Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
F93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте F93.80 Генерализованное тревожное расстройство детского возраста Примечание: В детском и подростковом возрасте диапазон жалоб, которыми проявляется генерализованная тревога, часто имеет более ограниченный характер, чем в зрелом возрасте (см. F41.1) и нередко менее выраженными являются специфические симптомы возбудимости вегетативной нервной системы. В этих случаях может быть предпочтительным использование следующего набора альтернативных критериев: А. Интенсивные тревога и беспокойство (тяжелые предчувствия) возникают более чем в половине дней за период минимум 6 месяцев, причем тревога и беспокойство касаются по меньшей мере нескольких событий или видов деятельности (например, успехов в школе или при выполнении какой-либо работы). Б. Больному трудно контролировать свое беспокойство. В. Тревога и беспокойство сочетаются по меньшей мере с тремя из следующих симптомов (причем два симптома отмечаются минимум в половине дней за период их выявления): 1) чувства взвинченности, нетерпеливости (например, чувство психического напряжения в сочетании с неспособностью расслабиться); 2) чувство усталости, вымотанности или быстрой утомляемости из-за беспокойства или тревоги; 3) трудности в сосредоточении внимания или чувство пустоты в голове; 4) раздражительность; 5) мышечное напряжение; 6) нарушение сна (трудности в засыпании или поддержании сна или беспокойный, не приносящий отдыха сон) из-за беспокойства или тревоги. Г. Многочисленные тревоги и беспокойство возникают по меньшей мере в двух ситуациях, видах деятельности или обстоятельствах. Генерализованная тревога не проявляется дискретными пароксизмальными эпизодами (как при паническом расстройстве) и основные заботы не ограничиваются единственной главной темой (как при тревожном расстройстве в связи с разлукой в детском возрасте). (Когда более сфокусированная тревога выявляется на фоне генерализованной тревоги, предпочтение следует отдавать генерализованному тревожному расстройству). Д. Начало в детском или подростковом возрасте (до 18 лет). Е. Тревога, беспокойство или физические симптомы обусловливают клинически значимый дистресс или нарушение в социальной, трудовой или других важных областях деятельности. Ж. Расстройство не обусловлено прямыми эффектами вещества (например, психоактивных веществ или медикации) или общим медицинским состоянием (например, гипертиреоидизмом) и не возникает исключительно на фоне расстройства настроения, психотического расстройства или общего расстройства развития. – Особенности подростков с расторможенностью влечений, с явлениями повышенной аффективной возбудимости, с явлениями психической неустойчивости. Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Неустойчивые личности описываются под разными названиями: «безвольные», «слабовольные», «повышенно-внушаемые», «с неустойчивым настроением», «реактивно-лабильные». К основным признакам психической неустойчивости можно отнести: а) моральную незрелость (отсутствие чувства долга, ответственности, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям дисциплины); б) повышенную внушаемость к неправильным формам поведения окружающих. Без стимула непосредственно получаемого удовольствия такие подростки малопродуктивны в целенаправленной деятельности; в) быструю потерю интереса к занятиям, постоянную необходимость стимуляции извне (поощрение, напоминание, организация внимания, перемена видов деятельности) из-за неспособности к длительному волевому усилию и преодолению трудностей; г) инфантильность, которая прежде всего обращает на себя внимание в эмоциональном образе подростков: они отличаются веселым, беззаботным настроением, общительностью без глубоких и стойких привязанностей, выраженной эмоциональной поверхностностью; д) несоответствие возрастных психологических реакций данному возрасту (значительная часть возрастных реакций бывают не подростковыми, а детскими). Это прежде всего реакции имитации, особенно ярко проявляющиеся в условиях внешкольного окружения. Курение, употребление алкоголя и наркотиков, соответствующий жаргон отражают усвоение внешней атрибутики уличных компаний. Психическая незрелость, слабость собственной инициативы и интеллектуальной активности обрекают таких подростков на подчиненное, зависимое положение в группах. В условиях школы нередкими манерами поведения, усвоенными в уличных компаниях, бывают бравада, демонстративное неподчинение школьному режиму, прогулы и побеги с уроков, носящие характер инфантильных (т.е. сохранившихся в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту) реакций отказа, протеста и оппозиции, гиперкомпенсации. Реакции, свойственные собственно подростковому возрасту, у таких подростков выражены слабо и тоже имеют отчетливый инфантильный характер. Так, подростковая реакция группирования со сверстниками и в школе проявляется в инфантильном служении лидерам-дезорганизаторам. По уровню расстройств поведения подростков с явлениями психической неустойчивости можно условно разделить на две подгруппы. У подростков I подгруппы уровень нарушений поведения можно расценить как непатологический. Основной мотив их поступков – жажда удовольствия, а главные интересы – игровые. Нередко у таких подростков любимые занятия – это игры с младшими детьми. Интеллектуальные интересы у них выражены недостаточно. Учебными обязанностями, длительной, систематической работой такие подростки тяготятся, а от заданий, требующих усилий, часто отказываются. Знания их, как правило, отличаются поверхностностью, отрывочностью. На уроке они легко уходят в игровую ситуацию: начинают рисовать, играть в «морской бой» и т.д. В школе их больше увлекает какая-нибудь внеклассная работа. Эти увлечения можно было бы назвать хобби-реакцией, однако они, как правило, бывают недолгими. У подростков II подгруппы признаки эмоционально-волевой незрелости носили патологический характер и чаще сочетались со значительно более отчетливыми проявлениями церебральной (от лат. cerebrum – мозговой, относящийся к головному мозгу) недостаточности. Г.Е. Сухарева, анализируя динамику развития неустойчивых личностей, подчеркивает, что их социальная адаптация значительно больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и импульсивность, с другой – незрелость высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально одобряемого жизненного стереотипа и как следствие этого – неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Таковы клинические особенности «трудных» подростков с явлениями психической неустойчивости. Многие исследователи отмечали важность данной аномалии в социальном плане: безвольность и внушаемость неустойчивых личностей, их нецелеустремленную криминальность. Г.Е. Сухарева относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний пубертатного периода. Основным критерием отнесения подростка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дисциплины в школе, создавая конфликтную ситуацию, приводят к пропускам занятий, что, в свою очередь, способствует значительному снижению успеваемости. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывают у этих подростков еще более резкое агрессивное противодействие. Таким образом, формируется ситуационный порочный круг, который усиливает школьную дезадаптацию этих подростков. Можно с определенной долей условности выделить 2 группы, отличающиеся по характеру нарушений поведения. К I группе относятся подростки, аффективную возбудимость которых можно расценить как непатологическую. Она характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием немотивированных колебаний настроения, а также способностью к компенсации поведения в благоприятных условиях. Что касается подростков этой группы целиком – группы с непатологическим уровнем нарушений поведения – при отрицательном отношении к школьным занятиям большинство подростков данной группы обнаруживают определенную сформированность личностных установок, наличие некоторых планов на будущее, связанных с выбором профессии, своеобразную адаптацию во внеучебной жизни: направленность на ряд конкретных трудовых мероприятий, требующих затраты физической силы и энергии (ремонтные работы по школе, например), на кратковременные поручения (дежурство в раздевалке и т.п.). Умелое вовлечение их в деятельность, требующую двигательной активности, эмоционального заряда, но без необходимости соблюдать осторожность и обдумывать ситуацию, нередко способствует временной коррекции их поведения. У подростков I группы отчетливо проявляется тенденция к взрослости, то есть желание быть, казаться, считаться взрослым, а также «чувство взрослости», чаще всего, однако, мало отражающееся на реальных знаниях и деятельности. Подавляющее большинство подростков этой группы характеризуются слабой учебной мотивцией, резкой переориентацией интересов на трудовые, желанием смены социального статуса на более взрослый, приобретения профессии, дифференцированным отношением к своим возможностям, активностью и целенаправленностью в достижении вызывающих интерес целей, попытками самоанализа. Это позволяет оценивать рассматриваемый этап жизни подростков с непатологическим уровнем аффективной возбудимости как переходный от негативной фазы подросткового возраста к позитивной. Вступление в позитивную фазу, элементы определенной личностной зрелости указывают на нормализацию течения пубертатного периода. Несмотря на выраженную асинхронность развития, имеются тенденции к формированию положительных социальных установок, способствующих коррекции отклонений в поведении. Ко II группе относятся подростки, у которых характер аффективной возбудимости и расстройств поведения можно в целом расценить как патологический. В поведении подростков этой группы аффективная возбуди-мость носит значительно более выраженный характер и труднее поддается коррекции. Кроме того, ее проявления обнаруживают половые различия. Так, для мальчиков характерна склонность к аффективным разрядам с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к такому подростку с требованием немедленно вызывает импульсивную реакцию с агрессией, во время которой он теряет контроль над собой, может вступить в драку с более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тяжелый предмет. Аффективные вспышки сопровождаются выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи, повышенным потоотделением), а заканчиваются часто головной болью, иногда повышением температуры. Проявления аффективной возбудимости сочетаются с элементами расторможенности влечений в виде жестокости, повышенной сексуальности, тяги к алкоголю или наркотикам. Аффективная возбудимость сочетается с проявлениями «пубертатной астении»: подростки жалуются на головную боль, выраженную усталость, особенно на занятиях; чувство сонливости в первой половине дня; головокружение при езде в транспорте, перемене положения тела; плохую переносимость жары, духоты. Наряду с этим сохраняется тяга к физическому труду, повышение общего тонуса после физической нагрузки и трудовой деятельности. У подростков этой группы наблюдается дисгармония между устойчиво завышенной самооценкой и низким уровнем притязаний и реальных достижений. Подчеркнем, что в отличие от психически неустойчивых подростков, у которых психическая неустойчивость пронизывает всю структуру личности не только в подростковом периоде, но и на более ранних возрастных этапах, у подростков этого типа аффективная возбудимость является как бы «болезнью роста» и тесно связана с дисгармонией протекания критической возрастной фазы. Возбудимость сферы влечений даже у здоровых подростков, вызывая аффективную напряженность, нередко в определенной мере влияет на поведение. Л.С. Выготский, делая структурный анализ подросткового возраста, подчеркивал, что развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания, и ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов; интерес проявляется на основе развития влечений, а вместе с проявлением интереса изменяется и весь характер отношений к среде. У подростков с расторможенностью влечений особое внимание обращают на себя психосексуальные влечения. Проявления влечений, относящихся к психосексуальным, в современной подростковой психиатрии рассматриваются в рамках возрастной нормы и, по мнению А.Е. Личко, не расцениваются как патология. Так, начало сексуальной жизни до наступления юридического совершеннолетия (т.е. до 18 лет), но при наступлении достаточной физической зрелости, не считается патологическим явлением, но нежелательно с социально-психологической точки зрения. В ряде случаев у подростков наблюдаются и влечения, отли-чающиеся извращенностью (перверзностью). К ним относятся немотивированная агрессия с жестокостью, получением удовольствия от причинения боли окружающим, чаще – детям или животным; отсутствие брезгливости; пиромания – особое стремление к играм с огнем; склонность к бродяжничеству, а также патологическое тяготение к наблюдению и обсуждению различных событий и происшествий отрицательного, чаще жестокого характера (ссоры, драки, дорожные катастрофы, пожары, убийства и т.п.). Наиболее тяжелые формы патологических влечений (импульсивные побеги, поджоги, кражи, сексуальные извращения) постепенно становятся неодолимыми. Нередко они возникают как реакция на неблагоприятную ситуацию: побеги – как реакция протеста и оппозиции, воровство, сексуальные извращения – как реакция имитации, и лишь в дальнейшем закрепляются как привычные акты. Сложные, так называемые «социализированные» формы нарушений влечений в виде привычного воровства, употребления алкоголя и наркотиков обычно присоединяются позже, постепенно, с возрастом. Возникновению асоциального поведения наряду с патологией влечений в этих случаях, по мнению В.В. Ковалева, способствуют также снижение нравственных установок, утрата интересов к познавательной деятельности, отказ от учебы и работы. Литература 1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов специальности «Психология». – Севастополь: Рибэст, 2008. 2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактитвного ребенка. –М.,1997 3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.,1998 СЛОВАРЬ
Адаптация - приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Понятие «адаптация» стало широко использоваться в последние годы в качестве теоретического понятия в психологических концепциях. Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Термин произошел от греческого anomalos – неправильный и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически понятие «аномальные дети» до недавнего времени употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях. Анорексия - буквальный смысл термина анорексия – отсутствие аппетита Асинхрония - искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом Аутизм от латинского слова (autos) сам, т. е. отрыв от реальности, отгороженность от мира. Аутистическое одиночество - неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типичным является отсутствие глазного контакта. Аффективная возбудимость - это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, запальчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными, подчас опасными действиями. Булимия нарушение пищевого поведения, характеризующееся в основном повторяющимися приступами обжорства, пищевыми "кутежами". Гипердинамический синдром - синдром двигательной расторможенности Деменция резидуально-органического генеза развивается при менингоэнцефалите, энцефалите различной этиологии, тяжелой черепно-мозговой травме, медикаментозных и других отравлениях ЦНС. Деменция (слабоумие) — стойкий дефект или прогрессирующий распад интеллекта. Возникает вследствие органического повреждения головного мозга воспалительного, травматического, токсического и другого генеза. Различают деменцию резидуально-органическую и прогрессирующую. Дефектоло́гия — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология). Дизонтогенез психики - это различные нарушения темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также нарушение соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Причинами психического дизонтогенеза являются биологические (генетические, внутриутробные, связанные с патологией родов и пр.) патогенные факторы, а также неблагоприятные социально-средовые воздействия. ЗПР — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Инфантилизм - личностная незрелость Логоневроз – расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994), имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает её ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Минимальная мозговая дисфункция - ММД синдром гиперактивности внимания Невроз - неврозы рассматриваются как болезнь личности, как особая форма личностного развития. В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. Онтогенез представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды. В онтогенезе каждый организм проходит последовательные периоды развития. Патопсихология (от греч. pathos - страдание) - отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности - при психических или соматических заболеваниях. Патохарактерологическое развитие личности в отличие от конституциональных психопатий является результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психическое развитие ребенка, или затяжных психотравмирующих ситуаций. Травмирующие психику факторы могут участвовать в формировании и врожденной психопатии, но там они играют вспомогательную роль, содействуя выявлению психопатий. Предметом психологии аномального ребенка являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии. Прогрессирующая деменция - рассматривается как самостоятельное заболевание (Деменция сенильная Альцгеймера, Деменция Геллера) или же она входит в структуру прогредиентных наследственно-дегенеративных и демиелинизирующих заболеваний ЦНС (нейролипидозы, лейкодистрофия, лейкоэнцефалит, рассеянный склероз, хорея Гентингтона и др.), сосудистых поражений головного мозга. Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы. Психопатические синдромы - относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок. Психопатия - это неадекватное развитие эмоционально волевых черт характера человека — иными словами, это чрезмерное проявление какой-либо стороны личности. Расторможенность влечений - состояние личности проявляющееся в следующих видах: леность, нетерпеливость, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, гиперсексуальность, подверженность асоциальному влиянию и т.д. Реабилитация — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм. Тики - непроизвольные быстрые неритмичные клонические сокращения мышц, повторяющиеся стереотипно. Чаще это функционально обусловленный гиперкинез, возникший в результате соматической астенизации после перенесенных заболеваний либо вследствие психогенных кого поражения подкорковых структур головного мозга или периферических двигательных нервов; часто развивается у детей. Умственная отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Синонимы: олигофрения, задержка психического развития. Условная норма - По мнению Д.Б. Эльконина, «норма – это не некий усредненный показатель, а наивысшие достижения личности в определенных условиях». В этом определении акцент с показателя «нормы» смещен на необходимость создания таких условий, чтобы любой ребенок, в том числе с отклонениями в развитии, приобрел возможность реализовать свой потенциал. Активное взаимодействие с профессионально подготовленным взрослым и является таким условием для детей с нарушениями в развитии. Холдинг -терапия терапия удерживанием. В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими. Энкопрез - (МКБ 307.7) - расстройство, чаще наблюдающееся у детей, при которой основным признаком является стойкое произвольное или непроизвольное о схождение каловых масс нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели. Энурез - недержание мочи
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.01 с.) |