процессов. Поэтому в начале коррекционной работы желательно отдать предпочтение этому направлению, что позволит создать предпосылки для последующих этапов работы. Коррекция общедвигательной сферы детей с отклонениями в развитии из- ложена в книге А.В.Семенович. Методологически эта работа опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Методически представляет собой адаптированный к детскому возрасту вариант базовых телесно ориентированных, кинезиологических, театральных и иных психотехник, адаптированных к детскому возрасту. Логопедам можно рекомендовать использовать данную методику с большой осторожностью, поскольку они не обладают полноценными знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии, психофизиологии и не всегда смогут с достаточной уверенностью оценить последствия ее применения. Поэтому в работе по данному разделу желательно участие нейропсихолога. Развитие тонкой моторики Осуществляется логопедом как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Система упражнений разделена на блоки.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.205 (0.009 с.) |