Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К нейроинфекциям относятся менингиты и энцефалиты. Это специфические воспалительные процессы, происходящие в нервной системе, независимо от возраста. Они вызываются различными возбудителями: кокками, вирусами и другими микробами. Течение заболевания может быть острым, под острым и хроническим. Менингиты – это воспалительные процессы, происходящие в мозговых оболочках. Менингиты могут быть первичные и вторичные. К первичным менингитам относится менингококковый гнойный цереброспинальный менингит, который чаще всего развивается в раннем детском возрасте и проходит очень тяжело, с высокой температурой, расстройством сознания, судорожными состояниями. Нередко воспалительный процесс с мозговых оболочек переходит на вещество мозга (менингоэнцефалит), что значительно усложняет клиническую картину болезни. Вторичными менингитами называют такие воспалительные процессы мозговой оболочки, которые возникают на фоне текущего процесса во внутренних органах или системах. К ним относятся: отогенный менингит (воспалительный процесс переходит на мозговые оболочки со среднего уха), пупочный сепсис (когда инфекция попадает в кровь через плохо обработанную пуповину), туберкулезный менингит (вызывается палочкой Коха при первичном очаге в железах, суставах или внутренних органах), паротитный менингит (вызывается вирусом при первичном очаге в околоушной железе), сифилитический менингит (при поражении внутренних органов бледной спирохетой). Первичный гнойный цереброспинальный менингококковый менингит чаще наблюдается у детей первого года жизни. Возбудителем заболевания является менингококк, который живет сапрофитом на слизистой носоглотки взрослого человека. При плохих санитарно‑гигиенических условиях (вытирают нос ребенка носовым платком взрослого человека, берут грудного ребенка в кровать взрослого, на подушке которого могут быть выделения из носа бациллоносителя) менингококк может попасть на слизистую носа ребенка. Со слизистой носа по оболочкам обонятельного нерва менингококк проникает в полость черепа, вызывает воспалительный процесс в мягкой мозговой оболочке. Заболевание проходит тяжело: с высокой температурой, выраженными менингеальными симптомами, расстройством сознания, рано нарастающей гидроцефалией. Тяжелое состояние наблюдается в течение 7‑10 дней, затем наступает улучшение. Полного выздоровления не наступает. Остаточные явления после перенесенного менингита сохраняются на длительный срок. Течение менингита в дошкольном возрасте проявляют себя несколько иначе. В клинической картине острого периода заболевания отмечаются симптомы расстройства сознания разной степени выраженности: оглушенность, онейроид (сновидные изменения сознания) с фантастическими переживаниями, массовыми зрительными и слуховыми галлюцинациями и делирий с чувством страха и психомоторным возбуждением. Обычно острый период длится от нескольких дней до одной‑двух недель, после чего наступает выздоровление либо заболевание принимает затяжной характер. Осложнениями цереброспинального менингита, протекающем в раннем возрасте, могут быть расстройства зрения и слуха, нарушение речи, разная степень выраженности задержки психического и физического развития. После перенесенного менингита остается гидроцефальный синдром. Различают наружную гидроцефалию (избыточное накопление спинно‑мозговой жидкости под оболочками мозга) и внутреннюю гидроцефалию (накопление спинно‑мозговой жидкости в желудочках мозга). У детей в возрасте до одного года гидроцефальный синдром обусловливает увеличение размеров черепа, так как кости черепа еще не срослись либо легко расходятся под давлением избытка спинно‑мозговой жидкости. После перенесенного менингита в более позднем возрасте гидроцефальный синдром проявляется в виде упорных головных болей, нарастающих при физической или умственной нагрузке. В этих случаях под кожей в области виска отмечаются выраженные напряженные венозные сосуды, указывающие на застойные явления в полости черепа. В стадии остаточных явлений имеют место различные психические изменения, на которые необходимо обратить внимание родителей, воспитателей и педагогов‑дефектологов. При гидроцефалии у детей могут быть различной степени выраженности нарушения интеллекта, зависящих от возраста больного, тяжести клинической картины и методов лечебного воздействия в период основного заболевания. Наряду с явлениями интеллектуальной недостаточности у детей наблюдаются эмоционально‑волевые и различные психопатологические расстройства. Остаточные явления перенесенного менингита могут также проявляться в форме судорожных приступов (как следствие образования спаек между оболочками мозга или Рубцовыми изменениями в веществе мозга), парезов, параличей, речевых расстройств. После выздоровления и длительного отдыха ребенка психолого‑медико‑педагогическая комиссия решает вопрос о месте и методах обучения: массовая или специализированная школа в зависимости от остаточных явлений перенесенного заболевания. Родители в любом случае должны быть помощниками воспитателя и педагога детского сада или школы для сохранения режима дня и помощи детям. Дети школьного возраста, перенесшие паротит (свинка) и паротитный менингит, возвратившись в школу, должны соблюдать все режимные моменты, находиться под наблюдением психоневролога, получать дегидратационную терапию (при наличии гипертензионного синдрома). Родители должны учитывать, что дети, перенесшие данное заболевание, длительно остаются астенизированными (ослабленными), с периодически возникающими головными болями, которые могут вызвать затруднения в учебном процессе. Энцефалит – заболевание, наблюдаемое как у детей, так и у взрослых, при котором первично страдает вещество мозга. Возбудителем энцефалита является вирусная инфекция, которая передается непосредственно от человека человеку воздушно‑капельным путем в эпидемию (эпидемический энцефалит) или клещами (клещевой) и комарами (комариный). Эпидемический энцефалит был описан в 1920 г. доктором Экономо. В 20‑е годы отмечалась эпидемия, вызванная вирусным гриппом «испанкой», которым болело большое количество населения разных стран. На фоне вирусного гриппа у многих больных наблюдались явления энцефалита. Клиническая картина эпидемического энцефалита характеризуется различными симптомами поражения коры, подкорковой области и ствола мозга, всюду, где имеется скопление серого вещества. В зависимости от преобладающей локализации поражения различают корковый, подкорковый и стволовый энцефалит. При корковой локализации процесса возникает расстройство сознания на фоне высокой температуры, делириозные явления, возбуждение. Длительность острого периода различна: от нескольких дней до нескольких недель, после которых развиваются характерные признаки поражения коры: агнозия (нарушение ощущения и восприятия окружающего мира), апраксия (расстройство заученных движений), афазия (распад сформированной речи). В хронической стадии болезни эти симптомы длительно сохраняются. Если заболевание развивается в детском возрасте, то оно приводит к задержке речевого и психофизического развития, несформированности психических функций. При ведущей локализации поражения в подкорковой области в остром периоде болезни у больных наблюдается нарушение формулы сна: беспробудный (летаргический) сон или сонливость днем и отсутствие сна ночью, изменение мышечного тонуса, парез глазных мышц и верхнего века, амимия, особенности позы (руки приведены к груди, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, туловище наклонено вперед), походка маленькими шажками, гиперкинезы (насильственные движения), парестезии (неприятные ощущения в теле) и другие симптомы поражения нервной системы. Со стороны психической сферы в остром состоянии болезни отмечаются депрессивные или гипоманиакальные состояния, оглушенность, делирий с явлениями психомоторного возбуждения. В хронической фазе болезни нарастает пластический тонус, тремор (дрожание рук), резко выражена заторможенность в двигательной сфере (лицо маскообразно, замедленность и скованность движений, дрожание рук, отсутствие содружественных движений, шаркающая походка), речевой (монотонная и невнятная речь, лишенная модуляций) и психической сфере (больным трудно думать, все психические процессы замедлены), обусловливающая инвалидность больных. При стволовой локализации процесса отмечается только острая фаза болезни, которая чаще заканчивается летально, так как у больных страдают ядра черепно‑мозговых нервов и в частности блуждающий нерв, который регулирует сердечно‑сосудистую и дыхательную систему. К остаточным явлениям перенесенного энцефалита относятся изменения психической деятельности, характеризующиеся распадом мыслительной деятельности, высвобождением низших влечений: прожорливости, усиления полового влечения (открытый онанизм, попытки к изнасилованию, циничные разговоры). В ряде случаев гипердинамическая расторможенность проявляется злобностью, жестокостью, аффективностью, гневливостью, разрушительными действиями. Длительные наблюдения показали, что клиническая картина хронически текущего энцефалита с основной локализацией процесса в подкорковой области соответствует болезни Пар‑кинсона, которая была описана за 50 лет до Экономо. Можно предположить, что болезнь Паркинсона в данном случае является хронической фазой энцефалита. Другие формы энцефалита (клещевой, комариный)носят сезонный характер, протекают остро с выраженными неврологическими симптомами (парезами, параличами, судорожными состояниями), часто заканчиваются летально. Форма вирусного энцефалита (энцефалит К), протекающего на фоне гриппозных явлений, характеризуется наличием вестибулярных расстройств, явлений дереализации (искаженное восприятие формы и величины предметов и явлений) и деперсонализации (искаженное восприятие собственного тела). Больные при этом утверждают, что все окружающее как‑то изменилось: предметы увеличились (макроскопия) или уменьшились (микроскопия), изменилась их форма (метаморфопсия), они удаляются или приближаются и т. д. Заболевшие школьники жаловались, что дорога в школу изменилась, стала бугристой. Изменилась походка. Дети рассказывали, что «во время ходьбы ногу поднимешь, чтобы переступить бугорок, а его нет». Рука воспринимается то маленькой, то большой, удлиненной. Изменился почерк и величина букв при написании слов. Первыми на изменение почерка обратили внимание учителя школы. Дети были обследованы и направлены на стационарное лечение. После проведенного курса лечебных мероприятий все основные явления компенсировались, сохранялись периодически наступающие головные боли. Лечебно‑педагогические мероприятия. В острой фазе болезни больные находятся в стационаре, где проводятся специальные методы терапевтического воздействия. После выписки из больницы больные еще длительное время находятся под наблюдением невропатолога и психиатра. По мере выздоровления решаются вопросы дальнейшего воспитания и обучения данной категории детей и подростков. Чем моложе ребенок, тем тяжелее последствия: у детей задерживаются в развитии психические функции, возникают трудности поведения и социализации, нарушаются ранее усвоенные формы поведения, теряются запас ранее полученных сведений и не усваиваются новые знания, что приводит к снижению интеллекта. По мере необходимости детей наблюдают не только медицинские работники, но и педагоги‑дефектологи для решения вопроса о методах и месте обучения. Учебные и воспитательные мероприятия должны быть четко согласованы между собой, при распределении учебного материала необходимо сочетать теоретические и практические занятия, постепенно усложнять задания, неоднократно повторять задания, часто возвращаться к пройденному материалу. При ухудшении общего состояния детей и подростков необходимо периодически направлять в больницу для поддержания их работоспособности и нормализации поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.011 с.) |