Симптомы психических расстройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы психических расстройств



 

Формирование психической деятельности человека и различные симптомы психических расстройств: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Патогенетические механизмы нарушения психических процессов. Методы лечебно‑коррекционного воздействия.

 

Формирование познавательного процесса

 

Психика, психическая деятельность, является отражением материального мира в мозге человека. И.П. Павлов доказал, что психическая деятельность является аналитико‑синтетической деятельностью коры полушарий большого мозга, обусловленной воздействием окружающей действительности, т. е. в рефлекторной (отражательной) деятельности мозга психическое неотделимо от физиологического.

Если психическая деятельность человека есть отражение объективного мира тканью головного мозга, то расстройство психической деятельности, психическое заболевание – это нарушение его деятельности, т. е. заболевание головного мозга. В настоящее время подчеркивается, что психическая болезнь – это заболевание всего организма с преимущественным поражением головного мозга, проявляющееся в нарушении мышления и поведения. Мышление, проявляющееся в образовании понятий, суждений и умозаключений, является высшей формой психической деятельности человека, опосредованного и обобщенного познания им явлений окружающей действительности в ее взаимосвязях. Расстройство мышления приводит к нарушению поведения.

Познание – основное содержание психического процесса.

Весь процесс познания окружающего мира складывается из различных компонентов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции), которые мы воспринимаем как единое целое.

Процесс познания есть основное содержание психики. Психика по своей природе не материальна и относится к идеальным философским категориям, но она тесно связана со своей материальной основой – мозгом и протекающими в нем физиологическими процессами. Познавательный процесс, лежащий в основе мышления, тесно связан с чувственным познанием, обусловленным деятельностью коры головного мозга, и эмоциями, связанными с глубинными структурами мозга, железами внутренней секреции и вегетативной нервной системой.

Активность мышления, умственная работоспособность в значительной степени определяются мотивацией деятельности и эмоциональным состоянием человека. Необходимым спутником мыслительного процесса являются внимание и память. Чувственный фон познания определяют эмоции, проявляющиеся в таких психических категориях, как темперамент и характер. Для познавательной деятельности человека имеет значение воля – сознательная психическая активность, стимулирующая и направляющая его действия к определенной цели. Обобщающую и контролирующую деятельность всех компонентов психики, определяя ясность и смысл познания, выполняет наивысшая ступень познавательного процесса – мышление на фоне ясного сознания.

Изучение общей психопатологии начинается с описания отдельных симптомов, характеризующих процесс познания, их проявлений в норме и в патологии. Изучение познавательного процесса излагается в определенной последовательности: ощущение, восприятие, представление, мышление. Процесс познания невозможен без учета состояния внимания и памяти, эмоциональной окраски всей психической сферы, необходимость единства всех компонентов психики, участвующих в познавательном процессе. Особенности проявления компонентов психической деятельности в детском возрасте.

 

Расстройства процесса познания

 

 

Расстройства ощущений

 

Ощущение (гнозис) – познание. Это первая и элементарная ступень познавательного процесса, физиологическим механизмом проявления которой является рефлекторная деятельность анализаторов. Ощущения воспринимаются периферическими рецепторами и передаются в центральную нервную систему. От рождения и до шестимесячного возраста все раздражения достигают подкорковых образований, здесь фиксируются, так как кора головного мозга еще не принимает импульсов. Поэтому сенсомоторная деятельность ребенка носит безусловно рефлекторный характер. Раздражения из внешней и внутренней среды обеспечивают ориентировку организма в окружающей обстановке и собственном теле.

С 6‑месячного возраста активизируются первичные поля коры головного мозга соответствующих анализаторов, в которых происходит первичный анализ поступающих в них раздражений с периферии. Ощущение изолированных сигналов не дает представления о предмете, но стимулирует мозг к дальнейшему развитию. В связи с этим большое значение имеют условия начального периода, в которых происходит развитие ребенка, окружающей его обстановки, эмоционального воздействия. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Минимальная величина раздражения, при которой возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. При этом чувствительность рецепторов изменяется под влиянием приспособления к раздражителям, к условиям окружающей среды, т. е. происходит адаптация (приспособление). Ограничение или отсутствие раздражений из внешней среды в условиях депривации на первых этапах развития ребенка может задержать дальнейшее формирование деятельности клеток коры головного мозга, определяющих ощущение, а с ними и всего познавательного процесса.

Агнозия – расстройство ощущений («а» – отрицание, «гнозис» – познание). В клинике описывают характеристику оптической, акустической, обонятельной, вкусовой и тактильной агнозии.

При оптической агнозии, возникающей при поражении затылочной доли коры головного мозга (врожденная или приобретенная недостаточность), больной не запоминает или не узнает предметы, хотя видит их и дает описательную характеристику, например: больному показывают часы, он говорит «что‑то круглое, черное, какие‑то палочки», но не дает обобщающего понятия, выражающееся словом «часы». Больной не узнает и не запоминает буквы, что приводит к затруднению чтения и письма, он не узнает цифры, ноты, лица, что затрудняет обучение и т. д.

При акустической агнозии (поражение левого полушария) больной не различает звуки речи, не понимает речь окружающих. В этих случаях говорят о сенсорной афазии у взрослых или сенсорной алалии у детей. При поражении правого полушария больной не узнает предметы по их характерному звучанию (больному подносят к уху тикающие часы при исключении зрительного анализатора, он говорит «что‑то тикает, но что это я не знаю»).

При обонятельной и вкусовой агнозии больной соответственно не различает запахи и вкус.

При тактильной агнозии больной не узнает предметы, ощупывая их.

Агнозии возникают при поражении первичных полей соответствующего анализатора и могут рассматриваться как в неврологии, так и в психиатрии при различных органических и функциональных нарушениях. В детском возрасте часто отмечается недостаточное развитие ощущений или их несформированность.

При обследовании ребенка ему предлагают предметные картинки, которые необходимо узнать (зрительный анализатор), звучащие игрушки, скрытые от ребенка небольшой ширмой (слуховой анализатор) или узнавание мелких игрушек, спрятанных в мешочек (тактильный анализатор). Выявление у ребенка недостаточно развитых элементов различного вида ощущения не всегда является патологией в силу того, что у маленьких детей невелик практический опыт узнавания предметов, а также недостаточно предшествующее обучение в игре. Тем не менее дети, делающие ошибки в заданиях на узнавание, требуют к себе повышенного внимания со стороны педагогов.

У детей, подростков и взрослых могут наблюдаться изменение порога чувствительности: понижение или повышение, а также сенестопатии.

Повышение порогов чувствительности проявляется в виде психической гиперестезии – резким усилением восприимчивости при обычных или слабых раздражителях. Примером могут служить случаи, когда дети не переносят некоторых видов одежды, резкого шума: разговора или музыки, их все раздражает. Они капризничают, плачут, отказываются от неприятной для них одежды или ситуации. Такие состояния наблюдаются у детей с невротическими реакциями.

Понижение порога чувствительности – значит снижение реакции к действующим раздражителям (гипестезии). Больные не воспринимают раздражения в достаточной степени. Весь окружающий мир для больного теряет привлекательность. Такие состояния наблюдаются при реактивных состояниях.

Психическая анестезия – полное снижение чувствительности со стороны одного или нескольких анализаторов при их анатомо‑физиологической сохранности: психическая глухота, слепота, утрата чувства вкуса или запаха. Такие состояния наблюдаются при тяжелых стрессовых состояниях.

Сенестопатии – разнообразные неопределенные, неприятные, мучительные ощущения в разных частях тела и внутренних органах при отсутствии патологии в них. Такие состояния встречаются при различных невротических реакциях.

Таким образом, различные расстройства ощущений могут наблюдаться при органических и функциональных патологических состояниях.

 

Расстройства восприятия

 

В благоприятных случаях при дальнейшем развитии ребенка познавательный процесс не заканчивается на этапе ощущения. Включающиеся в деятельность вторичные поля коры головного мозга, более сложные по своей структуре и значимости, сочетающиеся между собой, обеспечивают восприятие комплексных раздражений, синтезируют их и сохраняют как следовые рефлексы. Человек воспринимает не только отдельные свойства предметов, объектов, вещей, но и предметы в целом. Такое явление психической деятельности, выражающееся в том, что в процессе познания человек отражает совокупность явлений в их реальном единстве и тем самым судит не только об отдельных свойствах предметов или вещей, но и о самих предметах в целом, называется eocnpuятием. Вместе с тем, восприятие это не механическое объединение различных ощущений, а дальнейший, более высокий уровень психической деятельности.

Раздражения, приходящие в кору головного мозга, могут быть различной силы и направленности, что обусловливает дифференциацию процесса восприятия, благодаря которому человек получает более полное впечатление о предметах и явлениях окружающего мира. Каждое раздражение, дойдя до коры, оставляет свой след, служащий основой для формирования памяти, представлений, суждений и, наконец, мышления.

Над вторичными полями надстраиваются третичные поля, зоны перекрытия, присущие лишь человеку, связанные с речью. Поэтому представление и мышление имеет речевую основу. Если восприятия и представления, полученные в процессе кратковременного ознакомления с предметами или явлениями окружающей среды, могут быть недостаточно точны, то понятия (обобщение представлений) формируются после длительной углубленной переработки информации, всегда связаны с речью, обеспечивая абстрактное мышление. И.П. Павлов писал, что «каждое слово уже обобщение». Следовательно, образование понятий или обобщенных представлений входит в состав мыслительного процесса и связано с деятельностью второй сигнальной системы.

Расстройства восприятия в психиатрии рассматривают в виде иллюзии, галлюцинации и психосенсорных расстройств.

Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии могут наблюдаться как у здоровых людей, так и больных. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Для понимания состояния иллюзорного восприятия можно привести пример: человек задержался в гостях, где много говорили о неспокойной окружающей обстановке, идти домой нужно было лесом, каждый куст в лесу или сломанная ветка под ногой воспринимались как засада или нападение. Другой пример: ученик поздно вечером переписывал школьные задания и делал много ошибок, путал буквы и цифры близкие по начертанию.

Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Можно предполагать, что во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение (уравнительная фаза), обуславливающая искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений.

Для детской психоневрологии и специальной педагогики большое значение имеет правильное понимание проявления иллюзорного восприятия как причины возникновения страхов и невротических реакций, так и школьной неуспеваемости. Для педагогики имеет особенно большое значение правильное понимание вариантов причин школьной неуспеваемости в плане рекомендации режима дня и отношения к домашней и школьной работе ребенка.

Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больной воспринимает речь окружающих как враждебные высказывания. В таких случаях говорят о вербальных (словесных) иллюзиях. У больных могут наблюдаться аффективные иллюзии при различных формах бреда, выражающиеся в том, что больные по‑своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.

Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр или пожаров, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.

Доктор В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций). При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Меняется поведение больного: при зрительных галлюцинациях неприятного характера больной закрывает лицо руками, прячется, убегает, при слуховых галлюцинациях, если больные слышат приятную музыку или диалог – сидят тихо, задумчиво, прислушиваясь к разговору или музыке. Если слова, воспринимаемые больным, ему не приятны, то он затыкает уши, отворачивается.

Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим. Меняется поведение больного: он завязывает голову платком или полотенцем, набрасывает на себя больничный халат, чтобы никто не мог услышать или увидеть, о чем он думает.

Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства, характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей и подростков, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями. Нередко педагоги первыми обращают внимание родителей на изменившийся почерк и состояние ребенка.

К расстройствам восприятия относятся также дереализация и деперсонализация.

Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.

Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.

Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.

 

Расстройства представления

 

Представления – это оживление, воспроизведение в сознании образов предметов, явлений, воспринятых когда‑то в прошлом и в данный момент не действующих на органы чувств.

Восприятие не исчезает полностью, а оставляет в клетках коры большого мозга определенный след, который служит основой для формирования представлений. Таким образом, представление – это субъективный образ объективной реальности, возникающий в результате обобщения, при котором из множества единичных восприятий синтезируется главное представление о предмете и явлении. Представление связано не с конкретным, а с абстрактным предметом. В детском возрасте представления могут быть особенно яркими, зеркально воспроизводящими в представлениях бывшие ранее восприятия. Это явление называют эйдетизмом.

В клинике психических расстройств были описаны эйдетические галлюцинации у человека, длительное время пребывавшего в одиночной камере, куда не доходили звуки окружающего мира. Через какое‑то время у него появились галлюцинации: он видел свои похороны, шествие людей за гробом, слышал траурную музыку и голоса людей, говоривших о нем. Представления были очень яркие. Ощущения, восприятия и представления составляют первую ступень чувственного познания.

Создание новых образов предметов или явлений, с которыми раньше встречаться не приходилось, возникновение идей того, что еще только намечается к созданию на основе уже имеющихся образов, путем их преобразования, называется воображением.

Воображение играет важную роль в жизни человека, особенно в его творческой деятельности, возможно лишь при сохранности органов чувств, обеспечивающих возникновение ярких представлений, а также достаточно развитом мышлении. Один из видов воссоздающего воображения, направленного на предвосхищение будущего, создание желаемого, называется мечтой. Она вдохновляет человека и помогает бороться с трудностями. Воображение, развертывающееся без четкой направленности, с бессистемными образами, непродуктивными действиями и преобладанием у ребенка эмоционально радующих представлений, называется грезами. По мере развития ребенка мир его представлений обогащается.

Особенности нарушения восприятий и представлений в детском возрасте. Особенностью детского возраста является повышенная реактивность, эмоциональность, склонность к фантазированию. Ограниченность жизненного опыта и знаний не дает возможности своевременной коррекции возникающих иллюзорных восприятий. Поэтому детей нельзя запугивать, рассказывать устрашающие сказки, просматривать страшные кинофильмы, посещать развлекательные программы. Иллюзии возникают чаще в вечернее время, когда ребенок устает и засыпает (кора головного мозга погружается в фазу уравнительного торможения). Детям более свойственны зрительные иллюзии, чем слуховые. Такие состояния могут возникнуть у детей невротического склада, вызывать у них страхи.

Галлюцинации зрительные и слуховые могут наблюдаться у детей в возрасте 5–7 лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. В этих случаях галлюцинации носят элементарный характер: мелькание искр, появление каких‑то контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные. При психических заболеваниях (шизофрения) галлюцинации могут приобретать более сложный характер: так, при зрительных галлюцинациях отмечается живость, яркость представлений, склонность к фантазированию, дети рассказывают о своих видениях. Иногда зрительные галлюцинации носят устрашающий, императивный (приказной) характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они убегают, прячутся, выполняют какие‑то действия. После 12–14 лет у подростков наблюдаются вкусовые и обонятельные галлюцинации, что нередко приводит к отказу от еды. В этих случаях галлюцинации продолжаются в течение длительного времени, меняется поведение больного.

Особенности восприятий и представлений у детей с отклонениями в развитии. Дети с отклонениями в развитии представляют собой большую группу с разнообразными расстройствами. Познавательная деятельность у детей со сниженным зрением и слухом отличается определенным своеобразием.

У детей со сниженным зрением восприятие внешнего мира компенсируется слухом и тактильным или тактильно‑вибрационным ощущением. Однако зрительный анализатор является наиболее важным в процессе познания. Его недостаточность обусловливает бедность наглядного опыта, нечеткость восприятия формы, пространства, объема.

Познавательная деятельность детей со сниженным слухом компенсируется зрительным анализатором: дети очень наблюдательны, подмечают тонкие детали в окружающей обстановке. Вместе с тем у детей со сниженным слухом недостаточно развита речь, что ограничивает процесс общения.

Однако, рано начатые занятия с сурдопедагогом или тифлопедагогом дают возможность ребенку развивать свою анализаторскую систему, что обеспечит достаточный опыт восприятия окружающей среды и развивать мыслительные способности.

Дети с интеллектуальными нарушениями адекватно воспринимают внешний мир, но восприятия их бедны, диапазон представлений узок, ассоциативные образы нечетки и недостаточно дифференцированы, что приводит к ограничению познавательной деятельности, к сугубо конкретному мышлению. У этих детей недостаточно развито воображение, что наблюдается в работе с рисунками и рассказу по заданной теме.

Таким образом, расстройства ощущений, восприятий и представлений у детей с различными формами отклонений в развитии носят разнообразный характер и имеют диагностическое значение при клинико‑психолого‑педагогической диагностике.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие компоненты процесса познания вы знаете?

2. Какие особенности ощущений в детском возрасте?

3. Ощущение и восприятие. Виды расстройств и их отличия.

4. Иллюзии и галлюцинации. Их различия. Механизм возникновения.

5. Патофизиологические механизмы расстройств восприятия.

6. Объясните возрастные особенности возникновения и проявления галлюцинаций с позиций возрастной периодизации по В.В. Ковалеву.

7. Особенности восприятия у детей с отклонениями в развитии.

8. Расскажите о причинах возникновения психосенсорных расстройств.

9. Дайте характеристику представлений и их значение в психическом развитии ребенка.

10. Что представляет собой воображение? Какими методами можно выявить возможности воображения у дошкольника?

11. В чем различие между мечтой и грезами?

12. Что представляют собой галлюцинации и псевдогаллюцинации?

 

Расстройства внимания

 

Мышление как высшая форма психической деятельности. Внимание и память – необходимые компоненты процесса мышления. Физиологические механизмы формирования внимания и памяти.

Внимание – это способность сосредоточиться на внешнем или внутреннем раздражителе, избирательное отношение к объектам психической деятельности. Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга при значительном торможении в остальных отделах коры. Процесс этот совершается по закону отрицательной индукции, согласно которому возбуждение в одних участках коры вызывает торможение в других.

Различают пассивное (непроизвольное отвлечение) и активное (произвольно регулирующее) внимание. Пассивное внимание является филогенетически старой функцией, автоматическим актом, ориентировочным рефлексом. Активное (произвольное) внимание – сознательный, преднамеренный акт. Например, услышав звук, мы поворачиваем голову в его сторону – пассивное внимание. Повернувшись в сторону стука, мы преднамеренно анализируем его причину – активное внимание.

Длительность и стойкость очага оптимального возбуждения меняется в зависимости от интереса (мотивации деятельности), эмоций, утомления и других причин. При недостаточной сосредоточенности новый раздражитель может отвлечь внимание. Задача учителя – развивать активное внимание, т. е. поддерживать очаг возбуждения в коре больших полушарий, несмотря на посторонние возбудители. Уже на втором году жизни у ребенка появляются элементы активного внимания, а к шести годам – произвольное регулирование вниманием. В психологии внимание рассматривают как волевое действие, благодаря которому человек заставляет себя сосредоточить свою психическую деятельность на тех или других объектах и контролировать себя. Такое внимание называется активным (произвольным).

У ребенка притягательной силой внимания является интерес к новой яркой игрушке, картинке. Затем формируется мотивация деятельности, обеспечивающая устойчивость психического процесса. С возрастом внимание становится более устойчивым, целенаправленным. Во время индивидуальной или групповой работы с детьми педагог наблюдает за деятельностью каждого ребенка, временем сосредоточенности в игре, в творческом процессе.

К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость и застреваемость.

Причинами расстройств внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам, вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие моменты окружающей среды. Например, ребенок играет с игрушками или делает уроки, а вокруг него очень шумная обстановка, или на уроке, во время объяснения учителя, сосед по парте что‑то рассказывает, отвлекая от школьных занятий. В таких случаях в коре головного мозга возникают новые очаги возбуждения, которые по закону доминанты становятся главенствующими, привлекают к себе внимание, затормаживая другие участки коры головного мозга. У ребенка пропадает (тормозится) интерес к основному занятию.

К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Нестойкость активного внимания может быть обусловлена целым рядом факторов: перенесенной травмой черепа, авитаминозом, недостаточным питанием и переутомлением. Эти причины можно минимизировать, беседуя с родителями или с учащимися о необходимости соблюдения режима дня, употребления полноценного питания, правильного поведения во время урока, создания дома условий для игры или учебных занятий.

Истощаемость внимания может быть обусловлена слабостью корковых процессов. Такой спад активного внимания наблюдается у детей и взрослых, перенесших черепно‑мозговую травму или инфекцию с энцефалитическими явлениями. Слабость корковых процессов затрудняет и нарушает работоспособность ребенка непосредственно после болезни и в течение длительного времени при недостаточно проведенном лечении.

Примером может служить такой случай. При обследовании в консультации: мальчик Коля 10 лет, контактный, жалуется на головные боли и утомляемость на занятиях. По внешнему виду: пониженного питания, по физическому развитию отстает от возрастной нормы. В начале обследования произвел хорошее впечатление, поведение правильное, общий запас знаний в пределах возрастной нормы. Мальчик при обследовании активно работал, выполнял все задания, правильно собирал самые сложные фигуры из кубиков Кооса. Через 10 минут после начала занятия он не мог собрать самые простые формы, внимание было неустойчивым, жаловался на головную боль. Из анамнеза известно: до школы мальчик перенес черепно‑мозговую травму, от больницы отказался, был на домашнем режиме, который выполнял неохотно, не лечился. У Коли сохранились головные боли, повышенная истощаемость, утомляемость особенно при напряжении и волнении, что затрудняло обучение в школе. Родителям мальчика был дан совет провести медицинское обследование ребенка на предмет выявления гипертензионного синдрома и оказания необходимой лечебной и педагогической помощи (организовать правильный режим дня, добавочный выходной день в неделю, оказать посильную педагогическую помощь провести курс общеукрепляющего и специального лечения).

Еще одним из видов расстройств внимания является отвлекавмость, патологическая подвижность корковых процессов при преобладании пассивного внимания, проявляющаяся быстрой, необоснованной сменой деятельности, продуктивность которой резко снижена. Такие состояния наблюдаются у детей, перенесших родовую черепно‑мозговую травму или ранние инфекции с последующей слабостью деятельности клеток коры головного мозга. В этих случаях внимание удается привлечь на короткий срок, ребенок берет игрушку в руки, рассматривает ее, но не играет с ней, тут же откладывает, берет в руки другую и так далее. Ребенок беспокоен, все время в движении. Заинтересовать какой‑либо деятельностью не удается. В таком случае неустойчивость активного внимания сочетается с неусидчивостью, подвижностью, гиперактивностью.

Изучать состояние внимания детей можно с помощью метода наблюдения за поведением ребенка, его игрой и интересами, с использованием специальных таблиц, игрового материала.

Механизмом расстройства внимания в этих случаях является нарушение взаимодействия возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга, слабостью клеток коры. Это происходит на фоне астении («а» – отрицание, «тения» – тонус, напряжение), для которой характерна нестойкость активного внимания, повышенная истощаемость корковых процессов и отвлекаемость внимания. Астения обусловлена слабостью клеток коры головного мозга и невозможностью удержать процесс возбуждения в «рабочем поле». Ослабление деятельности клеток коры головного мозга является следствием перенесенной инфекции, интоксикации, родовой черепно‑мозговой травмы. Чем тяжелее поражение клеток коры головного мозга, тем быстрее в период психической или физической нагрузки разрушается структура клетки (тигроидное вещество), нарушая работоспособность, затрудняя и замедляя восстановление функции. Внимание в этих случаях кратковременное, что в дальнейшем сказывается на состоянии мыслительной деятельности. Степень астении может быть различной, но всегда требует к себе внимания воспитателя и педагога, консультации специалиста для назначения лечебных и педагогических мероприятий, направленных на укрепление состояния нервной системы и улучшения работоспособности.

Другим видом расстройства внимания является застреваемость, плохая переключаемость внимания с одного объекта на другой, обусловленная малой подвижностью корковых процессов. Застреваемость наблюдается у детей и взрослых при органических поражениях головного мозга и проявляется в речи, в рисунках и в трудовой деятельности. Примером за‑стреваемости в устной речи может служить рассказ девочки по картинке: «Дети, кустик, листочек, вот еще листочек, вот еще листочек». Вопрос к девочке: что ты видишь еще на картинке? Ответ: «Вижу кустик, листочек, еще листочек». Вопрос к девочке: посмотри внимательно на картинку, там нарисованы дети, посчитай их. Ответ: «Один, два, три, а вот еще грибок, вот еще грибок» и т. д. Девочка не давала связного рассказа по картинке, не обобщала увиденные предметы, а перечисляла их, повторяя многократно одни и те же слова. Не удавалось переключить ее внимание на другие детали картинки.

В рисунках детей, у которых отмечалось нарушение переключаемости, можно увидеть тщательно нарисованный домик с большим количеством окон, тесно прижатых друг к другу, или кораблик с большим количеством флажков расцвечивания или иллюминаторов, деревьев с большим количеством веточек и листочков и т. д. Задачей педагога является совместно составить рассказ, обратить внимание ребенка на дополнительные предметы на картинке.

Все виды расстройств внимания (отвлекаемость, истощаемость, застреваемость) всегда указывают на органическую или функциональную основу поражения нервной системы и требуют наблюдения врача, воспитателя и педагога за состоянием ребенка, а также выявлением и других нарушений, которые нуждаются в специализированной помощи.

 

Расстройства памяти

 

Память является одним из компонентов мыслительного процесса.

Нервные клетки коры головного мозга способны воспринимать раздражения, удерживать их и сохранять в сознании представления, образы, понятия и идеи как результат отражения объективно существующих предметов и явлений внешнего мира, а также способны сохранять прошлый опыт. Оживление ряда представлений происходит при помощи ассоциаций, т. е. связей между ними.

Физиологической основой памяти являются следовые рефлексы, т. е. следы раздражений, пришедших в клетки коры головного мозга из внешней и внутренней среды, и оставивших свой след, благодаря которым образуются временные связи. Большое значение имеют биохимические процессы, происходящие в клетках коры, обеспечивающих энергетические ресурсы для возникновения и передачи импульса. Мозг получает раздражения непосредственно из внешнего мира или внутренних органов (первая сигнальная система) или через слово (вторая сигнальная система), которые фиксируются в клетках соответствующих анализаторов, объединяются между собой благодаря условно‑рефлекторной деятельности, что и составляет нашу память.

После активной фазы деятельности следы раздражений тормозятся, не мешая образовывать новые связи. По мере необходимости благодаря ассоциациям прошлые следы оживают, актуализируются, сохраняя определенные сведения, создавая наш опыт.

Память может быть кратковременной и долговременной. Процесс памяти подразделяется на определенные фазы: запоминание (перцепция), сохранение (ретенция) и воспроизведение (репродукция). Для продуктивного протекания процессов, лежащих в основе памяти, необходимо активное состояние клеток коры головного мозга, достаточная концентрация внимания, мотивация деятельности. Кратковременная память может быть при беглом осмотре предмета, долговременная – при неоднократных повторениях и заучивании материала. Большое значение для долговременного запоминания имеет возраст: дети быстро заучивают слова песен, стихотворений и сохраняют их в течение жизни.

Запоминание – представляет собой психический процесс запечатления в памяти образов, предметов, явлений. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание обеспечивается целенаправленным действием. Непроизвольное запоминание осуществляется непреднамеренно, преобладает в начальном периоде усвоения материала.

Сохранение – представляет собой синтез запомнившегося, его репродукцию и удержание в памяти главного, способствующего дифференциации отношений к окружающему. Упрочению сохранения в памяти полученных сведений способствует повторение сочетаний раздражений, при котором устанавливаются четкие внутренние связи между явлениями действительности. Процесс сохранения тесно связан с мышлением, которое обеспечивает анализ и систематизацию полученных сведений, отделение второстепенного от основного и обобщение запечатленного в памяти. Прочность сохранения в памяти у разных лиц не одинакова и зависит от частоты подкрепления и состояния нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.062 с.)