Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативная роль расстройств восприятия в коррекционно-педагогическом процессе



Появление у детей случайных, единичных и непродолжитель­ных расстройств восприятия, особенно таких, как нарушение их интенсивности, или иллюзий — это чаще всего показатель таких психических изменений, которые не выходят за рамки нормы и связаны с утомленностью физическими или психическими нагруз­ками. Однако, даже не будучи выраженными, они могут влиять как на работоспособность детей, так и на их возможность быть полноценными участниками игр и развлечений со сверстниками.

Обнаружение этих расстройств требует внимательного изучения личности тех детей, у которых они были выявлены. Некоторые черты личности (сенситивность, впечатлительность и внушае­мость) способствуют возникновению описываемых расстройств да­же при незначительных нагрузках на организм и психику (утомле­ние, волнение, недоедание и т. д.). В этих случаях для смягчения или ликвидации этих проявлений может -оказаться достаточно улучшения отношения к ребенку, изменения домашнего режима или уменьшения учебных нагрузок. Реже может потребоваться психотерапевтическая поддержка ребенку и семье, а также облег­чение школьного режима. Возникновение стойких, продолжитель­ных расстройств восприятия, вызывающих у детей беспокойство, тревогу, депрессию, мешающих им в учебе, в общении со сверст­никами и взрослыми, требует не только исследования психолога, но и консультации врача.

] Тест для самостоятельной работы

1. Сенестопатии — это:

а) патологические ощущения в различных частях тела и внутрен­них органах;

б) потеря чувствительности, исчезновение ощущений;

в) расстройство чувства боли.

2. Гипестезияэто:

а) обостренное, усиленное чувственное восприятие;

б) появление одновременно с ощущением в одном анализаторе ощущения в другом;

в) понижение чувствительности к внешним раздражителям.

3. Гиперестезияэто:

а) обостренное, усиленное чувственное восприятие;

б) патологическое ощущение в различных частях тела и внутрен­них органах;

в) расстройство чувства боли.

4. Иллюзииэто:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и яв­лений;

б) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в) патологические ощущения.

5. Галлюцинации — это:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и яв­лений;

б) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в) обостренное, усиленное чувственное восприятие.

6. Истинные галлюцинации — это:

а) проецирующиеся вовне, обладающие чувственной живостью, воспринимающиеся как чуждые личности и не поддающиеся контролю;

б) лишенные конкретности, чаще проецирующиеся во внутреннее пространство больного, возникающие помимо воли больного, не признающиеся объективной реальностью;

в) ошибочное восприятие реально существующих предметов и яв­лений.

7. Псевдогаллюцинацииэто:

а) проецирующиеся вовне, обладающие чувственной живостью, воспринимающиеся как чуждые личности и не поддающиеся контролю;

б) лишенные конкретности, чаще проецирующиеся во внутреннее пространство больного, возникающие помимо воли больного, не признающиеся объективной реальностью;

в) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений.

8. Сценические галлюцинацииэто:

а) галлюцинации, возникающие при засыпании;

б) тематические, сюжетно взаимосвязанные картины и эпизоды развивающихся событий;

в) галлюцинации, возникающие при пробуждении.

9. Гипнагогические галлюцинацииэто:

а) галлюцинации, возникающие при пробуждении;

б) галлюцинации, возникающие при засыпании;

в) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений.

10. Нейропсихологический механизм галлюцинацийэто:

а) нарушение мышления;

б) нарушение сознания;

в) нарушение притока сенсорной информации за счет патологии в системе анализатора.

Темы самостоятельных работ

1. Ощущения и восприятие и механизмы их возникновения. 2. Нару­шения ощущений и их виды. 3. Причины расстройств восприятия. 4. Виды расстройств восприятия. S. Различия между иллюзиями и галлюцинациями. 6. Псевдогаллюцинации и галлюцинациисходст­во и различия. 7. Особенности расстройств восприятия у детей.

Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

Глава 8 НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними.

Мышление — опосредствование, установление отношений и за­висимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей. Оно создает возможность опосредованного познания путем умозаклю­чений и суждений.

Мышление — творческая функция, создающая новые ценности, образующая новые понятия. Этот процесс совершается конкретны­ми образами (представлениями) и на более высоком уровне абст­рактно (понятиями).

'"Представления — это сохранившиеся в памяти ранее по­лученное восприятие, оно конкретно, так как1 отображает действи­тельность. Примерно с полутора лет появляются свободные пред­ставления. К концу второго года зрительные представления игра­ют в жизни ребенка большую роль. К тому же времени развиваются и слуховые представления, без которых невозможно развитие речи. В дошкольные годы дети мыслят наглядно, образа­ми предметов и явлений. У детей более яркие, чем у взрослых, представления. Их мышление, оперирующее представления­ми, — конкретное, образное или наглядное. В процессе деятельно­сти формируются живые конкретные и точные представления. Развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения, схематизации и создания типических образов. Поня­тия — обобщенные представления, они являются следствием абст­ракции, поэтому и мышление в понятиях называют абстрактным. Представления и понятия выражаются в словах, вследствие этого мышление тесно связано с речью.

Нейропсихологигескш механизм. В процессе мышления объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в но­вых понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз дру­гой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Основ­ной механизм мышления называется «анализ через синтез», по­скольку выделение (анализ) новых свойств в объекте совершается через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими пред­метами, т. е. через включение его в новые связи с другими пред­метами. Мышление — свойство мозга, определяемое особенностя-

ми высшей нервной деятельности, нейрофизиологическими про­цессами. Мышление — процесс переработки информации мозгом человека, при тесном взаимодействии различных уровней созна­ния и подсознания. Мысль — корковая модель, к которой в дан­ный момент привлечено внимание, обладающая наибольшим по­тенциалом. Происходит активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

Возрастные особенности. Первое обобщение ребенка связано с его практической деятельностью, которая выражается в одних и тех же действиях, выполняемых со сходными предметами (11— 20мес.). Овладение речью играет важнейшую роль в развитии обобщения. Первоначальное значение слов связывается с неодно­родными предметами. Первичное обобщение, индукция, дедукция появляются у детей 3—4 лет. Ребенок мыслит действуя. Он не предвосхищает предстоящих действий. Детское мышление нагляд­но, в нем отражаются только воспринимаемые внешние признаки вещей. Мышление ребенка исходит из его личного опыта. В со­держание понятий входят только несущественные признаки пред­метов — «часы, которые звонят». В процессе школьного обучения расширяется круг понятий, содержание понятий обогащается, про­исходит переход от конкретных к абстрактным понятиям. Школь­ник овладевает умственными операциями, развивается обоснован­ность, критичность, обстоятельность мышления.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ выражаются в нарушении про­цесса мышления и в патологической продукции мышления.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ. Ускоренное мышление характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой це­ленаправленности мыслительного процесса из-за ослабленного внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной продуктивностью, речевым хаотичным возбуждением. Внешняя связь идей серьезно не нарушается, однако при особенно сильном ускорении мышления («скачке идей») их последовательность мо­жет расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченны­ми, в результате чего возникает маниакальная спутанность. Этот тип расстройства мышления наблюдается при маниакальных фа­зах аффективного психоза.

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыс­лей, бедность представлений, понятий и суждений, малая подвиж­ность целенаправленности мышления, расстройство осмысливания, медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной зада­че, длительное застревание на одной и той же идее. Наблюдается при депрессии.

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей. «Пропадание мыслей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) — сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в ви­ду, что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий другими, сосуществование прямого и переносного смысла поня­тий. Например: «Горе — стрелка, направленная назад», «А — буква в познании материального мира». Символика проявляется также в неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит», «клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть крат­ковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопреде­ленно долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспри­нимают это как внешнее воздействие на психику.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным пе­реходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несу­щественных подробностей, неумением кратко формулировать свои идеи, неспособностью переключиться на что-то новое. Встречается при эпилепсии, может быть и у больных с тяжелой умственной отсталостью.

Персеверация мышления — застой, монотонность мышления, постоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, од­них и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилеп­сии, органических психозах.

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что разрушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья между отрывками мыслей выпадают, и речевая продукция стано­вится бессвязной. Типичная форма бессвязного мышления возни­кает на фоне аментивного помрачения сознания, когда нарушается элементарный анализ и синтез, в связи с чем полностью утрачива­ется способность осмысливать окружающее, появляются растерян­ность, повторяющиеся недоуменные вопросы. Иногда при астени­ческой спутанности больные способны улавливать часть ситуации, временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на во­просы; в этих случаях мышление становится более упорядочен­ным. Встречается при токсико-инфекционных, соматогенных пси­хозах и при сумеречном состоянии у больных эпилепсией.

Стереотипии — повторение одних и тех же, часто бессмыслен­ных слов и выражений, обусловленное расторможением словесных автоматизмов. Наблюдается при шизофрении.

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплод­ным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рас­суждениям. Это неадекватное реальной ситуации мудрствование, многословность и банальность суждений. Резонерство не конкрет­но, так как оно не связано с прошлым опытом и не основано на реальных представлениях. Вместо цели мышления, которая дол­жна привести к познанию действительности, на переднем плане «рассуждательство». Встречается при шизофрении, эпилепсии, ум­ственной отсталости.

Аутистигеское мышление отличается оторванностью от реаль­ной действительности, суждения формируются лишь в согласии с аффективными потребностями личности, оно замкнуто в тесном кругу идей, которые возникают и развиваются без проверки прак­тикой жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимоисключающие (амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах. Нарушается активность мышления. Характерно для шизофрении.

Паралогическое мышление характеризуется грубыми нарушени­ями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бур­ные аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстрой­ство. Оно постоянно наблюдается при паранойе, парафрении, ши­зофрении, а также реже при психопатиях.

Разорванность мышления выражается в нарушении связей меж­ду представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но ино­гда сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишен­ную смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утра­чиваются и грамматические связи, мышление и речь превращаются в бессмысленный набор слов — «словесную окрошку». Разорван­ность встречается при далеко зашедших случаях шизофрении.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Навязчивое мышление состояние, отличающееся тем, что в сознание боль­ного помимо его желания вторгаются мысли, сомнения, воспоми­нания, страхи. Больной понимает ненужность, неуместность и не­лепость этих явлений, но не может с ними бороться. Они мешают его целенаправленному мышлению. Навязчивые идеи — сущность обсессивного синдрома (синдрома навязчивости), в его со­став входят:

1) навязчивые мысли, проявляющиеся в болезненном мудрст­вовании, в непреодолимом стремлении разрешать бесплодные и ненужные задачи («почему луна не падает на землю?») или в нелей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) — сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в ви­ду, что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий другими, сосуществование прямого и переносного смысла поня­тий. Например: «Горе — стрелка, направленная назад», «А — буква в познании материального мира». Символика проявляется также в неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит», «клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть крат­ковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопреде­ленно долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспри­нимают это как внешнее воздействие на психику.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным пе­реходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несу­щественных подробностей, неумением кратко формулировать свои идеи, неспособностью переключиться на что-то новое. Встречается при эпилепсии, может быть и у больных с тяжелой умственной отсталостью.

Персеверация мышления — застой, монотонность мышления, постоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, од­них и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилеп­сии, органических психозах.

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что разрушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья между отрывками мыслей выпадают, и речевая продукция стано­вится бессвязной. Типичная форма бессвязного мышления возни­кает на фоне аментивного помрачения сознания, когда нарушается элементарный анализ и синтез, в связи с чем полностью утрачива­ется способность осмысливать окружающее, появляются растерян­ность, повторяющиеся недоуменные вопросы. Иногда при астени­ческой спутанности больные способны улавливать часть ситуации, временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на во­просы; в этих случаях мышление становится более упорядочен­ным. Встречается при токсико-инфекционных, соматогенных пси­хозах и при сумеречном состоянии у больных эпилепсией.

Стереотипии — повторение одних и тех же, часто бессмыслен­ных слов и выражений, обусловленное расторможением словесных автоматизмов. Наблюдается при шизофрении.

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплод­ным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рас­суждениям. Это неадекватное реальной ситуации мудрствование, многословность и банальность суждений. Резонерство не конкрет­но, так как оно не связано с прошлым опытом и не основано на реальных представлениях. Вместо цели мышления, которая дол­жна привести к познанию действительности, на переднем плане «рассуждательство». Встречается при шизофрении, эпилепсии, ум­ственной отсталости.

Аутистигеское мышление отличается оторванностью от реаль­ной действительности, суждения формируются лишь в согласии с аффективными потребностями личности, оно замкнуто в тесном кругу идей, которые возникают и развиваются без проверки прак­тикой жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимо-ис-ключающие (амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах. Нарушается активность мышления. Характерно для шизофрении.

Паралогиъеское мышление характеризуется грубыми нарушени­ями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бур­ные аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстрой­ство. Оно постоянно наблюдается при паранойе, парафрении, ши­зофрении, а также реже при психопатиях.

Разорванность мышления выражается в нарушении связей меж­ду представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но ино­гда сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишен­ную смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утра­чиваются и грамматические связи, мышление и речь превращаются в бессмысленный набор слов — «словесную окрошку». Разорван­ность встречается при далеко зашедших случаях шизофрении.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Навязчивое мышление состояние, отличающееся тем, что в сознание боль­ного помимо его желания вторгаются мысли, сомнения, воспоми­нания, страхи. Больной понимает ненужность, неуместность и не­лепость этих явлений, но не может с ними бороться. Они мешают его целенаправленному мышлению. Навязчивые идеи — сущность обсессивного синдрома (синдрома навязчивости), в его со­став входят:

1) навязчивые мысли, проявляющиеся в болезненном мудрст­вовании, в непреодолимом стремлении разрешать бесплодные и ненужные задачи («почему луна не падает на землю?») или в непокидающих больного и доминирующих в сознании воспоминани­ях о неприятном событии;

2) навязгивые страхи (фобии), составляющие часть этого син­дрома или бывающие самостоятельными (боязнь замкнутого про­странства, открытых площадей, острых предметов, боязнь рака, инфаркта);

3) навязгивые действия, большей частью связанные с навязчи­выми мыслями или страхами (например, бесконечное мытье рук, для того чтобы избавиться от мучительной тревоги, связанной со страхом заражения) или независимые от этого синдрома (счет ша­гов, оконных переплетов, сложение любых попадающих на глаза цифр).

Наблюдаются при неврозе навязчивых состояний, шизофре­нии, органических и других психозах.

Сверхценные идеи ошибочные или односторонние сужде­ния, вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности по­лучающие перевес над всеми остальными идеями и доминирую-*^цие в сознании. Другие мысли или концентрируются вокруг сверхценной идеи, подчиняясь ей, или же подавляются. Предан­ность сверхценной идее заставляет человека пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами близких.

Типы некоторых сверхценных идей:

1) ипохондрические — мысли о мнимой болезни;

2) кверулянтские — мысли о необходимости бороться за свои попранные права, приводящие к непреодолимой сутяжниче­ской деятельности;

3) фанатичные — непреодолимые мысли о мести после на­несенного оскорбления;

4) изобретательства — мысль о создании или открытии нового необычного инструмента, аппарата или технологического процесса;

5) талантливости — мысль о выдающихся достижениях и успехах в области поэзии, музыки,

6) ревности — неотступные мысли об изменах жены, мужа, любовника.

Сверхценные идеи — выражение дисгармоничной психики, связаны с паралогическим мышлением, резонерством, наиболее часто возникают у паранойяльных, эпилептоидных, психастениче­ских, психопатических личностей.

Бредовые идеи болезненного происхождения, извращенные, ошибочные, не соответствующие реальности представления и суж­дения, искаженно отображающие действительность, в достоверно­сти которых больной убежден и не поддается коррекции извне. Клинические, систематизированные по содержанию, различаются следующие виды бреда:

 

1. С положительным эмоциональным, тоном:

а) бред величия — мысли о знатном или инопланетном проис­хождении, о способностях преобразовать мир или исправить по­грязших в грехах людей, о гениальности, талантливости или гран­диозной физической силе и т. д.;

б) эротический бред — мысли больного о сексуальных домо­гательствах высокопоставленной особы, влюбленности в него де­сятков поклонников, множестве жен, любовниц, неотразимой при­влекательности, необычной половой силе;

в) бред богатства — мысли о несметном богатстве, владении множеством домов, бесчисленными драгоценностями и т. д.

г) бред изобретения — больной изобрел вечный двигатель, ко­торый осчастливит человечество, космоплан для достижения даль­них галактик, создал лекарство от всех болезней.

Встречаются при экспансивной форме прогрессивного парали­ча, маниакальной фазе аффективного психоза, параноидной ши­зофрении.

2. С отрицательной эмоциональной окраской:

а) бред самообвинения, самоуничижения — больной считает себя плохим человеком, приносящим вред государству, семье, ви­новен в тяжких преступлениях, его следует уничтожить;

б) бред обнищания и материального ущерба — больной убеж­ден, что он лишился имущества, квартиры, дома, пенсии, умерли родные, нет кровати, постельного белья, одежды, предстоит уме­реть голодной смертью;

в) бред ипохондрический — убежденность больного в том, что болен неизлечимой болезнью, сегодня же должен умереть, сгнили внутренности, нет кишечника и пищевода, мозг высох и т. д.

Наблюдаются при депрессиях аффективного психоза, предстарческих и старческих психозах, соматогенном психозе, депрес­сивной форме прогрессивного паралича, шизофрении.

3. Окрашенные чувством страха, подозрительности, недоверия:

а) бред преследования — больному кажется, что к нему плохо относятся, его хотят убить, преследует определенная группа лю­дей, существует какая-то банда, которая хочет его погубить, на улице за ним ходят, угрожают;

б) бред отношения или особого значения — малозначительные факты из жизни больного приобретают в глазах больного опреде­ленное значение (догорающий окурок, брошенный в пепельни­цу,— намек на скорую кончину больного), в сюжетах телепередач больной видит намеки на свою жизнь, в разговорах прохожих «слышит» обсуждение его поступков и переживаний;

в) бред воздействия или влияния — мысли о гипнозе, сковы­вающее действие которого больной испытывает на себе, о лазере, пронизывающем и прожигающем весь организм, о взгляде близко го человека, переделывающего мальчика в девочку, о сексуальном насилии с помощью прикосновения руки.

Часто встречаются при параноидной шизофрении, старческих и предстарческих психозах, соматогенных и травматических пси­хозах.

Формирование бредовых идей. Первичный бред развивается вследствие нарушений логики и возникновения патологической интерпретации. У больного не нарушается чувственное познание мира, он опирается на реальные факты, трактуя их очень избира­тельно, игнорируя все, что не соответствует его идеям. Первичным бредом может быть бред эротический, изобретательства и т.д. Других расстройств психики обычно нет. Первичный, называ­емый также интерпретативным и систематизированным, — система построений, расширяющихся, усложняющихся и детализирую­щихся.

Чувственный (образный) бред возникает преимущественно из-за нарушений чувственного познания. В его структуре преобла­дают яркие образные представления: воображение, фантазии, вы­мыслы, грезы. Он с самого начала сочетается с галлюцинациями, страхом, возбуждением и т. д.

Основные бредовые синдромы. Паранойяльный синд­ром — постепенно развивающийся, систематизированный, эмоцио­нально насыщенный, правдоподобный и лишенный расстройств восприятия бред.

Галлюцинаторно-параноидный синдром состоит из бредовых идей и галлюцинаций.

Синдром психигеского автоматизма Кандинского—Клерамбо (разновидность предыдущего) - сочетание псевдогаллюцинаций, бредовых идей психического, физического, гипнотического воз­действия и чувства отчужденности, «сделанности» собственных движений, поступков, эмоций и мыслей («Я как автомат, управля­емый со стороны»).

Парафренный синдром — сочетание систематизированного бреда преследования и величия (с фантастическим сюжетом) с психиче­ским автоматизмом и псевдогаллюцинациями. Нередко наличест­вует повышенное настроение.

Синдром дисморфомании проявляется триадой: 1) паранойяль­ными идеями физического недостатка («нет талии», «нос слишком большой»), 2) бредом отношения («все смотрят»); 3) понижен­ным настроением.

Возрастные особенности. У д е т е и в связи с неразвитостью ЦНС (ассоциативных полей) бред возникает редко. Более часто возникает патологигеское фантазирование (бредоподобные фанта­зии), в них ребенок стремится осуществить не реализованное в действительности. Эти фантазии отличаются нелепостью, несвя­занностью с конкретной реальной обстановкой, неподверженно-

стью влиянию детского опыта (прочитанным книгам, услышан­ным сказкам, просмотренным телепередачам и т. д.), трудностью переключения к обыденной домашней ситуации. В них могут быть стремления к могуществу, желания, невыполнимые в жизни, враж­дебность к окружающим, нелюбовь к людям и страх перед ними. Окружающее может приобретать «особое» значение. В начале за­болевания эти фантазии появляются только перед сном, а затем распространяются и на весь день. Ребенок живет в мире своих од­нообразных, лишенных творчества фантазий, со временем исчеза­ет критическое к ним отношение, нарушения мышления становят­ся более серьезными, к ним могут присоединиться псевдогаллюци­нации и явления синдрома психического автоматизма. Все же отождествлять эти расстройства с бредом неправильно, так как у больного нет убежденности в реальности его вымыслов, иногда ребенок даже соглашается с тем, что это «его выдумка». Однако у больных с бредоподобным фантазированием позже, в подростко­вом возрасте, может развиться настоящий бред.

Бред у детей динамичен, фрагментарен и нестоек, чаще всего он возникает на фоне делирия, сопровождается иллюзиями и гал­люцинациями (нападающими животными, неприятными насеко­мыми). С наступающим прояснением сознания он легко разруша­ется. Возникновение бреда на фоне непомраченного созна­ния - явление у детей редкое. Он в этих случаях проявляется в рудиментарной форме (интенсивного страха) и сочетается с уве­ренностью в приближающейся опасности для себя или родителей. Эти состояния обычно возникают приступообразно, страх может быть нестойким, ребенка удается успокоить, но по окончании приступа все же остаются тревога, мнительность, сосредоточен­ность на собственном здоровье и опасения смерти. Страх и ипо­хондрические мысли могут трансформироваться в бредовую на­строенность, а затем и в идеи преследования.

Навязчивые состояния у детей раньше всего проявляются в двигательной сфере (тики, онихофагия, трихотилломания). В ран­нем детском возрасте нередки страхи темноты, одиночества, в бо­лее старших возрастах — страх заражения, пожара, животных, по­тери родителей. Навязчивые мысли обычно появляются лишь у подростков. Навязчивые состояния и страхи при шизофрении у детей могут эволюционировать в генерализованную бредовую на­строенность. Одним из начальных бредовых проявлений у детей может также оказаться нарушение чувства симпатии, нарастающей враждебности, агрессивности к родителям. Одновременно с этим нарастает озлобленность, жестокость. Понять, что в основе этих психических расстройств лежит психотический процесс, удается в предпубертатном или пубертатном возрасте. Именно у этих боль­ных в дальнейшем развивается бред чужих родителей, во время которого родителей воспринимают как чужих людей, а своими считают инопланетян, высокопоставленных людей или пропавших без вести.

У подростков клиническая картина усложняется, бредовые идеи встречаются чаще. Бред может возникать остро, минуя дли­тельную картину развития, свойственную детям. Содержание бре­довых переживаний богаче, разнообразнее, чем у детей. У одного и того же больного наблюдаются разные виды бреда (идеи отно­шения, преследования, воздействия). Могут возникать и такие формы паранойяльного систематизированного бреда, которые со­храняются без существенных изменений в течение всего заболева­ния (дисморфоманические идеи). Наряду с чувственным бредом на фоне помраченного сознания наблюдаются параноидный с гал­люцинациями, депрессивный с идеями самообвинения и маниа­кальный, сочетающийся с идеями величия. При хроническом энце­фалите чувственный бред, возникший на фоне помраченного со­знания, сохраняется и позже, когда последнее проясняется. Формирование бреда при неизменном сознании зависит от пато­логических проприо- и интероцептивных ощущений. Возникает ипохондригеский или даже ншилистигеский бред, при котором от­казываются от приема пищи из-за отсутствия внутренних органов, частей тела («нет кишечника»), из-за того, что считают себя мерт­выми. Иногда у детей и подростков наблюдается бред перевопло­щения в другого человека или животного. При затяжном заболе­вании обычно развитие бреда воздействия и психического автома­тизма. Таким образом, образование бреда при разных заболеваниях происходит различно: в одних случаях этому способствует рас­стройство сознания, в других — расстройства восприятия (галлю­цинации), в третьих — патологические ощущения и нарушения те­лесного «Я». Бредовая убежденность у детей младшего возраста не проявляется в словах, а выражается средствами образного мыш­ления. Аналогичная картина наблюдается и у тяжело умственно отсталых. Источник формирования бреда у детей и подрост­ков — нарушение чувственной сферы познания (рудимент бре­да — страх за свое здоровье сопровождается патологическими ощу­щениями).

У взрослых в среднем возрасте чаще встречается бред преследо­вания, бред ревности, любовный бред. Для предстарческого воз­раста более характерны бред самообвинения, обвинения, гибели мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.058 с.)