Возрастные особенности психики детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности психики детей



Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. Н этой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно ни диагностировать, ни понять симптоматику детских нервно-психических расстройств.

Психика детей в процессе развития постоянно меняется, при­обретая в каждом возрасте свои характерные черты. Возрастное развитие характеризуется метрическим и топологическим свой­ствами [Ананьев Б. Г.].

Метрическое свойство — длительность протекания тех или иных процессов или состояний, а также временная характеристика изменений в психике. При этом установлено, что развитие проис­ходит неравномерно. Отдельные психические функции и качества формируются разными темпами, то ускоряясь в своем развитии, то замедляясь. В определенный период времени ребенок может отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуля­ции в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Воз­можно также и ускорение развития (акселерация), которое не обя­зательно будет продолжаться весь период детства или подростничества. С другой стороны, развитие гетерохронно, т. е. разные психические функции проходят одни и те же этапы возрастного развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.

Топологическое свойство — определенность того или иного со­стояния, фазы или периода развития.

При составлении периодизаций используются оба свойства развития: метрическое и топологическое. Классификации психиче­ского развития — большое подспорье для диагностики психиче­ских расстройств. Так, например, классификация развития интел­лекта Ж. Пиаже (1969) должна использоваться для суждения о нормальном или отклоняющемся формировании интеллектуаль­ных функций ребенка.

Ведущие типы деятельности являются критерием классифика­ции Д. Б. Эльконина. Они являются ориентиром для оценки предметно-манипулятивной, игровой, учебной или профессиональной деятельности детей и подростков и выявления отклонений при различных формах патологии психики.

Выявлению патологических отклонений в процессе развития личности способствует классификация Э. Эриксона (1996). Анали­зируя формирование «Я» у ребенка или подростка, можно в соот­ветствии с этой классификацией оценить характер нарушений, время возникших отклонений и наметить пути коррекции.

Другие классификации (Ш. Бюллер, 1924, А. Гезелла, А. Валлона и др.), квалифицирующие развитие по нескольким параметрам, дают материал для многосторонней оценки формирующейся пси­хики. Так, например, в классификации А. Валлона (1967), кото­рый концентрируется на формировании поведения и личности, используются четыре критерия развития: 1) двигательная дея­тельность; 2) речь; 3) приспособительные реакции; 4) личностно-социальное поведение. Хотя А. Валлон утверждает, что не сущест­вует единого ритма развития у всех детей, но и он констатирует существование периодов, характеризующихся «своими признака­ми, своей специфической ориентацией и представляющих собой своеобразный этап в развитии ребенка». Им выделяется семь ста­дий. Импульсивная стадия (до 6 мес.) — стадия рефлексов, автома­тически возникающих в ответ на стимул. Эмоциональная стадия (6—10 мес.) - накопление репертуара эмоций. Сенсомоторная стадия (10—14 мес.) — появление практического мышления. Про­ективная стадия (14 мес.— 3 года) — появление способности ис­следовать мир и воздействовать на объекты. Персоналистская стадия (3—6 лет) — развитие независимости и обогащение «Я». Учебная стадия (от 6 до 12—14 лет) — мышление становится бо­лее объективным, возрастает независимость. Стадия полового со­зревания — сосредоточение на своей персоне и потребностях соб­ственного «Я». Из концепции автора следует, что весь ход разви­тия обусловлен взаимодействием между индивидом и социальной средой. Именно это делает полезной классификацию для использо­вания в диагностических целях.

Наряду с психологами детские психиатры [Ушаков Г. К., 1973, Ковалев В. В., 1984] внесли свою лепту в создание периодизации развития психики. Они исходили из наблюдений, что выделенные ранее периоды формирования психики детей отличаются преиму­щественными для определенного возраста формами реакций и особенностями поведения.

По мнению В. В. Ковалева, существуют четыре основных возра­стных уровня реагирования: 1) соматовегетативный (0—3 года); 2) психомоторный (4-10 лет); 3) аффективный (7-12 лет); 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для первого уровня характерны повышенная общая и ве­гетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеваре­ния, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пу­зыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клиниче­ской формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симпто­матика.

Второму уровню свойственны общие или локальные дви­гательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (напри­мер, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основ­ной болезни.

Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения пове­дения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.

Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образова­ний (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических пережива­ний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, при­сущая возрасту психопатология и является характерной для по­дростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преоб­ладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов по­зволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основ­ному заболеванию.

Кризисы развития. В определенных возрастах, судя по ста­тистическим данным, дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возраст­ного периода другим. Они могут происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизне­деятельности человека. Сущность этих кризисов — переход коли­чества в новое качество: происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество. Этот пе­реход может происходить резко, скачкообразно, что затрудняет благополучное его завершение. Основной трудностью детства яв­ляется несамостоятельность, зависимость от взрослых. Трудности подросткового возраста — противоречие между потребностью быть взрослым, происходящим самоопределением, формирующейся концепцией взрослого «Я» и несоответствующими им потенциала­ми подростка. Типичные психологические кризисы в этих возраст­ных периодах возникают именно вокруг этих проблем. Если труд­ности переходного возраста сочетаются с переживанием неприят­ной жизненной ситуации, то появляется высокий риск возникно­вения тех или иных нервно-психических расстройств.

Периодизация возрастных кризисов Э. Эриксона (1996) рас­сматривает кризис как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. На каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса — залог дальнейшего развития здоровой личности и необходимый фактор эффективного проживания последующих стадий.

Во время первого кризиса (от рождения до 1 года) жиз­ни формируется чувство доверия. Препятствия, встречающиеся на пути благополучного ее завершения, например материнская депривация, почти всегда приводят к болезненным формам отклонения развития. Причем от степени тяжести препятствий обычно зависит выраженность патологии (от тревожного состояния до отставания в развитии).

Во втором кризисе (от 1 до 3 лет) если не удовлетворя­ется потребность ребенка в получении самостоятельности, автоно­мии, то в дальнейшем ребенок становится неуверенным, конформ­ным.

В третьем кризисе (от 3 до 6 лет) центральным ста­новится конфликт предоставления возможности проявлять соб­ственную инициативу. Если ребенок своевременно не получил разрешения для проявления своих интересов и отстаивания их перед другими, то недостаток инициативы в последующем мо­жет стать основой для формирования зависимого расстройства личности.

В четвертом кризисе (8—12 лет), когда должно сформи­роваться чувство трудолюбия, активного отношения к работе, обу­чению, применению знаний и навыков, препятствия, возникшие на этом пути, могут привести к чувству собственной несостоятель­ности.

В пятом кризисе (подростковый возраст) происходит са­моопределение, формируется чувство тождественности «Я», своего целостного и ценного «Я». Неспособность благополучно разре­шить этот кризис может привести к нарушению процесса иденти­фикации (в рамках невроза или даже психоза).

Поведение человека не может развиваться вне связи с другими людьми. Взаимоотношения с другими определяются потребностью в общении. Эта потребность прежде всего реализуется в стремле­нии играть с детьми своего возраста. Общаясь друг с другом, дети создают свою субкультуру, которая является очень важной и в значительной степени незаменимой. Группы детей, действуя в сто­роне от взрослых, обучаются определенной самостоятельности, независимости от постоянно их опекающих и лишающих инициа­тивы взрослых. В процессе общения дети облегчают сверстнику восприятие новой информации, расширяют свое представление о мире. Начиная с самого младшего возраста, ребенок понимает «инакость» других людей. Тольке в игре со сверстниками удается удовлетворить потребности развивающейся личности. Детям уда­ется создать организацию и выразить свои коллективные интере­сы. Они обучают друг друга поведению в трудных жизненных си-

туациях. Для этой цели они используют либо фольклор, либо об­разцы поведения, передающиеся из поколения в поколения. Уже дети 5—10 лет осваивают необходимые образцы поведения, позво­ляющие им быстрее действовать и избегать излишнего эмоцио­нального напряжения. Им удается улучшить свои навыки комму­никации за счет тренировки стандартных ситуаций, которые они создают в игре. Они получают навык управления своим эмоцио­нальным состоянием, защищаясь от обид и обзываний. Происхо­дит испытание на психологическую прочность, во время которого ребенок приобретает навыки эффективной защиты. Как констати­рует М. Осорина (1999), «в детской субкультуре можно наблюдать последовательные фазы знакомства с чувством страха, прожива­ния его в разных обстоятельствах и попытки совладания с ним в ситуациях возрастающей трудности, фактически это спонтанно складывающаяся тренинговая программа, которая разворачивается в игровых формах, характерных для детской традиции». Анализ детской субкультуры позволяет сделать следующие выводы. Ребе­нок, лишенный детского общества, в меньшей степени подготов­лен к встрече с трудностями жизни, и, таким образом, у него выше риск возникновения нервно-психических расстройств. При оценке детских переживаний следует учитывать, что сюжеты дет­ского фольклора и ритуальные игры не проявления психопатоло­гии, а элемент детской субкультуры.

В завершение этого раздела можно сказать, что детский психо­патолог основывает диагностику нервно-психических расстройств, оценку их развития, исхода и возможные вмешательства через призму возрастной психологии. Особенно большое значение при­обретает последняя при анализе того, какую роль играют возраст­ные особенности личности ребенка в формировании симптомати­ки нервно-психических расстройств. Не менее существенно учиты­вать своеобразие возрастных кризов, как правило, ослабляющих защитные силы организма и личности.

Темы для самостоятельной работы

1 Психическая норма. 2. Нормоцентрический подход. 3. Нозоцент-рический подход. 4. Критерии психического здоровья. 5. Психиче­ское состояние. 6. Темперамент. 7. Периодизация психического раз­вития. 8. Асинхрония. 9. Акселерация. 10. Ретардация. 11. Психиче­ский дизонтогенез. 12. Возрастной криз. 13. Природно-психическое. 14. Социально-психическое. 15. Эволютивный дизонтогенез. 16. Про­цессуальный дизонтогенез. 17. Психическая болезнь. 18. Детская психопатология.

р~| Рекомендуемая литература

Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М.: Просвещение, 1967. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологиче-

ской диагностики.— СПб., 1997. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.— М., 1994. Детская патопсихология. Хрестоматия.— М.: Когито-Центр, 2000. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития лично­сти.- М.: МГУ, 1980.

Карвасарскш Б. Д. Медицинская психология.— Л.: Медицина, 1982. КляйнМ. и др. Воспитание детей и психоанализ.— М.: Рефл-бук, 2000. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология.—М.: Медицина,

1984. ЛангмейерИ., МатейгекЗ. Психическая депривация в детском возрасте.—

Прага.: Авиценум, 1984. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.—М.: МГУ,

1985. ОсоринаМ.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.—

СПб.: Питер, 1998. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихоло-

*ия.- М.: Воронеж, 1996.

Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофре­нии.- М., 1974.

Пиаже Ж. Избранные психологические произведения.— М., 1969. Психология/ Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. Психология подростка/ Под ред. Ю. И. Фролова — М.: РПА, 1997. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. X. Ремшмидт — М.: Мир,

2000. Психическое здоровье детей и подростков/ Под ред. И. В. Дубровиной —

Екатеринбург: Деловая книга, 2000. РаттерМ. Помощь трудным детям.— М.: Прогресс, 1987. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.— М., 1994. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового воз­раста/ Под ред. С. Ю. Циркина - СПб.: Питер, 1999. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии.— М.: Прогресс,

1982.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.— М.: Педагогика, 1993. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.—

СПб.: Питер, 1999.

ЭльконинД. Б. Детская психология.— М.: Учпедгиз, 1960. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис.— М.: Прогресс, 1996. Эриксон Э. Детство и общество.— СПб.: Университетская книга, 1996.

Глава 5

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.02 с.)