Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения в сфере воображения (Wing, 1992)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
(Примеры расположены от более тяжелых форм проявления аутизма к более легким.) 1. Неспособность использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми. 2. Тенденция выбирать мелкие или несущественные аспекты предметов в окружающей обстановке, привлекающие их внимание, вместо целостного понимания происходящего (например, заинтересованность сережкой, а не человеком; колесиком, а не всем игрушечным поездом; выключателем, а не всем электроприбором; реакция на шприц при игнорировании человека, который делает укол и т.д.). 3. Некоторые дети с аутизмом имеют ограниченный запас действий, которые они могут повторить (имитировать), например, из телепередач, но они производят эти действия постоянно, и не способны внести изменения по предложению других детей. Их игра может казаться очень сложной, но при внимательном наблюдении она оказывается очень жесткой и стереотипной. Некоторые смотрят мыльные оперы или читают книги определенной тематики, например, научную фантастику, но их интерес ограничен и неизменен. 4. Отсутствие понимания любого действия, которое предполагает понимание слов и их сложных ассоциаций, например, социальный разговор, литература, особенно художественная, тонкий вербальный юмор (хотя они могут понимать простые шутки). Как следствие, у них отсутствует мотивация принимать участие в подобном общении, хотя они могут обладать необходимыми для этого навыками. Л. Винг подчеркивает, что Триаде нарушений всегда сопутствуют повторяющиеся стереотипные действия. Они могут принимать простые и сложные формы. Дети с высоким уровнем возможностей обычно проявляют более сложные рутинные действия (Wing, 1992). 1. Примеры простых стереотипных действии: верчение пальцами, предметами, веревкой и т.д.; кручение предметов или наблюдение за предметами, которые крутятся; постукивание или царапанье предметов; хождение "по периметру" (обход помещений и т.д.); ощупывание тканей; раскачивание или перепрыгивание с ноги на ногу; постукивание, царапанье или иная манипуляция с частями тела; повторяющиеся удары по голове или нанесение себе других повреждений; скрежет зубами; визг или издавание других звуков и т.д. 2. Примеры сложных стереотипных действии с предметами: необъяснимая сильная привязанность к определенным предметам; зачарованность правильностью рисунка, расположения предметов, звуков и т.д.; расположение предметов в линию или узоры; коллекционирование без видимой цели большого количества предметов (камешки, стеклышки и т.д.). 3. Примеры сложных стереотипных действий рутинного характера: настойчивое требование следовать определенным маршрутом в определенные места; настойчивое требование соблюдения определенного ритуала отхода ко сну; постоянное повторение странных движений тела в строгой последовательности. 4. Примеры сложных вербальных или абстрактных повторяющихся действии: зачарованность определенными темами, например, электричеством, астрономией, птицами, расписанием поездов, специфическими названиями; постоянное задавание одних и тех же вопросов и настойчивое требование получения стандартных ответов. Все вышеперечисленные характеристики считаются основными (первичными). Кроме того, приводятся вторичные характеристики, которые, хотя и присущи данному состоянию, не являются обязательными (необходимыми) для диагностики. К ним относятся: нарушения языкового развития, аномалии при использовании зрения при осмотре предметов, людей, отсутствие контакта "глаза в глаза" при общении; проблемы имитации моторных движений и нарушения моторики; необычная реакция на сенсорные стимулы; аномалии в развитии физических функций и физического развития (нарушения режима сна и невосприимчивость к седативным и гипнотическим средствам; странная приверженность к определенным продуктам и напиткам и неприятие других, требование есть из определенной посуды и т.д.; отсутствие чувства головокружения после того, как ребенок длительное время вращался, качался на качелях и т.д.; необычно правильная симметрия лица); особые умения в определенных областях, контрастирующие с отсутствием каких-либо навыков в других, проблемы поведения. Описательные определения аутизма, раскрывающие его поведенческие характеристики, которые приведены и двух основных классификационных системах болезней и нарушений - МКБ и ДСС, основаны на Триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг. Некоторые исследователи и ассоциации специалистов включают в основные характеристики аутизма аномальные реакции на сенсорные стимулы (Ishii, Takahashi, 1983; ААВТ, 1988; Powers, 1989; Gerdtz, Bregman, 1990; Freeman, 1992; ASA, 1994; CARD, 1995). Хермелин и 0'Коннер (1970) выдвинули идею о том, что люди с аутизмом испытывают специфическую когнитивную недостаточность. Эти идеи нашли отражение и развитие в трех теориях. Первая - это Теория умственной деятельности (ТУД) (Ваron-Cohen Leslie, Frith, 1985). ТУД - это способность людей соотносить мыслительные состояния с собой и другими людьми. Для измерения ТУД используются тесты на ошибочное/ложное представление, задачи на кажущиеся/реальные факты и задания на определение последовательности событий. Очевидно, что люди с аутизмом испытывают недостаточность ТУД, однако, также очевидно, что эта теория не может объяснить аутизм. Результаты недавних исследований подтверждают тот факт, что ТУД не может быть основополагающей недостаточностью у всех людей с аутизмом, и поэтому не может служить основой для определения этого состояния (Dahlgren et al, 1996). Некоторые специалисты считают, что при аутизме дети испытывают недостаточность не в способности формировать понятия умственной деятельности других людей, а в способности выражать эти понятия посредством языка и других форм поведения (Belmonte, 1997). Кроме того, ТУД не проявляется у детей с нормальным развитием раньше 4-хлетнего возраста, тогда как аутизм обнаруживается ранее этого возраста (Dijkxhom, 1998). Баулер и Томмен (1996) считают, что когнитивные системы высокого уровня (ТУД) нуждаются в дальнейшем объяснении с точки зрения процессов низшего уровня (восприятия). Вторую теорию предложил Озонофф (1996). Согласно этому подходу, люди с аутизмом проявляют дефицитарность в организующем функционировании. Под организующим функционированием подразумевается способность освободить мыслительный процесс от сиюминутной ситуации и контекста, и направить его на управление поведением посредством мыслительных моделей или внутренних образов. Это также означает способность планировать свои действия. Однако, дефицитарность в организующем функционировании свойственна не только людям с аутизмом, следовательно, это не может быть основополагающим при определении состояния (Dijkxhom, 1998). Третья теория - это теория центральной связности (Frith, 1989). Согласно этой теории, у людей с аутизмом отсутствует "внутреннее состояние, необходимое для связи воедино нескольких стимулов одновременно" (Frith, 1989). Люди с аутизмом воспринимают мир фрагментарно и не способны увидеть части как нечто цельное. В последние годы проводилось достаточное количество экспериментальных исследований, изучающих способность людей с аутизмом воспринимать лица. Некоторые исследования выявили дефицитарность в узнавании (определении) эмоциональных состояний человека по выражению его лица, что, по мнению авторов, является специфической чертой аутизма. Другие считают, что при аутизме люди испытывают дефицитарность восприятия любых выражений лица, а не только эмоций; есть также предположение, что причиной является дефицитарность восприятия вообще, а не только лиц. Одно из возможных объяснений заключается в том, что люди с аутизмом используют аномальные стратегии при восприятии лиц. Например, возможно, что дети с аутизмом испытывают меньше сложности при восприятии лиц, если им предъявляют их в перевернутом виде (Longdell, 1978; Hobson, et al., 1983; Tantam et al., 1989). Некоторые исследователи полагают, что люди с аутизмом воспринимают лица фрагментарно, по частям, и не видят лица как единого целого (Teunisse, 1996). Нарушения целостного восприятия затрагивают все органы чувств. Так, некоторые люди с аутизмом испытывают боль при легком прикосновении к ним, другие, напротив, могут абсолютно не реагировать на чрезмерно сильные стимулы (ожог, звук, боль и т.д.). В настоящее время именно теория центральной связности представляет наиболее убедительные объяснения поведения людей с аутизмом (Dijkxhprn, 1998). Теория центральной связности очень близка теории, рассматривающей аутизм как сенсорную дисфункцию, которая вызвана нарушениями восприятия (Delacato, 1974; NACD; Carlton, 1993; Parisi et al., 1996; Whelan, 1996). Сторонники этого подхода рассматривают аутизм как клиническую картину, вызванную повреждением мозга, которое приводит к нарушению работы одного или нескольких сенсорных каналов; все остальные симптомы являются результатом этого повреждения, приводящего к тому, что люди с аутизмом воспринимают окружающий их мир иначе, чем люди без этого нарушения. Необычные сенсорные ощущения, испытываемые людьми, с аутизмом отмечались многими исследователями. Эта особенность сенсорики включена в перечень сопутствующих характерных черт (симптомов) аутизма во многих классификационных системах (Триада нарушении, МКБ, ДСС). Некоторые авторы используют термин "аномальная/необычная реакция на сенсорные стимулы" (Ishii, Takahashi, 1983; ААВТ, 1988; Powers, 1989; Gerdtz, Bregman, 1990: Freeman, 1992 Wing, 1992; ASA, 1994; Sullivan, 1994). Однако, было бы более оправданным называть это "аномальным восприя-гием", поскольку аномальны не реакции, а нарушенное, искаженное, аномальное восприятие окружающего мира, которое заставляет людей с аутизмом реагировать "аномально" с нашей (неаутистической) точки зрения. Винг отмечает, что аутизм - это проблема понимания сигналов, поступающих через органы чувств, особенно через зрение и слух; и хотя глаза и уши детей с аутизмом внешне выглядят нормально, все же когда информация, поступающая через них, достигает мозга, она не складывается в целостную значимую картину внешнего мира, что приводит к непониманию речи, а это, в свою очередь, вызывает неспособность к коммуникации. Именно поэтому аутичные дети кажутся отрешенными и живущими в своем собственном изолированном мире. Более того, расстройство и безысходность, вызванные неспособностью общаться, часто становятся причиной проблемного, неадекватного поведения (Wing, 1973). Поскольку они живут в мире искаженных восприятии, где ничто не является тем, чем кажется, неудивительно, что это приводит к сильному беспокойству, страху, и выражается в трудном поведении (Waterhouse, 1995). Таким образом, сторонники этой теории рассматривают ребенка с аутизмом как ребенка с сенсорной дисфункцией, аномальное поведение которого является отражением аномального восприятия ими мира (NACD). Карл Делакато, основоположник этой теории, подразделил детей с аутизмом в зависимости от степени и типа аномальной сенсорики на следующие группы: гипер-, гипо-, "белый шум" (Delacato, 1974). В настоящее время нейрореабилитационный метод Делакато является одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма. Личные свидетельства высокофункциональных людей с аутизмом свидетельствуют о том, что одной из основных проблем для них является их аномальное восприятие (Grandin, 1986; 1988; Williams, 1992; 1994; 1996; 1998; Momma, 1996). Особо интересно рассмотреть точку зрения на проблему определения аутизма самих людей, страдающих этим нарушением. Донна Вильяме предпринимает попытку определить аутизм исходя из его причин, а не симптомов. Она считает, что существует несколько типов аутизма, каждый из которых вызван различными причинами, и иногда у человека присутствует сразу несколько типов этого состояния (Williams, 1996). Отталкиваясь от трех признанных характеристик аутизма (нарушения социального взаимодействия, коммуникации и странного поведения), она выделяет несколько специфических для аутизма проблем, которые приводят к нарушениям в этих трех сферах. Донна Вильяме группирует их в три основных типа проблем: 1. Проблемы контроля (относящиеся к способности значимо реагировать на мир и/или на самого себя): · неконтролируемость своих действий, · одержимость, всепоглащенность чем-либо, · чувство сильного беспокойства, страха. 2. Проблемы толерантности/выносимости (относящиеся к способности выдержать мир и/или себя): · сенсорная гиперсензитивность, · эмоциональная гиперсензитивность. 3. Проблемы связи (относящиеся к способности осознать мир и/или себя): · проблемы внимания, · проблемы восприятия, · проблемы интеграции систем, · проблемы интеграции левого-правого полушарий. Донна Вильяме утверждает, что различные люди с аутизмом, при общности симптомов в трех основных сферах, могут иметь различные причины, вызывающие одинаковые симптомы (Williams, 1996). По мере того, как наши знания об аутизме расширяются, наше понимание этого состояния претерпевает изменения. За последние 30-40 лет проблемы аутизма подвергались многочисленным систематическим исследованиям, но, к сожалению, в большинстве случаев исследования различных аспектов аутизма (генетика, нейробиохимия, психология и т.д.) оставались довольно-таки несвязанными друг с другом (Bailey et al., 1996). И поэтому, проблема аутизма все еще остается похожей на историю о слепых и слоне: слепые касались различных частей слона, и каждый давал свое описание животного: различных животных оказалось столько, сколько было слепых людей.
Глава 2 Аутизм: рабочее определение (общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом "ОТ ОТЧАЯНИЯ К НАДЕЖДЕ") Я предлагаю свою картинку "слона", основанную на моем собственном опыте работы с аутичными детьми и воспитании сына-аутиста. Прежде всего, я думаю, что дать краткое определение аутизма просто невозможно, по крайней мере, на нынешнем этапе изучения проблемы. Поскольку аутизм охватывает настолько обширную и различную совокупность симптомов, что ни одно из определений не может удовлетворительно охватить это разнообразие. Очевидно, что недостаточно просто перечислить симптомы, как это принято в МКБ, ДСС и других диагностических системах, так как симптомы являются всего лишь отражением специфического мыслительного мира (Riviere, 1996). Я разделяю точку зрения Делакато и считаю, что основная характерная, черта (или одна из основных черт) аутизма - это аномальное восприятие сенсорных стимулов, симптомом которой является необычная реакция на сенсорные воздействия. Эта гипотеза объясняет все основные симптомы аутизма, которые признаны необходимыми для диагностики в МКБ, ДСС, Триаде нарушений. Так, аномальные восприятия приводят к высокому уровню беспокойства, вызывают страх, что, в свою очередь, вызывает неконтролируемое поведение, уход в себя, поглощенность каким-либо действием и т.д.; таким образом, общепринятые диагностические критерии на самом деле становятся вторичными (Delacato, 1974; Waterhouse, 1995). Недавние исследования показали, что некоторые подобные проявления поведения наблюдаются у слепых неаутичных детей (Cass, 1996): нарушения социального взаимодействия, социальной коммуникации и т.д. Возможно, аутистическое поведение, наблюдаемое у многих слепых детей, вызвано той же самой дефицитарностью, что и у зрячих детей с аутизмом. Так же, как мы признаем, что слепой ребенок это не одно и то же, что зрячий ребенок минус зрение (т.е. слепота поражает и другие аспекты функционирования), мы должны признать и то, что аутизм вызывает глубокие изменения в развитии мышления, и то, что и слепота, и аутизм приводят к определенным характеристикам поведения, по которым они определяются (Jordan, 1996). Генс и Генс (1994) в своем исследовании выявили много черт, общих как для детей с аутизмом, так и для детей с нарушениями зрения, например. Таких, как ритмические движения и удары головой; верчение предметов; обход помещения по периметру; необходимость прикоснуться ко всем предметам, прежде чем расположиться в незнакомой комнате и т.д. Высокофунциональные аутисты утверждают, что эти и другие ритуальные действия могут быть объяснены аномальным восприятием. Донна Вильяме, например, когда ее спросили, почему она обходит комнату, прикасаясь к предметам, прежде чем, расположиться в ней, объяснила это тем, что она испытывает трудности в восприятии помещения, и ее ритуальные действия дают ей чувство безопасности и помогают освоиться в окружающем ее пространстве. Отмечаются также общие тенденции в языковом и речевом развитии детей с аутизмом и детей с нарушениями зрения (Andersen et al., 1983; Fraiberg, 1979; Hobson, 1993): например, такие характерные "аутистические" черты как эхолалия и перестановка личных местоимений, отмечаются также в языке детей с нарушениями зрения (Fay, Schuler, 1980). Почти у половины слепых детей с дополнительными осложнениями не развивается речь (Eistner, 1983). Это всего лишь несколько примеров, иллюстрирующих общность поведенческих и языковых характеристик детей с нарушениями зрения и аутичных детей. Интересно, что очень часто терминология, относящаяся к нарушениям зрения, используется для метафорического описания аутизма. Барон-Коэн (1995) употребляет термин "слепота ума" по отношению к аутизму. Юта Фрит (1989) сравнивает тревогу аутичного ребенка, вызванную нарушением привычного порядка действий или изменениями в окружающей среде, с дезориентацией, которую испытывают слепые, когда переставлена мебель в знакомой им комнате. Донна Вильяме употребляет термин "смысловая слепота" (1994) и т.д. Подобные "аутистические" характеристики наблюдаются и у глухих детей, хотя и в меньшей степени. Возможно, это объясняется тем, что около 75-80% информации поступает через зрение, поэтому слепому ребенку приходится иметь дело с совершенно различной сенсорной информацией, что может привести к эмоциональным и психологическим проблемам, и к "аутистическим" схемам поведения. Эти поведенческие характеристики можно рассматривать как симптомы, поскольку они являются отражением мысленной реконструкции мира ребенком, использующим доступные ему сенсорные каналы. По утверждению Прейслера (19%), роль зрительной стимуляции в развитии коммуникации настолько велика, что слепые дети страдают большим дефицитом навыков общения, чем те, у которых нарушения слуха. Хотя слепота означает отсутствие зрительной информации о мире, мир слепых невозможно представить, закрыв глаза (Santin, Simmons, 1977). Если продолжить сравнение, можно сказать, что аутизм означает наличие искаженной зрительной/слуховой/тактильной/обонятельной информации о мире. Люди с аутизмом не понимают и не реагируют так, как это делают "неаутисты", потому что они обрабатывают информацию совершенно иным, отличным от "неаутичного" образом (Williams, 1996). Возвращаясь к определению аутизма, я бы начала с (возможно, ненаучного и упрощенного) традиционного описания ребенка с аутизмом, как "живущего в своем собственном мире". Но я бы выделяла не два "мира": "их - аутичный" и "наш - неаутичный", а три: "их - аутичный", "сенсорно (визуально/слухово/тактильно/обонятельно) искаженный мир, воспринимаемый людьми с аутизмом" и "наш - неаутичный мир". В Обществе содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом "От отчаяния к надежде", Горловка, Украина, при работе с аутичными детьми мы исходим из того, что то, с чем мы имеем дело в любой момент -это продукт сенсорной дисфункции, приспособление к ней, компенсаторные стратегии, выработанные самим ребенком, сильные и слабые стороны каждого ребенка, личность ребенка, влияние окружающей ребенка обстановки, и взаимодействие всех этих факторов. Учитывая все эти факторы, мы рассматриваем способы смягчить трудности восприятия (перцептуальные трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь детям с аутизмом, необходимо "войти" в их мир, а для этого нужно увидеть/услышать/почувствовать/ ощутить запах и вкус их мира через их органы чувств, т.е. воссоздать модель того "второго, искаженного мира" и затем найти соответствующие способы/методы удалить искажения, выведя, таким образом, детей в наш реальный мир. И лишь затем проводить коррекцию вторичных нарушений. При выборе методов мы следуем рекомендации Донны Вильяме: "Если верблюду тяжело идти под грузом соломы на его спине, самый простой способ облегчить ему задачу, это убрать как можно больше соломы с его спины..."; а не тренировать "верблюда делать вид, что он может идти и нести этот груз" (Williams, 1996). Темпл Грандин подтверждает, что никакая методика модификации поведения в мире не научит ребенка выдерживать звуки, которые для него невыносимы и разрушительны для его нервной системы (Grandin, 1988). Для нормализации сенсорного опыта людей с аутизмом используются специальные терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои собственные уникальные проблемы восприятия и стратегии адаптации к ним. И именно мы должны идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции. Мы выделяем несколько теоретических моделей аномального восприятия (перцепции): 1. По количеству сенсорных каналов, работающих одновременно, люди с аутизмом подразделяются на "много-канальный" и "моно"-прием (Williams, 1996). 2. По каналу (или каналам), которые дефицитарны. 3. По интенсивности восприятия органами чувств мы различаем гипер- и гипосензитивность. 4. По (не)постоянству восприятия. 5. Необходимо принимать во внимание то, что дети с аутизмом развиваются, их симптомы изменяются. Одним из объяснений этого является то, что, для того, чтобы выжить в нашем мире (чужом для них), им приходится вырабатывать приспособления и компенсации, вольные и невольные (Williams, 1996), которые могут помогать или затруднять проведение коррекции. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА Когда аутизм был впервые идентифицирован в 1943 году, он считался "редким нарушением" (Kanner, 1943). В 1966 году Лотгер опубликовал первый официальный отчет о результатах эпидемиологического исследования детей с синдромом Каннера, проведенного в бывшем графстве Мидлсекс, которое показало распространенность этого нарушения между 3,0 и 43 на 10 000. С этого времени были проведено довольно много исследований распространенности аутизма, данные которых варьировались от 3,3 до 16,0 на 10 000 рождений. С 1971 по 1973 годы Л; Винг и Дж. Гоулд исследовали распространенность аутизма в Кэмбервелле и получили следующие данные: 22 ребенка аутистического спектра на 10 000. В 1993 гону Эхлерс и Гилберг опубликовали результаты своего исследования распространенности аутизма в Готтенбурге: 36 на 10000. В 1979 году Винг и Грулд определили распространенность аутизма среди детей с коэффициентом умственного развития менее 70 как 20 на 10000. Эхлерс и Гилберт изучали распространенность аутизма среди учащихся общеобразовательных школ с коэффициентом умственного развития 70 и выше (36 на 10.000). Кроме того, они же выявили еще детей с нарушениями социального взаимодействия, которые, однако, не проявляли полной симптоматики синдрома Аспергера: 35 на 10000. На основании результатов этих трех исследований Дж. Гоулд в интервью газете "Дэйли Мэйл" (16 августа 1998 г.) привела обобщенные данные распространенности аутизма: 91 на 10 000 (которые представляют собой сумму показателей трех вышеназванных исследований: 20 + 36 + 35 на 10000=91 на 10000), т.е. 9,1 на 1 000. Распространенность аутизма среди мальчиков гораздо выше, чем среди девочек -4:1. Эти данные вызывают вопросы, на которые трудно ответить: Действительно ли увеличивается распространенность аутизма, или же это отражение того, что все больше специалистов могут диагностировать аутизм? Если наблюдается действительное, увеличение случаев аутизма, то чем это вызвано? Существует несколько причин, которые могут служить объяснением этого явления: Д-р Бернард Римланд считает, что распространенность аутизма действительно растет, и выдвигает несколько гипотез, объясняющих это увеличение: 1. Увеличение применения антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний ушей и других подобных болезней; отиты довольно часты у маленьких детей, и традиционное учение - применение антибиотиков. Недавние исследования показали, что антибиотики при лечении ушных инфекционных заболеваний малоэффективны; более того, побочный эффект - дисбактериоз, и, как следствие, размножение Candida albicans, которце выделяют нейротоксины. Если ребенок какое-то время развивался нормально, а потом, после применения антибиотиков, медленно начал проявлять аутизм, нужно рассмотреть возможность того, что антибиотики вызвали пролиферацию Candida albicans. 2. Прививки. Наблюдается увеличение случаев, которые доказывают, что ребенок проявляет аутизм после получения обязательной вакцинации, особенно после АКДС, хотя и другие прививки нельзя исключить из факторов риска. 3. Загрязнение окружающей среды (Rimland, 1995 б). В Украине подобных исследований распространенности аутизма не проводилось. Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, "От отчаяния к надежде" планирует провести исследование распространенности аутизма в Донецкой области, в Украине. Предварительные данные свидетельствуют о том, что, в силу объективных причин (высокий уровень загрязнения окружающей среды, низкое качество питания, низкий уровень жизни и т.д.), эти показатели могут оказаться выше, чем приведенные в мировой статистике. АУТИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ
СЕНСОРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АНОМАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 7. По количеству сенсорных каналов, работающих одновременно ("много-канальный" и "моно"-прием). 8. По каналу или каналам, которые дефицитарны (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильность). 9. По интенсивности восприятия органами чувств (гипер-, гипо-, "белый шум", фрагментарность). 10. По постоянству восприятия ("в", "вне", "вход в/выход из"). 11. Приспособления и компенсации (вольные и невольные). РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА 5-91 на 10 000 (синдром Каннера: 5 на 10 000; нарушения аутистического спектра: 91 на 10 000).
Глава 3 Каковы причины аутизма? На этот вопрос очень трудно ответить. Со времен первого описания аутизма Каннером появились многочисленные теории, пытающиеся объяснить этиологию аутизма, однако, до сих пор причина (или причины) появления аутизма не известны. Единственное, что точно известно, это то, что психогенная теория происхождения аутизма (так называемая теория "холодной матери"), утверждающая, что аутизм вызывается холодной, враждебной окружающей ребенка обстановкой, популярная в 1950-60-х годах, абсолютно неверна. Бруно Беттелхейм, американский психиатр, автор книги "Пустая башня: Детский аутизм и рождение собственной личности" (1967) настаивал на том, что единственное лечение аутизма состоит в том, чтобы удалить детей от их родителей. Психогенная теория не объясняет, почему другие дети в семье развиваются нормально; более того, как показали исследования этих семей, родители аутичных детей любят своих детей не меньше, чем другие родители. Эта теория и вытекающий из нее способ лечения являлись, таким образом, двойным оскорблением родителей. Родители должны остерегаться тех специалистов, которые пытаются обвинить родителей в возникновении аутизма у их детей. Такие специалисты придерживаются устаревшей, и даже вредной, точки зрения на этиологию аутизма, и приносят еще больше страданий семьям, которые и так уже на грани отчаяния (Sullivan, 1987). К сожалению, в Украине многие специалисты придерживаются этой теории. В настоящее время наиболее правомерной считается биологическая теория, которая рассматривает аутизм как результат поражения или дисфункции центральной нервной системы (ЦНС) (DeMeyer, 1985; Anderson, Hoshino, 1987), которое вызывает аномальное развитие мозга, хотя вопрос о характере и причине (или причинах) мозгового расстройства вызывает противоречивые мнения. О<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.013 с.) |