Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация психических расстройствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификации психических расстройств отражают в краткой форме достижения психиатрии, методологию этой науки, перспективы ее развития, теоретические основы и практические подходы. Одни классификации предназначаются для теоретических, другие — для клинико-диагностических, а третьи — для статистических целей. Принципы, на которых строились систематики, по мере развития психиатрии менялись. Первоначально они основывались на преобладающих психопатологических проявлениях, т. е. по синдромологическому принципу. Классификация В. Morel (1857) пронизана идеями о вырождении (дегенерации), согласно которым синдромы, отмечаемые у родственников, утяжеляются из поколения в поколение. W. Grisinger (1867) в своей систематике различные психопатологические проявления рассматривал как стадии одного и того же единого психоза. Е. Krepelin (1899) создал нозологическую классификацию, в которой впервые появились психические болезни, имеющие определенную этиологию, динамику развития клинической картины и исход. Эта систематика с учетом национальных особенностей наук стала прототипом клинических классификаций нервно-психических заболеваний в нашей и некоторых других европейских странах. Нозологические систематики нередко критикуются на том основании, что сегодня неизвестны причины почти всех психических расстройств, а потому и невозможно их группировать, основываясь на том, что еще не открыто. Другой упрек этому подходу — чрезмерное увлечение клиническими описаниями в ущерб изучению личности, ее истории развития и ее участию в болезненном процессе. A. Meyer (1922) выявлял типы реакций личности (эргазии), являющиеся результатом приспособления к определенным условиям жизни, и вместо болезней группировал их. Американские классификации психических болезней были основаны на этих идеях. Эти систематики основаны на антинозологических позициях, при которых размываются границы между нормой и патологией. В них не делается различий между основными и сопутствующими факторами, участвующими в возникновении психических расстройств, многими психиатрами они оцениваются скептически. Международная классификация психических расстройств детского возраста. В 1969г. создана первая международная классификация психических расстройств детского возраста [Rut-terM., LebovidS., EisenbergL. et al]. В ней предложена трехосевая классификационная схема, где первая ось — клинический психиатрический синдром, вторая ось — интеллектуальный уровень, третья ось — сопутствующие или этиологические факторы. Не- \ совершенство этой систематики видят в отсутствии связи с классификацией психических заболеваний взрослых, в недостаточной клинической дифференцированности и разграничении ряда рубрик [Ковалев В. В., 1995]. В следующей классификации детских психических расстройств [Rutter М., Shaffer D., Shepherd M., 1975] были учтены замечания и введена четвертая ось — биологических факторов. В 1988г. была предложена еще одна — пятая ось — психосоциальная. Таким образом, классификация детских психических расстройств стала многоосевой. Первая ось — клинический психиатрический синдром. 0. Нормальные отклонения. 1. Адаптационные реакции. 2. Специфические расстройства развития. 3. Поведенческие расстройства. 4. Невротические расстройства. 5. Психозы. 6. Расстройства личности. 7. Психосоматические расстройства. 8. Другие клинические синдромы. 9. Проявления легких психических отклонений. Вторая ось — интеллектуальный уровень. 0. Нормальные варианты интеллекта. 1. Легкая отсталость. 2. Умеренная отсталость. 3. Тяжелая отсталость. 4. Глубокая отсталость. 5. Отсталость, степень которой невозможно оценить. 6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет. Третья ось — биологигеские (соматигеские) факторы. 0. Неневрологические состояния. 1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания центральной нервной системы. 2. Новообразования (опухолевые) и сосудистые заболевания. 3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие центральную нервную систему. 4. Хромосомные аномалии. 5. Врожденные пороки центральной нервной системы. 6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы. 7. Специфические нарушения развития. 8. Хронические неврологические синдромы. 9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов. Четвертая ось — сопутствующие влияния. Пятая ось — психосоциальная. 0. Нормальная психосоциальная ситуация. 1. Нарушенные внутрисемейные отношения. 2. Психические расстройства, отклонения или инвалидность у воспитателей детей. 3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация. 4. Плохое качество воспитания. 5. Нарушенное непосредственное окружение. 6. Неблагоприятные жизненные события. 7. Социальные стрессоры. 8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой или работой. 9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка. В этой классификации почти не использована нозологи-чески-этиологическая ось, а заболевания заменены отдельными симптомами или группой симптомов. Отечественная классификация детских психических расстройств. В. В. Ковалев и О. Д. Сосюкало (1984) предложили для клинико-диагностических целей классификацию, основанную на четырех осях. 1. Патогеттигески-дтамигеская ось систематизирует психические расстройства: а) патологические реакции и неэволютивные состояния; б) нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в) болезненные процессы. 2. Патогенетигески-уровневая ось обозначает: а) психотический уровень; б) непсихотический уровень. 3. Клинико-нозологигеская ось позволяет отнести психическое расстройство к тому или иному заболеванию (шизофрения, эпилепсия, органические заболевания головного мозга, психогенные заболевания головного мозга). 4. Клинико-синдромологигеская ось определяет синдромы заболеваний: формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную), клинические варианты неврозов (невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивости, астенический невроз) и т. п. К сожалению, в этой классификации не нашли места оценка интеллектуального уровня, неврологические и соматические расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния. Американская классификация (DSM-IV, 1994), используемая во многих странах, предназначена для систематизации психических расстройств у взрослых и детей. Она оценивает психического больного по пяти главным осям: ось 1 — клинические синдромы; ось 2 — расстройства личности, умственная отсталость; ось 3 — соматические заболевания; ось 4 — психосоциальные проблемы; ось 5 — наивысший уровень функциональной адаптации в течение истекшего года. Из 17 разделов DSM-IV первый посвящен расстройствам младенческого, детского или подросткового возраста. Он состоит из 10 подразделов: 1) умственная отсталость; 2) расстройства обучения; 3) расстройство развития моторных навыков; 4) расстройства общения; 5) общие расстройства развития; 6) расстройство с дефицитом внимания и расстройство с деструктивным поведением; 7) расстройства пищевого поведения в младенчестве и в раннем детстве; 8) расстройства в виде тика; 9) расстройства, связанные с выделениями организма; 10) другие расстройства младенческого, детского или подросткового возраста. Одна из задач этой диагностической системы — создание облегчающего диагностику инструмента связи как между специалистами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной педагогике, так и между учреждениями. Другая важная задача — способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей.на основе многоосевой систематики. Международная систематика болезней взрослых и детей (МКБ-10, 1992) и в частности, ее пятая, или F, глава, создана для унификации (в клинических, образовательных и служебных целях) диагнозов психических расстройств в разных странах. Основное ее назначение — статистический учет заболеваний, необходимый для организации служб помощи психическим больным. Она используется также для сравнения заболеваемости в разных регионах одной страны или в различных государствах, что может улучшить выяснение причин психических расстройств. В десяти разделах пятой главы МКБ-10 психическая патология представлена не болезнями, а синдромами, исключение составляют лишь де-менции и употребления психоактивных веществ. Из-за этих ее особенностей она адаптируется для применения в клиниках нашей страны. Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста, группируются в разделах F80—F89 (нарушения психологического развития) и F90—F98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте). Некоторые расстройства, кодируемые в других разделах, могут возникать почти в любом возрасте, и их коды могут использоваться и у детей, и у подростков. Примерами могут служить расстройства пищевого поведения (F50), сна (F51) и половой идентификации (F64). Кроме того, для кодирования психических расстройств используются рубрики и других глав. Например, при наличии у ребенка припадков могут быть использованы рубрики G 40, при страдании головными болями G 43 - 44 из седьмой (G) главы. В заключение следует подчеркнуть, что без знания классификационных рубрик систематик и понимания их содержания невозможно овладеть элементами детской психопатологии, уметь правильно оценивать психическое состояние детей и плодотворно обсуждать их проблемы со всеми, кто воспитывает и защищает их интересы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.009 с.) |