ТОП 10:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ



И ЕЕ СВЯЗЬ С ДЕФЕКТОЛОГИЕЙ

И ДРУГИМИ НАУКАМИ

Детская психиатрия родилась как самостоятельная наука, от­ветвившись от общей психиатрии. Однако такое ее происхождение стало возможным лишь после того, как психология, с одной сто­роны, а педиатрия, с другой — доказали принципиальные отличия дечсского организма и психики. Изучение детских психических рас­стройств продолжается в тесной связи с достижениями многих наук.

От общей психопатологии детская психиатрия получила на­копленный опыт описания симптомов и синдромов душевных рас­стройств и механизмов их возникновения, а от частной психиат­рии — опыт изучения происхождения, течения, диагностики и ле­чения. Свою лепту в эффективность новой специальности внесли психофармакология (лечение душевных расстройств медикамента­ми) и психотерапия (воздействие на психику и через психику на организм больного). Достижения детской психологии используют­ся для понимания своеобразия психопатологии детской личности, отличающейся своими возрастными особенностями и реакциями на средовые ситуации от взрослых. Педагогика (педология) обога­тила психопатологию своими достижениями в области изучения ребенка (например, экспериментально-психологическими метода­ми). Детская психопатология особенно тесно связана с дефектоло­гией (специальной педагогикой) — наукой о закономерностях раз­вития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Взаимодействие специалистов по детской психопатологии с дефектологами происходит в разных сферах их де­ятельности и в различных направлениях.

Во-первых, на основе знаний о симптомах и синдромах состо­яний умственной отсталости, детского церебрального паралича, нарушений развития речи и органов чувств у детей эта патология выявляется с тем, чтобы педагоги могли участвовать в абилитации этих детей. Так, например, при обнаружении отставания в разви­тии речи, самообслуживания, игровых навыков у ребенка дошко­льного возраста родители, как правило, по направлению педиатра

обращаются именно к детскому психиатру (психопатологу). В его компетенцию входит решить, действительно ли отставание ребен­ка является патологией, или это отклонение темпа развития носит иременный характер. Если это необходимо, то он совместно с де-фектологом (специальным педагогом) создает план абилитации, который осуществляется в коррекционном учреждении и семьей иод руководством педагогов.

Во-вторых, особенное значение в психопатологии придается отграничению стойких состояний недоразвития от психических заболеваний. Возникающие у детей даже выраженные и относи­тельно длительно сохраняющиеся «психические симптомы» (на­пример, неспособность овладеть школьной программой) могут быть проявлением преходящих расстройств, не связанных с наруше­нием развития (психическая слабость, связанная с повторными сома­тическими заболеваниями). Естественно, от правильной дифферен­циальной диагностики будет зависеть дальнейшая судьба ребенка: направление на лечение или в коррекционное учебное заведение.

В-третьих, детско-подростковые психиатры, будучи специали­стами в этой отрасли знаний, не только диагностируют у детей от­ставание развития, но и в своих заключениях более подробно описывают и наиболее поврежденные, и сохранные сферы психи­ки. Так, в этих заключениях могут найти отражение, например, преимущественные поражения зрительной памяти, произвольного внимания, снижение работоспособности и интеллектуальные нару­шения, что имеет большое значение для эффективности работы дефектолога (специального педагога) с ребенком, имеющим нару­шения в развитии.

В-четвертых, знания педагога о нормальном формировании личности детей и об особенностях отклоняющегося развития пси­хики позволяют управлять абилитационным (реабилитационным) процессом детей, имеющих нарушения в развитии. Контроль спе­циалистов за успешным формированием личности ребенка, освое­нием навыков и приспособлением к окружающей среде возможен лишь при наличии ориентиров. Периодическая оценка развития детей позволяет при необходимости усиливать стимуляцию ребен­ка, менять методические подходы или признавать, что его потен­циальные возможности исчерпаны. Сама дефектология (специаль­ная педагогика) как наука развивается, опираясь на достижения многих научных дисциплин, и не в последнюю очередь на психо­патологию, используя не только фактические данные, но и ее ме­тодические приемы.

Успехи социальной психологии, изучающей поведение людей в группах, также необходимы для понимания причин нервно-психи­ческих расстройств, возникающих в семьях, детских коллективах учебных заведений. Связь детской психиатрии с психогигиеной и психопрофилактикой позволяет выработать успешные меры по предупреждению нервно-психических расстройств у детей. Опира­ясь на клинико-биологические науки, выявляют вредности, дей­ствующие на ЦНС и вызывающие их повреждения. Акушерские знания дают информацию о факторах, влияющих на еще не рож­денного ребенка в течение беременности и во время родов. Сома­тические и неврологические болезни у детей, изучаемые педиат­рией и неврологией, вызывают нервно-психические осложнения, знание о которых очень важно для расширения психиатрического опыта. Современная детская психиатрия для диагностики и уста­новления механизмов развития психических болезней использует материалы генетических, нейрофизиологических, биохимических, иммунологических и др. исследований, в результате достижения этих наук значительно повышают терапевтические возможности. Таким образом, освоение современной детско-подростковой пси­хиатрии — это использование всех знаний о больном и здоровом ребенке, так как в нервно-психических расстройствах и отклоне­ниях в развитии проявляются все возрастные закономерности.

Как видно из вышесказанного, в науке о детских психических раестройствах на разных этапах развития преобладали то одни, то другие взгляды. Современность также отличается относительным разнообразием преобладающих в разных странах направлений.

Нозологигеское направление (гр. nosos — болезнь) объединяет психиатров, выделяющих из массы расстройств отдельные заболе­вания: шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, алкоголь­ный, сифилитический психоз и другие. Эти специалисты вслед за Э. Крепелиным, первым выделившим психические болезни, пола­гают, что у каждой болезни свои причины, механизм развития, симптоматика, течение и исход, при этом допускаются различные варианты развития и клинические типы. Это направление также называется дескриптивным (описательным) из-за стремления к тщательному описанию клинической картины и особенностей те­чения. К сожалению, не оправдалось предположение, что для каж­дого заболевания будет найдено лечение, воздействующее на при­чину. В подавляющем большинстве случаев эффективна терапия определенных синдромов или симптомов вне зависимости от при­надлежности к тому или иному заболеванию. Так, например, име­ются препараты, которые успешно лечат депрессию разного про­исхождения. В то же время некоторые психические расстройства не укладываются в имеющиеся представления о существующих бо­лезнях. Промежуточное положение между шизофренией и маниа­кально-депрессивным психозом занимают, например, шизоаффек-тивные психозы.

Синдромологигеское направление отличается тем, что психиат­ры, признающие его, ставят диагноз по совокупности наблюдаю­щихся симптомов (синдрому). В связи с этим депрессия, делирий, деменция, галлюциноз, тревожное состояние, бредовое расстройство и др., будучи диагностическими категориями, определяют из­бранную терапию, а это при использовании определенных психо­тропных медикаментов может оказаться эффективным. Однако это направление не предполагает детального изучения клиниче­ской картины и целеустремленного выявления этиологии психиче­ского расстройства.

Психодинамигеское направление объединяет тех, кто представ­ляет психические расстройства как нарушения организации цело­стной личности, возникающие под влиянием органических, кон­ституциональных, неврогенных, ситуационных, психогенных и со­циальных факторов, в результате чего возникают эргазии (реакции). Группировка последних, заменяющих представления о болезни, используется для их систематики. Вместо изучения кли­нических особенностей и этиологии психических расстройств предлагается поиск психологического смысла симптомов. В связи с этим психотерапия становится практически единственным сред­ством лечения.

Психоаналитигеское направление разделяют последователи 3. Фрейда. Они понимают психические расстройства как следствие неудачной борьбы сознательного с бессознательным, в результате чего психологическая защита оказывается неспособной предупре­дить прорыв в сознание замаскированных инстинктов и влечений в виде психопатологических симптомов. Естественно, и способом борьбы с этими «комплексами» может быть только глубинная или психоаналитическая психотерапия.

Эклектическое направление представляет смешение разных взглядов на психические расстройства. Оно не только наиболее популярно во многих странах, но и является основой Междуна­родной классификации психических болезней (МКБ-10) и амери­канской классификации психических расстройств (DSM-IV). В этих систематиках психические расстройства с известной причи­ной выделяются по нозологическому принципу, сосудистые, стар­ческие, алкогольные и др. Психические расстройства с неизвест­ной причиной группируются по синдромологическому принципу (нарушения поведения, эмоциональные расстройства, бредовые расстройства и др.) или по психоаналитическому принципу (дис­социативные расстройства).

Глава 3







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.6 (0.006 с.)