Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая и педагогическая коррекция психических нарушенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коррекция изменений психики при эпилепсии у детей проводится в зависимости от формы нарушений, степени их выраженности и возраста больных. Она должна быть комплексной и учитывать медикаментозное лечение. Необходимо создать благоприятную • микросоциальную среду и при необходимости включать психотерапию. Воспитание детей с эпилепсией следует начинать с создания благоприятного психологического климата в семье. Родители, обнаружившие у своего ребенка припадки, испытывают самые разнообразные чувства: от печали и сострадания к ребенку до страха за его здоровье, от сомнений в собственных силах до переживаний того, что они сами во всем виноваты. Распознав действительно мучающие родителей тревоги или сомнения, следует постараться вселить надежду на благоприятное течение событий, при котором ребенок, несмотря на свое заболевание, будет правильно развиваться. При этом придется подчеркнуть, что чем эффективнее будет забота родителей и правильнее выполнение предписаний врачей и советов психологов (педагогов), тем на более оптимистичный прогноз можно будет рассчитывать. При работе с близкими для ребенка людьми очень важно знать особенности этиологии и клинической картины его заболевания. Так, например, если в семье больного имеются случаи эпилепсии, то весьма уместно проинформировать родителей о том, что «наследственная эпилепсия» протекает благоприятно. В то же время необходимо рекомендовать остерегаться чрезмерной опеки ребенка. Он не должен постоянно слышать от родителей о своих немощности, хрупкости и слабости. Родители также не должны рассматривать любые отклонения в поведении как признак эпилепсии и в связи с этим оправдывать ребенка. В противном случае у ребенка возникнет ипохондрическая фиксация на своей болезни с утратой инициативы, низкой самооценкой и неспособностью преодолеть даже минимальные житейские и школьные трудности. Это не означает, что родители не будут требовать соблюдения от больного рекомендованного специалистами режима сна, отдыха, питания. Однако чрезмерные ограничения в физических упражнениях, свободе проведения досуга могут из-за появляющихся у ребенка обид и огорчений оказаться лишь причиной утяжеления психического состояния. Ребенку необходимо рассказать о существующей у него болезни, чтобы по мере взросления он мог бы принимать участие в преодолении своего недуга. Если родители не поставят ребенка в известность о состоянии его здоровья, то он, случайно узнав о своей болезни, будет считать ее неприличной и станет ее стыдиться. В связи с этим он не сможет в критических ситуациях воспользоваться должным образом необходимой ему за пределами семьи поддержкой. Ознакомив ребенка с имеющейся у него болезнью, следует постараться предупредить возникновение страхов будущих неудач и насмешек, развеять опасения относительно возможного неблагоприятного исхода припадков. Ребенок должен существовать в понимающем и поддерживающем его окружении. Придется проинформировать всех тех, с кем соприкасается ребенок (родственников, соседей, воспитателей, учителей), о его недуге и сообщить о минимальных мерах, необходимых для его безопасности во время припадка. В то же время и в школе, и в лагере больной не должен быть лишен свободы инициативы, возможного экспериментирования, а также физических нагрузок. Желательно, чтобы ребенок никогда не оставался без присмотра, однако это не должно означать ограничений во всем, что он захочет сделать. Организация жизни больного ребенка должна строиться в зависимости от частоты припадков. С тем чтобы уменьшить их число, следует пытаться предупреждать возможность их возникновения. Изучив возможные провоцирующие факторы: заболевания, изменения в состоянии внутренних органов, нарушения питания, тип стрессов, особенности метеорологических условий, фазы луны, геомагнитные колебания и др., придется по мере возможности ослаблять их действие или защищать от них. Наиболее действенным профилактическим фактором является хорошее расположение. духа больного. Изжитые страхи, тревоги, предупреждение возможных испугов — вот путь к повышению настроения, а вместе с ним к нейтрализации действия факторов, провоцирующих эпилептические приступы. Стабилизирует аффективную жизнь больных их успешное участие в жизни учебного учреждения, высоко оцениваемая учителями хорошая успеваемость, ободряемая родителями работа по дому. Воспитание больных время от времени дополняется психотерапией. Последняя может вводиться в практику не только при функциональных наслоениях, но и при неосложненных формах эпилепсии с различными целями. Одной из целей может стать преодоление пессимистического отношения к своему заболеванию из-за различных ограничений, стыдливого отношения к болезни, чувства неполноценности. Другим случаем применения психотерапевтического вмешательства может стать необходимость коррекции невротических наслоений или поведенческих нарушений. Индивидуальная рациональная психотерапия, например, рекомендуется для помощи при разрешении конкретных проблем, которые могут возникнуть у больного. При неприятии ребенка сверстниками приходится анализировать те стороны поведения, которые вызывают особенно отрицательное отношение к нему со стороны тех, с кем он общается. Следует также сориентировать на правильные реакции в трудных ситуациях, противодействовать возникновению озлобленности, мстительности, научить не обижаться на людей, подвергающих насмешкам. Групповая психотерапия моделирует значимые для детей ситуации, что позволяет им уменьшить накопившееся эмоциональное наарйжение, приобрести опыт разумного решения наиболее часто встречающихся конфликтов и общения в благожелательном окружении. Особенность терапии определяется не только возникшими у больного трудностями, но и своеобразием клинических проявлений его заболевания. Семейная психотерапия может преследовать разные цели. Посредством семейной психотерапии можно исправлять сложившееся неправильное распределение ролей, нарушение коммуникации между членами семьи, непонимание целей и задач семьи членами семьи. Тест для самостоятельной работы 1. Эпилептическая реакция — это: а) реакция организма в форме эпилептического припадка, возникающая в ответ на воздействие вредного экзогенного фактора; б) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга; в) любой судорожный припадок. 2. Эпилептический синдром — это: а) реакция организма в форме эпилептического припадка, возникающая в ответ на воздействие вредного экзогенного фактора; б) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга; в) заболевание, проявляющееся пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях с судорогами, а также преходящими и стойкими нарушениями психики.
3. Эпилепсия — это: а) припадок, наблюдающийся при очаговых поражениях мозга; б) заболевание, проявляющееся пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях с судорогами, а также преходящими и стойкими нарушениями психики; в) любые судорожные проявления, наблюдающиеся у больных. 4. Этиология эпилепсии — это: а) последствия травматических повреждений головного мозга; б) последствия воспалительных заболеваний головного мозга; в) действие различных вредностей в сочетании с наследственной предрасположенностью. 5. Малые припадки — это: а) кратковременные (1—15 с) выключения сознания, без сопутствующих симптомов или с легкими судорожными явлениями; б) любые бессудорожные припадки; в) приступы, ограничивающиеся тоническими или клиническими судорогами. 6. Большие припадки — это: а) приступы, проявляющиеся тоническими судорогами и клониче- скими судорогами;. б) любые припадки, сопровождающиеся расстройством сознания; в) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремительным броском вперед или назад. 7. Абортивные припадки — это: а) приступы, ограничивающиеся тоническими или клиническими судорогами; б) кратковременные (1—15 с) выключения сознания без сопутствующих симптомов или с легкими судорожными явлениями; в) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, головы и иногда с разгибанием туловища и одновременным поднятием рук. 8. Миоклонические припадки — это: а) припадки с потерей сознания, внезапным ослаблением посту-рального мышечного тонуса и движением вперед; б) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремительным броском вперед или назад; в) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, головы и иногда с разгибанием туловища и одновременным поднятием рук. 9. Пропульсивные припадки — это: а) припадки с потерей сознания, внезапным ослаблением посту-рального мышечного тонуса и движением вперед; б) парциальные припадки, начинающиеся локально и не сопровождающиеся утратой сознания; в) приступы общего вздрагивания (толчки), иногда со стремительным броском вперед или назад. 10. Ретропульсивные припадки — это: а) абсансы, сочетающиеся с ритмическими движениями глаз, головы и иногда с разгибанием туловища и одновременным поднятием рук; б) любые малые припадки; в) припадки без потери сознания и с наклоном туловища назад. 11. Фокальные приступы — это: а) парциальные припадки, начинающиеся локально и не сопровождающиеся утратой сознания; б) приступы, ограничивающиеся тоническими или клоническими судорогами; в) кратковременные (1—15с) выключения сознания без сопутствующих симптомов или с легкими судорожными явлениями. 12. Аффективные расстройства при эпилепсии — это: а) слабодушие, эмоциональная лабильность; б) эмоциональная напряженность после припадков и между ними, при которой незначительные раздражители могут стать причиной аффективного взрыва и агрессии; в) депрессия. ••13. Расстройства сознания (эквиваленты), характерные для эпилепсии,— это: а) аментивная спутанность; б) возникающие после припадков или между ними сумеречные состояния с двигательным возбуждением, стереотипными действиями и галлюцинациями; в) кома. 14. Интеллектуальные нарушения при эпилепсии — это: а) умственная отсталость; б) замедленность, обстоятельность, ригидность интеллектуальных процессов, трудности в выборе альтернатив, склонность к детализации; в) задержка психического развития. 15. Типичные изменения личности при эпилепсии — это: а) церебрастения; б) угодливость и слащавость, с одной стороны, и злобность, мстительность — с другой, усердие, педантизм и жестокая борьба за правду и порядок; в) истероидные изменения личности. 16. Функциональные наслоения при эпилепсии — это: а) психогенные (невротические) расстройства у больных в связи с переживанием своего заболевания и связанных с ним трудностей в жизни; б) неврологическая симптоматика, сопутствующая заболеванию; в) психозы. 17. Эпилептический статус — это: а) серия припадков; б) возникновение припадков сериями, когда не происходит прояснения сознания и не восстанавливается ориентировка в промежутках между припадками; в) разнообразие припадков у одного больного. Рекомендуемая литература Абрамович Г. Б., Харитонов Р. А. Эпилептические психозы у детей и подростков.-Л.: Медицина, 1979. Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков.- М.: Медицина, 1990. Каубиш В.К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией.- Ташкент: Медицина УзССР, 1988. Кононова М. П. Эпилепсия/Детская патопсихология. Хрестоматия.-М.: Когито-Центр, 2000.-С. 128-148. Коровин А. М. Судорожные состояния у детей.- Л.: Медицина, 1984. __ Мнухин С С Опыт клинико-физиологической классификации у детей/ Ж. невр. псих.- 1959.- № 7.- С. 821-827. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возра-ста/ Под ред. С. Ю. Циркина.- СПб.: Питер, 1999. ФенвикП., ФенвикЭ. Как жить с эпилепсией.- СПб.: Лань, 1997. Глава 22 ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА (острые кратковременные психогенные реакции) _____ АФФЕКТИВНО-ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ В соответствии с современной терминологией (по МКБ-10 и ее рубрикам: F43.0 и F93) эти расстройства называются острыми реакциями на стресс. Выделяют психогенные реакции этого типа «исключительно на основании сильного жизненного стрессового события, вызывающего острую стрессовую реакцию». В этих случаях у подростков и детей, без видимых психических нарушений, в ответ на сильный стресс возникают преходящие расстройства значительной тяжести. Обычно эти расстройства завершаются в течение часов или дней. Как правило, в этих случаях сильное травматическое событие угрожает жизни, т. е. безопасности или физической целостности индивида или эмоционально значимой фигуре. Стрессом может быть переживание землетрясения, наводнения, пожара, автокатастрофы, нападения злоумышленника. В настоящее время такие реакции нередко наблюдаются не только при стихийных бедствиях, но и при массовых катастрофах и военных ситуациях. Психопатологические расстройства в этих экстремальных ситуациях имеют много общего с симптоматикой, возникающей при обычных условиях, когда стресс переживается одним пострадавшим [Александровский Ю. А. и др., 1991]. Отличия же заключаются в том, что вследствие множественности внезапно действующих факторов происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей. Клиническая картина оказывается более тяжелой и разнообразной. При этом большую роль играют факторы обстановки и смысловое содержание психической травмы. В то же время происшедшее не актуально для личности и не связано с особенностями личности до болезни. Риск развития расстройства увеличивается при физическом истощении или наличии остаточных явлений после органического поражения ЦНС. Гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реакции (шоковая реакция возбуждения, «двигательная буря») развивается остро. У подростка или ребенка эмоциональный накал сильнейшей тревоги, достигающий панического состояния, приводит к оглушению или сужению сознанию (сумеречному состоянию). Потрясенный происходящим, он становится дезориентированным, не узнает близких ему лиц, не понимает окружающего и не реагирует на обращение к нему. Он также не способен замечать холод, жару и другие встречающиеся трудности. Под влиянием страха он внезапно становится суетливым, его действия утрачивают целесообразность. Он мечется, беспорядочно жестикулирует, хватает первые попавшие под руки предметы. При этом стереотипно повторяет: «Что делать? Что делать?», стонет, причитает, плачет. При утомлении возбуждение может временами сменяться успокоением, которое вскоре снова переходит в хаотическое беспокойство. Иногда двигательная расторможенность проявляется стремлением куда-то бежать, прятаться, укрываться. Однако эта активность бесцельна, она не способна защитить в опасной ситуации. Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции (психогенный ступор, состояние «мнимой смерти») возникает по тому же механизму, что и при первом варианте. В отличие от него панический страх и сумеречное состояние сопровождаются обез-движенностью, оцепенением и полным или частичным мутизмом. Чаще это состояние непродолжительно, но оно может затянуться на несколько недель. Разновидностью психогенного ступора может быть реакция отказа. Она возникает в ответ на тяжелый стресс и проявляется снижением активности, отказом от пищи, отказом от речи, безразличием ко всему, утратой интереса и отсутствием реакций на происходящее вокруг. Психогенные сумеречные состояния сознания характеризуются сужением объема сознания, автоматическими формами поведения, двигательным беспокойством и реже заторможенностью. Могут быть также галлюцинации и бредовые высказывания. Продолжительность этих состояний не более часов или суток. Острый психоз страха характеризуется преобладанием в клинической картине реакции ребенка на тяжелые психотравмирующие обстоятельства интенсивных переживаний страха, ужаса, сочетающихся с аффективным сужением сознания, соматовегетативными расстройствами и двигательным беспокойством. Страх достигает такой силы, что расстраивает мыслительные способности ребенка, делает его не способным руководить своим поведением. Продолжительность психоза — от нескольких часов до нескольких дней. При отягчающих обстоятельствах (патологическая почва, особенности личности) он может затянуться или рецидивировать. Острая аффективная реакция («реакция короткого замыкания») — это самый короткий ответ на очень трудную ситуацию, продолжающийся от нескольких минут до нескольких часов и завершающийся выраженной астенией. При ней также возникает отчаяние и безысходность или злоба и ненависть, сочетающиеся со страхом за свою жизнь или за жизнь близких людей, и сопровождающиеся аффективным сужением сознания. Характер развития эмоционального разряда определяется степенью взрывчатости, сен-ситивности или тормозимости аффективных проявлений личности. В большинстве случаев эта реакция появляется у детей и подростков, перенесших в прошлом органическое поражение центральной нервной системы или находящихся в астеническом состоянии. Под влиянием тяжелой психотравмирующей ситуации у детей одновременно с психическими расстройствами появляются разнообразные соматические нарушения. Они связаны с возникновением расстройств вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, что чаще встречается у старших детей, или с расстройствами регуляции желудочно-кишечного тракта, что более характерно для младших детей. Поэтому у детей нередко отмечаются повышение температуры тела, тошнота, рвота, головная боль, головокружение, тахикардия, обильная потливость, непроизвольное выделение мочи,.кала, ознобоподобный тремор и другие соматовегетативные расстройства. Эти аффективно-шоковые реакции являются острыми психогенными психозами. Их возникновение связано с меньшей выносливостью детей к острым, внезапным, тяжелым психическим травмам. Причиной шоковых реакций, например, у дошкольников, особенно при отягощенном преморбиде, могут быть даже незначительные (с точки зрения взрослых) стрессы: нападение злонамеренных взрослых, неожиданное столкновение с животным, внезапная и резкая перемена обстановки (госпитализация). Течение острых психогенных реакций проходит обычно две фазы. Во время первой фазы преобладают явления эмоционального напряжения. Во время второй фазы, если после первой не наступает выздоровление, обнаруживаются явления угнетения со снижением психической и физической работоспособности, падением настроения, подозрительностью и сенситивными идеями отношения. В этом периоде возможно появление психопатоподобного поведения и изменений личности с формированием чувства собственной неполноценности [Гурьева В. А.,1996].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.012 с.) |