Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наследственные факторы, лежащие в основеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ИЛИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ В происхождении целого ряда заболеваний и нарушений психического развития участвуют наследственные причины. При болезнях генетического происхождения гены продуцируют аномальные ферменты, белки, внутриклеточные образования и т. д., из-за чего в организме нарушается обмен веществ и, как следствие, может возникнуть то или иное психическое расстройство. Само наличие отклонений в наследственной информации, передаваемой родителями детям, обычно для возникновения болезни или отклонения в развитии недостаточно. Опасность появления заболевания, связанного с наследственным предрасположением, как правило, зависит от неблагоприятных социальных воздействий, которые могут «запустить» предрасполагающий фактор, реализуя его патогенное действие. Знание специальными психологами и педагогами этого факта позволит им, например, лучше оценивать вероятность появления психических расстройств у детей, имеющих родителей, страдающих психическими расстройствами или умственной отсталостью. Создание таким детям благоприятных жизненных условий может либо предупредить, либо смягчить клинические проявления психических отклонений. Здесь приводятся некоторые наследственные синдромы психических нарушений, которые развиваются при определенных хромосомных или генетических, а иногда и при неизвестных нам условиях. Синдром ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла). При этом синдроме одна из длинных ветвей Х-хромосомы ближе к концу сужается, на ней имеется пробел и отдельные фрагменты либо обнаруживаются небольшие выступы. Все это выявляется при культивации клеток со специфическими добавками, в которых имеется недостаток фолатов. Частота синдрома среди умственно отсталых 1,9—5,9%, среди умственно отсталых мальчиков — 8—10%. У одной трети гетерозиготных носительниц женщин имеется также интеллектуальный дефект. У 7% умственно отсталых девочек имеется хрупкая Х-хромосома. Частота этого заболевания во всей популяции 0,01% (1:1000). Синдром Клайнфельтера (XXY). При этом синдроме у лиц мужского пола имеется дополнительная Х-хромосома. Частота синдрома — 1 на 850 новорожденных мужского пола и 1—2,5% у больных с легкой степенью умственной отсталости. При этом синдроме может быть несколько Х-хромосом, и чем их больше, тем глубже умственная отсталость. Описано сочетание синдрома Клайнфельтера с наличием у больного хрупкой Х-хромосомы. Синдром Шерешевского - Тернера (моносомия X). Состояние определяется единственной Х-хромосомой. Этот синдром встречается у 1 из 2200 рождающихся девочек. Среди умственно отсталых— у 1 из 1500 лиц женского пола. Синдром трисомии хромосомы 21 (болезнь Дауна). Этот синдром — самая частая хромосомная патология человека. При ней имеет место лишняя 21-я хромосома. Частота среди новорожденных 1: 650, в популяции — 1:4000. Среди больных умственной отсталостью это самая частая форма, она составляет около 10%. Фенилкетонурия. Синдром связан с наследственным, генетически передающимся недостатком фермента, контролирующего переход фенилаланина в тирозин. Накапливающийся в крови фенилаланин становится причиной умственной отсталости у 1 из 10000 новорожденных. В населении число больных — 1:5000—6000. Больные фенилкетонурией составляют 5,7% умственно отсталых, обращающихся за помощью в генетическую консультацию. Синдром «лицо эльфа» — наследственно генетически передающаяся гиперкальциемия. В популяции он встречается с частотой 1: 25 000, а на приеме в генетической консультации это самая частая форма после болезни Дауна и фенилкетонурии (почти 1% обращающихся детей). Туберозный склероз. Это наследственное системное (опухолевидное поражение кожи и нервной системы) заболевание, связанное с мутантным геном. В популяции этот синдром встречается с частотой 1:20 000. На приеме в генетической консультации такие больные составляют 1% всех обращающихся больных. Нередко встречается у глубоко умственно отсталых больных. Алкогольная энцефалопатия. Фетальный алкогольный синдром, обусловленный алкоголизмом родителей, составляет 8% всех случаев умственной отсталости. При злоупотреблении алкоголем и курением во время беременности повышается частота внутриутробных и перинатальных смертей, недоношенности, асфиксии в родах и увеличивается заболеваемость и смертность детей в ранние годы жизни. Алкоголь интенсивно действует на клеточные мембраны, на процессы клеточного деления и синтеза ДНК нервных клеток. В первые недели после зачатия он приводит к грубым порокам развития ЦНС и к умственной отсталости. После 10-й недели беременности алкоголь вызывает клеточную дезорганизацию и нарушает дальнейшее развитие ЦНС. Позже алкоголь нарушает у плода мозговой обмен веществ и нейрогенные влияния на эндокринную систему, что вызывает эндокринные расстройства, в частности нарушения роста. Выраженность синдрома зависит от тяжести материнского алкоголизма и срока воздействия алкоголя на плод. Тест для самостоятельной работы: 1. Эмоциональный стресс может быть причиной: а) психогенного нарушения психики; б) эндогенного нарушения психики; в) 'любых психических нарушений; г) никаких психических нарушений. 2. Эустресс — это: а) синдром, способствующий сохранению здоровья; б) вредоносный или неприятный синдром; в) психогенный синдром. 3. Дистресс — это: а) синдром, способствующий сохранению здоровья; б) вредоносный или неприятный синдром; в) соматогенный синдром. 4. Психогенная этиология— это: а) этиологический фактор, связанный с трудной житейской ситуацией; б) этиологический фактор, связанный с неблагоприятной наследственностью; в) этиологический фактор, обусловленный соматическим заболеванием. 5. Соматогенная этиология — это: а) этиологический фактор, связанный с неблагоприятной наследственностью; б) этиологический фактор, связанный с трудной житейской ситуацией; в) этиологический фактор, обусловленный соматическим заболеванием. 6. Экзогенно-органическая этиология — это: а) этиологический фактор, связанный с трудной житейской ситуацией; б) этиологический фактор, обусловленный соматическим заболеванием; в) этиологический фактор, обусловленный мозговыми инфекционными болезнями или травматическими поражениями мозга. 7. Эндогенная этиология — это: а) этиологический фактор, связанный с неблагоприятной наследственностью и реализовавшийся под влиянием экзогенного (внешнего) воздействия; б) этиологический фактор, обусловленный мозговыми инфекционными болезнями или травматическими поражениями мозга; в) этиологический фактор, обусловленный соматическим заболеванием. 8. Генетическая (наследственная) этиология — это: а), этиологический фактор, связанный с неблагоприятной наследственностью и реализовавшийся под влиянием экзогенного (внешнего) воздействия; б) этиологический фактор, связанный с передачей заболевания по наследству; в) этиологический фактор, обусловленный мозговыми инфекционными болезнями или травматическими поражениями мозга. 9. Хромосомальная этиология — это: а) этиологический фактор, связанный с передачей заболевания по наследству; б) этиологический фактор, обусловленный нарушением структуры хромосом; в) этиологический фактор, связанный с неблагоприятной наследственностью и реализовавшийся под влиянием экзогенного (внешнего) воздействия. 10. Генная этиология — это: а) этиологический фактор, обусловленный нарушением структуры хромосом; б) этиологический фактор, связанный с передачей заболевания по наследству; в) этиологический фактор, связанный с мутацией гена. 11. Эмбриопатия — это: а) этиологический фактор, связанный с мутацией гена; б) этиологический фактор, обусловленный внутриутробным поражением плода; в) этиологический фактор, связанный с родовой травмой. Рекомендуемая литература Веселое Н. Г. Социальная педиатрия.- СПб.: СПбГПМА, 1996. ЖурбаЛ. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.— М.: Медицина, 1981. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л.: Медицина, 1982. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей.— Л.: Медицина, 1986. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей.— СПб.: Питер, 2000. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.— Киев: Вища школа, 1987. КесельманЛ. Е. Социальные координаты наркотизма.— СПб.: РАН, 1999. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1995. Кокс Т. Стресс.- М.: Медицина, 1981. КорктаМ.В., Лакосина Н. Д., ЛигкоА.Е. Психиатрия.—М.: Медицина, 1995. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.— М.: Академический проект, 2000. Лангмейер И., Матейгек 3. Психигеская депривация в детском возрасте.— Прага.: Авиценум, 1984. Марковская И. Ф. Задержка психического развития.— М., 1995. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст.- М., 1997. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах слуха и зрения.— М., 1987. Менделевиг В. Д. Психиатрическая пропедевтика.— М.: Медицина, 1997. Мнухин С. С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей/ Труды ЛПМИ. Т. 51. Ред. С. С. Мнухин - Л., 1968. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие.- СПб.: СПБГУ, 1999. Психогигиена детей и подростков/ Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гёльни-ца. — М.: Медицина, 1985. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/Под ред. К. С. Робсона — М.: Медицина, 1999. Руководство по психиатрии/ Под ред. Г. В. Морозова. В 2 т.— М.: Медицина, 1988. Глава 6 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ Психопатология детского возраста для изучения получаемых данных, оценки динамики и обобщения их с целью составления прогноза и формулирования рекомендаций по терапевтическому вмешательству и коррекционным педагогическим мерам использует свои методы. Описательный метод. Основной задачей этого метода является наблюдение и описание проявлений здоровой и больной психики у детей и подростков. В задачу входит не только констатация Tgx явлений, которые «лежат на поверхности», но и проникновение в суть глубинных процессов. Полученные факты должны быть названы научным (психиатрическим) языком, увязаны в причинно-следственные отношения и систематизированы в рамках существующих представлений о психической норме и патологии. В процессе описания психопатологических феноменов (симптомов и синдромов) следует проявлять объективность и до окончания изучения больного не пытаться их трактовать с позиций предполагаемого диагноза. Так, например, выявленная сниженная активность ребенка будет описана различно в зависимости от поспешной оценки этого психопатологического симптома либо как проявления органического психосиндрома, либо как симптома шизофрении. К ошибочным заключениям может привести использование при описании больного таких специфических терминов, как «истерический, неадекватный, манерный, демонстративный» и др. Эти термины так тесно связаны в представлениях специалистов с определенными состояниями и болезнями, что после появления их в описании клинической картины другие диагнозы будут отвергаться. Особенность описания больного может оказаться в зависимости от теоретической ориентации специалиста. Феномены, выявленные одним специалистом, будут настойчиво интерпретироваться с позиций их якобы явной связи с биологическими процессами, тогда как те же самые симптомы будут пониматься другим как проявление личностных особенностей. Естественно, диагностические заключения в этих двух случаях окажутся тенденциозными и различными. Понимание. Посредством этого метода оцениваются переживания больного. Понимание основано на вычленении духовного содержания при анализе мотивов поведения. Оно также тесно свя- зано с эмпатией (вчувствованием, сопереживанием), со способностью войти в положение изучаемого ребенка или подростка. Гарантией правильного понимания больного может быть только тесная взаимосвязь между специалистом и пациентом. Экспериментальный психопатологический метод. Этот метод использует объективные, оцениваемые количественно общие закономерности. Экспериментальная психопатология применяет и психологические, и биологические методы. Нейробиологические методы. По существу это исследования мозга. Будучи медицинской наукой, психиатрия употребляет те методы, которые могут выявить соматические (биологические) основы психических заболеваний. В случае обнаружения расстройств мозговой деятельности для адекватной терапии придется включить в программу лечения соответствующие назначения. Примером могут быть органические повреждения в раннем детском возрасте, соматогенные психические расстройства, эпилептический синдром при каком-либо неврологическом заболевании (например, при энцефалите или его последствиях). К числу нейрофизиологических методов относятся изучение биоэлектрической активности мозга (электроэнцефалография), регистрация особенностей кровоснабжения мозга (реоэнцефалография), исследование мозга с помощью ультразвука (эхоэнцефалография). Для изучения ЦНС используют рентгенографию костей черепа, пневмоэнцефалографию (рентгенографию мозговых желудочков и других образований мозга после введения в них для контраста воздуха), ангиографию (рентгенографию сосудов мозга после введения в них контрастного вещества), компьютерную томографию головы (послойное автоматизированное рентгенографическое исследование тканей мозга), позитронно-эмиссионую томографию (основанную на изучении обмена веществ в разных отделах мозга при введении химических веществ, меченных изотопами). Фармакологические методы исследования применяются, например, для выявления чувствительности к определенным веществам (седуксену, дексаметазону) с целью уточнения неявно выраженной симптоматики и назначения более эффективного лечения (например, при тревоге, депрессии). Психонейроэндокринология изучает взаимодействие некоторых структур мозга с эндокринными железами с целью выявления патогенеза тех или иных заболеваний. Для уточнения диагноза используются клинические лабораторные исследования спинномозговой жидкости (для выявления сифилитического поражения ЦНС, энцефалитов другого происхождения, опухолей головного мозга), крови, мочи и других жидкостей организма (с целью выявления соматических заболеваний, которые могут быть причиной психических расстройств). Генетические методы. С целью оценки предрасположенности к определенным психическим заболеваниям (шизофрении, аффективным психозам и др.) давно используется изучение генеалогического древа, близнецов и усыновленных детей больных родителей. В настоящее время еще исследуются хромосомы и гены. Оказалось, в частности, что в формировании психических заболеваний принимают участие помимо генетического материала и многие другие факторы (гетерогения). Эти последние могут вызываться внешними воздействиями или возникать в организме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.014 с.) |