ТОП 10:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА



Для того чтобы появились психосоматические расстройства, необходима, как минимум, информация о негативных событиях и другие описанные выше факторы. У только что родившегося мла­денца контакт с внешним миром существует благодаря органам чувств матери, с которой у него прочная симбиотическая связь. Поэтому любые отрицательные эмоции, потрясения, переживае­мые матерью, воспринимаются ребенком как ее частью. Ребенок может реагировать на беспокойство, тревогу, депрессию, отчаяние матери только изменением своего соматического здоровья. Даже недоношенные дети у матерей, переживающих материальные не­взгоды, предательство близких или болезнь родителей, отзывают­ся на них остановкой роста, стойкой потерей массы тела и неспо­собностью усваивать получаемое питание.

Психосоматические расстройства в раннем детском воз­расте разнообразны и иногда оказываются стойкими. Младенческая колика — приступы болей в животе, протекающие с сильными криками, плачем, двигательным беспокойством, вздутием живота и продолжающиеся минуты или часы. Привычные срыгивания — из­вержение небольшого количества пищи, поступившей во время кормления. Иногда сочетается с сосанием пальцев, нарушением сна, плаксивостью и т. д. Анорексия — отсутствие аппетита, нередко воз­никающее у особенно подвижных, раздражительных детей. Может быть избирательной и зависеть от того, кто кормит или из какой по­суды. Симптом пика — извращение аппетита, при котором дети стре­мятся употреблять в пищу несъедобные вещества: уголь, глину, крас­ку, землю, бумагу, штукатурку, сор или жевать белье, одежду.

Психосоматические расстройства у дошкольников и де­тей младшего школьного возраста. Головные боли, возникаю­щие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения. Лихорад­ка — приступы непродолжительного большого повышения темпе­ратуры тела (до 39—40 °С) или продолжительного, но незначительного (37—38 °С), не связанного ни с какими соматическими заболеваниями. Боли в животе — одно из наиболее частых рас­стройств, которым дети реагируют на неприятности. Они могут быть рецидивирующими, т. е. неоднократно повторяющимися в трудных ситуациях. Психогенная рвота, извержение пищи из же­лудка, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, от­вращением или страхом или постоянной реакцией на любые жиз­ненные трудности. Энурез, непроизвольное упускание мочи, так же как и энкопрез, непроизвольное выделение кала,— частые сомати­ческие проявления эмоциональных расстройств у детей.

Психосоматигеские расстройства подросткового возра­ста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отли­чающимися или свойственными преимущественно возрасту поло­вого созревания. Психигеская или нервная анорексия характеризу­ется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным примене­нием приемов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, прцем" средств, подавляющих аппетит или слабительных), искаже­нием образа своего тела, при котором допустимым для себя счита­ется лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей, приостановкой полового развития, если заболевание началось в начале пубертата. Личности этих бо­льных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочно­стью, рассуждательством, разносторонними интересами, активно­стью, большим чувством ответственности, а в отношениях с други­ми поверхностностью. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоя­тельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склон­ностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются фи­зическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия. Психигеская или нервная булимия, повторяющиеся приступы пере­едания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятель­ным расстройством. Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обиль­ные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсут­ствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чув­ством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоро­вья, переживанием своей уродливости или неполноценности, асте­нией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами 336

смерти, снижением настроения, повышенной раздраженностью. Вегетососудистые дистопии — состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гиперто­ническому типу наблюдаются повышенное артериальное дав­ление, постоянная или приступообразная головная боль с тошно­той, рвотой, наступающими при переутомлении, обмороки, голо­вокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки способны к самостоятельным решениям, нетерпеливы, возбудимы, раздра­жительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактив­ной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе ле­чения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Д и с т о ни я по гипотоническому типу характеризует­ся сниженным артериальным давлением, интенсивными и продол­жительными головными болями, наиболее выраженными во вто­рой половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене поло­жения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в облас­ти сердца. Больные неуверенны в себе, ранимы, зависимы, чувст­вительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.

Этиология.Как уже было сказано, в происхождении психосо­матического расстройства принимают участие многие факторы.

1. Острый или хронический стресс. Сюда относятся недоста­точно защищающее, а иногда и вовсе неадекватное семейное вос­питание, раннее покидание семьи, лишение матери, воспитание посторонними людьми, неоднократное помещение в стационары, трения в общении с соучениками, непонимание педагогами и вос­питателями, несоответствие способностей школьным программам, трудные отношения с переживающими нестабильную обстановку родителями, влияние асоциальных сверстников, столкновение с преступными элементами и др. Одно объяснение механизма дей­ствия стресса использует только психосоциальные факторы: по­давление или сдерживание гнева к окружающим или направлен­ность его на самого себя обычно при низкой самооценке. Дру­гое — для понимания стресса анализирует взаимоотношения стрессора и индивида на фоне конкретной социальной ситуации, учитывая при этом защитные механизмы личности (механизм совладания) и организма (нервные и гуморальные).

2. Накопление эмоционального напряжения. Бесчисленные сле­ды интеллектуальных, аффективных, сенсорных раздражителей создают эмоциональный фон, который не всегда осознается и в одних случаях благополучно разряжается, а в других приводит к накоплению негативных эмоций. Последнее происходит у людей с нейродинамическими нарушениями, приводящими к застою эмоциональных возбуждений в лимбической системе как функцио­нального, так и органического генеза.

Ъ. Генетигеские факторы. Среди родственников больных, страдающих психосоматическими заболеваниями, 60—70% болеют этими же расстройствами.

4. Факторы предрасположения. Переживание кризисных ситуа­ций (наводнений, землетрясений), которые оказываются непере­носимыми для личности.

5. Преморбидные особенности лигности. У одних больных пре­обладает повышенная тревожность, которую невозможно выра­зить словами и получить облегчение (алекситимия); у дру­гих — самоуверенность, агрессивность, нетерпимость, постоянная нехватка времени, неустанная борьба за максимальные достиже­ния в той или иной области, сверхпреданность работе; у треть­их — боязливость, впечатлительность, напряженность с неспособ­ностью разрядиться, повышенная ответственность, низкий уровень самоуважения, плохая переносимость фрустраций.

-4 6: Неблагоприятная микросоциальная среда. Семья психосома­тического больного характеризуется запутанностью социальных ролей, сверхзащитой, ригидностью в своем поведении, неумением разрешать конфликты.

7. Неблагоприятное психигеское состояние в момент действия стрессора. Например, отсутствие социальной поддержки, беспо­мощность.

8. Большая субъективная знагимость стрессора. Например, чрезмерное переживание ребенком даже кратковременного отсут­ствия матери на фоне его постоянного опасения лишиться роди­тельницы.

Таким образом, для возникновения психосоматической пато­логии необходимы помимо стресса генетическая предрасположен­ность к той или иной форме болезни адаптации (язве желудка, ги­пертонии, бронхиальной астме, нейродермиту и т. д.), нейродина-мические сдвиги, способствующие накоплению эмоционального напряжения, особенности личности, неблагоприятная микросоци­альная среда, психическое состояние в момент действия стрессора, благоприятствующее его патогенному воздействию, и большая субъективная значимость стрессора.

Лечение.Проводится медикаментозными препаратами тем специалистом, который имеет наибольшие знания в соответствую­щих болезнях — терапевтом, гинекологом, дерматологом и т. д., но обязательно с участием психолога и психотерапевта. Психолог вы­полняет диагностические задачи, изучая личность и отдельные психические проявления больного. Он также должен оценить се­мейную ситуацию, в которой живет больной, и проанализировать его место в коллективе сверстников. Все это станет материалом

для выработки психотерапевтом наилучшего терапевтического подхода к личности, семье и более широкому окружению.

Профилактика и раннее распознавание.Для ребенка и по­дростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических рас­стройств в том случае, если биологическая сопротивляемость орга­низма и социально-психологическая защита личности окажутся не­состоятельными. Такими ситуациями могут стать неадекватное вос­питание, развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллек­тивом сверстников и др. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлеж­ности, безопасности и цели в жизни. В таком положении оказывают­ся дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие закрытые детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллективы сверстников или место жительства, прожи­вающие с больными или психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.

С целью профилактики психосоматических расстройств необ­ходимо распознать неблагоприятные ситуации, в которых сущест­вует, ребенок, и пытаться помочь семье и ребенку исправить ее. На предупреждение развития психосоматических заболеваний на­правлено раннее выявление детей и подростков с признаками хро­нической тревожности. Тревожность старшими детьми субъектив­но воспринимается как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших можно отметить различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость, не­усидчивость и двигательное беспокойство. Наряду с этим у таких детей наблюдаются: 1) преневротические явления: нарушения сна, тики, сосание пальцев, навязчивости, беспричинный плач; 2) вегетодистонические явления: головокружения, головные боли, серд­цебиения, нарушения ритма дыхания, обмороки повторные боли в животе; 3) соматические явления: булимия, повышенная жажда, повторная рвота, ожирение, лихорадка неясного происхождения, кожный зуд и т. д.

В прошлом у этих детей отмечаются эпизоды психосоматиче­ских реакций: под влиянием неблагоприятных обстоятельств по­являются головная боль, энурез, боль в животе, рвота, неприят­ные ощущения в груди.

Психологическое исследование, выявляющее повышенный уровень тревожности, способно подтвердить наличие риска забо­левания или даже впервые поставить вопрос об этом. Методики, используемые для этой цели: 1. Личностный опросник Айзенков.

2. Личностный опросник Кеттелла.

3. Шкала'Спилбергера.

4. Цветовой тест Люшера.

5. Специальный метод незаконченных предложений.

6. Опросник детской тревожности Рейнольдса.

7. Опросник детской тревожности Клинединста.

8. Тест Коппитц.

9. Рисунок семьи.

Обладая материалами наблюдений и исследований, составляют комплексную программу предупреждения развития психосомати­ческих расстройств.

Коррекционно-педагогические меры.Воспитатели и педа-гоги, имея вышеизложенную информацию о детях повышенного риска, создают максимально благоприятные условия для нормали­зации их эмоционального состояния. Для ребенка создается опти­мальная учебная программа, улаживаются при необходимости от­ношения со сверстниками, проводится работа с семьей. Наличие у дет'йй выраженных психосоматических болезней требует консуль­тации у врачей и поддержки психотерапевта.

] Тест для самостоятельной работы

1. Психосоматическое расстройство — это:

а) расстройство функций органов и систем, в происхождении ко­торых ведущая роль принадлежит психотравмирующим факто­рам;

б) истерическое расстройство;

в) ипохондрический синдром.

2. Причина психосоматических расстройств — это:

а) отягощенная наследственность;

б) эмоциональный стресс;

в) сочетание многих факторов, ведущий — психическая травма.

3. Психосоматическая реакция—это:

а) переживание больным своей хронической болезни или инва­лидности;

б) соматическая симптоматика у нервного или психического боль­ного;

в) кратковременное психогенное расстройство соматических фун­кций.

4. Психосоматическая ситуация — это:

а) кратковременное психогенное расстройство соматических фун­кций;

б) переживание больным своей хронической болезни или инва­лидности;

в) ипохондрический синдром.

5. Психосоматические расстройства сердечно-сосудистой систе­мы — это:

а) язвенная болезнь желудка, спастический колит;

б) коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь;

в) «замирания» в области сердца, учащенное сердцебиение.

6. Психосоматические расстройства пищевого поведения — это:

а) язвенная болезнь желудка, спастический колит;

б) психическая анорексия, психическая булимия;

в) предпочтение одних видов пищи перед другими.

7. Психосоматические расстройства кожи — это:

а) сифилис;

б) нейродермит;

в) побледнение или покраснение кожи.

8. Психосоматические расстройства желудочно-кишечного трак­та — это:

а) тошнота;

б) дизентерия;

в) язвенная болезнь желудка, спастический колит.

9. Соматизация — это:

а) преобладание соматовегетативных проявлений при нервно-пси­хических расстройствах;

б) кратковременное психогенное расстройство соматических фун­кций;

в) психическое расстройство соматогенного происхождения.

10. Ипохондрия — это:

а) убежденность больного в наличии у него серьезного заболева­ния;

б) истерическое расстройство;

в) придумывание отсутствующего заболевания.

СП Рекомендуемая литература

Антропов Ю. Ф., Шевгенко Ю. С. Психосоматические расстройства и пато­логические привычные действия у детей и подростков.— М.: ИИП, 1999.

ГарбузовВ.И. Практическая психотерапия.— СПб.: Сфера, 1994.

Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей.— СПб.: Питер, 2000.

Коркина М. В., Цивильно М. А., Мартов В. В. Нервная анорексия.— М.: Ме­дицина, 1986.

Коркина М. В., Лакосина Н. Д., ЛигкоА.Е. Психиатрия.—М.: Медицина, 1995.

Психиатрия, психосоматика, психотерапия/ Под ред. К. П. Кискера и др.- М.: Алтейа, 1999.

Психическое здоровье детей и подростков/ Под ред. И. В. Дубровиной.— Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Глава 25







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.012 с.)