Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях,



ИНФЕКЦИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ПРИ ОСТРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Нервно-психические расстройства при гриппе у детей встречаются чаще, чем при других острых инфекционных заболе­ваниях, и возникают главным образом не на высоте температуры, а спустя 2—7 дней или даже 2 недели. Клинические проявления описывают в двух разновидностях. При одной из них на фоне вы­раженной астении с адинамией, извращением сна, сонливостью развиваются дереализация, гипнагогические галлюцинации, грезоподобные состояния и, наконец, онейроидное состояние. Для дру­гой разновидности характерно неустойчивое расстройство настрое­ния с депрессивной окраской (страх, тоска), эмоциональной лабильностью, раздражительностью, истощаемостью, а также веге­тативные нарушения (чувство сжатия сердца, давления в груди, жара, холода). Течение обеих разновидностей либо затяжное, ли­бо в форме коротких вспышек.

Для гриппозных психических расстройств, по мнению Г. Е. Су­харевой (1974), характерны синдромы нарушения сна, эпизодиче­ские онейроиды и делирии, а также аффективные нарушения с выраженной эмоциональной гиперестезией. По нашим наблюдени­ям, гриппозные психозы оформляются главным образом в виде нарушений сознания: астенической или реже аментивной спутан­ности и значительно реже в форме онейроида, сноподобного оглу­шения и делирия, сменяющихся астенией. Наиболее общие осо­бенности этих расстройств сознания — в колебании интенсивности их («мерцании»), в содержательности переживаний и близости их личности больного [Исаев Д. Н., 1960].

У некоторых детей раннего и младшего дошкольного возраста грипп может осложняться судорожными припадками, тетанией, что связывается с наследственной судорожной готовностью, выяв­ляемой вирусным заболеванием.

У старших детей «гриппозная эпилепсия» встречается редко, ее клиническая картина характеризуется своеобразием пароксиз­мов, при которых на первый план выступают страх, дереализация, оптико-вестибулярные расстройства, нарушения схемы тела, на­сильственные и ипохондрические переживания. Происхождение этих приступов объясняют гриппозным поражением диэнцефальной области. По другим данным, опасность гриппа для дошколь­ников в более частом возникновении у них гриппозного энцефа­лита, протекающего атипично и тяжело. Грипп также может про­воцировать шизофрению, симптоматика которой вначале очень напоминает экзогенные психотические расстройства.

Психические нарушения при скарлатине зависят от стадии заболевания. В продромальном периоде нередки эйфория, двига­тельное возбуждение, затем — оглушенность, сонливость. На высо­те заболевания (обычно ночью) — сновидно-делириозные состоя­ния, психосенсорные расстройства («ноги врастают в постель», «тело тяжелое», «голова пустая»). При тяжелых септических фор­мах могут быть выраженные делирии с двигательным возбужде­нием. После длительного лихорадочного периода болезни иногда возникают аментивные состояния со зрительными галлюцинация­ми. В период реконвалесценции отмечаются астенодепрессивные состояния с бредовой настроенностью. В редких случаях после ис­чезновения основных симптомов скарлатины остаются явления ас­тении, иногда сочетающейся с депрессией, ипохондрией, развива­ются изменения характера, появляется психопатоподобное пове­дение.

В картинах психозов при пневмонии, протекавшей с субфебрильной температурой, Боднянская Н. Н. (1973) наблюдала у большинства больных состояния расстроенного сознания: астени­ческую спутанность, делириозно-аментивный синдром в сочетании с оглушением и астенодепрессивные расстройства.

Психические изменения у детей и подростков в связи с остры­ми инфекционными заболеваниями вне зависимости от этиологии проявляются преимущественно в виде синдромов расстроенного сознания: пределириозных, делириозных и аментивных состояний, а также разных степеней оглушения. При делирии у детей млад­шего возраста преобладают яркие иллюзорные переживания, у по­дростков — галлюцинации общего чувства с параноидными вос­приятиями, расстройства психосенсорного синтеза и онейроидные переживания. При аментивных состояниях отмечаются лабиль­ность и изменчивость психопатологической симптоматики, преоб­ладание кратковременных психотических приступов по типу асте­нической спутанности и эпизодов с расстройством осмысливания в сочетании со ступорозными явлениями и оглушением. Редко встречаются выраженные аменции с волнообразным течением. Кроме синдромов с изменением сознания наблюдаются тяжелые астенические состояния с расстройством эффективности. При пси­хозах, вызванных острыми инфекционными заболеваниями, име­ется непосредственная и тесная связь психических изменений с инфекцией, а также и благоприятный прогноз.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ревматизм. Астенические состояния с затрудненным засыпа­нием, очень повышенной чувствительностью к звукам, яркому свету могут предшествовать развитию выраженных психозов. При первых приступах ревматизм может проявиться в форме обморо­ков, висцеровегетативных кризов, что связано с нарушением моз­гового кровообращения и реакцией диэнцефально-лимбических структур.

*- Дальнейшее его течение знаменуется своеобразным астениче­ским синдромом, на фоне которого развиваются: а) моторные расстройства: замедленность, меньшая ловкость движений, подер­гивания, двигательное беспокойство, насильственные действия; б) сенсорные расстройства: удвоение окружающих предметов, приближение или удаление их, восприятие цветных, шаров, ощу­щение падения, проваливания, изменение вкусовых ощущений, на­рушение восприятия собственного тела (отчуждение рук, ощуще­ние присутствия кого-то рядом); в) эмоциональные расстройства: раздражительность, вспыльчивость, немотивированная плак­сивость, обидчивость, тревожность [ДеяновВ. Я., 1962]. Выраженные ревматические психозы чаще всего оформляются в картине оней-роидных или депрессивных синдромов. У некоторых детей возни­кает ипохондрическое развитие личности. В этих случаях ребенка «словно подменили», он весь уходит в болезнь, требует посчитать его пульс, долго рассказывает о своих ощущениях. У других детей преобладающими нарушениями оказываются аффективная ла­бильность или аффективная неустойчивость со склонностью к эмоциональным разрядам. Возможно развитие психопатоподобно-го поведения.

При малой хорее также возможно появление астенических явлений, угнетенного настроения, вспыльчивости, которые могут смениться тревогой или реже эйфорией. Крайне редко возникают пароксизмальные расстройства сознания с психомоторным воз­буждением. Из психотических синдромов описаны параноидные эпизоды и сноподобно-ступорозно-депрессивные состояния.

Психические изменения при системной красной волчанке могут быть в форме астенического синдрома в начальной стадии заболевания, депрессивных и маниакальных состояний в течение

самого заболевания. Выраженные психотические расстройства проявляются нарушением сознания (оглушенностью, спутанно­стью) с расстройствами восприятия и меняющимся аффективным фоном.

При туберкулезе у детей и подростков наблюдались состоя­ния стойкой физической и психической астении. Редкие психозы возникали при туберкулезе легких, головного мозга, костей и ме-зоадените. Они были в форме аменции, сновидно-делириозных переживаний, галлюциноза с рецидивирующим течением, асте-нопараноидного, сенестопатически-ипохондрического маниакаль­ного, кататонического и эпилептиформного синдромов.

Особенности психических нарушений при бруцеллезе зависят от течения основного заболевания. При остром течении выявлены психические нарушения двух типов: 1) кратковременные, внезап­но наступающие делирий, нарушения психосенсорного синтеза, ас­тения, депрессия или эйфория; 2) полиморфные психопатологи­ческие синдромы: аментивноподобные, гебефренные и депрессив­ные. При вяло текущем бруцеллезе встречаются астения с гиперпатией, астеноипохондрические, амнестические, шизофрено-подобные, психопатоподобные состояния и эпилептиформные рас­стройства. При поздних рецидивах заболевания могут быть мани­акальные и депрессивные синдромы, сумеречные состояния созна­ния, шизофреноподобные синдромы с рецидивирующим течением.

В клинической картине психозов, возникших у детей и подро­стков в связи с хроническими инфекционными заболеваниями, чаще всего встречаются психопатологические симптомы, при кото­рых отсутствует нарушение сознания: шизоформный, галлюцинаторно-параноидный, кататонический, синдром Кандинского— Клерамбо. Почти не встречается делириозное расстройство. В периоде реконвалесценции отмечаются снижение интеллекта, эпилептиче­ский синдром, патологическое формирование характера, синдром расторможенности. Отсутствует прямая зависимость возникнове­ния психопатологической симптоматики от инфекционного забо­левания во времени, длительность и рецидивирующий характер течения, а также не всегда благоприятный прогноз. Эти психозы возникают как следствие сложного комплекса причин, в дальней­шем развиваются по своим собственным закономерностям. Они отличаются полиморфизмом клинической картины и могут «ими­тировать» все возможные варианты шизофрении и аффективных психозов, что вызывает нередко диагностические трудности.

Психические нарушения при СПИДе разнообразны. Это могут быть и невротические реакции, и органические поражения головного мозга. Вирус СПИДа поражает центральную нервную систему. Его воздействие в этом направлении проявляется задолго до возникновения явной симптоматики (в течение от 1 месяца до 5 лет). У больных появляется апатия, нарушения сна, ухудшается работоспособность, снижается настроение, сужается круг общения. Возникновение лихорадки, обильного ночного пота, диареи, пнев­монии сопровождается более выраженными психическими нару­шениями. Осознание поставленного диагноза нередко сопровожда­ется депрессией с суицидальными мыслями и намерениями. Воз­можно возникновение навязчивых расстройств: страхов смерти, воспоминаний о ситуациях возможного заражения, опасений зара­зить близких. Почти одновременно появляются дисфории, аффек­тивная взрывчатость, гневливость, агрессивность, эпилептиформ-ные припадки, свидетельствующие об органической природе воз­никающих психических нарушений. Довольно часто появляется тревога, сочетающаяся с ажитацией, гневливостью, нарушением сна, анорексией. С развитием заболевания симптомы органическо­го поражения болезни становятся более выраженными. Появляют­ся расстройства сознания (делирий, галлюциноз), бредовые и аф­фективные синдромы. У большинства больных развивается слабо­умие, которое является следствием диффузного, подострого энцефалита, менингеальной и церебральной лимфомы, церебраль­ных геморрагии или артериитов. Тяжесть слабоумия в течение не­скольких недель или месяцев усиливается. Подавляющее боль­шинство больных через несколько лет умирает.

Легете. В зависимости от имеющегося синдрома используются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Однако из-за большой чувствительности больных к любым лекарственным средствам их назначают в малых дозах. В связи с неизлечимостью СПИДа психотерапия показана не только больным, но и тем, кто их окружает.

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)