Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психические расстройства органической природы
К таким расстройствам относятся заболевания головного мозга сосудистой природы, атрофические процессы, опухоли, травмы, приводящие к психическим нарушениям. Психические нарушения выражаются чаще всего в психопатоподобных изменениях личности, астенических расстройствах, интеллектуально-мнестическом снижении. Изменения личности характеризуются сужением круга интересов, преобладанием пассивности в поведении, эмоциональной лабильностью, реже грубостью. Интеллектуально-мнестические нарушения выражаются в беспричинной эйфории, неожиданных вспышках гнева, плаксивости при общем снижении уровня самокритичности. Астенизация выражается в повышенной утомляемости, слабости, истощаемости психических процессов.
Патопсихологическое исследование и выявляемые нарушения при органической патологии головного мозга Нарушения речи: 1) контаминации (больной объединяет вместе части разных слов и использует их как одно слово); 2) персеверации (больной навязчиво повторяет отдельное слово или фразу и не может сдвинуться дальше в разговоре); 3) парафазии (бессмысленное искажение звучания части слова или всего слова целиком, иногда подмена одного слова другим, похожим по звучанию, но далеким по смыслу); 4) аграфия (полная или частичная утрата способности писать при сохранении уровня интеллекта, не препятствующего процессу письма, частичная утрата характеризуется неспособностью писать отдельные буквы); 5) ахалия (нарушение речи при отсутствии нарушений слуха); 6) дизартрия (нарушение или затруднение произношения всего текста фразы или отдельных слов); 7) афазия (нарушение речевой функции, выражающееся в неспособности использовать слова и фразы для выражения имеющихся мыслей); 8) паралексия (нарушение воспроизведения текста при чтении, когда слова заменяются близкими по звучанию, но далекими по значению). Для изучения нарушений речи применяется анализ устной и письменной речи пациента, при котором оцениваются разнообразие речи, правильность ее грамматического построения, желание больного говорить вообще и конкретно о чем-либо, присутствие перечисленных выше нарушений. При анализе устной речи обращают внимание на понимание больного обращенной к нему сложной и простой речи, его отношение к нелепым выражениям и рекомендациям. Сохранность способности читать и понимать прочитанное тоже подлежит изучению и оценке. Нарушения восприятия чаще всего развиваются при поражении патологическим процессом затылочных или затылочно-теменных отделов коры головного мозга. Наиболее распространенное расстройство – зрительная агнозия, реже встречаются слуховые и тактильные варианты агнозий. Агнозии развиваются вследствие нарушения у испытуемого способности разделять главные и второстепенные раздражители и концентрации внимания на второстепенных. Нарушения праксиса. Такие нарушения чаще возникают у больных с поражением патологическим процессом нижнетеменной области головного мозга. Нарушения характеризуются утратой ранее существовавших навыков в области произвольных движений. Это не означает нарушение способности двигаться, речь идет о нарушении возможности двигаться так, как нужно пациенту. Он способен совершать действия, но не способен контролировать их последовательность и направленность. В целях исследования этих способностей пациенту предлагают выполнять простые действия, которыми он наверняка владел в прошлом. К таким заданиям можно отнести шнурование ботинка, заплетание косы, открывание и закрывание простого замка простым ключом.
Патопсихологические нарушения при церебральном атеросклерозе Наиболее отчетливым нарушением при данном патологическом процессе является усиленная истощаемость психических процессов. Она может протекать по гиперстеническому типу и гипостеническому типу. Гиперстенический тип истощаемости обычно наблюдается в начальных стадиях болезни. Он характеризуется сменой эпизодов истощаемости с нормальным течением психических процессов. Если больному предложить тест с отыскиванием чисел на таблицах Шульте, можно увидеть, что кривая времени будет носить зигзагообразный характер, что свидетельствует о том, что у больного частично присутствуют компенсаторные возможности, он периодически способен мыслить и действовать, как здоровый человек, но это продолжается небольшой отрезок времени. Затем наступает период истощаемости, но он быстро проходит, и все повторяется сначала. При гипостеническом типе истощаемости следует говорить о более глубокой стадии заболевания. При этом в тестовых исследованиях больной сначала может продемонстрировать почти нормальное течение психических процессов, но по мере дальнейшего выполнения задания отмечается прогрессирующее снижение темпа выполнения, увеличивается количество ошибок. Ошибки могут носить характер парафазий, персевераций. При гипостеническом типе отмечаются также нарушения со стороны памяти. Они носят прогрессирующий характер, в начале процесса происходит нарушение воспроизведения известного, на следующем этапе нарушается долгосрочная память, а затем и запоминание вообще. При исследовании процессов мышления отмечается неравномерность уровня обобщения, что выражается в том, что при сохранности мыслительных операций обобщение основывается на признаках второстепенных, а главные и основные исчезают из поля мыслительных процессов больного. В целом вся психическая деятельность имеет инертный характер. При прогрессировании церебрального атеросклероза возможно развитие его крайнего варианта – атеросклеротического слабоумия. Оно характеризуется нарастанием истощаемости психических процессов, прогрессивным снижением уровня обобщения, памяти, появлением и нарастанием речевых расстройств.
Сенильное слабоумие. Данное заболевание является следствием нарастающих атрофических процессов в головном мозге у лиц старше 65 лет. Наиболее выраженными являются изменения поведения пациента. Отрицательные черты личности, с которыми он сознательно справлялся в течение жизни, могут приобретать гротескный характер, больной может стать отталкивающим в общении. Для больных, страдающих сенильным слабоумием, характерны замкнутость, черствость, грубость, эгоцентризм, подозрительность, скупость. Расстройства памяти значительны, нарушения затрагивают как смысловую, так и механическую память. Память на первых этапах болезни нарушается на текущие события, в дальнейшем – и на прошлые. Постепенно происходит рассредоточение внимания. Речь таких больных прогрессивно обедняется, словарный запас уменьшается, больные склонны говорить много, расплывчато, а смысл в их высказываниях уловить становится очень сложно. Высказывания становятся поверхностными, предметы обсуждения – незначительными, но подробно обсуждаемыми. Речь больного может неожиданно переключиться на иной предмет обсуждения, а тот, о котором говорилось до этого, больному порой бывает трудно вспомнить. В речевых расстройствах присутствуют персеверации, аграфия и другие нарушения. При длительном прогрессировании болезни круг интересов больного сужается до удовлетворения физиологических потребностей: в еде, сне, физиологических отправлениях. Выделяют три формы старческого слабоумия: простую, конфабуляторную, делириозную. Все описанное выше относится к простой форме. При конфабуляторной форме отмечается параллельное развитие церебрального атеросклероза и атрофического процесса в головном мозге. У больных с такой формой болезни, помимо изменений, характерных для простой формы, периодически будут присутствовать эпизоды эйфории, суетливости. Делириозная форма отмечается в том случае, когда к атрофическому процессу присоединяется другое психическое или соматическое заболевание, в результате чего атрофические процессы ускоряются и углубляются. При этой форме наступает полное помрачение сознания.
Болезнь Альцгеймера Это еще один вариант слабоумия у людей пожилого и старческого возраста, называемый атипичным в связи с ранним началом патологического процесса (40–45 лет). При этом заболевании атрофическим процессом поражаются не все области головного мозга равномерно. Преимущественно нарушения отмечаются в теменно-затылочных, лобных и височных отделах левого полушария. В начальной стадии болезни происходит интеллектуально-мнестическое снижение, нарушение внимания. На этом этапе редко удается заподозрить данную патологию, указанные проблемы пытаются связать с другими причинами, например, с переутомлением, что нередко встречается в современной жизни. С появлением нарушений письменной речи, чтения, праксиса становится ясно, что проблемы нужно искать глубже. На второй стадии нарастают явления апраксии, агнозиии, афазии. На третьей стадии происходит глубокий распад психической деятельности. По своим этапам заболевание не отличается от обычного старческого слабоумия, его характеризуют более раннее начало и более глубокий распад психики. На третьей стадии болезни, а иногда и на второй больные являются глубокими инвалидами, не способны себя обслуживать и нуждаются в постоянном постороннем уходе.
Болезнь Пика Наподобие болезни Альцгеймера, она характеризуется атрофическими процессами на отдельных участках головного мозга. Это лобные, височные или теменные доли. Характерными чертами личности такого больного являются апатичность, пассивность, вялость, безразличие, безынициативность, грубость, нередко беспричинно веселое настроение и половая распущенность. Интеллектуально-мнестические процессы быстро снижаются, на этом фоне появляется склонность к беспричинным конфликтам. Амнестические, афазические, аграфические расстройства также присутствуют и нарастают. На фоне перечисленных нарушений отмечается снижение памяти. Способность к чтению долго сохраняется, даже без понимания прочитанного, речь нарушается в далеко зашедших стадиях патологического процесса. При болезни Пика нарастание психических нарушений происходит еще быстрее, чем при болезни Альцгеймера, в терминальной стадии болезни происходит полная утрата всех интересов к жизненным явлениям с полным нарушением речевой функции.
Истерия Данное заболевание нередко называют «великой симулянткой». Такое сравнение связано с тем, что при этом психическом заболевании появляются разнообразные симптомы, характерные для других патологических процессов. Головная боль характерна для многих болезней, сердцебиение приступообразного характера свойственно как для заболеваний сердечно-сосудистой системы, так и для функциональных вегетативных расстройств, судорожные припадки при истерии напоминают эпилептические, эмоциональная неуравновешенность характерна для многих соматических и психических болезней. При истерии различают двигательные, сенсорные и психические нарушения. Двигательные симптомы характеризуются изменением тонуса и самих движений в виде гиперкинезов или параличей функциональной природы. Гиперкинезы могут проявляться в виде писчего спазма, тиков, навязчивых движений. Сенсорные симптомы проявляются в виде снижения или исчезновения какого-либо вида чувствительности, реже – в виде ее повышения. Это могут быть истерическая слепота или глухота, отсутствие реакции на боль, отсутствие ощущений осязания, исчезновение голоса, вкуса. При повышенной чувствительности больные могут ощущать непрекращающуюся боль, остро реагировать на самые слабые слуховые или зрительные раздражители, повышение осязания может быть по типу перчаточной или носочной гиперчувствительности, встречается даже истерическая беременность. Психические симптомы проявляются разбалансировкой процессов возбуждения и торможения, больные пребывают в состоянии повышенного возбуждения или глубокой апатии, может нарушаться память до степени амнезии или возможны появления неожиданно хорошей памяти. Больные истерией иногда впадают в истерический ступор, может быть сумеречное состояние, реже бывают состояния экстаза. Невроз навязчивых состояний, он же ананкастический невроз, что в переводе означает «фатальная необходимость». При нарастании сопротивления принуждению симптомы болезни тоже нарастают. Больные испытывают патологическое стремление к порядку, при его нарушении или несоблюдении возникают страх, тревога, чувство вины. У больного формируется ощущение, что строгое соблюдение правил и норм действует на него в качестве защиты, а без их соблюдения он чувствует себя некомфортно. Помимо соблюдения всевозможных правил больные склонны использовать обряды, талисманы, магические знаки, заклятия и т. п. Навязчивыми могут быть мысли, действия и страхи. Навязчивые мысли обычно имеют яркую эмоциональную окраску, реже они эмоционально не окрашены и выглядят как навязчивое пересчитывание чего-либо или повторение какого-то высказывания, услышанного или прочитанного. Навязчивые мысли могут быть в виде самооценки собственных действий, поступков. Крайний вариант навязчивых мыслей – дереализация, деперсонализация. Навязчивые действия – это повторяющиеся однотипные движения, не подвластные разумной оценке. Цель навязчивых действий та же, что и мыслей: получение защиты от окружающих отрицательных воздействий. Они могут быть разной степени сложности. Например, больной считает, что должен вымыть руки перед едой 5 раз подряд для того, чтобы не заболеть кишечной инфекцией. Пациенты понимают, что их действия смешны и нелепы, но не в состоянии от них отказаться. Навязчивые страхи обычно бывают трех видов: клаустрофобия (боязнь закрытого пространства); агорафобия (боязнь открытого пространства); эрейтофобия (боязнь покраснеть в присутствии кого-либо). Все другие варианты страхов встречаются редко.
Тема 7 Расстройства эмоций
Эмоции – это «интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека». Такое определение этого понятия дал В. Н. Мясищев. Им же была предложена следующая классификация видов эмоций: 1) эмоциональные реакции – они вызываются определенными событиями, значимыми для данного субъекта; 2) эмоциональные состояния – их можно назвать эмоциональной реакцией, растянутой во времени, т. е. эмоциональный накал снижается, эмоциональный фон остается; 3) эмоциональные отношения – они определяются конкретными связями эмоций и объектов, а также действий и процессов. Практически при любых психических заболеваниях возникают эмоциональные нарушения. Для неврозов характерно возникновение эмоционально-аффективных реакций в виде раздражения, страха, эмоциональных состояний в виде астено-невротических реакций. Невроз навязчивых состояний чаще приводит к состоянию постоянной тревоги, неврастения – к утомляемости, слабости, разбитости, раздражительности. При истерии наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний импульсивного характера. Эпилепсия характеризуется состоянием дисфории, эмоциональные состояния тревоги, злобности присутствуют чаще всего. Шизофрению характеризуют эмоциональное отупение, скудность эмоциональных проявлений и неадекватность эмоциональных реакций, эмоциональные отношения вообще становятся патологически искаженными. Маниакально-депрессивный психоз вообще во всех своих проявлениях подразумевает смену крайних вариантов эмоциональных реакций и состояний. Изменения и нарушения в эмоциональной сфере характерны и для соматических заболеваний. При серьезных заболеваниях сердечно-сосудистой системы (например, инфаркте, инсульте) характерно депрессивное состояние; язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки характеризуется состоянием тревоги, перевозбуждения, резкой сменой настроения. При исследовании эмоций часто применяют тест Люшера, а также шкалы Тейлора, Спилбергера. Для более четкого выявления эмоциональных нарушений, их провоцирования психологом могут применяться различные приемы, усложняющие задание (например, сокращение времени выполнения). При отсутствии эмоциональных нарушений у тестируемого сохраняется стремление завершить задание, при их наличии возможно возникновение любых эмоциональных реакций: вспышки гнева, раздражительности, отчаяние и обида с последующим отказом от выполнения задания со ссылкой на абсолютную невозможность его осуществления, вегетососудистые нарушения в виде тремора рук, покраснения лица и шеи и др. Наиболее часто встречающимися нарушениями являются стресс, фрустрация, кризис.
Фрустрация
Термин «фрустрация» произошел от английского слова, означающего дословно «крушение планов». Состояние фрустрации возникает в тех случаях, когда на пути к достижению поставленной, значимой для индивидуума цели встречается непреодолимое препятствие, или оно, не являясь таковым, так воспринимается. Состояние фрустрации может рассматриваться как своеобразный тест на зрелость личности, попавшей в подобное состояние. Зрелая личность повышает уровень собственной активности, сохраняя поставленную цель, одновременно анализирует ситуацию на предмет реальности поставленной цели, не является ли она реально недостижимой. Инфантильная личность характеризуется неконструктивным поведением, проявляющимся в агрессии, направленной на себя или вне себя, или уходом от разрешения сложившейся ситуации без анализа поставленных целей на предмет реальности их достижения.
Кризисы
Данное эмоциональное состояние отчасти похоже на состояние фрустрации. Кризис возникает тогда, когда личность на пути достижения значимых целей сталкивается с препятствиями, являющимися непреодолимыми в течение некоторого периода времени, если использовать привычные проверенные методы решения проблем. Многие попытки решения возникшей ситуации являются неудачными до тех пор, пока не удается найти наиболее приемлемую форму адаптации к сложившейся ситуации. Кризис, так же как и стресс, имеет патогенные и саногенные последствия. Саногенные последствия развиваются в случае успешного преодоления данной личностью кризиса, так как в результате она приобретает новые навыки решения кризисных ситуаций. Если кризисная ситуация не разрешается в течение длительного периода времени, могут развиться патогенные последствия в виде психических нарушений. Современная классификация выделяет следующие виды кризисов: 1) кризисы развития: вступление в первый коллектив сверстников (детский сад), поступление в школу, получение профессии, вступление в брак и рождение детей, уход на пенсию, старение и т. д.; 2) случайные кризисы: стихийное бедствие, несчастный случай, приводящий впоследствии к значительному изменению сложившегося уклада жизни, безработица и пр.; 3) типовые кризисы: появление нового члена семьи – новорожденного, горе в связи с утратой близкого человека и т. д.
Стресс
В современной жизни стресс – явление обычное, часто встречающееся. Стрессом называется эмоциональная и операциональная напряженность, возникающая в результате негативных переживаний. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, некоторые авторы считают их полезными, как бы тренировочными, так как стресс является неотъемлемой частью человеческого существования. К эмоциональным нарушениям и психическим заболеваниям приводит чрезмерный стресс. Различают допустимую степень стресса и слишком большой стресс, а также выделяется понятие посттравматического стресса, которое определяется как чрезмерное психологическое и (или) физиологическое напряжение. Физиологические признаки стресса разнообразны, к ним относятся: повышение артериального давления, боли в области сердца, боли в желудке (вплоть до возникновения язвы), головные боли и многое другое. Психологические признаки стресса включают в себя раздражительность, потерю аппетита или чрезмерный аппетит, депрессию, снижение полового влечения, снижение интереса к межличностным отношениям и др. Факторы, вызывающие стресс, представлены ниже. 1. Чрезмерная рабочая нагрузка или значительная недогруженность в течение рабочего времени. Под рабочей нагрузкой понимается определенный объем работы, который необходимо выполнить в течение заданного периода времени. Если он является непомерно большим, реально не выполнимым, у человека возникают беспокойство, состояние фрустрации, чувство безнадежности и возможных материальных потерь. В случае неадекватно малых заданий у работника возникают точно такие же чувства. Его беспокойство будет связано с сомнением в собственной ценности и положения в данной социальной структуре, он ощущает себя невознагражденным. 2. Конфликт ролей. Он возникает в случае предъявления противоречивых требований. Это может быть связано с нарушением принципа единоначалия, когда два руководителя дают работнику противоречивые указания. Кроме того, конфликт ролей может быть в том случае, если предъявляемые требования организации, в которой он работает, значительно отличаются от принципов и установок неформальной группы, к которой он принадлежит. В этом случае человек будет испытывать значительный дискомфорт, так как не может удовлетворить требования либо одной, либо другой стороны. 3. Неопределенность ролей. Она возникает в том случае, если работнику не было точно сформулировано задание, либо он не понял вследствие недостатка собственных знаний. 4. Неинтересная работа. Следует помнить, что взгляды на понятие «интересная работа» значительно различаются у разных людей, поэтому каждый человек должен тщательно и продуманно подходить к выбору образования и последующей трудовой деятельности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что лица, занимающиеся интересной работой, меньше болеют и реже испытывают чувство беспокойства и душевного дискомфорта. Существует также ряд других факторов трудового процесса, способных привести к стрессовому состоянию. К ним следует отнести условия труда, такие как температурный режим в помещении, освещенность рабочего места, шум, неприятные запахи и другие подобные факторы. К стрессу могут приводить и неправильные взаимоотношения в трудовом коллективе (например, плохо налаженные потоки информации, в результате чего сотрудники вынуждены получать информацию, важную для их служебной деятельности, не в виде официальных сообщений, а в виде слухов и домыслов).
Личностные факторы
Жизнь любого человека изобилует ситуациями, приводящими к стрессовым состояниям, они являются частью повседневных событий. Следует выделять факторы, являющиеся наиболее стрессогенными, и сопутствующие события, способные усиливать их стрессогенность. Это поможет смягчить их негативные последствия. Событие или явление, вызывающее стресс, в дальнейшем может привести к психическому или психосоматическому заболеванию. Однако следует помнить, что не все события, способные вызвать стресс, являются отрицательными. Часть из них благоприятно влияет на жизнь индивидуума (например, свадьба, рождение ребенка, личные успехи, сдача экзаменов, спортивные достижения и т. п.). Стрессовое напряжение могут вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации, положительные стрессы и их источники называются эвстресс, отрицательные – дистресс, или просто стресс. Не всегда стресс является неожиданным явлением, иногда его можно предсказать. Существуют потенциально опасные жизненные ситуации, избежать которых или трудно, или вообще невозможно. К ним относятся биологические изменения в организме, возрастные кризисы, кризисные этапы становления и развития семьи и многое другое. К непредсказуемым ситуациям относятся несчастные случаи, природные катастрофы, внезапные смерти и пр. Третьим вариантом ситуаций, способных вызвать стресс, являются действия человека, обусловленные принятием сознательных решений, такие как перемена местожительства, развод, увольнение с работы и т. д. Итак, стрессом называется напряженное состояние организма в результате неспецифического ответа на предъявленные требования. Разнообразные изменения в состоянии человека могут являться признаками внутреннего напряжения. Если человек способен их осознать, то в дальнейшем может предпринять меры для их устранения. Основные признаки стрессового напряжения: 1) несосредоточенность; 2) появление ошибок в такой работе, которая ранее не вызывала затруднений; 3) снижение памяти; 4) постоянное чувство усталости независимо от времени предыдущего отдыха; 5) речь становится быстрой, скороговоркой; 6) появление болей без видимых объективных причин; 7) чрезмерная возбудимость; 8) появление неудовлетворенности работой, хотя раньше такая работа вполне устраивала; 9) неадекватное восприятие шуток; 10) усиление или появление пристрастия к табакокурению; 11) усиление или появление пристрастия к алкоголю; 12) изменение, извращение вкусовых ощущений; 13) беспричинное частое чувство голода. При обнаружении признаков стрессового напряжения (хотя бы нескольких из перечисленных) необходимо изучить его причины. Стрессовое напряжение чаще всего является следствием таких причин, как: 1) частое несоответствие значимых обязанностей и действий, вызывающих положительные эмоции; 2) значительный дефицит времени; 3) постоянное ощущение внутреннего напряжения для себя и окружающих; 4) постоянное желание спать из-за нехватки времени на сон; 5) сон только со сновидениями; 6) увеличение количества и частоты конфликтов в различных ситуациях; 7) появление и укрепление чувства неудовлетворенности жизнью; 8) развитие комплекса неполноценности. Причин стрессового напряжения значительно больше, чем перечислено выше, для каждой личности они могут быть сугубо индивидуальными. Медицинские эксперименты свидетельствуют, что любой организм реагирует на стрессовое напряжение аналогичными биохимическими реакциями, цель которых – улучшить приспособляемость организма к изменившимся требованиям окружающей действительности. Канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье в 1936 г. изучил изменения деятельности организма под влиянием вредных внешних воздействий. Им было выделено две реакции организма: специфическая, проявляющаяся формированием конкретного заболевания, и неспецифическая, получившая название общего адаптационного синдрома. Фазы общего адаптационного синдрома следующие. 1. Аларм – реакция тревоги. Адаптационные ресурсы организма мобилизуются как бы по тревоге. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно, а если стрессор намного превосходит сопротивление, может наступить смерть. Уже на первой стадии видно, что адаптационные возможности организма не беспредельны. 2. Фаза резистентности (или сопротивления). Она наступает в том случае, если интенсивность влияния стрессора не превышает возможностей адаптации данного организма, который в этом случае начинает сопротивление. Явления, присущие аларм-реакции, практически уступают место явлениям сопротивления, которые с течением времени нарастают. На этой фазе адаптационного синдрома организм существует почти как в обычных стандартных условиях. 3. Фаза истощения адаптационных резервов. Организм, находящийся под длительным воздействием стрессора, к которому он приспособился, не может до бесконечности находиться в таком состоянии. Постепенно нарастает процесс истощения, появляются и нарастают явления несбалансированности требований окружающей среды и ответа организма на эти требования. Он просит о помощи, поддержке или срочном устранении стрессогенного влияния. Если срочно не принять эти меры, организм может отреагировать каким-либо заболеванием. В результате действия стресса организм может пострадать в той или иной степени, а может стать крепче и устойчивее, приобрести жизненный опыт. Насколько стресс повлияет на конкретный организм, зависит от многих факторов, многие из которых трудно предугадать. Пословица «Где тонко, там и рвется» подходит к этой ситуации наилучшим образом. Действие стресса накладывается на специфические реакции организма на стрессор и меняет картину в худшую или лучшую сторону. Именно поэтому действие стресса может быть благотворным или губительным – в зависимости от того, борются с нарушением или усиливают биохимические реакции, присущие стрессу. Интенсивность адаптационной активности зависит от значимости для организма действующего фактора. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют следующие виды стресса: 1) физиологический; 2) информационный; 3) эмоциональный; 4) психологический. Под информационным стрессом понимают 2 варианта реакций: 1) на ситуации нарастающего огромного объема информации, из-за чего человек не успевает принимать продуманные решения на основе получаемой информации, хотя несет за них большую, иногда единоличную ответственность; 2) на ситуацию недостатка или отсутствия требуемой информации, когда человек, остро нуждающийся в известиях, помещен в ситуацию информационного голодания. Выделяют различные формы такого стресса: импульсивная, тормозная и генерализованная. Воздействия стресса на деятельность человека могут быть различными. Положительным вариантом влияния может стать мобилизующее, заставляющее быстрее принимать решения, быстрее и эффективнее действовать стрессовое состояние. Негативное влияние, наоборот, замедляет и дезорганизует целенаправленную деятельность. Следовательно, в целях оптимизации любого вида деятельности необходимо максимально снизить уровень возможного стресса, так как предсказать его влияние в конкретной ситуации не всегда возможно. Травмирующие события, обусловливающие возникновение посттравматических стрессовых нарушений, следующие. 1. Непосредственный опыт личности. Боевые действия, физическое насилие над личностью (сексуальное насилие, физическое нападение, грабеж, попытка удушения), жертва похищения с целью получения выкупа, взятие в заложники, террористическое нападение, пытки, заключение в качестве узника, стихийное бедствие или катастрофа, применение оружия и др. 2. Присутствие при событиях (непрямой опыт личности). Наблюдение серьезного повреждения или смерти в результате физического насилия, катастрофы, войны, стихийного бедствия или неожиданное столкновение с мертвым телом или его частью. 3. Известие о событиях, происходящих с другим человеком. Физическое насилие над личностью, серьезная катастрофа, серьезное повреждение, угрожающее жизни членов семьи или близких людей, известие о неизлечимой болезни ребенка, сообщение о внезапной смерти одного из членов семьи или близкого друга. Посттравматическое стрессовое нарушение может быть особенно сильным или продолжительным, если стрессовые факторы были делом человеческих рук (например, изнасилование или пытки). Сходство в развитии таких расстройств заключается в том, что при физической близости к человеку, чье поведение являлось стрессовым фактором, может усиливать интенсивность проявления посттравматических стрессовых нарушений. Как показывают наблюдения и экспериментальные данные, жертвы травмирующей ситуации переживают острое состояние посттравматического стресса в течение некоторого времени (около месяца) по окончании действия стрессовых факторов, после чего большая часть людей приходит в обычное для них состояние. Однако воздействие травматических событий на некоторых лиц продолжается и после этого срока. При этом они переходят в состояние посттравматических стрессовых нарушений, что затрудняет их адаптацию к обычным условиям жизни и ведет к возникновению различных дезадаптивных форм поведения. Неопределенность по времени возникновения синдрома посттравматических стрессовых нарушений может приводить к отсутствию своевременной медицинской и психологической помощи. Первые признаки этого синдрома иногда остаются незамеченными, а иногда его вообще путают с другими психологическими нарушениями и реакциями. 4. Острая реакция на стресс. Она быстро развивается и быстро проходит, степень тяжести бывает самой различной. Острая реакция на стресс диагностируется у лиц, не имевших в анамнезе каких-либо психических органических или функциональных расстройств. Синоним данного термина – «катастрофическая стрессовая реакция». 5. Приспособительная реакция. Она продолжается несколько дольше, чем острая реакция на стресс, является преходящим ситуационно обусловленным состоянием, по времени продолжается несколько месяцев. Основными проявлениями ее являются эмоциональные нарушения, а иногда и поведенческие. Приспособительная реакция может развиться в любом возрасте у лица, не имевшего в анамнезе психических расстройств. 6. Реакция, связанная с горем. Такая реакция возникает при потере близкого человека после минования фазы шока и потрясения. Основные нарушения протекают в виде депрессивной сосредоточенности на умершем. Все интересы сводятся к воспоминаниям о прошлом, застревании на подробностях и мучительном повторном обсуждении мельчайших деталей событий, связанных с усопшим. Реакция, связанная с горем, может привести к депрессивному психическому заболеванию. 7. Экстремальные ситуации бывают кратковременными и длительными. Кратковременные в большинстве случаев оказывают менее пагубное влияние на весь организм, при длительных такое влияние более вероятно, так как перестройка всех систем реагирования происходит на более длительный период времени. В случае развития длительного стресса возможно постепенное начало такого процесса, при котором мобилизация адаптационных резервов организма протекает постепенно, некоторое время незаметно, менее значительно нарушая привычное функционирование организма. На этапе скрытого протекания физиологические изменения имеют незначительный характер, их можно регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые по интенсивности и длительности стрессоры приводят к наиболее выраженным проявлениям стресса. В случае длительного стресса клинические проявления его на первых этапах будут схожи с признаками каких-либо соматических заболеваний, реже психических, при неблагоприятном стечении обстоятельств следующим этапом будут уже не функциональные нарушения, а настоящее заболевание. Длительный стресс обычно развивается под действием неоднократно повторяющегося одного и того же экстремального фактора. При длительном стрессе происходит попеременная смена процессов адаптации и реадаптации, что все равно может привести к истощению адаптационных механизмов, несмотря на их попеременное функционирование. Клинические симптомы, позволяющие диагностировать наличие посттравматических стрессовых нарушений: 1) наличие в опыте личности травмирующего события. Человек испытывает действие стрессового фактора через свой, непосредственный опыт участия, наблюдения или известия о событии (событиях), включающих смерть, серьезное ранение, угрозу физической целостности и т. д. Ответной реакцией организма являются сильный страх, беспомощность, ужас; 2) постоянные переживания, связанные с прошлым травмировавшим событием. Повторяющиеся и назойливые, доставляющие страдания воспоминания о событии, включая детали образа, мысли и ощущения. Непрошеные воспоминания – это наиболее важный симптом, дающий основания говорить о наличии посттравматических стрессовых нарушений. В памяти пациента внезапно всплывают жуткие картины, сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования. Во время бодрствования воспоминания всплывают в памяти в том случае, если какие-то события напомнили о случившемся своими проявлениями (например, звуки, запахи, расцветки, движения людей или что-либо другое). Основным их отличием от любых других воспоминаний является чувство нарастающей тревоги или других более сильных отрицательных эмоций. Сны такого рода бывают 2-х типов: 1) точное воспроизведение травмирующего события так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его человека; 2) обстановка и персонажи сна могут быть совершенно иными, н
|