Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие пространственных представленийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т.д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему. Соматогнозис Освоение телесного пространства — наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно. «Верх — низ» Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки. Примеры упражнений. • Назови и покажи верхние, затем нижние части • Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у • «Путаница». Логопед неверно называетчасти тела, • «Верх». Покажи и назови действия, которые мож • «Низ». Покажи и назови действия, которые мож «Спереди — сзади» Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Примеры упражнений. • Назови и покажи части тела, которые находятся у • «Скажи, где?». Логопед дотрагивается до разных • «Вперед». Выполнять движения только в направ • «Назад». Выполнять движения только в направле • «Путаница». Аналогично упражнению, описан • «Совмещение понятий». Логопед называет (пока «Право — лево» Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно. Примеры упражнений. • Назови и покажи правые и левые части тела. • Игры с мячом (начинать лучше с мяча большо • Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем • «Направо». Выполнять движения только в на • «Налево». Выполнять движения только в направ • «Путаница». Аналогично описанному ранее • «Право —лево». Предложить ребенку дотронуться • «Совмещение понятий». Логопед дотрагивается Уточнение и обогащение представлений О ВНЕШНЕМ ПРОСТРАНСТВЕ Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны — нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем — какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире. • «Моя квартира». Назвать предметы, расположен • «Мой детский сад (класс)». Назвать предметы,
• «Мой двор, улица». Назвать предметы, располо • «Водное царство» — нижняя зона. Вспомнить • «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пу • «Царство зверей». Вспомнить животных (домаш • «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Ими • Отработка противоположных понятий: открыто — Определение пространственных направлений по отношению к себе На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право — лево» ребенку по-прежнему оказывает маркер — нитка на руке или кольцо, браслет и т. д. • «Справа — слева, спереди — сзади». Назвать как • «Повороты». Перечисляем предметы, находящи • «Мысленные повороты». Упражнение аналогич • «Шеренга». В упражнении принимают участие • «Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок • «Далеко — близко». Стоя на одном месте, назвать • «Высоко — низко». Стоя на одном месте, назвать • «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: • «Неисправный робот». Ребенок выполняет ко • «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем • «Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку, • «Ориентация по памяти». Предложите ребенку • «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план Определение ориентации предметов по отношению друг к другу • «Попади в ворота». Закатывать мяч в ворота с • «Комната, класс». Рассказать, как предметы в • «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, ком • Отработка дихотомических (противоположных) • Отработка дихотомических понятий: выше — Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений обязательно использовать маркеры как ребенку, так и логопеду. • Ребенок стоит впереди, логопед сзади него перед • Стоя лицом к ребенку, попросите его показать • «Оля — Яло». «Жила-была девочка. Звали ее Оля. • «Расскажи про меня». Логопед стоит лицом к ре • «Делай так». Логопед поднимает флажок (вы • «Будь моим зеркалом». Логопед выполняет раз • «Зеркало треснуло». То же, только действия долж • На картинках ребенок по заданию логопеда на Конструирование Этот этап развития пространственных представлений логопед может отрабатывать как изолированно, так и совмещать с этапом ориентации на листе бумаги для экономии времени. Возможна также работа в виде домашних заданий. Используются спички, геометрические фигуры, кубики (выкладывание по аналогии с комментариями, по инструкции), разнообразные конструкторы, «Лего», пазлы, мозаика, доска Сегена и т.д. Важно, чтобы ребенок комментировал свои действия. Ориентация на листе бумаги На этом этапе по-прежнему используется маркер — нитка. Также необходимо маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок). • Положите перед ребенком квадрат, нарисованный • «Волшебные квадраты». Предложите ребенку • «Муха». Положите перед ребенком квадрат, раз • Пространственные диктанты. Поставьте на листе • «Следопыт». Положите перед ребенком лист, рас • «Дорожки». Для закрепления правильного навыка • «Обводка». Предложите ребенку обвести сначала • «Копирование». Предложите ребенку скопировать • Копирование сложных фигур на чистом листе. Вербальная маркировка пространства Проводя работу по уточнению пространственных представлений, мы постоянно стремились к их вербализации. Однако на заключительном этапе необходимо провести отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена года, дни недели, месяцы), предлоги, составление рассказа по сюжетной серии, составление рассказа по картине, логико-грамматические речевые конструкции. Освоение последовательности 1. «Время суток». Необходимо объяснить ребенку, • Схематично обозначьте или напишите вместе с • Выверните полоску обратной стороной. Схема • «Раньше — позже». Используя полоску, обсудите с • Рассмотрите картинки со схематичным изобра • «Мой день». Логопед показывает ребенку картин • Надо поймать мяч, если логопед назовет правиль • «Путаница». Упражнение выполняется устно или
2. «Времена года, месяцы, дни недели». При отработке 3. «Предлоги». Первоначально предлоги (рис. 10—15)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.009 с.) |