Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая и педагогическая коррекция психических нарушений

Поиск

Коррекция изменений психики при эпилепсии у детей прово­дится в зависимости от формы нарушений, степени их выражен­ности и возраста больных. Она должна быть комплексной и учи­тывать медикаментозное лечение. Необходимо создать благопри­ятную • микросоциальную среду и при необходимости включать психотерапию.

Воспитание детей с эпилепсией следует начинать с создания благоприятного психологического климата в семье. Родители, об­наружившие у своего ребенка припадки, испытывают самые раз­нообразные чувства: от печали и сострадания к ребенку до страха за его здоровье, от сомнений в собственных силах до переживаний того, что они сами во всем виноваты. Распознав действительно мучающие родителей тревоги или сомнения, следует постараться вселить надежду на благоприятное течение событий, при котором ребенок, несмотря на свое заболевание, будет правильно развива­ться. При этом придется подчеркнуть, что чем эффективнее будет забота родителей и правильнее выполнение предписаний врачей и советов психологов (педагогов), тем на более оптимистичный прогноз можно будет рассчитывать. При работе с близкими для ребенка людьми очень важно знать особенности этиологии и кли­нической картины его заболевания. Так, например, если в семье боль­ного имеются случаи эпилепсии, то весьма уместно проинфор­мировать родителей о том, что «наследственная эпилепсия» про­текает благоприятно. В то же время необходимо рекомендовать остерегаться чрезмерной опеки ребенка. Он не должен постоянно слышать от родителей о своих немощности, хрупкости и слабости. Родители также не должны рассматривать любые отклонения в поведении как признак эпилепсии и в связи с этим оправдывать ребенка. В противном случае у ребенка возникнет ипохондриче­ская фиксация на своей болезни с утратой инициативы, низкой са­мооценкой и неспособностью преодолеть даже минимальные жи­тейские и школьные трудности. Это не означает, что родители не

будут требовать соблюдения от больного рекомендованного спе­циалистами режима сна, отдыха, питания. Однако чрезмерные ограничения в физических упражнениях, свободе проведения до­суга могут из-за появляющихся у ребенка обид и огорчений ока­заться лишь причиной утяжеления психического состояния.

Ребенку необходимо рассказать о существующей у него болез­ни, чтобы по мере взросления он мог бы принимать участие в преодолении своего недуга. Если родители не поставят ребенка в известность о состоянии его здоровья, то он, случайно узнав о своей болезни, будет считать ее неприличной и станет ее стыдить­ся. В связи с этим он не сможет в критических ситуациях вос­пользоваться должным образом необходимой ему за пределами семьи поддержкой. Ознакомив ребенка с имеющейся у него бо­лезнью, следует постараться предупредить возникновение страхов будущих неудач и насмешек, развеять опасения относительно воз­можного неблагоприятного исхода припадков.

Ребенок должен существовать в понимающем и поддерживаю­щем его окружении. Придется проинформировать всех тех, с кем соприкасается ребенок (родственников, соседей, воспитателей, учителей), о его недуге и сообщить о минимальных мерах, необ­ходимых для его безопасности во время припадка. В то же время и в школе, и в лагере больной не должен быть лишен свободы инициативы, возможного экспериментирования, а также физиче­ских нагрузок. Желательно, чтобы ребенок никогда не оставался без присмотра, однако это не должно означать ограничений во всем, что он захочет сделать.

Организация жизни больного ребенка должна строиться в за­висимости от частоты припадков. С тем чтобы уменьшить их чис­ло, следует пытаться предупреждать возможность их возникнове­ния. Изучив возможные провоцирующие факторы: заболевания, изменения в состоянии внутренних органов, нарушения питания, тип стрессов, особенности метеорологических условий, фазы луны, геомагнитные колебания и др., придется по мере возможности ослаблять их действие или защищать от них. Наиболее действен­ным профилактическим фактором является хорошее расположение. духа больного. Изжитые страхи, тревоги, предупреждение возмож­ных испугов — вот путь к повышению настроения, а вместе с ним к нейтрализации действия факторов, провоцирующих эпилептиче­ские приступы. Стабилизирует аффективную жизнь больных их успешное участие в жизни учебного учреждения, высоко оценива­емая учителями хорошая успеваемость, ободряемая родителями работа по дому.

Воспитание больных время от времени дополняется психоте­рапией. Последняя может вводиться в практику не только при функциональных наслоениях, но и при неосложненных формах эпилепсии с различными целями. Одной из целей может стать преодоление пессимистического отношения к своему заболеванию из-за различных ограничений, стыдливого отношения к болезни, чувства неполноценности. Другим случаем применения психотера­певтического вмешательства может стать необходимость коррек­ции невротических наслоений или поведенческих нарушений.

Индивидуальная рациональная психотерапия, например, реко­мендуется для помощи при разрешении конкретных проблем, ко­торые могут возникнуть у больного. При неприятии ребенка свер­стниками приходится анализировать те стороны поведения, кото­рые вызывают особенно отрицательное отношение к нему со стороны тех, с кем он общается. Следует также сориентировать на правильные реакции в трудных ситуациях, противодействовать возникновению озлобленности, мстительности, научить не оби­жаться на людей, подвергающих насмешкам.

Групповая психотерапия моделирует значимые для детей ситуа­ции, что позволяет им уменьшить накопившееся эмоциональное наарйжение, приобрести опыт разумного решения наиболее часто встречающихся конфликтов и общения в благожелательном окру­жении. Особенность терапии определяется не только возникшими у больного трудностями, но и своеобразием клинических проявле­ний его заболевания.

Семейная психотерапия может преследовать разные цели. По­средством семейной психотерапии можно исправлять сложившееся неправильное распределение ролей, нарушение коммуникации между членами семьи, непонимание целей и задач семьи членами семьи.

Тест для самостоятельной работы

1. Эпилептическая реакция — это:

а) реакция организма в форме эпилептического припадка, возни­кающая в ответ на воздействие вредного экзогенного фактора;

б) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга;

в) любой судорожный припадок.

2. Эпилептический синдром — это:

а) реакция организма в форме эпилептического припадка, возни­кающая в ответ на воздействие вредного экзогенного фактора;

б) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга;

в) заболевание, проявляющееся пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях с судорогами, а также преходя­щими и стойкими нарушениями психики.

 

3. Эпилепсия — это:

а) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга;

б) заболевание, проявляющееся пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях с судорогами, а также преходя­щими и стойкими нарушениями психики;

в) любые судорожные проявления, наблюдающиеся у больных.

4. Этиология эпилепсии — это:

а) последствия травматических повреждений головного мозга;

б) последствия воспалительных заболеваний головного мозга;

в) действие различных вредностей в сочетании с наследственной предрасположенностью.

5. Малые припадки — это:

а) кратковременные (1—15 с) выключения сознания, без сопутст­вующих симптомов или с легкими судорожными явлениями;

б) любые бессудорожные припадки;

в) приступы, ограничивающиеся тоническими или клиническими судорогами.

6. Большие припадки — это:

а) приступы, проявляющиеся тоническими судорогами и клониче-

скими судорогами;. б) любые припадки, сопровождающиеся расстройством сознания;

в) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремитель­ным броском вперед или назад.

7. Абортивные припадки — это:

а) приступы, ограничивающиеся тоническими или клиническими судорогами;

б) кратковременные (1—15 с) выключения сознания без сопутству­ющих симптомов или с легкими судорожными явлениями;

в) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, го­ловы и иногда с разгибанием туловища и одновременным под­нятием рук.

8. Миоклонические припадки — это:

а) припадки с потерей сознания, внезапным ослаблением посту-рального мышечного тонуса и движением вперед;

б) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремитель­ным броском вперед или назад;

в) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, го­ловы и иногда с разгибанием туловища и одновременным под­нятием рук.

9. Пропульсивные припадки — это:

а) припадки с потерей сознания, внезапным ослаблением посту-рального мышечного тонуса и движением вперед;

б) парциальные припадки, начинающиеся локально и не сопро­вождающиеся утратой сознания;

в) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремитель­ным броском вперед или назад.

10. Ретропульсивные припадки — это:

а) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, го­ловы и иногда с разгибанием туловища и одновременным под­нятием рук;

б) любые малые припадки;

в) припадки без потери сознания и с наклоном туловища назад.

11. Фокальные приступы — это:

а) парциальные припадки, начинающиеся локально и не сопро­вождающиеся утратой сознания;

б) приступы, ограничивающиеся тоническими или клоническими судорогами;

в) кратковременные (1—15с) выключения сознания без сопутству­ющих симптомов или с легкими судорожными явлениями.

12. Аффективные расстройства при эпилепсии — это:

а) слабодушие, эмоциональная лабильность;

б) эмоциональная напряженность после припадков и между ними, при которой незначительные раздражители могут стать причи­ной аффективного взрыва и агрессии;

в) депрессия.

••13. Расстройства сознания (эквиваленты), характерные для эпилеп­сии,— это:

а) аментивная спутанность;

б) возникающие после припадков или между ними сумеречные состояния с двигательным возбуждением, стереотипными дей­ствиями и галлюцинациями;

в) кома.

14. Интеллектуальные нарушения при эпилепсии — это:

а) умственная отсталость;

б) замедленность, обстоятельность, ригидность интеллектуальных процессов, трудности в выборе альтернатив, склонность к де­тализации;

в) задержка психического развития.

15. Типичные изменения личности при эпилепсии — это:

а) церебрастения;

б) угодливость и слащавость, с одной стороны, и злобность, мстительность — с другой, усердие, педантизм и жестокая борьба за правду и порядок;

в) истероидные изменения личности.

16. Функциональные наслоения при эпилепсии — это:

а) психогенные (невротические) расстройства у больных в связи с переживанием своего заболевания и связанных с ним трудно­стей в жизни;

б) неврологическая симптоматика, сопутствующая заболеванию;

в) психозы.

17. Эпилептический статус — это:

а) серия припадков;

б) возникновение припадков сериями, когда не происходит прояс­нения сознания и не восстанавливается ориентировка в проме­жутках между припадками;

в) разнообразие припадков у одного больного.

Рекомендуемая литература

Абрамович Г. Б., Харитонов Р. А. Эпилептические психозы у детей и подро­стков.-Л.: Медицина, 1979.

Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков.- М.: Медицина, 1990.

Каубиш В.К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией.- Таш­кент: Медицина УзССР, 1988.

Кононова М. П. Эпилепсия/Детская патопсихология. Хрестоматия.-М.: Когито-Центр, 2000.-С. 128-148.

Коровин А. М. Судорожные состояния у детей.- Л.: Медицина, 1984. __

Мнухин С С Опыт клинико-физиологической классификации у детей/ Ж. невр. псих.- 1959.- № 7.- С. 821-827.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возра-ста/ Под ред. С. Ю. Циркина.- СПб.: Питер, 1999.

ФенвикП., ФенвикЭ. Как жить с эпилепсией.- СПб.: Лань, 1997.

Глава 22

ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА (острые кратковременные психогенные реакции) _____

АФФЕКТИВНО-ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ

В соответствии с современной терминологией (по МКБ-10 и ее рубрикам: F43.0 и F93) эти расстройства называются острыми ре­акциями на стресс. Выделяют психогенные реакции этого типа «исключительно на основании сильного жизненного стрессового события, вызывающего острую стрессовую реакцию». В этих слу­чаях у подростков и детей, без видимых психических нарушений, в ответ на сильный стресс возникают преходящие расстройства значительной тяжести. Обычно эти расстройства завершаются в течение часов или дней. Как правило, в этих случаях сильное травматическое событие угрожает жизни, т. е. безопасности или физической целостности индивида или эмоционально значимой фигуре. Стрессом может быть переживание землетрясения, навод­нения, пожара, автокатастрофы, нападения злоумышленника. В настоящее время такие реакции нередко наблюдаются не только при стихийных бедствиях, но и при массовых катастрофах и воен­ных ситуациях. Психопатологические расстройства в этих экстре­мальных ситуациях имеют много общего с симптоматикой, возни­кающей при обычных условиях, когда стресс переживается одним пострадавшим [Александровский Ю. А. и др., 1991]. Отличия же заключаются в том, что вследствие множественности внезапно действующих факторов происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей. Клиническая картина оказывается более тяжелой и разнообразной. При этом большую роль играют факторы обстановки и смысловое содержа­ние психической травмы. В то же время происшедшее не актуаль­но для личности и не связано с особенностями личности до болез­ни. Риск развития расстройства увеличивается при физическом ис­тощении или наличии остаточных явлений после органического поражения ЦНС.

Гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реак­ции (шоковая реакция возбуждения, «двигательная буря») разви­вается остро. У подростка или ребенка эмоциональный накал си­льнейшей тревоги, достигающий панического состояния, приводит к оглушению или сужению сознанию (сумеречному состоянию).

Потрясенный происходящим, он становится дезориентированным, не узнает близких ему лиц, не понимает окружающего и не реаги­рует на обращение к нему. Он также не способен замечать холод, жару и другие встречающиеся трудности. Под влиянием страха он внезапно становится суетливым, его действия утрачивают целесо­образность. Он мечется, беспорядочно жестикулирует, хватает первые попавшие под руки предметы. При этом стереотипно по­вторяет: «Что делать? Что делать?», стонет, причитает, плачет. При утомлении возбуждение может временами сменяться успокое­нием, которое вскоре снова переходит в хаотическое беспокойст­во. Иногда двигательная расторможенность проявляется стремле­нием куда-то бежать, прятаться, укрываться. Однако эта актив­ность бесцельна, она не способна защитить в опасной ситуации.

Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции (психогенный ступор, состояние «мнимой смерти») возникает по тому же механизму, что и при первом варианте. В отличие от него панический страх и сумеречное состояние сопровождаются обез-движенностью, оцепенением и полным или частичным мутизмом. Чаще это состояние непродолжительно, но оно может затянуться на несколько недель.

Разновидностью психогенного ступора может быть реакция отказа. Она возникает в ответ на тяжелый стресс и проявляется снижением активности, отказом от пищи, отказом от речи, безраз­личием ко всему, утратой интереса и отсутствием реакций на про­исходящее вокруг.

Психогенные сумеречные состояния сознания характери­зуются сужением объема сознания, автоматическими формами по­ведения, двигательным беспокойством и реже заторможенностью. Могут быть также галлюцинации и бредовые высказывания. Про­должительность этих состояний не более часов или суток.

Острый психоз страха характеризуется преобладанием в клинической картине реакции ребенка на тяжелые психотравмирующие обстоятельства интенсивных переживаний страха, ужаса, сочетающихся с аффективным сужением сознания, соматовегетативными расстройствами и двигательным беспокойством. Страх достигает такой силы, что расстраивает мыслительные способно­сти ребенка, делает его не способным руководить своим поведени­ем. Продолжительность психоза — от нескольких часов до не­скольких дней. При отягчающих обстоятельствах (патологическая почва, особенности личности) он может затянуться или рецидиви­ровать.

Острая аффективная реакция («реакция короткого замыка­ния») — это самый короткий ответ на очень трудную ситуацию, продолжающийся от нескольких минут до нескольких часов и за­вершающийся выраженной астенией. При ней также возникает от­чаяние и безысходность или злоба и ненависть, сочетающиеся со страхом за свою жизнь или за жизнь близких людей, и сопровож­дающиеся аффективным сужением сознания. Характер развития эмоционального разряда определяется степенью взрывчатости, сен-ситивности или тормозимости аффективных проявлений личности. В большинстве случаев эта реакция появляется у детей и подрост­ков, перенесших в прошлом органическое поражение центральной нервной системы или находящихся в астеническом состоянии.

Под влиянием тяжелой психотравмирующей ситуации у детей одновременно с психическими расстройствами появляются разно­образные соматические нарушения. Они связаны с возникновени­ем расстройств вегетативной регуляции сердечно-сосудистой сис­темы, что чаще встречается у старших детей, или с расстройствами регуляции желудочно-кишечного тракта, что более характерно для младших детей. Поэтому у детей нередко отмечаются повышение температуры тела, тошнота, рвота, головная боль, головокруже­ние, тахикардия, обильная потливость, непроизвольное выделение мочи,.кала, ознобоподобный тремор и другие соматовегетативные расстройства.

Эти аффективно-шоковые реакции являются острыми психо­генными психозами. Их возникновение связано с меньшей вынос­ливостью детей к острым, внезапным, тяжелым психическим трав­мам. Причиной шоковых реакций, например, у дошкольников, особенно при отягощенном преморбиде, могут быть даже незначи­тельные (с точки зрения взрослых) стрессы: нападение злонаме­ренных взрослых, неожиданное столкновение с животным, внезап­ная и резкая перемена обстановки (госпитализация).

Течение острых психогенных реакций проходит обычно две фазы. Во время первой фазы преобладают явления эмоционально­го напряжения. Во время второй фазы, если после первой не на­ступает выздоровление, обнаруживаются явления угнетения со снижением психической и физической работоспособности, падени­ем настроения, подозрительностью и сенситивными идеями отно­шения. В этом периоде возможно появление психопатоподобного поведения и изменений личности с формированием чувства собст­венной неполноценности [Гурьева В. А.,1996].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.01 с.)