Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики



Состояние общей, тонкой и артикуляционной моторики

В первую очередь необходимо отметить грубые на­рушения статической координации движений как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблю­дается несоответствие между кинетическим и кине­стетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта вплоть до полной невозможности выполнения заданных проб. Грубые дефекты выявляются при выполнении пробы на сложные (реципрокные) формы координации дви­жений. Отмечаются следующие нарушения: рассогла­сованность движений, появление гипертонуса, вычур­ных поз (непроизвольные мышечные сокращения), синкинезии, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Артикуляционная моторика у детей со стертой фор­мой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удер­жании статической позы: отмечаются дыхательная не­достаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (от­клонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативные дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).

Состояние просодической стороны речи и звукопроизношения

У старших дошкольников со стертой формой ди­зартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно про­является в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 се­кунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой ор­ганизации речи. Значительно реже встречаются нару­шения динамической организации речи.

Звукопроизносительные расстройства, как правило, имеются у детей данной категории. Это прежде всего нарушения двух и более звуков (групп звуков). Наряду с этим отмечаются как нарушение одного звука (груп­пы звуков), так и нормально сформированный звуко­вой строй речи. В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений по сравнению с малым числом замен.

Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза

Все дошкольники со стертой формой дизартрии допускают большое количество ошибок, характер ко­торых свидетельствует о недостаточности фонематиче­ского восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении


простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонема­тического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуля-торно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов: в слове шар первый звук — «р».

Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».

Практически невыполнимыми для дошкольников со стертой формой дизартрии оказываются пробы на добавление звука в начале и середине слова, замены звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове.

Синтез слов из звуков и слогов осуществляется деть­ми данной категории достаточно успешно, нарушения выявляются лишь при синтезе слов из 4—5 звуков со стечением согласных, также отмечаются реверсы слов («ток» — «кот»).

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только собственно фонематического зве­на, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения проб дошкольниками со стертой формой дизартрии.

Состояние лексико-грамматического строя речи

В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими поняти­ями, легко образуют новые слова (сонсонный), пра­вильно согласовывают их.

Однако отмечаются специфические трудности на­зывания предметов, действий, признаков. Они прояв­ляются при актуализации нужного слова и использова­нии вместо него слова, близкого по значению. Напри­мер, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие заме­ны: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентно­го периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соот­нести образ предмета со словом-наименованием).

Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок на­зывания времен года, суток, дней недели. Однако, по­скольку дети знают признаки, правильно их соотносят,


можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных пред­ставлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам).

В целом, характеризуя особенности лексики дан­ной категории детей, необходимо отметить обеднен-ность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи.

Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространствен­ных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических кон­струкций.

У части детей со стертой формой дизартрии встре­чается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлени­ями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышепере­численные особенности лексико-грамматической сто­роны речи.

Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности ре­чевых нарушений, что отражается в заключении лого­педа следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Состояние связной речи

Дошкольники со стертой формой дизартрии адек­ватно используют вербальные средства. Рассказ оформ­ляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.

При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отли­чие от нормы, рассматривают картинку, придержива­ясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора воспри­ятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ пере­числением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничива­ются интерпретацией по одному фрагменту или со­ставляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.


При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособле­ние для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спа­сатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спо­койно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагмен­тарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обоб­щить события, хотя и неправильно их интерпретиро­вал.

Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их расклады­вать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладывают картинки справа на­лево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.

У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразви­тия речи. Им требуется развернутая помощь логопе­да в виде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бед­ность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, труд­ности (вплоть до невозможности) составления расска­за по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего не­доразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОН? IIIуровня).

Рис. 1. Образцы копирования фигуры Тейлора старшими

дошкольниками со стертой формой дизартрии:

а — Аня 3., 6 лет; б — Дима Е., 6 лет

При неврологическом обследовании обнаружива­ется остаточная неврологическая симптоматика. Пре­имущественно это вегетативные дисфункции и глазо­двигательные нарушения, проявляющиеся в сужении боковых, верхнего и нижнего полей зрения, неравно­мерности парного слежения глаз, синкинезиях головы и туловища и др.




Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются
поочередно левой и правой рукой по предлагаемому
образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­
ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный и средний пальцы выдвинуть впе­ред — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижа­ты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­
ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно,четко.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне­
нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­
вторение движений противоположной рукой, другими
парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­
медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла — выполнена проба «а», заданная поза
подбирается методом поиска, темп движения резко
замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба
«б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­
верно.

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

рука согнута в кулак;

рука ударяет об стол ребром ладони;

рука ударяет об стол ладонью.

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла — темп быстрый, движения правильные,
четкие.

3 балла — темп движения при введении сенсибили­
зированных условий замедляется, четкость движений
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен, при введении сен-


сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

3. Реципрокная координация движений.

Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, вы­прямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отры­ваться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выпол­нения задания — 1 минута.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость, плавность, согласованность движений.

4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размерен­ная, положение рук в пространстве неизменно.

3 балла — в сенсибилизированных условиях отмеча­ется снижение темпа, движений. Амплитуда размаши­стая, положение рук в пространстве неизменно.

2 балла — движения замедленны, нарушена четкость
и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размаши­
стая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве.
Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях не­
возможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

Артикуляционная моторика

1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об­разцу:

а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения зада­ния, время удержания позы, наличие саливации (слю­нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче­ской симптоматики.

Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер­
живается в течение 6—7 секунд, может отмечаться нали­
чие саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла — статическая поза при выполнении проб
«а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не вы­
полняется. Отмечается наличие сопутствующей сим­
птоматики.



1 балл — невозможность удержания статической
позы.

2. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков: «И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его губы в нужную позу, затем губы разглажива­
ются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.

4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.

3 балла — позы повторяются правильно, темп за­
медлен (движения выполняются не более чем с 2—3-
секундной задержкой после показа), четкость негрубо
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен (движения выполня­
ются с 4-секундной и более задержкой после показа),
отмечается длительный поиск нужной позы, уподобле­
ние поз.

1 балл — невозможность правильного повторения
поз.

3. Динамическая координация движений.

Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:

а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык, поднять и опустить его;

б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при­
кусить его зубами, закрыть рот; открыть рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться, открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности верхних, за­
тем нижних зубов («Почистим зубки»).

Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, нали­чие саливации, неврологической симптоматики.

4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол­
няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим­
птоматики не отмечается.

3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении
второй серии движений темп замедлен, четкость негру­
бо нарушена, может отмечаться саливация.

2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез­
ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на­
рушена, отмечается сопутствующая симптоматика.

1 балл — полная невозможность выполнения серии движений.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае не­возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить


каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их впе­ред, вращать ими по кругу.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла­женности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла­док.

2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и
темп резко снижены. Затруднено или невозможно по­
очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность
носогубных складок, неплотное смыкание губ.

1 балл — полная невозможность выполнения задания.

2. Состояние фонематического слуха

Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:

а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать
удары и посчитать их:

II - III, III - I, III - II - I и т.д.;

б) слухомоторные координации. Предлагается по­
вторить:

простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т.д.;

сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентирован­ные, громкие удары).

Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и вос­произведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение
простых ритмов со второго предъявления, ошибки в вос­
произведении сложных ритмов с самокоррекцией.

2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе­
ния простых ритмов (правильное количество ударов
после 3—4-го предъявления), невозможность воспро­
изведения сложных ритмов.

1 балл — невозможность выполнения обеих проб.

Фонематическое восприятие

1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:

а) послушать и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно, грустно
говорит человек;

б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы
«а».

* Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» по­зволяет получить дополнительные данные о состоянии межа­нализаторных связей ребенка.



Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе про­бы.

3 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.

2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра­ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто­нации.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

а) ребенку на слух предъявляются несколько корот­
ких стихотворных текстов.

Задание: определить, какой звук чаще всего встре­чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на­личия правильного звука в речи.

Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень

шептала: листья сбросил.

— Шалунишка! На осинке листик огоньком

Шумишь, шуршишь, горит.

болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер

Ты маме шить мешаешь! листья носит,

А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик

подушку шью, малышка! моросит...

В подушке не пушинки,

а шутки и смешинки.

Поешь зерна немножко и

спать ложись, мой крошка!

б) различение слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъ­
являются 12 картинок, расположенных на двух альбом­
ных листах. Предлагается рассмотреть и показать кар­
тинки, называемые логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.

Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.

Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;

в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред­
лагается на слух определить, какие из слов логопед про­
изнес «неправильно»:

кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;

руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра;

г) повторение слов и предложений с оппозицион­
ными звуками:

солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, ис­купали в ванне Фаню.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

* Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи.


3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши­бок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок.

2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности
при воспроизведении слов, невозможность правильно­
го воспроизведения чистоговорок.

1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б»,
«в». Невозможность правильного воспроизведения
слов и чистоговорок.

Звукослоговой анализ

Задания:

а) выделение первого гласного и последнего соглас­
ного звуков в слове:

аист, ослик, угол;

б) выделение первого согласного и последнего глас­
ного в слове:

рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру;

в) определение 2, 3, 4-го звуков в слове, количества
звуков, слогов:

2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах опре­деляется количество звуков и слогов);

г) добавление и замена звука в слове:

вор — двор, волволк, ёлкатёлка, соксуклук, лисалипалупа. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в».
При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, одна­
ко осуществляется самокоррекция.

2 балла — правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется
помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.

1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопе­да, при выполнении проб «в», «г» отмечаются много­численные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.

Звуковой синтез*:

Задания:

а) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 3 секунды), воспроизве­
сти его слитно:

Р,О,Г; Р,О,С,А; Г, Р, О, Т; К, А, С, К, А;

б) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 5 секунд, во время паузы
дается звуковой сигнал), воспроизвести слово слитно:

К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы;

в) прослушать слово с переставленными звуками
или слогами, воспроизвести его правильно:

* В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми для того, чтобы исключить смысловую догадку.



Н, С, Ы - сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА —ло­шадка.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при
выполнении пробы «в» требуется повторение слов, по­
мощь логопеда (называние 1-го звука, слога).

2 балла —- правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении пробы «б» требуется неоднократное повторе­
ние слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.

1 балл — при выполнении пробы «а» требуется не­
однократное повторение слов, помощь логопеда; про­
бы «б», «в» не выполняются.

3. Состояние просодической стороны речи

Обследование просодической стороны речи прово­дится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа на произвольную тему, счета.

Оценка. При оценке учитываются данные, получен­ные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулиро­ванное™), а также тембр голоса, темповая и динамиче­ская организации речи, наличие смазанности и назали­зованного оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.

4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное,
длина речевого выдоха не менее 8 секунд, нарушений
тембра голоса, темповой и динамической организации
речи не выявлено. Оценка за пробу на модулирован-
ность голоса — 4 балла.

3 балла — дыхание смешанное, длина речевого вы­
доха не менее 6 секунд; могут отмечаться нарушения
темповой организации речи (быстрая или замедленная
речь). Тембр голоса, динамическая организация речи
не нарушены. Оценка за пробу на модулированность
голоса — 4—3 балла.

2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключич­
ное), длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут
отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый, «пе­
тушиный» дискант и другие дефекты), темповой орга­
низации речи. Оценка за пробу на модулированность
голоса 3—2 балла. Присутствует смазанность и(или) на­
зализованный оттенок речи.

i балл — дыхание грудное (ключичное), длина ре­чевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются наруше­ния голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность и(или) назализованный оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 2-1 балла.

4. Состояние звукопроизношения

Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, само­стоятельной речи ребенка и(или) с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нару­шенных звуков (групп звуков), наличие замен, искаже-


ний или отсутствие звука при изолированном произно­шении и в спонтанной речи.

Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков.

3 балла — варианты: нарушены или отсутствует
1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро­
ванно и(или) в самостоятельной речи; нарушены или
отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву­
ков) по типу искажений изолированно и(или) в спон­
танной речи.

2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы
звуков) по типу замен; нарушены 3—4 звука (3—4 груп­
пы звуков) по типу искажений и замен.

1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу ис­
кажений и замен.

5. Состояние лексико-грамматического строя речи

Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных зада­ний.

Лексика

1. Слова, обозначающие предметы:

а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные
предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, ово­
щи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, пти­
цы домашние и дикие, инструменты, транспорт, про­
фессии).

Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать об­щим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые отно­сятся к заданной группе;

б) отношения антонимии и синонимии: придумать
к данным словам антонимы: день —..., утро —...,
зима —...;

в) многозначность слов: составить предложения из
данных словосочетаний: острая коса, длинная коса, пес­
чаная коса.

Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (кар­тинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

4 балла — богатый словарный запас, владение обоб­
щающими понятиями, умение группировать, понима­
ние отношений антонимии и синонимии, многознач­
ности слов.

3 балла — достаточный словарный запас (соответ­
ствует возрастной норме), владение обобщающими по­
нятиями, умение группировать по родовому признаку,
понимание отношений синонимии и антонимии, при
выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
Может отмечаться аномия.

2 балла — ограниченный словарный запас, трудно­
сти обобщения, для понимания отношений антонимии
и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» не­
доступна для выполнения.

1 балл — бедный словарный запас, незнание обоб-



щенных понятий, непонимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

2. Знание времен года, суток, дней недели:

а) назвать времена года, время суток, дни недели;

б) из названных слов найти слова, относящиеся к
зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик,

урожай;

утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужи­нать, светло, ложиться;

в) перечислить по порядку времена года, части су­
ток, дни недели.

Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».

2 балла — выполнена проба «а», трудности при вы­
полнении пробы «б», проба «в» не выполнена.

1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забы­
вает названия, пробы «б», «в» не выполняются.

3. Слова, обозначающие действия:

а) ответить на вопрос, как животные и птицы (ко­
рова, собака, овца, коза; ворона, соловей, воробей) по­
дают голос;

б) назвать, что делают люди разных профессий
(врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной,
сапожник);

в) придумать к предлагаемым словам синонимы —
думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ло­
житься, смеяться.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»,
при выполнении пробы «в» требуется помощь логопе­
да.

2 балла — отмечаются замены глаголов словами,
близкими по значению, ограниченное знание глаголов
по профессиям, невозможность выполнения пробы
«в».

1 балл — бедность предикативного словаря, непо­
нимание отношений антонимии и синонимии.

4. Слова, обозначающие признаки предметов:

а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу
(яблоко, лимон, огурец, помидор);

б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вку­
су, качеству (лимон — апельсин, деревянный полов­
ник — чайная ложка, река — ручей);

в) придумать к словам толстый, широкий, горький,
здоровый
антонимы; к словам грустный, веселый, хра­
брый
синонимы.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при
выполнении пробы «в» отмечаются трудности самосто­
ятельного подбора синонимов и антонимов.

2 балла — отмечается ограниченность словаря при­
лагательных, трудности сравнения, непонимание отно­
шений синонимии и антонимии.

1 балл — бедность словаря прилагательных, невоз­можность сравнения слов и подбора антонимов и си­нонимов.


Словообразование

Задания:

а) образование существительных. Назвать детены­
шей животных: козы, волка, медведя, льва;

б) образование глаголов с помощью приставок (ан­
тонимы):

завязать —..., включить —..., выдвинуть —...;

в) образование прилагательных:

компот из яблок —..., варенье из сливы —..., запе­канка из моркови —...;

погода при ветре—..., морозе—..., дожде—..., солнце —...;

у собаки, волка, лисы, медведя, льва: хвост —..., го­лова —..., уши —....

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при выполнении пробы «в» отмечаются неправильные фор­мы прилагательных, требуется помощь логопеда.

2 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­
полнении проб «б», «в» отмечаются неправильные фор­
мы прилагательных, требуется помощь логопеда.

1 балл — ребенок приводит неправильные формы слов
во всех пробах и(или) не может образовывать слова.

Грамматический строй речи

1. Согласование слов в числе, роде:

а) согласование слов в числе. Изменить слова в сло­
восочетании так, чтобы они стояли во множественном
числе: пушистая кошка, полное ведро, воробей летает,
поезд едет;

б) согласование в роде существительного и глагола.
Составить словосочетания из данных слов:

висело... картина, объявление, зеркало, вывеска, висела —... полотенце;

б) согласование в роде существительного и прила­гательного. Подобрать определения к словам: солнце, трава, снег, облака.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — не более чем по 1 ошибке в пробах либо
1 и 2 ошибки в пробах «а» и «б» соответственно. Ошиб­
ки, исправленные ребенком самостоятельно, не засчи-
тываются.

2 балла — не более 2 ошибок в пробе «а», 2—3 ошиб­
ки в пробах «б», «в».

1 балл — более 3 ошибок в каждой пробе.

2. Управление:

а) винительный падеж. Закончить предложения:
Пчеловод разводит... Цветовод разводит... Рыболов

ловит... Птицелов ловит... Сталевар варит... Кашевар варит...;

б) родительный падеж. Закончить предложения:
Стол изготовлен из... Стакан сделан из... Ведро сде­
лано из...;

в) множественное число родительного падежа. От­
ветить на вопрос:

Вот столы. Нет чего? Вот уши. Нет чего? Вот блюд­ца. Нет чего?



Вот телята. Нет кого? Вот гуси. Нет кого? Вот львы. Нет кого?

г) дательный падеж. Закончить предложения:
Молоко нравится... Охотник подкрался к... Учитель

дал задание...;

д) предложный падеж. Закончить словосочетания:
думать о..., вспомнить о..., прячется в..., стоит в...,

лежит на..., жарит на...;

е) творительный падеж. Закончить словосочетания:
пилят..., копают..., режут..., шьют...;

кошка с..., собака с..., корова с..., лиса с...;

ж) понимание обратных конструкций. Ответить на
вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.214.173 (0.196 с.)