ТОП 10:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ



Детская психопатология вступила в XXI век, завершив свое формирование в качестве научной дисциплины. Однако дальней­шее ее развитие находится в зависимости от использования дости­жений смежных дисциплин, на которые она традиционно опирает­ся. В первую очередь это касается психологии. В процессе подго­товки специалистов, работающих с детьми, следует учитывать, что они будут нуждаться в инструменте для понимания и управления как нормальными детьми, так и детьми с отклонениями. Специ­альные же психологи и педагоги не смогут обойтись без знаний и умений, которые должны позволить им дифференцировать нор­мальное и аномальное развитие, проводить коррекцию выявлен­ной патологии и прослеживать эффективность этой работы.

В связи со сказанным освоение психопатологии должно опира­ться на понимание того, что такое психическое здоровье. Его оценка должна быть всесторонней и складываться из оценок сте­пени нормальности психического развития, душевного состояния, реакций индивида на окружение, поведения в целом, взаимоотно­шений с другими.

Психическое здоровье составляет важную, но все-таки часть общего здоровья индивида. Поэтому приведем здесь его определение из преамбулы устава ВОЗ. «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или фи­зических дефектов».

Из существующих определений психического здоровья или психической нормы обратим внимание только на некоторые из них. Так, дефиниция, сформулированная психиатрами и филосо­фом, звучит следующим образом: «Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (инди­видуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действитель­ность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и об­щественным потребностям, общепринятой морали» [Бачериков Н. Е., Петленко В. П., Щербина Е. А., 1985.]. Подходы к оценке того, что считать нормой, могут быть разными. У врачей это — но зоцентрический подход. Психиатры исходят из предположения, что при исследовании индивида для определения его нормально­сти следует исключить отклонения от нормы в его развитии, пове­дении, способности адаптироваться к окружающей среде. Иными словами, необходимо убедиться в отсутствии симптомов психиче­ских расстройств, и проблема будет решена. Нормоцентрический подход, которым пользуются главным образом психологи, состоит в сопоставлении полученных данных исследования психики у кон­кретного индивида с имеющимися нормативами.

Первый, нозоцентригеский, подход таит в себе опасность обна­руживать симптомы заболеваний чаще, чем они на самом деле су­ществуют, так как имеется соблазн любые отклонения толковать как болезненные. Существенно и то, что такой подход, рассматри­вая нарушения поведения как «симптомы и заболевание», превра­щает индивида в больного, пренебрегая динамикой его поведения и переживаниями. Индивид, получив этикетку «больного», не оце­нивается как личность, переживающая трудные жизненные обсто­ятельства и реагирующая невротическим или даже психотическим поведением с целью избавления от стрессов.

Второй, нормоцентригвский, подход на практике может приве­сти к желанию все обнаруженные особенности психики понимать как вариант отклонения от нормы. Попытки объяснения любых психических отклонений в терминах психологии может привести к пренебрежению необходимой в некоторых случаях медикаментоз­ной терапией. Из этого следует, что диагностика для большей объективности требует применения обоих инструментов.

Для установления факта психического здоровья или выявле­ния имеющихся отклонений необходимо выработать критерии оценки здоровья [Никифоров Г. С., 1998].

1. Критерий психигеского равновесия позволит судить о харак­тере функционирования психики индивида с разных сторон (по­знавательной, эмоциональной). Например, можно будет оценить равновесие личности с социальным окружением.

2. Гармонигность организации психики, которая может быть, например, оценена по соотношению развития познавательных процессов и дифференцированное™ эмоциональной реактивно­сти, — существенный показатель перспектив социального приспо­собления.

3. Адаптивные возможности лигности не менее важный инди­катор психической нормы. Только конечный результат того, как приспосабливается индивид к своему окружению, имеет для него жизненное значение, а вовсе не то, насколько хорошо у него раз­виты интеллект, воля или аффективная сфера.

Более плодотворной альтернативой отдельным критериям нор­мы является комплексный подход к оценке психического здоровья по свойствам, состояниям и процессам психики.

Для оценки свойств нормальной личности чаще всего исполь­зуются следующие показатели: оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватная притязательность, умеренность в себе, необидчивость, неленость, независимость, ес-мчл'венность, ответственность, чувство юмора, доброжелатель­ность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

Нормальными психическими состояниями считают эмоцио­нальную устойчивость, зрелость чувств, совладание с негативными эмоциями, свободное проявление чувств, сохранность оптималь­ного самочувствия.

Нормальные психические процессы должны адекватно от­ражать окружающую действительность, позволять адекватно вос­принимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями.

При этом важно, чтобы психические функции были интегри­рованы, гармоничны, уравновешены. Личность следует оценивать по степени ее духовности, приоритету гуманистических ценностей, ориентации на саморазвитие. Нормальная самоуправляемая лич­ность целеустремленна, энергична, обладает адекватной самооцен­кой.

В то же время психическая норма не является чем-то застыв­шим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и раз­витием своих потенциальных возможностей. Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели ока­жется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психо­логической защиты, облегчающие состояние личности. Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряже­ния, подъема и т. д.

Констатация психической нормы не является завершением оценки. В практических целях производится подразделение инди­видов, не страдающих явными психическими отклонениями, на группы здоровья. Это позволяет, зная уязвимые сферы личности (группы здоровья), индивидуализировать меры, защищающие ее от возможных психических нарушений, и сделать их более эффек­тивными.

Для детской психопатологии оценка психической нормы пред­ставляется особенно важной по ряду соображений. Во-первых, в процессе развития постоянно меняются функциональные возмож­ности детской личности, и это потребует диагностики с учетом возрастной динамики. Во-вторых, в связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возмож ных отрицательных внешних воздействий, которые способны ис­казить истинное психическое состояние. В-третьих, психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникаю­щих в процессе ее формирования. В-четвертых, от оценки соответ­ствия психики ребенка норме зависит его будущая судьба, так как, диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения.

Темперамент.Психопатологическое исследование не сможет выполнить свою задачу, если не оценит врожденные психические качества (темперамент) исследуемого ребенка.

Темперамент представляет собой особый контур саморегуля­ции психической деятельности, поддерживающий баланс уровня и разнообразия психической активности и тем самым обеспечиваю­щий, с одной стороны, неразрывность, континуальный характер психической деятельности, возможность самого ее осуществления в любой интервал времени существования индивидуума, а с дру­гой — уровень ее квантования, качественной дискретизации, воз­можности и темпы взаимопереходов, смены видов психической активности [Маничев С. А., 1998].

Темперамент как способ формально-динамической интеграции и саморегуляции психической деятельности в свою очередь интег­рирован в структуру личности. Об этом говорят, с одной стороны, факты зависимости проявлений темпераментных свойств от отно­шений личности: темпераментные различия проявляются при ак­тивном отношении индивидуума к ситуации, т. е. когда энергети­ческие и темповые характеристики психической деятельности при­ближаются к граничным для индивидуального темперамента значениям. Темпераментные различия проявляются также в экст­ремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, требуются предельное, близкое к граничному, напряжение сил и быстрые из­менения способов действий. С другой стороны, свойства темпера­мента оказывают влияние на формирование личности. Например, чувствительность индивидуума к жизненным критическим событи­ям, само определение события как критического определяется наряду с другими факторами темпераментными свойствами тре­вожности и активности, эргичности. Поскольку критические жиз­ненные события связаны с появлением личностных новообразова­ний (отношений, мотивов и т. д.), постольку темпераментные свойства оказывают опосредованное влияние на формирование личности.

Особенности темперамента оказывают влияние на то, как дети справляются с учебной программой. Одни медленно усваивают материал, другие непоседливы, третьи не способны на длительную концентрацию внимания. Только понимание этих особенностей детей сможет защитить их от ярлыка умственно отсталых.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.006 с.)