ТОП 10:

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА



И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ

ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

СТРЕСС И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Наиболее характерная черта ребенка — его эмоциональность. Он очень живо откликается на негативные и положительные из­менения в его окружении. Эти переживания в большинстве случа­ев носят позитивный характер. Они имеют очень большое значе­ние в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако при определенных условиях чувства могут играть и отрицатель­ную роль, приводя к нервно-психическим или соматическим рас­стройствам. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоции до­стигает такой степени, что становится причиной развития стресса.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психо­эмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетво­рение его социальных или биологических потребностей [Суда­ков К. В., 1986].

Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Н. Selye (1936) и описал наблюдающийся при этом адаптационный синд­ром. Этот синдром может пройти в своем развитии три стадии:

1) стадию тревоги, во время которой осуществляется мо­билизация ресурсов организма;

2) стадию резистентности, при которой организм со­противляется стрессору, если его действие совместимо с возмож­ностями адаптации;

3) стадию истощения, во время которой истощаются за­пасы адаптационной энергии при воздействии интенсивного раздражителя или при длительном воздействии слабого раздражите­ля, а также при недостаточности адаптивных механизмов организма.

Н. Selye описывал эустресс — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс - вредоносный или неприятный синд­ром. Этот синдром рассматривается как болезнь адаптации, возни­кающая в связи с нарушением гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Биологическое значение стресса — мобилизация защитных сил организма. Стресс, по Т. Коксу (1981),- феномен осознания, воз­никающий при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. От­сутствие равновесия в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него.

Специфика эмоционального стресса состоит в том, что он раз­вивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизнен­но важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных реакций, а активация нейроэндокринной системы мобилизует ор­ганизм на борьбу.

К действию повреждающих факторов наиболее чувствительны­ми оказываются эмоции, которые первыми включаются в стрессо­вую реакцию, что связано с их вовлечением в аппарат акцептора результатов действия при любых целенаправленных поведенче­ских актах [Анохин П. К., 1973]. Вследствие этого активируется вегетативная система и эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием в возможности достижения жиз­ненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребно­сти организма во внешней среде.

Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для пре­одоления трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных расстройств. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшими­ся жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму.

В этих случаях даже при нормализации ситуации эмоциональ­ное возбуждение активизирует центры вегетативной нервной сис­темы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и нарушает поведение.

Наиболее важную роль в развитии эмоционального стресса иг­рают расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, базально-латеральной области миндалины, перегородке и ретику­лярной формации.

Частота эмоциональных стрессов нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информа­ционных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Устойчивость к эмоциональным стрессам различ­на у разных людей. Одни более предрасположены, другие - весь­ма устойчивы. Однако развитие у ребенка вследствие возникновения жизненных трудностей нервно-психических или соматических заболеваний зависит от психических и биологических особенно­стей индивида, социального окружения и стрессора (события, вы­звавшего эмоциональную реакцию).

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Многократно перенесенные в прошлом трудные ситуации в семье и вне ее неблагоприятно сказываются на последствиях эмо­ционального стресса. При этом имеют значение частота и тяжесть переживаемых событий. Для психического и соматического здоро­вья опасен не только один трагический инцидент, подобный смер­ти близких родственников, но и несколько менее драматичных, происшедших за короткий промежуток времени, так как это тоже снижает возможности приспособления. Однако при этом следует учитывать, что ребенок в мире не один, что другие люди могут облегчить приспособление к ситуации. Наряду с предшествующим жизненным опытом существенное значение имеют и актуальные житейские обстоятельства. При несоразмерности личностных ре­акций на изменяющийся мир возникает опасность для здоровья. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение человека и окружающей его среды.

Развитию заболевания после эмоционального стресса способ­ствует состояние беспомощности, когда окружение воспринимает­ся небезопасным, не-доставляющим удовольствия, а человек чув­ствует себя покинутым. В то же время если окружение индивида разделяет его оценки и мнения и он у него может всегда найти эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного дей­ствия эмоционального стресса уменьшается. Для человека (в осо­бенности в детском возрасте) наличие социальных связей столь важно, что даже только их недостаточность может стать причиной развития стресса.

Привязанность, возникающая между детьми и их родителями в самый чувствительный для этого период — вскоре после рожде­ния, имеет колоссальное значение не только в качестве цементи­рующего механизма, объединяющего группы людей, но и в каче­стве механизма, обеспечивающего их безопасность.

Формирование этого социального механизма основано на врожденных образцах поведения, что и определяет не только прочность привязанностей, но и их большую защитную силу. В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной, а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у детей в дальнейшем недостает необходимых жизненных социальных ка­честв. Чувство беззащитности и неспособности оградить себя от опасности приводит к часто возникающим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям. Такое состоя­ние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционально­го стресса.

СТРЕССОР

Причинами возникновения эмоционального стресса могут быть как позитивные, так и негативные события. В связи с тем, что вредностями считают лишь неблагоприятные факторы, в каче­стве потенциальных стрессоров систематизируют лишь отрицате­льные события.

С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, участвующие в орга­низации эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

1) стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрес­соры (боевые действия); б) производственные стрессоры (связанные..с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрес­соры психосоциальной мотивации (экзамены);

2) стрессоры оценок (оценка деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, воспоминание о горе, ожидание угрозы); б) победы и поражения (победа, лю­бовь, поражение, смерть близкого человека); в) зрелища;

У) стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщение (конфликты в семье, в школе, угроза или неожиданное известие); б) психосоциальные и физиологические ограничения (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, ограничиваю­щие общение и деятельность, родительский дискомфорт, голод);

4) физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук, качка, жара, землетрясение.

Сам факт воздействия еще не обязательно предполагает нали­чие стресса. Более того, стимул действует, как указывал П. К. Ано­хин (1973), на стадии афферентного синтеза очень разнообразных по количеству и качеству суммирующихся раздражителей, поэтому оценить роль одного из факторов исключительно трудно. В то же время восприимчивость к некоторым стрессорам у людей может быть очень различной. Новые впечатления для одних непереноси­мы, а другим необходимы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.3.146 (0.004 с.)