Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики В первую очередь необходимо отметить грубые нарушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации движений. Отмечаются следующие нарушения: рассогласованность движений, появление гипертонуса, вычурных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения. Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.). Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения У старших дошкольников со стертой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи. Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей данной категории. Это прежде всего нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (группы звуков), так и нормально сформированный звуковой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен. Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза Все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуля-торно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов: в слове шар первый звук — «р». Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с». Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове. Синтез слов из звуков и слогов осуществляется детьми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4—5 звуков со стечением согласных, также отмечаются реверсы слов («ток» — «кот»). Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического звена, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии. Состояние лексико-грамматического строя речи В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их. Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Например, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие замены: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соотнести образ предмета со словом-наименованием). Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок называния времен года, суток, дней недели. Однако, поскольку дети знают признаки, правильно их соотносят, можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных представлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам). В целом, характеризуя особенности лексики данной категории детей, необходимо отметить обеднен-ность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространственных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических конструкций. У части детей со стертой формой дизартрии встречается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлениями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышеперечисленные особенности лексико-грамматической стороны речи. Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности речевых нарушений, что отражается в заключении логопеда следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи. Состояние связной речи Дошкольники со стертой формой дизартрии адекватно используют вербальные средства. Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы. При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отличие от нормы, рассматривают картинку, придерживаясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ перечислением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничиваются интерпретацией по одному фрагменту или составляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки. При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособление для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спасатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спокойно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагментарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обобщить события, хотя и неправильно их интерпретировал. Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их раскладывать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладывают картинки справа налево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы. У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразвития речи. Им требуется развернутая помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бедность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, трудности (вплоть до невозможности) составления рассказа по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего недоразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОН? IIIуровня). Рис. 1. Образцы копирования фигуры Тейлора старшими дошкольниками со стертой формой дизартрии: а — Аня 3., 6 лет; б — Дима Е., 6 лет При неврологическом обследовании обнаруживается остаточная неврологическая симптоматика. Преимущественно это вегетативные дисфункции и глазодвигательные нарушения, проявляющиеся в сужении боковых, верхнего и нижнего полей зрения, неравномерности парного слежения глаз, синкинезиях головы и туловища и др. Тонкая моторика 1. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Движения выполняются соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена); соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони); б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений. 4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно,четко. 3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне 2 балла — выполнена проба «а», заданная поза 1 балл — невозможность правильного повторения 2. Динамический праксис. Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно: рука согнута в кулак; рука ударяет об стол ребром ладони; рука ударяет об стол ладонью. Поочередно проба проводится правой и левой рукой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений. 4 балла — темп быстрый, движения правильные, 3 балла — темп движения при введении сенсибили 2 балла — темп резко замедлен, при введении сен- сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью). 1 балл — невозможность правильного повторения 3. Реципрокная координация движений. Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отрываться от стола. Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания — 1 минута. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений. 4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно. 3 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа, движений. Амплитуда размашистая, положение рук в пространстве неизменно. 2 балла — движения замедленны, нарушена четкость 1 балл — невозможность выполнения пробы. Артикуляционная моторика 1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по образцу: а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики. Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд. 3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер 2 балла — статическая поза при выполнении проб 1 балл — невозможность удержания статической 2. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Повторить по образцу б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений. 4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый. 3 балла — позы повторяются правильно, темп за 2 балла — темп резко замедлен (движения выполня 1 балл — невозможность правильного повторения 3. Динамическая координация движений. Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу: а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, наличие саливации, неврологической симптоматики. 4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол 3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении 2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез 1 балл — полная невозможность выполнения серии движений. Мимическая мускулатура Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу. Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ. 4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции. 3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок. 2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и 1 балл — полная невозможность выполнения задания. 2. Состояние фонематического слуха Восприятие и воспроизведение ритмов При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном: а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать II - III, III - I, III - II - I и т.д.; б) слухомоторные координации. Предлагается по простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т.д.; сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентированные, громкие удары). Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления. 3 балла — правильное восприятие и воспроизведение 2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе 1 балл — невозможность выполнения обеих проб. Фонематическое восприятие 1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации: а) послушать и определить, близко или далеко б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы * Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» позволяет получить дополнительные данные о состоянии межанализаторных связей ребенка. Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе пробы. 3 балла — правильно выполнена проба «а», при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации. 2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации. 1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации. 2. Восприятие и дифференциация звуков речи: а) ребенку на слух предъявляются несколько корот Задание: определить, какой звук чаще всего встречается. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи. Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень шептала: листья сбросил. — Шалунишка! На осинке листик огоньком Шумишь, шуршишь, горит. болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер Ты маме шить мешаешь! листья носит, А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик подушку шью, малышка! моросит... В подушке не пушинки, а шутки и смешинки. Поешь зерна немножко и спать ложись, мой крошка! б) различение слов, близких по звуковому составу и Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор. Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска; в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина; руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра; г) повторение слов и предложений с оппозицион солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. * Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок. 2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще 1 балл — затруднения при выполнении пробы «а». Звукослоговой анализ Задания: а) выделение первого гласного и последнего соглас аист, ослик, угол; б) выделение первого согласного и последнего глас рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру; в) определение 2, 3, 4-го звуков в слове, количества 2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах определяется количество звуков и слогов); г) добавление и замена звука в слове: вор — двор, вол — волк, ёлка — тёлка, сок — сук — лук, лиса — липа — лупа. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в». 2 балла — правильно выполнена проба «а»; при вы 1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопеда, при выполнении проб «в», «г» отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются. Звуковой синтез*: Задания: а) прослушать слово, произнесенное по отдельным Р,О,Г; Р,О,С,А; Г, Р, О, Т; К, А, С, К, А; б) прослушать слово, произнесенное по отдельным К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы; в) прослушать слово с переставленными звуками * В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми для того, чтобы исключить смысловую догадку. Н, С, Ы - сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА —лошадка. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при 2 балла —- правильно выполнена проба «а»; при вы 1 балл — при выполнении пробы «а» требуется не 3. Состояние просодической стороны речи Обследование просодической стороны речи проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа на произвольную тему, счета. Оценка. При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированное™), а также тембр голоса, темповая и динамическая организации речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха. 4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное, 3 балла — дыхание смешанное, длина речевого вы 2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключич i балл — дыхание грудное (ключичное), длина речевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются нарушения голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность и(или) назализованный оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 2-1 балла. 4. Состояние звукопроизношения Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, самостоятельной речи ребенка и(или) с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нарушенных звуков (групп звуков), наличие замен, искаже- ний или отсутствие звука при изолированном произношении и в спонтанной речи. Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков. 3 балла — варианты: нарушены или отсутствует 2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы 1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу ис 5. Состояние лексико-грамматического строя речи Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных заданий. Лексика 1. Слова, обозначающие предметы: а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать общим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые относятся к заданной группе; б) отношения антонимии и синонимии: придумать в) многозначность слов: составить предложения из Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (картинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов. 4 балла — богатый словарный запас, владение обоб 3 балла — достаточный словарный запас (соответ 2 балла — ограниченный словарный запас, трудно 1 балл — бедный словарный запас, незнание обоб- 2Э щенных понятий, непонимание отношений антонимии и синонимии, многозначности слов. 2. Знание времен года, суток, дней недели: а) назвать времена года, время суток, дни недели; б) из названных слов найти слова, относящиеся к урожай; утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужинать, светло, ложиться; в) перечислить по порядку времена года, части су Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в». 2 балла — выполнена проба «а», трудности при вы 1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забы 3. Слова, обозначающие действия: а) ответить на вопрос, как животные и птицы (ко б) назвать, что делают люди разных профессий в) придумать к предлагаемым словам синонимы — Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», 2 балла — отмечаются замены глаголов словами, 1 балл — бедность предикативного словаря, непо 4. Слова, обозначающие признаки предметов: а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вку в) придумать к словам толстый, широкий, горький, Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при 2 балла — отмечается ограниченность словаря при 1 балл — бедность словаря прилагательных, невозможность сравнения слов и подбора антонимов и синонимов. Словообразование Задания: а) образование существительных. Назвать детены б) образование глаголов с помощью приставок (ан завязать —..., включить —..., выдвинуть —...; в) образование прилагательных: компот из яблок —..., варенье из сливы —..., запеканка из моркови —...; погода при ветре—..., морозе—..., дожде—..., солнце —...; у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост —..., голова —..., уши —.... Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные формы прилагательных, требуется помощь логопеда. 2 балла — правильно выполнена проба «а», при вы 1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов Грамматический строй речи 1. Согласование слов в числе, роде: а) согласование слов в числе. Изменить слова в сло б) согласование в роде существительного и глагола. висело — ... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела —... полотенце; б) согласование в роде существительного и прилагательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все пробы. 3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо 2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—3 ошиб 1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе. 2. Управление: а) винительный падеж. Закончить предложения: ловит... Птицелов ловит... Сталевар варит... Кашевар варит...; б) родительный падеж. Закончить предложения: в) множественное число родительного падежа. От Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюдца. Нет чего? Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого? г) дательный падеж. Закончить предложения: дал задание...; д) предложный падеж. Закончить словосочетания: лежит на..., жарит на...; е) творительный падеж. Закончить словосочетания: кошка с..., собака с..., корова с..., лиса с...; ж) понимание обратных конструкций. Ответить на Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Сестру брат зовет домой. Кто
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.014 с.) |