Развитие тактильных ощущений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие тактильных ощущений



И кинестетического компонента

Двигательного акта

Начинаем с обучения ребенка приемам самомасса­жа рук. Самомассаж — один из видов пассивной гим­настики, его необходимо проводить ежедневно, жела­тельно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

• *«Пунктиры». Подушечки четырех пальцев пра­
вой руки установлены у оснований пальцев левой руки
с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед
(«пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвига­
ясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

• «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на
столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитиру­
ем движение пилы по всей поверхности левой ладони в
направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

• «Утюжок». Исходное положение (И.п.) то же.
Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем ле­
вую. То же для другой руки.

• «Каток». И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак
пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ла­
дони, разминая ее. То же для другой руки.

• Упражнения, помеченные этим значком, выполняются
в комплексе.



• «Буравчик». И.п. то же. Фалангами сжатых в ку­
лак пальцев правой руки производим движения по типу
«буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

• «Краб». И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем
указательный и средний пальцы правой руки и фаланга­
ми пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

• «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

• «Спиральки». Каждый палец левой руки пооче­
редно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца
правой руки. Большим пальцем правой руки делаем
спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх
от основания к подушечке. То же для другой руки.

После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.

1. «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на
ощупь сравнить и определить степень нагрева предме­
тов (грелка — лед — мягкая игрушка — металлическая
ложка...).

2. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощу­
пывает 3—5 игрушек с различной фактурой поверх­
ности, затем кусочки материалов, из которых сделаны
игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и
материал, из которого она сделана.

3. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с
бортиками высотой 7—8 см насыпать горох (фасоль,
гречневую крупу, рис) и поместить несколько предме­
тов, различных по форме и величине, знакомых ребен­
ку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти
предметы, ощупать их и назвать.

4. «Волшебный мешочек». 1-й вариант. Ребенок
должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...);

б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры раз­
личной величины и фактуры (наждачная, бархатная
бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные
по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).
2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет
одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов
и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же пред­
мет; в) выбрать среди других такой же предмет одной,
затем другой рукой.

Развитие кинетического компонента двигательного акта

Движения кистями рук

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и наконец двумя ру­ками одновременно.

1. Катание мяча (теннисного мячика) по наклонной
плоскости ладонью.

2. Сжимание резиновых игрушек, наполненной во­
дой спринцовки (с заданным направлением воздушной
или водной струи).

3. Ударять по воздушному шару, подвешенному к
потолку (кулаком, ладонью, указательным пальцем).

4. «Веселые маляры». Локти опираются на стол,
пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, про-


изводятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

5. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол,
указательный и средний пальцы вытянуты и раздвину­
ты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся
движения кистями по направлению вверх-вниз.

6. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол,
все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», произво­
дятся движения кистями по направлению вверх-вниз.

7. «Гусь». Локти опираются на стол, большой и ука­
зательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к
другу, остальные прижаты к ладони, производятся дви­
жения кистями по направлению вверх-вниз.

8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и
указательный пальцы образуют «клювик», остальные
уложены на указательный палец, производятся движе­
ния кистями по направлению вверх-вниз.

9. «Погладим котенка». Локти опираются на стол,
пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, про­
изводятся движения кистями по направлению влево-
вправо.

 

10. «Коза бодатая». Локти опираются на стол, ука­
зательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты,
остальные плотно прижаты к ладони, производятся
движения кистями по направлению влево-вправо.

11. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы
плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца,
который оттопырен и направлен вверх, производятся
движения кистями по направлению влево-вправо.

12.«Хорошо— плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх — «хо­рошо», затем вниз — «плохо».

13. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу.

Движения пальцами рук

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одно­временно.

1.«Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение прово­дится с другими пальцами.

2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный
палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к
ладони, движения производятся указательным паль­
цем, имитируя движения змеи. Аналогично упражне­
ние проводится с другими пальцами.

3. «Зайчик». Локти опираются на стол, указатель­
ный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх,
остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения
производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит
ушками.

4. «Коза». Локти опираются на стол, указатель­
ный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед
от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони,


движения производятся вытянутыми пальцами — коз­лик бодается.

5. «Козлик». Локти опираются на стол, большой па­
лец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя,
остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения
производятся вытянутыми пальцами — козлик бодается.

6. «Кошка». Локти опираются на стол, указательный
палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний
и безымянный пальцы плотно прижаты большим к
ладони, движения производятся вытянутыми пальца­
ми — ушки шевелятся.

7. «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы,
кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смы­
каются с ладонью, движения производятся большим
пальцем — бочонок открывается — закрывается.

8. «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы
плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх,
пальцы медленно раскрываются.

9. «Лягушка». Локти опираются на стол, указатель­
ный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, сред­
ний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони,
большой палец приложен к ним горизонтально. Дви­
жения производятся указательным пальцем и мизин­
цем — лягушка спит — проснулась.

 

10. «Крокодил». Локти опираются на стол, указа­
тельный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад,
средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, боль­
шой палец прижимается к ним снизу — пасть. Движе­
ния производятся вытянутыми пальцами — крокодил
«кушает».

11. «Улитка». Положить руки на стол, поднять указа­
тельный и средний пальцы, остальные плотно прижаты
к столу. Поднятые пальцы двигаются — улитка шевелит
рожками.

12. «Сова». Локти опираются на стол, указательный,
средний и безымянный пальцы согнуты так, чтобы по­
душечки были прижаты к основанию пальцев, большой
палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими произво­
дятся движения — сова летает.

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д.; шнуровку; работу с пла­стилином, глиной, ножницами; оригами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.152.203 (0.027 с.)