Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная характеристика проявлений эпилепсии и посттравматического состоянияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпилептический приступ наследственно‑органического генеза и травматическое судорожное состояние близки по своей характеристике. Поэтому для педагога важно знание личностных особенностей ребенка, чтобы сформировать правильное отношение к нему. Педагог должен уметь оказать первую помощь во время приступа: поддержать голову или подложить под голову мягкую вещь во избежание добавочных травм, в рот вложить жгутом свернутый платок, удержать язык, чтобы не было закрытия дыхательного горла. При подозрении на эпилептический приступ больного направляют в стационар, где его тщательно обследуют и начинают лечебные мероприятия. Для больных подбирают наиболее подходящие препараты и дозировку. Дальнейшее лечение продолжается в домашних условиях под наблюдением специалиста. По мере необходимости ребенок может быть повторно направлен в больницу для уточнения лечебных мероприятий. При редких эпилептических приступах ребенок может обучаться в школе. В зависимости от уровня интеллектуального развития ему подбирают соответствующую программу обучения. Педагогические мероприятия направлены на организацию режима, чередованию отдыха и труда. Воспитателю и педагогу следует учитывать особенности деятельности эпилептика: медлительность, тщательность, плохую переключаемость, в связи с чем материал на занятиях должен подаваться последовательно, с заранее подготовленным планированием. При изложении материала необходимо соблюдать максимальную доступность, яркую наглядность, неоднократное повторение с привлечением учащихся к излагаемому материалу. Во время устного опроса ученика необходимо предупредить заранее, что его вызовут с ответом на вопрос, на который он должен подготовиться. При выборе трудовой деятельности этим детям стоит рекомендовать работу копировальщика, чертежника, библиотекаря, учитывая, что им нельзя работать в горячем цеху, у конвейера, в слесарной мастерской, с движущимися и режущими механизмами, на высоте, нельзя поднимать тяжести. Психологи и педагоги в дошкольных и школьных учреждениях должны рассматривать все конфликтные ситуации, учитывая, что дети, страдающие эпилепсией, конфликтны, гневливы, обидчивы и долго помнят обиду, нуждаются в правильном подходе, внимании и учете их личностных особенностей. Вопросы для самостоятельной работы: 1. История изучения эпилепсии. 2. Причины возникновения эпилепсии. 3. Назовите формы эпилепсии. 4. Дайте характеристику большого эпилептического припадка. 5. Какую помощь должен оказать ребенку педагог во время судорожного приступа? Как отдифференцировать истерический и эпилептический приступ? 6. Расскажите о педагогической помощи ребенку после судорожного приступа? 7. Какие психические расстройства наблюдаются у больных эпилепсией? 8. Какие лечебно‑педагогические рекомендации можно использовать в работе с детьми, страдающими эпилепсией? 9. Какие личностные особенности должен учитывать воспитатель в работе с эпилептиками? 10. В каких художественных произведениях можно найти действующих лиц с эпилептоидными чертами характера? На какие особенности вы обращали внимание?
Шизофрения
Шизофрения – хронически текущее заболевание, преимущественно возникающее на основе наследственной предрасположенности. Наиболее характерные симптомы болезни – аутизм, ослаблении эмоций, снижение активности, расщепление психических процессов в сочетании с бредом, галлюцинациями, двигательными расстройствами. Шизофрения («шизо» – расщепляю, «френ» – ум, рассудок, душа) – эндогенное психическое заболевание, в основе которого лежит генетически обусловленное нарушение обменных процессов, преимущественно углеводно‑белкового синтеза. Провоцирующим моментом возникновения болезни могут быть травмы, инфекции, интоксикации, заболевания с преимущественно гнойными или ожоговыми процессами, при которых высвобождается большое количество белковых структур. В ряде случаев проявление болезненного процесса возникает на фоне послеродового состояния (приток большого количества молока). В основе патофизиологического механизма шизофрении лежит разлитое охранительное торможение в коре головного мозга. Заболевание протекает приступообразно или непрерывно и имеет тенденцию к прогредиентному течению болезни, начинается преимущественно в молодом возрасте, хотя первые проявления болезни могут дать о себе знать еще в детском возрасте. Отдельные проявления данного заболевания описывались различными врачами древности, но собрал их вместе и описал под одним названием «раннее слабоумие» Э. Крепелин (1896). Дальнейшие наблюдения показали, что не все формы данного заболевания заканчиваются слабоумием. В 1911 г. немецкий психиатр Э. Блейлер опубликовал свою монографию, в которой описывал различные формы данного заболевания, характеризующиеся диссоциацией (расщеплением) психических функций, и определил это состояние как «шизофрения». Шизофрения, по Блейлеру, – это сложное психическое расстройство, при котором наблюдаются личностные особенности: аутизм (отгороженность, оторванность от реальных событий), эмоциональное уплощение, снижение активности и различные продуктивные психопатологические симптомы, к которым относятся бред, галлюцинации, кататонические расстройства. В отечественной психиатрии большую роль в изучении данного заболевания сыграли работы С.С. Корсакова (1891), В.Х. Кандинского (1890), В.П. Сербского (1890), В.П. Осипова (1907), Е.А. Попова (1937), А.В. Снежневского (1983) и др. Проблемами детской шизофрении занимались Т.П. Симсон (1948), Г.Е. Сухарева(1955), М.Ш. Вроно(1972), В.В. Ковалев (1979), В.М. Башина (1980), В.Н. Мамцева (2003) и др. В специальной литературе длительно рассматривался вопрос о происхождении данного заболевания и клинических проявлениях у взрослых, так как считалось, что детям не свойственны психические заболевания. Вместе с тем Б. Морель (1850) высказал предположение об эндогенном происхождении особого «помешательства» с рождения, так как наблюдал особые личностные изменения в разных поколениях одной семьи. С этого времени психиатры начинают присматриваться к определенным психическим отклонениям у детей. Так, К. Кальбаум (1875) дал описание характерных симптомов гебефрении и кататонии. В исследованиях клиницистов XIX–XX вв. накапливались наблюдения о психических отклонениях (психозах) у детей, сопровождавшихся галлюцинациями, бредом, ката‑тоническими состояниями, меланхолией и нарушением поведения. Клинические особенности детских форм шизофрении отражены в работах Г.Е. Сухаревой (1937) и Т.П. Симеон (1948), которые определили шизофрению у детей и подростков как наследственно обусловленное заболевание с типичной психопатологической картиной, определенным течением и исходом. В настоящее время предполагается, что заболевание носит генетическую недостаточность: предрасположенность передается генным путем в форме биохимического дефекта или нарушением развития определенной структуры в ЦНС. Чаще всего патологически измененный ген передается по материнской линии. Поэтому так важно тщательно собрать сведения о родителях и их ближайших родственниках по обеим линиям и выявить их психопатологические особенности. Если один из родителей страдает шизофренией, то в потомстве заболевание может выявиться в дошкольном или школьном возрасте, спровоцированное каким‑либо заболеванием. В случаях, если оба родителя имеют отношение к психопатологической наследственности, то заболевание может проявиться в раннем детском возрасте. Для понимания детских психозов большое значение имело эволюционно‑биологическое направление, основоположником которого в зарубежной психиатрии являлся X. Модзи (1871) и в отечественной детской психиатрии Г.Е. Сухарева (1955), В.В. Ковалев (1995). В работах отечественных детских психиатров эволюционные направления базировались на исследованиях И.М. Сеченова и И.П. Павлова, Н.И. Красногорского и других физиологов, которые подчеркивали необходимость знаний онтогенеза в детском возрасте, учета последовательной смены этапов физического и психического в связи с развитием ребенка. На взаимовлияние возрастных и патогенных факторов и необходимости их познания при изучении шизофрении раннего детства указывали работы Г.Е. Сухаревой (1937, 1970), В.В. Ковалева (1969, 1982, 1985) и др. В последние десятилетия проблемами детских психозов занимались В.Н. Мамцева, Е.И. Кириченко, М.Ш. Вроно, В.М. Башина, Г.В. Козловская и др. Наиболее общие, типичные проявления шизофрении характеризуются несоответствием психической деятельности внешним раздражителям, проявляющиеся в нарушении поведения, раздвоении личности, изменении настроения, утратой желаний, побуждений. У больных отмечаются нарушения мыслительной деятельности, утрачивается логическая связь, последовательность мыслей, речь становится разорванной и нелепой по содержанию. Учитывая, что шизофрения является хронически текущим процессом, принято выделять несколько стадий течения: начальную стадию, стадию расцвета симптоматики, стадию улучшения (ремиссию), стадию исхода. Течение болезни может быть непрерывным или прерывистым. В периоды улучшения состояния многие симптомы сглаживаются, но полного выздоровления не наблюдается. В клинической картине болезни выделяют несколько синдромов, наиболее часто встречающихся, определяющих форму болезненного состояния (ядерные формы). Так, описывают простую форму, кататоническую, гебефреническую, галлюцинаторно‑параноидную. Начальная стадия болезни характеризуется симптомами общей вялости, потерей энергетического баланса, утомляемостью, вегетативными расстройствами, раздражительностью. Больные жалуются на головные боли, боли во внутренних органах без видимых соматических расстройств. На этом фоне часто появляются навязчивые мысли о каком‑либо заболевании, подростки начинают усиленно интересоваться медицинской литературой. В ряде случаев у молодых людей появляются страхи, подозрительность, обманы восприятия (оклики), чувство нереальности окружающей обстановки, на которые стоит обратить внимание и наблюдать за состоянием подростка. Стадии развития симптоматики характеризуются основными симптомами проявления болезни в форме определенного синдрома. При простой форме течения болезни начальная фаза незаметно переходит в основную симптоматику данного синдрома. Чаще всего эта форма болезни наблюдается у подростков. Простой эту форму называют потому, что в этих случаях нет бреда и галлюцинаций. До начала болезни активные, деятельные подростки начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе, а также к ранее доставлявшим им удовольствие театрам, кино, встречам с друзьями. Больные начинают пропускать занятия, перестают интересоваться учебой и оценками, не реагируют на замечания окружающих и переживания родителей. Если родители обращаются к специалисту, то подростка стационируют для уточнения диагноза, и при необходимости назначают лечение, которое направлено на изменение белково‑углеводного обмена веществ, восстановление деятельности нервной системы. Если родители не обращаются к врачу, считая это состояние особенностью подросткового возраста, то симптоматика болезненного периода нарастает. У больных появляется интерес к философским или теологическим проблемам (так называемая «философская интоксикация»), а также к различным видам коллекционирования без определенного значения: они составляют каталоги заголовок газет, названия улиц, начинают изучать древнеисторические языки, сведения о раскопках и книгах. Потеря интереса к реальной окружающей обстановке и друзьям приводит к одиночеству, аутистическим проявлениям. Аутизм постепенно нарастает, угасает эмоциональная жизнь, больной не реагирует переживаниями на состояние родственников, личность становится опустошенной. Состояние длится 2–3 года. Выявляется апатико‑абулический синдром (вялость, отсутствие побуждений, снижение волевого стимула к любому виду деятельности). Больные целыми днями лежат в постели, не обращая внимания на окружающих. Мышление полностью угасает. Стационирование в этом периоде не дает нужных результатов. Больных кормят насильно, им опорожняют кишечник и мочевой пузырь. Исход в этих случаях летальный. Кататоническая форма болезни начинается остро, без предвестников или после некоторого периода соматического расстройства, и характеризуется двигательными нарушениями: кататоническим возбуждением и кататониче‑ским ступором. Кататоническое возбуждение проявляется гримасами в лице, бесцельным хождением по комнате, выкриками отдельных слов, легко повторяемыми движениями и словами окружающих (эхопраксия и эхолалия). Кататоническое возбуждение сменяется кататоническим ступором, при котором больные застывают в крайне неудобных позах. Эти позы можно искусственно придать больному и он остается длительное время в таком положении (высоко поднять руку или ногу, поставить на кончики пальцев и т. д.). Эти симптомы «застывания» носят определение «каталепсии» или симптома «восковой гибкости». Если отсутствует речь, говорят о симптоме мутизма. Интересным представляется в данном случае симптом негативизма, при котором больной не выполняет инструкцию врача или педагога, а производит противоположное действие. Кататонический ступор может сменяться кататоническим возбуждением. Фазы болезни меняются в течение нескольких дней или недель, в ряде случаев ступорозное состояние может держаться годами. Выйдя из состояния ступора, больные живут в мире грез, видят, как бы сны наяву, совершая фантастические путешествия с яркими галлюцинациями (онейроидное состояние). Течение болезни может быть приступообразным и непрерывным. После перенесенного приступа во время ремиссии подростки могут жить дома и приступить к учебе. Длительность ремиссии различна и зависит от возраста ребенка, течения болезни, приема поддерживающей терапии, выполнения режимных моментов. Гебефреническая форма шизофрении начинается в юношеском возрасте. На первом этапе отмечаются приступы гневливости, смена аффектов, истерические реакции. Во время приступа наблюдается двигательное возбуждение, проявляющееся в форме дурашливости, нелепых поступков, бессвязной, разорванной речи. Больные гримасничают, беспричинно смеются, показывают язык, становятся на четвереньки, лают или мяукают, говорят непристойные слова. Они говорят то басом, то фистулой, то шепотом, ответы дают непоследовательные – без связи с вопросом. В речи много неологизмов (придуманных или искаженных слов). Галлюцинации и бред носят рудиментарный характер. Течение болезни приступообразное или непрерывное. Галлюцинаторно‑параноидная форма шизофрении характеризуется наличием бреда и галлюцинаций. Заболевание начинается в юношеском возрасте и носит прогредиентный характер. При этой форме наблюдаются все формы бреда, но в период расцвета симптоматики преобладает бред преследования, отравления, воздействия. Галлюцинации в этот период охватывают все органы чувств – отмечаются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, оказывающие влияние на поведение больного. При слуховых галлюцинациях больные могут слышать отдельные шумы, стук, крик, плач, музыку, но чаще воспринимают отдельные слова: брань, насмешки в свой адрес, приказы и оговоры. На первых этапах болезни больной слышит голоса извне, может указать направление, откуда слышится голос. В дальнейшем истинные галлюцинации превращаются в псевдогаллюцинации, при которых больному кажется, что голоса идут из его головы или тела. Обычно при этом проявляется характерный симптом «открытости», «сделанности», «насильственное™», когда больному кажется, что его мысли стали доступны всем или ему насильно вложили мысли в голову и озвучили их, а также руководят его поступками. Больные жалуются, что действуют не по своей воле, а находятся в зависимости от других людей, которые под гипнозом внушают им нехорошие мысли. Бредовые идеи, вызванные ощущениями из внутренних органов, формируют определенные мысли об их заболевании. Они обращаются к врачам различных специальностей, считают, что их неправильно лечат, жалуются в разные инстанции в поисках новых методов лечения. Некоторые больные обращают внимание на свою внешность, она кажется им измененной (дисморфофобии), что связывается с воздействием на них вредных факторов. Больные обращаются за консультацией к косметологам, настаивают на оперативном вмешательстве (изменить форму носа, ушей). В институте косметологии работает врач‑психиатр, который беседует с теми, кто обращается за хирургической помощью, выявляя причины беспокойства и действительную необходимость в оперативном вмешательстве. При этой форме шизофрении у больных часто развивается отказ от еды, который они мотивируют желанием похудеть или боязнью отравления. В подростковом возрасте эти высказывания наиболее часто встречаются и носят устойчивый характер. При дальнейшем нарастании симптоматики нелепость ипохондрических жалоб нарастает, больные говорят, что внутренности их сгнили, мозги вытекли, кости высохли, по сосудам течет жидкость, а не кровь. Форма течения: непрерывная и прерывистая. При непрерывной форме наблюдается смена фаз и прогредиентный характер течения. При прерывистой форме течения болезни под влиянием лечения симптоматика бреда и галлюцинаций ослабевает и может наступить ремиссия. В таком состоянии больных выписывают домой под наблюдение психиатра. Некоторые подростки могут приступить к учебе. Однако бредовая симптоматика и эмоциональное снижение полностью не исчезают, о чем всегда должны знать и помнить педагогический персонал учреждений. Стадии ремиссии и исхода. В подростковом и молодом возрасте выделяют две формы течения болезни: периодическую и непрерывную. Периодически текущая форма шизофрении характеризуется приступами обострения (рецидив) и улучшения (ремиссия). Иногда болезнь ограничивается одним приступом, но сохраняются личностные особенности (эмоциональное снижение, аутистическое мышление), указывающие на перенесенный приступ шизофрении. При неблагоприятных формах течения шизофрении, даже при приступообразной форме течения, светлые промежутки становятся все короче, а приступы удлиняются, пока болезнь не переходит в непрерывное течение. Неблагоприятно текущие формы шизофрении приводят к конечному состоянию или исходу, который характеризуется остатками бреда и галлюцинаций, грубыми нарушениями мышления и речи, аутизмом, безразличием, эмоциональной тупостью.
Детские формы шизофрении К детским формам шизофрении относятся заболевания, возникшие у детей и подростков в возрасте до 16 лет. Большое значение для начала и проявления болезненного состояния имеет возраст ребенка, уровень владения речью, познавательная деятельность. Имеет также значение начало болезни до возрастного криза или в период криза. По работам зарубежных и отечественных авторов, к основным симптомам детской шизофрении относят аутизм, который характеризуется невозможностью контактов. У таких больных основными расстройствами являются утрата интересов, расстройства речи в связи с нарушениями контактов. Другими симптомами являются аффективные расстройства. Течение заболевания у разных больных с детской формой шизофрении проходит не одинаково, в связи с чем В.М. Башина выделяет следующие типы течения: вялый, непрерывный, смешанный и ремиттирующий с острым и подострым началом заболевания. Большинство детских психиатров сходятся в признании двух основных типов течения – прерывистого и непрерывного. Большое значение для понимания шизофрении имеет клинико‑генеалогический подход. Исследователи отмечают частую встречаемость в семьях детей, больных шизофренией, родственников с патологией личности, больных психозами, шизофренией. В работах отечественных авторов делаются попытки соотнести характер патологии в наследственности с типом течения шизофрении у ребенка, подтвердить значимость генетического фактора в этиологии рано начавшейся шизофрении. Изучая ранние формы шизофрении, В.М. Башина (1980) обратила внимание на особенности поведения, игровой и речевой деятельности детей, предшествовавших проявлению шизофрении. В зависимости от этого, она выделила четыре группы: дети с нормальным, стигматизированным, искаженным и задержанным развитием. Для детей первой группы (с нормальным развитием)было характерно: пищеварение и сон нормальные, все жизненные инстинкты сохранены, этапы физического и эмоционального развития на первом году жизни соответствовали норме. Для детей второй группы (со стигматизированным развитием), у которых в процессе развития были обнаружены определенные стигмы, отмечались нерезко выраженные отклонения в развитии личности: повышенная чувствительность к шумам и дискомфорту, плохой аппетит, недостаточность ночного сна. У некоторых детей было затруднено формирование навыков самообслуживания и других движений мелкой моторики рук. После года, со времени становления ходьбы, у многих не возникало стремление к общению со сверстниками, они вели себя пассивно, не защищались, не играли. Оказалось, что распределение детей с отдельными патологическими стигмами, как и у детей с нормальным развитием, в периоде до начала заболевания, формы течения шизофрении близки. Личности с нормальным развитием и стигматизированным развитием преобладали в группе злокачественной непрерывной, малопрогредиентной и рекурентной шизофрении и были в меньшем числе среди больных вялотекущей непрерывной и приступообразной, близкой к злокачественной форме шизофрении. Для детей третьей группы (с искаженным развитием)отмечался укороченный период сна, пониженная чувствительность к дискомфорту, вялость. У других детей данной группы отмечалась повышенная чувствительность к громким звукам, мокрому белью и холоду, легко возникающая плаксивость. Почти для всех детей была характерна задержка развития тонкой моторики, становление навыков самообслуживания, общая неловкость, медлительность, дети долго не осваивали детские игрушки, не прыгали, не проявляли интерес к сверстникам, игра оставалась аутистической. В половине случаев дети холодно относились к родителям. У части детей данной группы отмечалась повышенная чувствительность: они не переносили громкие звуки, дискомфорт, приход в дом посторонних людей, смену пищи, у них часто возникала привычная рвота, сон нарушался. После года у детей увеличивалась зависимость от матери, они не отпускали ее от себя, появлялась тревога при уходе матери. Обращала на себя внимание пассивная подчиняемость, даже по отношению к младшим детям, они не отстаивали своих интересов. При общении со знакомыми детьми они всегда обнаруживали достаточные знания, ориентировку в окружающем. Речь развивалась соответственно физиологическим нормам, но была немногословной. У небольшой части детей, включенных в эту группу, искажение развития проявлялось пассивностью, отсутствием реактивности с раннего детского возраста. Дети были вялы, безразличны к дискомфорту, относились одинаково к матери и посторонним, к кормлению, взятию на руки. Они редко плакали, не улыбались, их было не слышно. Навыки самообслуживания формировались медленно. На втором году жизни дети оставались эмоционально тусклыми, пассивно относились к родительской ласке. У половины детей наблюдались влечения к яркому огню, агрессии. В игровых процессах обращали на себя внимание узость интересов, трудный переход к новым играм. Дети были скрытными, не выражали своих чувств, не дифференцированно относились к родным, не чувствовали отношения другой стороны, в общении были бестактными и невнимательными. Иногда общение со сверстниками у них сводилось к тактильным контактам: возне, обниманию, бегом рядом со всеми, но предпочитали они одиночество. Многие дети не переносили присутствия родителей, прогоняли их из комнаты, отказывались от общих игр и прогулок. Перечисленный комплекс особенностей развития представлял собой формирование выраженных шизоидных черт у детей. В четвертой группе тип личностного развития до проявления выраженных симптомов болезни характеризовался задержанными чертами развития. В большинстве случаев у матерей отмечался токсикоз беременности и патология родового периода. Наблюдения показали задержку общего моторного развития, моторная неловкость и запаздывание в развитии мелкой моторики, навыков самообслуживания. У всех отмечались костные нарушения (неправильное строение черепа, позвоночника), деформированность ушных раковин и неправильное их расположение, неправильный рост волос. Все дети плохо различали родных. Развитие фразовой речи растягивалось на годы, словарь оставался ограниченным, звукопроизношение не формировалось. Дети не проявляли интереса и нежности к родителям, оставаясь бесчувственными к их ласкам. Вместе с тем они хорошо знали членов своей семьи, не переносили приход посторонних людей, волновались, капризничали. Недостаточно замечали сверстников, новые объекты. В возрасте 2–3 лет еще не ощущали разницы между живым и неживым, иногда отрицательно относились к живому, толкали ребенка, ударяли собаку и нередко не только без чувства вины, но и с интересом к этому. Перечисленные особенности развития этих детей в периоде до явного проявления болезни дали повод определить его как задержанное. Как пишет Д.Н. Исаев, наибольшее количество проявлений заболеваний в детском возрасте приходится на возраст 3–5 лет, чаще страдают мальчики. Примерно в четверти случаев наблюдается злокачественная форма течения шизофрении. Течение злокачественной формы шизофрении может начинаться в возрасте 1,5–2 лет и характеризоваться угасанием психической активности, приостановкой психического развития, пассивной реакцией на ласки родителей, недостаточным стремлением к общению. Раннее психомоторное развитие может быть своевременным. Заболевание проявляется в основном нарушением психической и речевой деятельности: уменьшением количества произносимых слов, ограничением игрового процесса, сменяющимся однообразными движениями рук, постукиванием, вращением предметов. Если злокачественная форма проявляет себя в возрасте 2,5–3 лет, то вся симптоматика выглядит более выражено: резко нарушается контакт с окружающими, ребенок перестает отвечать на вопросы, речь не служит для общения. Ребенок не реагирует на разлуку с родителями, не играет с игрушками, появляются страхи. Дальнейшее течение болезни может проходить с преобладанием кататонических проявлений: ребенок отказывается от речи, появляются эхолалии, кратковременные замирания и манерное поведение, вычурные движения и бег по кругу. Внимание его привлечь не удается, исчезают все навыки самообслуживания. В редких случаях при злокачественной форме течения болезни могут наблюдаться гебефренические симптомы, которые характеризуются появлением неадекватных поступков, дурашливостью, необычными позами, манерностью, ужимками, неожиданными прыжками, агрессией на фоне эйфории. Речь становится разорванной. Течение болезни может быть различным. В части случаев через 2–3 года может наступить улучшение с последующим обострением заболевания во втором кризисном периоде – 7–8 лет. Непрерывно‑прогредиентная форма болезни начинается в возрасте 5–9 лет с нарушения эмоционально‑волевых расстройств, ограничением контактов с окружающими, подозрительностью, недоверчивостью, бредоподобным фантазированием. Дети говорят, что это не их родители, появляются враждебные отношения к родным. В сферу враждебного отношения вовлекаются все новые и новые лица. Возможны зрительные и слуховые галлюцинации, наблюдаются элементы психического автоматизма. Симптоматика медленно нарастает и характеризуется явными проявлениями процесса. Д.Н. Исаев отмечает, что в детском возрасте может наблюдаться и вялотекущая форма шизофрении. Начинается обычно заболевание в 3‑4‑летнем возрасте, чаще после инфекционного заболевания или после психотравмы, как провоцирующих моментов. Развитие процесса медленное, постепенно меняется личность: общительность становится избирательной, утрачивается эмоциональная живость. Отмечается диссоциация в психическом развитии: ускоренное формирование интеллекта, склонность к отвлеченным интересам, социальным и философским наукам, все другие интересы снижены. Моторное развитие несколько отстает, дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, подвижными играми. У этих детей отмечается слабый инстинкт самосохранения, соматовегетативные (плохой аппетит, беспокойный сон), двигательные и речевые расстройства (нарушение темпа речи, манерность, вычурность интонаций). Постепенно нарастает ограничение контакта со сверстниками, нет общих интересов. Нередко наблюдается неврозоподобные симптомы: колебания настроения, страхи заражения, загрязнения, в связи с чем ребенок бесконечно моет руки, посуду. Навязчивые страхи могут постепенно переходить в бредовые переживания ипохондрического характера, а затем формируются идеи отношения, преследования. С ними сочетаются психопатоподобные расстройства: нарушение влечений (злобность, жестокость, агрессия, садизм) и поведения. В случаях начала заболевания в начальном школьном возрасте характерные симптомы развиваются медленно, незаметно. Меняется отношение к родителям, проявляющееся враждебностью или безразличием. Мышление становится непродуктивным. Появляются и длительно сохраняются страхи, навязчивые мысли заражения, боязни школы, прогулок. Нередко проявляется патологическое фантазирование, причем ребенок не допускает никого в свой мир фантазий. Узнают о нем по изменившемуся поведению, высказываниям, рисункам. Дети требуют называть их вымышленными именами, кличками. Соответственно меняется речь ребенка. Если он считает себя собакой, то начинает лаять и кусаться, спать под кроватью и лакать еду из миски. Ребенок играет в одиночку с вымышленными игрушками, персонажами, рисует фантастических животных или людей, которым дает своеобразные имена. Г.Е. Сухарева описывала случай, когда ребенок составлял кроссворд со словом «кошка» в различных вариантах: кошкоград, кошкин хвост и т. д. В фантазиях часто появляется агрессивность, отражающаяся в поведении, перевоплощении, носит бредоподобный характер и не поддается разубеждению. У некоторых детей наблюдаются отвлеченные сверхценные интересы к календарным датам, цифрам, картам, планам. Они составляют каталоги улиц и городов, рисуют и перерисовывают географические карты, изучают древние языки и наскальную живопись, которую ученые находят на раскопках. Начав рано читать, дети увлекаются фантастической литературой, много рассказывают о внеземных цивилизациях и себя считают их обитателями. С возрастом заболевание имеет тенденцию в одних случаях к затуханию до подросткового возраста, в других – заболевание переходит в непрерывное течение с нарастанием характерных симптомов болезни. Учитывая, что заболевание носит наследственно‑генетический характер, родители или родственники больных детей могут отличаться своеобразными особенностями характера, педагог и воспитатель детского учреждения должны очень осторожно беседовать с родителями об их детях, не высказывая каких‑либо предположений о дальнейшем состоянии ребенка и его месте воспитания и обучения. Педагог и воспитатель должны беседовать с родителями о методах правильного отношения к ребенку, соблюдении режима дня, обучению самообслуживания, привитию доброго отношения к детям, по мере возможности учить играть с игрушками, рисовать, читать. При проведении лечебно‑педагогических мероприятий с детьми раннего возраста, страдающих вялотекущей формой шизофрении, необходимо учитывать их ограниченность в контакте с детьми и взрослыми, сниженную эмоциональную активность и вместе с тем повышенную эмоциональную чувствительность. В этом возрасте дети резко реагируют на присутствие или отсутствие матери, что может быть связано с наличием страхов различного характера. По мере возможности в игровом процессе или во время музыкально‑ритмических занятий использовать с детьми перевоплощение, которое может успокоить ребенка. Большое значение имеет использование кукольных спектаклей с участием или привлечением к участию самих детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке дошкольного учреждения.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. История изучения шизофрении. 2. Формы течения болезни. 3. Значение возраста для проявления болезни. 4. Особенности проявления болезни в раннем детском возрасте. 5. Особенности проявления болезни в дошкольном возрасте. 6. Особенности проявления болезни в младшем школьном возрасте. 7. Характерные признаки шизофрении. 8. Особенности эмоциональных расстройств. 9. Особенности психических расстройств при шизофрении. 10. Характеристика простой формы шизофрении. 11. Кататония и гебефрения как проявление детских форм шизофрении. 12. Этиология шизофрении. 13. Методы воспитания и обучения больных детей. 14. Особенности течения галлюцинаторно‑параноидной формы шизофрении. 15. Проявления шизофрении у подростков. 16. Чем отличается проявление шизофрении у подростков от акцентуации личности?
3. Маниакально‑депрессивный психоз
Маниакально‑депрессивный психоз (МДП)относится к группе эндогенных заболеваний, редко встречается в детском возрасте, чаще у подростков. Основные симптомы заболевания были описаны еще Гиппократом. В XIX в. в период активизации научной психиатрии было много работ по описанию периодически возникающих психозов. В дальнейшем был выделен маниакально‑депрессивный психоз, как самостоятельное заболевание, характеризующееся определенной цикличностью, сменой маниакальных и депрессивных состояний. Для диагностики имеет значение три основных симптома: • повышенное или пониженное настроение; • двигательное и речевое возбуждение или торможение; • интеллектуальное возбуждение или торможение. В промежутках между приступами психических или эмоциональных нарушений не наблюдается. При маниакальной фазе болезни у больных наблюдается повышенно хорошее настроение, ощущение радости и здоровья. Они веселы, пляшут, смеются, суетливы, двигательно возбуждены, очень деятельны, многоречивы. Больные рассказывают о наплыве мыслей, одна мысль сменяет другую, не успевая реализоваться. В маниакальной фазе больные очень общительны, легко знакомятся, вступают в связи, иногда навязывают себя. Они обращают на себя внимание внешним видом, блеском глаз, особой, вызывающей походкой, многоречивостью. Психические расстройства характеризуются нестойкостью активного внимания, ассоциации поверхностны, мышление непоследовательное, суждения и выводы поспешны и поверхностны. На высоте возбуждения у некоторых больных наблюдаются идеи величия, связанные с повышенным настроением больного и переоценкой личности. Это проявляется в собственных восхвалениях красоты и ума, каких‑то необыкновенных открытиях или написанных стихах и т. п. Степень выраженности симптомов может быть различной. Депрессивная фаза характеризуется противоположными явлениями. У больных отмечается пониженное настроение, они жалуются на чувство тоски, соматические изменения: сжатие и боли в области сердца, неприятные ощущения в области желудка и кишечника. Больные малоподвижны, могут часами лежать в постели, не двигаясь и не отвечая на вопросы, или сидеть в одной позе: голова опущена, спина
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.016 с.) |