Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К группе нарушений афферентного уровня относятся дети с ранней детской невропатией. Причинами ее могут быть наследственные факторы или различные неблагоприятные факторы, действующие на плод во время внутриутробного развития или во время родов. Характерным для детей с ранней детской невропатией является плохая приспособляемость к изменениям внешней и внутренней среды. Эти дети часто бывают метеозависимы (понижение барометрического давления, повышенная влажность воздуха, сильные ветры). У них возникает беспокойство, боли в области сердца и по ходу желудочно‑кишечного тракта, повышается возбудимость, нарушается сон. У детей с невропатией отмечается плохой аппетит, избирательность в пище, срыгивания, тошноты и рвоты, непереносимость новых продуктов питания. Повышенная чувствительность и раздражительность сказываются в том, что дети не переносят некоторых видов одежды, у них легко возникают различные дерматиты (раздражения кожных покровов), которые поддерживают раздражительность, капризность и плаксивость. У детей с невропатией отмечается нарушение сна, сон поверхностный, короткий, небольшой скрип или шум пробуждает ребенка. Дети лучше засыпают на свежем воздухе во время прогулки в коляске (ритмичное укачивание). В домашних условиях у детей с невропатией в возрасте 2–3 лет наблюдаются ночные страхи, они просыпаются ночью с криком. Эти ночные страхи легко фиксируются и повторяются в течение длительного времени. По особенностям психической деятельности выделяются две группы: • вялые, тихие, малоконтактные, с задерживающимся психофизическим развитием; • дети с преобладающей гиперактивностью, возбудимостью, неусидчивостью, непослушанием. При истощении и утомлении, особенно в вечернее время, эти дети становятся еще более беспокойными, у них не формируется чувство меры и дистанции. Дети обеих групп плохо вписываются в детский коллектив и нуждаются в специальных коррекционных занятиях. Для профилактики формирования неврозов в этих случаях имеет значение правильное воспитание ребенка, направленное на выполнение устойчивого режима дня, проведение мероприятий по физическому и психическому укреплению здоровья, тренировке вегето‑сосудистой функции. Дети должны получать витаминизированную пищу, лечебные препараты, укрепляющие сердечно‑сосудистую и костно‑мышечную систему. В этих целях необходимо использовать закаливающие процедуры, лечебную гимнастику. В домашних условиях родители должны создавать положительный процесс кормления, не допускать насильственного кормления или кормления за «обещание»: купить игрушку, вещи и другие желаемые предметы. Нельзя отвлекать от еды чтением книг или рассказыванием сказок. Очень часто родители, дети которых плохо едят за столом в строго определенное время, стараются их подкармливать во время прогулки на улице. Это недопустимо с нескольких точек зрения: во‑первых, нарушается режим питания, после такого подкрепления ребенок не будет голоден, а, значит, есть с аппетитом; во‑вторых, на улице дети едят грязными руками, что может вызвать кишечную инфекцию. Нарушение режима дня сказывается на выработке желудочного «запального» сока, который необходим для переваривания пищи, и вырабатывается, как условный рефлекс, в определенное время по биоритму. Чтобы не допускать ночных страхов, нельзя детям рассказывать перед сном устрашающие сказки или смотреть ужасающие фильмы. Не рекомендуется также присутствие ребенка в вечернем застолье родителей, так как это усиливает его бурную, неуправляемую деятельность, потерю дистанции по отношению к чужим людям, с последующим наказанием за это ребенка. Вводить ребенка в коллектив необходимо постепенно, дать время на привыкание к новому режиму дня, питанию, дисциплине, трудовой и учебной деятельности. Приведенные материалы важно знать воспитателям, педагогам и родителям для поддержания режима дня, необходимого для ребенка.
6. Коррекционное воспитание детей при нарушениях эмоционально‑волевой сферы и общения
Согласно теории периодизации индивидуального психического развития (В.В. Ковалев, 1979) для детского возраста характерен аффективный уровень реагирования. При нормальном психическом развитии на первых этапах наблюдаются приспособительные реакции ребенка к своему окружению и формирование активной избирательной адаптации. Ребенок следит глазами за мимикой говорящего, улыбается в ответ на ласковый голос или улыбку, тянет руки, оживляется, ищет общения. Постепенно у ребенка развивается ориентация на эмоциональную реакцию взрослого на его поведение, в связи с чем мать получает благоприятную возможность для воспитания малыша, положительно подкрепляя позитивные формы его поведения и ограничивая негативные. Дальнейшее развитие и совершенствование эмоциональных реакций способствует обогащению и разнообразию поведенческих проявлений при общении малыша со взрослым (Е.М. Мастюкова, 1997). Первый возрастной криз приходится на возраст 3 года. В этот период формируется самосознание, ребенок стремится к самостоятельности и отделяет себя от других, дифференцирует ближайших родственников от посторонних, появляются определенные требования. При запрете или невыполнении родителями того, что хочет ребенок, он проявляет негативизм, упрямство и другие поведенческие расстройства. Для аффективного уровня реагирования характерно появление страхов, повышенной раздражительности, плаксивости, возбудимости при изменении привычной обстановки, изменения режима дня, расширения круга общения. В зависимости от основного заболевания эти проявления могут дифференцироваться. Для профилактики эмоциональных и поведенческих реакций необходима спокойная домашняя обстановка, бережное отношение к малышу, использование метода отвлечения. Одной из форм эмоционально психических расстройств является ранний детский аутизм (РДА). При раннем детском аутизме нарушен механизм эмоционально‑поведенческой адаптации. Так для детей с аутизмом характерно с раннего детского возраста отсутствие интереса к окружающей обстановке или родным, нет комплекса оживления, нет попытки к сотрудничеству. На основе уровневого подхода в отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988; В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990; Е.М. Мастюкова, 1997). Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установления контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов. Наряду с этим (родитель, воспитатель), психолог должен снижать интерес к отрицательным аффективным формам поведения (влечению, агрессии). Вся коррекционная работа должна проводиться поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального контакта с внешним миром. Контакт устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, вызывая у него положительные эмоции. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми. Учитывая, что дети с аутизмом отличаются низкой произвольной психической активностью, необходимо применение некоторых психолого‑педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психической активности ребенка, в частности использование ярких впечатлений в виде музыки, ритмики, пения. Важное значение в воспитании аутичного ребенка приобретает организация целенаправленного поведения. Психологи и дефектологи обратили внимание на то, что у детей с аутизмом недостаточно сформирована мелкая моторика и произвольные движения, проявляющиеся в затруднении самообслуживания, умении держать в руке ложку, карандаш, выполнять тонкие двигательные акты. С этой целью воспитатели и педагоги группы могут использовать различные приемы лечебной гимнастики, а также различные игры с включением мелкой моторики и произвольных движений. Подход к обучению аутичного ребенка основывается на принципе стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и преобладающих интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.24 (0.01 с.) |