Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе

Поиск

1. «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на сто­
ле, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются,
большие пальцы прижаты к указательным пальцам.

2. «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на
столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкаса­
ются, большие пальцы оттопырены вверх — труба па­
рохода.

3. «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же
положении, что и в предыдущем упражнении, но боль­
шие пальцы опущены внутрь.

4. «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и
соприкасаются подушечками, кисти максимально раз­
двинуты.


 

5. «Скворечник». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты
и соприкасаются подушечками, большие пальцы за­
гнуты внутрь ладоней.

6. «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих
рук собраны в кольцо и соединены.

7. «Ворота». Локти опираются на стол, ладони на­
правлены вверх, подушечки среднего и безымянного
пальцев обеих рук соединены, указательные пальцы и
мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно прижа­
ты к указательным.

8. «Мостик». Локти опираются на стол, средний,
безымянный пальцы и мизинец обеих рук плотно при­
жаты и соединяются горизонтально подушечками, ука­
зательные пальцы вытянуты вверх, большие пальцы
прижаты к ним.

9. «Корни». Локти опираются на стол, ладони при­
жаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз.

 

10. «Мельница». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и пере­
плетены. Движения производят вытянутыми пальцами,
не расцепляя их — мельница работает.

11. «Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы
обеих рук переплетены внутрь ладоней, большие паль­
цы замкнуты в кольцо.

12. «Колокольчик». Локти опираются на стол, ладо­
ни направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены,
средний палец правой руки опущен вниз — язычок ко­
локольчика.

Динамическая координация движений

Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной сторо­
ной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная
с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.

2. «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол,
все пальцы поочередно прикасаются к большому поду­
шечками — здороваются.

3. «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы
выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим паль­
цем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

4. «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони под­
няты вверх, большие пальцы соединены горизонталь­
но. Остальные пальцы, начиная с указательного по­
очередно приставляют к большим (движения рук могут
быть как одновременные, так и последовательные) до
образования «бинокля».

5. «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме средне­
го, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх —
голова медведя. Выполняют движения поочередно
большим и указательным пальцами — безымянным и
мизинцем, как бы имитируя походку медведя.

6. «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пи­
аниста (пальцы слегка согнуты). Попеременно посту­
кивают первым — вторым, первым — пятым пальцами.

7. «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы пере­
плетены внутрь, большие пальцы направлены к себе.



«Краб» движется по столу влево-вправо путем пооче­редной перестановки большого пальца правой руки — остальных пальцев правой руки — большого пальца ле­вой руки — остальных пальцев левой руки.

Развитие реципрокной координации движений рук

1. «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь
поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Пра­
вая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части
ладони левой руки, затем положение рук меняется.

2. «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром сто­
ит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху
левую. Затем положение рук меняется.

 

3. «Указатель». Локоть левой руки опирается на
стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в ку­
лак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука
выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты.
Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном
положении к основанию мизинца левой руки. Затем
положение рук меняется.

4. «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью
вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой
рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук
меняется.

5. «Прятки». Локти опираются на стол, ладони при­
жаты тыльной стороной. Левая рука согнута в кулак и
находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки
выпрямлена. Затем положение рук меняется.

6. Рисование. Одновременно одной рукой рисуют
круги, другой — квадраты.

7. Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке,
скрипке и т.д.

Детям второй и третьей групп (со средней и выра­женной тяжестью нарушений) рекомендуем на 2-м и 3-м этапах добавить «Разноцветные прищепки». Пласт­массовые прищепки закрепляются во время выполне­ния упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:

1 —3-й день — большой палец;

4—6-й день — большой и указательный пальцы;

7-й день — большой, указательный и средний пальцы;

10—12-й день — большой, указательный пальцы;

13— 15-й день — большой палец.

В дни, не указанные в схеме, прищепки прикре­плять не надо.

Постановка и развитие навыков правильного дыхания

Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует обще­му оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Обучение правильно­му смешанно-диафрагмальному дыханию проводится поэтапно (система упражнений также разделена на блоки).


Постановка и развитие четырехфазного смешанно-диафрагмалыюго дыхания

Дыхательные фазы содержат равное количество се­кунд — от 3 до 7. Начинаем работу с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7 секунд.

1-я фаза — вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку.

2-я фаза — задержка дыхания (пауза).

3-я фаза — выдох ртом, живот медленно втягива­ется, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опу­скаются.

4-я фаза — задержка дыхания (пауза).

1. Развитие четырехфазного диафрагмального

ДЫХАНИЯ

Отработка четырехфазного дыхания проводится в положении лежа на спине, желательно сразу после сна. Ребенок укладывается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая на грудь. Сверху ло­гопед кладет свои руки. При выдохе надавливают рука­ми на диафрагму, затем на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» вначале диафрагму, затем грудную клетку. В дальнейшем логопед только контролирует пра­вильность дыхания с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы плечи и ключицы не находились в напряжении. В том случае, если у ребенка дыхание верхне-грудное или ключичное, логопед может занять положение за головой ребенка, придерживая коленями его плечи. Дыхание выполняют под счет, начиная с 3-х. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.

С детьми, имеющими выраженные дыхательные нарушения, рекомендуется использовать технику «па­радоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно «надувает­ся», выдвигая диафрагму вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил упражнение, можно спросить его, насколько удобно так дышать, и вернуться к пра­вильной технике дыхания.

Развитие носового и ротового дыхания

После того как навык смешанно-диафрагмального дыхания закреплен в положении лежа, затем сидя, про­водятся упражнения (по четырехфазной схеме).

• Вдох и выдох через нос.

• Вдох и выдох через рот.

• Вдох через рот — выдох через нос.

• Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через
правую попеременно.

• Вдох через одну половину носа, выдох через дру­
гую.

• Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с
усилением в конце.



• Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые
губы.

• Вдох через нос, выдох через рот толчками равны­
ми порциями.

• Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя
неравными порциями.

Совмещение навыка дыхания

с движениями

Упражнения выполняются в положении сидя на ко­ленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

• «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются
вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опу­
скается к коленям, спина сгибается.

• На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе
ребенок обхватывает себя руками, голова опускается,
спина сгибается.

• Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки,
большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе
большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.

• Вдох попеременно правой — левой ноздрей. На
вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка ми­
зинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую за­
крывает подушечка большого пальца правой руки.

Закрепление навыка дыхания

В движении

Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

• «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч,
руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки
и голова поднимаются вверх, на выдохе — наклон, руки
ладонями упираются в пол.

• «Тряпичная кукла-1». И.п. то же. Вдох— руки
поднимаются вверх. Выдох — расслабленные руки и
верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

• «Дровосек». И.п. то же. Вдох — руки поднимаются
вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки
и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

• «Мельница». И.п. то же. Одна рука поднята вверх,
другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют
положение.

• «Насос». (И.п.) то же. Руки опущены, ладони об­
ращены вверх. На вдохе руки притягиваются к под­
мышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.

• «Яйцо». И.п. то же. На вдохе руки плавно разводятся
в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На вы­
дохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.

• «Арлекин». И.п. то же. Руки в локтевых суставах
раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и
кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и
кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы —
вперед.

• «Черепаха». И.п. то же. На вдохе вытягиваем шею
вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) —
возвращаем на место.


 

• «Потягушки». И.п. то же. Руки сжаты в кулаки
большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота.
На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются
над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спи­
не назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх,
распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе
опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.

• «Свеча». И.п. то же. Вдох. Начинаем медленно,
ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется),
выдох становится интенсивнее (стремимся загасить
свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).

• «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные
руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело
(пятки не отрываются от пола), на выдохе медленно
опускаем руки, сгибаемся в поясе.

Развитие речевого дыхания

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя (дыхание четырехфазное).

• «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдо­
хом (беззвучно произнося слог «ха») греем последо­
вательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени,
стопы, «хвост». Упражнение способствует разогре­
ву голосовых связок и всегда предшествует речевым
упражнениям.

• «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед гру­
дью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сто­
рону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть ко­
мара») соединяем руки, одновременно произнося звук
«з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

• «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи
расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5—10
звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произ­
несении каждого звука помогаем себе, прижимая диа­
фрагму.

• «Пушинка». И.п. то же. Вдох. На одном выдохе
произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каж­
дого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.

• «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично
дыхательному (Блок 3). При выдохе произносится не­
прерывный длительный звук «м».

• «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище со­
гнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно вы­
прямляем позвоночник, представляя, что каждый по­
звонок — это звено молодого бамбука. Одновременно
прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в
каждый позвонок-звено.

• «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем
звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в
корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.

• «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим
звук «о», представляя себя кругом, который сдувается
(вначале громко, затем все тише и тише).

• «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», пред­
ставляя, что в груди находится столп света, который
вырывается наружу вместе со звуком.

• «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и»,
представляя себя длинной тонкой направленной вверх
антенной.




• «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков
(«а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонта­
ном воды, который пробивается наружу.

• «Кто больше?». Упражнение направлено на уве­
личение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся
цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими
же звуками):

а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.

Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи)

Развитие силы голоса

Все упражнения выполняются с соблюдением пра­вильной техники дыхания.

• Увеличение силы голоса {«а», «о», «у», «э», «ы»)\

аааааааа.

• Увеличение силы голоса (парные согласные):

ффффвввв.

• Уменьшение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»)\

а а а а а а.

Уменьшение силы голоса (парные согласные):

ЗЗЗЗССсс.

• «Ухабы»:

УУУУУУУУУУУУУУУ,оооооОООООООооо.

• «Междометия». Произносим тише — громче:
«аиаиаи», «ойойой», «эйэйэй».

• «Имитации». Подражаем рычанию собаки («р»),
гудку парохода («у»), вою ветра («в»), жужжанию пчелы
(«ж»), писку комара («з»), насосу («с») и т.д., произнося
звуки тише или громче в зависимости от удаления объ­
екта.

Развитие диапазона голоса

Все упражнения выполняются с соблюдением пра­вильной техники дыхания.

• «Имитации». Подражание голосам взрослых жи­
вотных и птиц и их детенышей. Упражнение можно до­
полнить имитацией движений животных и птиц.

• Повышение и понижение голоса по схеме, в соот­
ветствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

• «Маляр». Имитируем движение маляра, который
красит забор, одновременно с движениями руки вниз-
вверх понижается и повышается голос.

• «Этажи». Выбирают любое односложное слово из
трех звуков (бом, дом,...). Логопед произносит его мак­
симально низко, затем предлагает ребенку произнести
его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т.д.


Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъемом на лестницу.

• «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три
медведя», «Маша и медведь» и др.).

Раздел завершается работой над интонированнос -тью речи.

Мимические и артикуляционные упражнения

Мимические упражнения

Перед выполнением упражнений проводится мас­саж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от сере­дины лба к вискам. Затем в этих же направлениях про­водится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.008 с.)