ТОП 10:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,



СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ

АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подрост­кового возраста, который по своей сути является кризисом взрос­ления. Этот переломный возраст разными подростками пережива­ется по-разному, создавая им различные психологические и соци­альные трудности. У одних этот этап жизни осложняется кризи­сом идентичности (затруднением усвоения образцов поведения значимых людей), у других — кризисом авторитетов. Кризис так­же может проявляться деперсонализацией (переживанием кажу­щейся чуждости своего «Я»), переживаниями своих, чаще всего воображаемых физических недостатков, ипохондрией (чрезмерной озабоченностью своим здоровьем), нарушениями пищевого пове­дения (отказом от пищи или прожорливостью), бесплодным рассуждательством, асоциальным поведением и даже мыслями или стремлениями к самоубийству. Знания об этом особенно необхо­димы для создания взрослеющим подросткам благоприятных жиз­ненных условий с тем, чтобы предупредить их интерес к психоак­тивным веществам и потребность в использовании.

При пубертатном кризисе снижение продуктивности умствен­ной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит измене­ние установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Если подросток во время кризиса окажется неспособным к идентификации, возникает путаница ролей и трудности в эмоциональных отношениях с людьми, в социальной и профессиональной сферах. Кризис может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения (в том числе и аддиктивного).

Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собст­венных силах — все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома,— доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя. В поисках новых, необычных ощущений и пережива­ний подростки экспериментируют с ингалянтами, алкогольными напитками, наркотическими веществами. Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с «запретным плодом». До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдали от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в пар­ках и садах. Нередко в компании первую дозу получают обман­ным путем в качестве «нового сорта сигареты» или другой не­обычной «приманки» (таблеток, напитков или даже инъекций). Обычно экспериментирование с токсическими и наркотическими веществами совершается в группе и поддерживается интересом к необычному всех «товарищей». В части случаев начало употребле­ния определяется подражанием старшим. Примерно треть подро­стков получает свой первый опыт и продолжает его под давлени­ем авторитета группы сверстников. Объясняя свой интерес к алко-голыным напиткам, они говорят: «Потому что мои друзья тоже пьют»; «Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей». Особен­ность возраста — усвоение образцов поведения значимых для по­дростков других людей.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Наркотическая зависимость возникает не сразу, ей предшест­вует аддиктивное поведение, т. е. злоупотребление различными психоактивными веществами, включая алкоголь и курение табака, до того как от них сформировались физическая зависимость. Этот термин (понятие) происходит от английского слова addiction — па­губная привычка, что должно указывать на необходимость воспи­тательных, а не медицинских мер. Это нарушение поведения раз­вивается двумя путями.

В первом случае подростки пробуют различные психоактивные вещества: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом предложенными таблетками или сигаретами с марихуа­ной. Последовательность употребления может быть различной, эк­спериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее привлекательное вещество. Ино­гда злоупотребление обрывается раньше.

Во втором случае наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь токсическим веществом (бензином, алкоголем). Раннее сосредоточение на одном психоактивном веществе обычно связано с недоступностью других. Значительно реже происходит произвольный выбор.

Этапы развития аддиктивного поведения:

1) этап первых проб — начало аддиктивного поведения. В процессе этого этапа возможен отказ от продолжения экспери­ментирования с психоактивными веществами из-за неприятных ощущений, страха пристраститься или угрозы наказаний;

2) этап поискового «полинаркотизма» наступает тогда, когда за первыми пробами наступают повторные;

3) этап выбора предпочитаемого вещества завершает поиски.

В основе развития и закрепления аддиктивного поведения ле­жат общие механизмы, которые могут быть разделены по веду­щим мотивам и личностным особенностям.

Атарактигеская (успокаивающая) модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения психоактив­ных веществ (наркотиков) с целью достижения душевного спокой­ствия (12—15,4% среди алкоголизирующихся). Их употребление направлено на снятие нервного напряжения, на то, чтобы рассла­биться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подро­стки свою алкоголизацию (наркотизацию) объясняют следующим образом: «Чтобы быть спокойнее» (5,7—7,7% среди алкоголизиру­ющихся).

В других случаях доминирующим мотивом оказывается высо­кий уровень аффективной напряженности, преобладание пони­женного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.

Недостаточно приспособленные, плохо адаптирующиеся к но­вой среде подростки находятся в связи с неудовлетворенностью своими отношениями с окружающими в постоянном психическом напряжении. Им приходится искать путей гармонизации своего по­ложения. Не умея нормализовать свои отношения с окружающи­ми, подростки используют психоактивные вещества для того, что­бы заменить психологические механизмы межперсональных отно­шений. Применяющие эти вещества говорят о том, что это делается для того, «чтобы было легче разговаривать с людьми» (1,9—2,5% среди алкоголизирующихся).

Модель — употребление психоактивных веществ для из­менения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апа­тии. Цель в этом случае — улучшить настроение, добиться эмо­ционального комфорта в трудных и тем более критических для подростка жизненных ситуациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе). Пристрастие к психоактивным веществам может возникнуть как способ самолечения на начальных этапах невротических или психотических рас­стройств, иногда еще во время отсутствия явной симптоматики.

Коммуникативная модель. Эта модель аддиктивного пове­дения может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребно­стями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облеггает общение со сверстниками своего и противо­положного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснитель­ности, появляется уверенность в своих возможностях. «Принимаю для того, чтобы легче общаться с другими людьми» — говорит по­дросток (3,2—4,5% среди алкоголизирующихся). Имеются сведе­ния, что до 30% всех алкоголиков начинают с привычки прини­мать «допинг» перед общением, в особенности с лицами противо­положного пола. В состоянии опьянения не только облегчается общение, но и возникают чувства раскованности, безопасности, свободы в поступках и самовыражении, появляется впечатление тесного контакта с окружающими. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально рани­мые подростки.

Активирующая модель. В одних случаях подростки приме­няют психоактивные вещества с целью достижения переживаний подъема сил, бодрости, оживления активности. Будучи неуверен­ными в своих силах и возможностях, имея сниженную самооцен­ку /..подростки пытаются достичь прямо противоположного — уве­ренности, бесстрашия, раскованности. В опьянении становится легче реализовать истинные и воображаемые способности, совер­шить «выдающиеся поступки». В других случаях — таким же обра­зом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия. Акоголизация, например, может создать у подростка впечатление прекрасной приспособленности и вполне удовлетво­рительной самореализации. В этом случае подросток может ска­зать: «Принимаю спиртное, потому что мне приятно быть немного пьяным» (8,2-12%).

Гедонистигеская модель. Употребление психоактивных ве­ществ используется также и для получения удовольствий, вызыва­ния у себя приятных ощущений, психического и физического ком­форта. Вызванный в таком случае на откровенность подросток признается, что «делаю, потому что мне это нравится» (36,9— 48,6%). При этом стремятся создать фантастический мир галлю­цинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории. Так, например, происходит при вдыхании ингалянтов. Стремление к получению удовольствий с помощью токсических средств возни­кает из-за невозможности и неумения развлечь себя иным обра­зом (с помощью спортивной, творческой и иной активности). Этим способом подростку удается компенсировать нереализован­ные потребности. Если наркотическое опьянение дает желаемое наслаждение, то это довольно быстро приведет к формированию болезненного пристрастия. Чаще всего по этому пути идут гипер-тимные и неустойчивые подростки.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой может приве­сти к потреблению психоактивных веществ именно с этой целью.

В 90% случаев злоупотребление наркотиками и токсическими ве­ществами начинается в неформальных группах. Чтобы для собст­венного утверждения почувствовать себя принадлежащим к груп­пе, укрепить свой социальный статус, подростки вынуждены раз­делять со своими товарищами всю их активность, в том числе и касающуюся психоактивных веществ. Подросток говорит: «Я де­лаю это потому, что мои друзья тоже пьют»; «Чтобы друзья не считали мокрой курицей». Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель. Психоактивные вещества исполь­зуются для манипулирования другими, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Истероидные подростки, например, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью «много выпить», добиться лидирующего положе­ния, oxqtho пользуются наркотиками и алкоголем. Эпилептоид-ные подростки посредством психоактивных веществ пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидера.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяет­ся необходимостью компенсировать какую-либо неполноценность личности, дисгармонии характера, мотивационной сферы. У под­ростков, которые плохо переносят конфликты и любые трудности в школе и дома, возникает наибольший риск закрепления аддиктивного поведения как формы реагирования на любые жизненные проблемы. Такая форма поведения создает впечатление разреше­ния трудностей и помогает избежать неприятных переживаний, Алкоголизирующимся и наркотизирующимся подросткам свойст­венно немедленно получать удовольствия безотносительно от не­посредственных и отдаленных последствий.

Употребление психоактивных веществ способствует увлечению постоянно слушать современную ритмическую и обязательно громкую музыку, азартными играми, пристрастию к игральным автоматам, сексуальному экспериментированию и беспорядочным половым контактам.

Формирование аддиктивного поведения в значительной степе­ни связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с по­явлением потребности к употреблению психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее зна­чение для ее формирования имеют существенно сниженные адап­тивные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низ­кой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентричностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собст­венного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством 1

неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 12—13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отноше­нием к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зуб­ные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно с них начинается ад-диктивное поведение.

Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами — 14—15 лет.

Старшие подростки (16—17 лет) реже в этом возрасте начина­ют употреблять психоактивные вещества, в том же случае, когда аддиктивное поведение уже возникло, помощь семьи или друзей, а также лечебное воздействие на этом возрастном отрезке с боль­шим трудом достигают успеха.

Для наилучшего понимания развития привыкания подростков к йсихически активным веществам приходится учитывать не толь­ко возраст, но и особенности их характера (акцентуации).

Гипертимные подростки, отличающиеся преобладанием при­поднятого настроения, жаждой деятельности, повышенной слово­охотливостью, неугасимым оптимизмом, склонностью к риску, острым ощущениям, неразборчивостью в выборе знакомств, по­датливы влиянию приятелей из стихийно формирующихся групп и легко соблазняются предложениям алкоголя, токсических ве­ществ и наркотиков. Все психоактивные вещества, вызывающие подъем настроения, созвучны личности, и они легко становятся на путь их употребления. Для этих подростков характерен «поиско­вый полинаркотизм», они стремятся попробовать как можно бо­льше разных предлагаемых им препаратов.

У подростков с постоянным наличием преобладающего сни­женного настроения нередко возникает желание добиться его улучшения с помощью алкогольных напитков или стимуляторов. Однако эти средства чаще всего не дают желаемого результата. Более того, алкоголь нередко углубляет депрессию. Стимуляторы же у этих подростков скорее вызовут тревогу и беспокойство, чем поднимут настроение. Успокаивающие (транквилизаторы) улучша­ют настроение и уменьшают степень актуальности жизненных трудностей, в связи с чем к ним возникает пристрастие.

Живо на все реагирующие, с легко меняющимся настроением и впечатлительные подростки начинают употреблять ингалянты или алкогольные напитки под влиянием референтной группы, от кото­рой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие ингалянтов, способствующее оживлению фантазий, делает эти вещества осо­бенно привлекательными для них. Возможность «забыться» на не-380

которое время, отключиться от реальности, исправить настрое­ние — еще один повод для использования их.

Нерешительные, сомневающиеся, мнительные, пугающиеся всего нового постоянно тревожные подростки, обнаружив, что ус­покаивающие или другие психоактивные средства способны смяг­чить переживания, связанные с предстоящими или воображаемы­ми трудностями, могут прибегать к их поддержке при определен­ных ситуациях.

У подростков с выраженной интравертированностью, пребы­вающих в вымышленном мире собственных схем и фантазий, склонных к уединенности, психоактивные вещества стимулируют фантазирование или облегчают столь трудный для них процесс общения. В этой связи они легко привыкают к опийным препара­там, а в младшем подростковом возрасте к ингалянтам.

Значительный процент среди наркотизирующихся и алкоголи-зируютцихся подростков составляют такие, которые склонны к бурным вспышкам аффекта, неожиданным действиям и поступкам, решению конфликтов с помощью грубой физической силы. В со­стоянии опьянения они утрачивают контроль за своим поведени­ем, затевают ссоры, вступают в конфликты, в драках наносят тя­желые повреждения. С первого опыта знакомства с алкоголем или другими токсическими веществами стремятся добиться «полного отключения». Начиная употреблять те или иные наркотические вещества, легко оказываются в рабской зависимости от них.

Истероидные подростки, характеризующиеся эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в признании, самовосхвалением. Они, будучи легко внушаемыми, бездумно подчиняются всем, предлагающим попробовать сигаре­ты, напитки, любые психоактивные вещества. Они обнаруживают особую склонность к стимуляторам, привлекательными для них могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы. Спо­собствует возникновению у них пристрастия стремление покрасо­ваться, продемонстрировать свою выносливость к спиртным на­питкам, показать свою способность «всех перепить».

У подростков слабовольных, неспособных к самостоятельности, постоянно ищущих удовольствий, праздности и развлечений, са­мый высокий риск аддиктивного поведения. Не будучи в силах за­нять себя сами, они все время нуждаются в стимуляции. В своем стремлении к наслаждениям они, единожды попробовав психоак­тивное вещество, легко становятся на путь их постоянного исполь­зования, как правило, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Аддиктивное поведение, порожденное неблагоприятными био­логическими и социально-психологическими факторами, ими же и осложняется, нарушая образ жизни подростков. Чем больше вре­мени они уделяют психоактивным веществам, тем больше расстра­иваются их отношения с окружающими. Свою потребность в положительных эмоциях подростки удовлетворяют за счет психоак­тивных веществ, которые заслоняют все остальные интересы, расстраивая прежние взаимоотношения и препятствуя созданию новых. Потеряв эмоциональные связи с близкими людьми, они переживают полное душевное благополучие, так как оказываются неспособными критически осмыслить сложившуюся ситуацию.

Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, находятся под непререкаемым влиянием стихийно сложившейся группы, к которой они принадлежат, и вместе со сверстниками пренебрегают установленными законом и моралью нормами. Группа поддерживает и даже культивирует такое отклоняющееся (девиантное) поведение.

Девиантное поведение — поведение психически здоро­вого, отклоняющееся от принятых в обществе норм межличност­ных отношений, действий, поступков и высказываний. Оно прояв­ляется в правонарушениях, бродяжничестве, сексуальных девиаци­ях, суицидальных намерениях, демонстрациях и покушениях. Фактически все виды девиантного поведения сочетаются с адцик-тивным. Более того, злоупотребляющие психоактивными вещест­вами подростки подвержены влиянию членов своей группы, под ее воздействием выбирают тот или иной вид асоциального поведе­ния. Эти подростки плохо учатся, не участвуют в семейных делах. Такое поведение прежде всего связано с ухудшением прилежания, нарушением чувства долга и ответственности. Однако к этому вскоре могут присоединиться выраженные явления психической слабости (астении) с характерными для нее расстройством внима­ния, снижением памяти, трудоспособности. Не посещая учебных занятий, не выполняя поручений по дому, эти подростки должны организовать свое время, но именно этого они и не умеют делать. У них нет увлечений, они не посещают кружки или спортивные секции. Они теряют друзей, прекращают поддерживать отношения с соучениками, вступают в конфликт с педагогами школы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.008 с.)